Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
статья

Зеленцова Екатерина Владимировна

И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_matematicheskih_sposobnostey.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Формирование элементаpных математических способностей направлено на развитие важнейшей cоставляющей личности ребенка – его интеллекта и интеллектуально - творческих способностей.  

И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. 

Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Обучение математике  не должно быть скучным занятием. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то не интересное, даже если взрослые настаивают. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.  

Вопрос формирования и развития математических способностей ребенка напрямую связан с вопросом формирования и развития его познавательных способностей. Б.П.

Никитин отмечает, что «при этом, большое внимание следует уделять таким условиям развития способностей, как раннее начало; создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее; организация максимального напряжения сил в процессе этой деятельности, достижение потолка возможностей; обеспечение свободы в выборе деятельности; помощь взрослых. Ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху. Только их совокупность даст определенные результаты».

Однако, не смотря на большое количество работ по данной теме, проблема развития математических способностей дошкольников еще далека от завершения. 

Какие же способности в дошкольном возрасте можно отнести к математическим?

Многие родители думают, что заниматься развитием математических способностей детей в дошкольном возрасте еще рано. И подразумевают под этим понятием некие специальные способности, позволяющие детям оперировать большими числами, или увлеченность формулами и алгоритмами.

Другая крайность – считать ребенка способным к математике, если он рано научился считать и даже отвечать на вопросы, сколько будет 2+3…

В первом случае способности путают с природной одаренностью, а в другом – радующий результат может не иметь никакого отношения к математике. Возможно, ребенку пришелся по душе ритм счета или запомнились образы цифр в арифметическом примере.

Чтобы развеять подобное заблуждение, важно прояснить, какие способности называют математическими.

И так что же такое математические способности? Математические способности – это особенности протекания мыслительного процесса с выраженностью анализа и синтеза, быстрого абстрагирования и обобщения применительно к математическому материалу.

Среди наиболее важных компонентов математических способностей выделяются:

- специфическая способность к обобщению математического материала;

- способность к пространственным представлениям;

- способность к отвлеченному мышлению .

Некоторые исследователи выделяют также в качестве самостоятельного компонента математических способностей математическую память на схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним. Говоря о математических способностях ,как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений.

Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей.

Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям.

Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение математических способностей. Под математическими способностями понимаются индивидуально-психологические свойства личности, определяющие успешность усвоения и продуктивность выполнения данной личностью мыслительных действий, необходимых для решения математических задач. Классификация математических способностей может быть представлена совокупностью компонентов, дифференцированных в соответствии с этапами мыслительной деятельности в ходе освоения, накопления и переработки информации.

Математические способности дошкольников включают следующие компоненты:

- умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы;

- способность раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;

- умение совершать мыслительные операции (решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию, например, продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);

- наличие творческих способностей: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

- хорошая наглядно - образная, словесно-логическая и эмоциональная память;

- способность к обобщению и абстракции, наличие пространственных представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);

- внимание, наблюдательность;

- способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;

- умение описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ .

Изучая литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при развитии математических способностей можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. Так как ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по развитию простейших математических понятий, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и совершают открытия. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. При проведении занятий использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи–шутки.  В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечаются  простейшие математические отношения. Задачи-шутки – это заинтересованные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным.  Например, такие игры как  «Найди такой же предмет»,  «Сложи квадрат», «Каждую фигуру на своё место»,  «Подбери по форме», «Какой формы?», «Почини коврик».

В каждой игре воспитатель ставит конкретную задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь, освоить счет. Игровая задача иногда заложено в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов, величины и количества.

 Используя различные формы в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет М 2002.

2. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой М 1987. 3. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш.Пед. учебных заведений М.: Изд. Центр «Академия», 2005.

3. Математика от трех до семи / Учебное метадическое пособие для воспитателей детских садов. – М 2001.

4. Радугин А. А. Психология и педагогика - Москва, 2000 г. Сорокина А. И Дидактические игры в детском саду. – М 2003.

5. Сухомлинский В. А. О воспитании М 1985. 15. Тихоморова Л. Ф Развитие логического мышления детей. – СП 2004. 16.

6. Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений дошкольников", - М.6 Просвещение 1980г. стр.37-40.

7 .Сербина,Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1982.

8 .Столяр,А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. –М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

Рекомендации  для  использования в  работе  по  математическому  развитию  детей  дошкольного  возраста...

Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"

В данной статье говорится о том,  как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника....

Презентация "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»

Опыт работы МДОБУ "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»«Детский сад №105 г. Орска»Подготовил старший воспитательДолгополова И.С....

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...

Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...