Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей 4-5 лет.
картотека (средняя группа)

ДАВЫДОВА ВЕРОНИКА ВИКТОРОВНА

Картотека дидактических игр

по экологическому воспитанию для детей 4-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

по экологическому воспитанию для детей 4-5 лет.

 https://ibraimov.mektebim.kg/wp-content/uploads/sites/316/2021/04/0_99093_4c6d9a3e_orig-1467x1500.png

 

Экологическая игра «ГДЕ ЧТО ЗРЕЕТ?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его

листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья

одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений (например,

листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды

созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

Экологическая игра «С какой ветки детки?»

Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить

подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По

предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к

каждому листу соответствующий плод.

Экологическая игра «НАЙДИ ПАРУ»

Цель. Развивать у детей мышление, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все

листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках.

Педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с

тем деревом, лист которого держит в руках.

Экологическая игра «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»

Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать

зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают

только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или

прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.

Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин,

лимон, груша, ананас и т.д.

Экологическая игра «Когда это бывает?»

Цель: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова

показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий

людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с

изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Экологическая игра «ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои

мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки

разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на

деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют

свой выбор.

Экологическая игра «ДА ИЛИ НЕТ».

Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и

отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?

А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -

Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?

Экологическая игра «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ»

Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать

творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду

мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки,

жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают

зонтики, поднимают воротники).

Экологическая игра «ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, РЫБЫ»

Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь

предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по

кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя

нельзя).

Экологическая игра «ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»

Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает

загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.

Экологическая игра «НАСЕКОМЫЕ»

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мяч

соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит

из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч,

следующий отвечает: «Комар» и т.д. По окончании круга ведущий называет

«Прыгающее насекомое» и игра продолжается.

Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые

Экологическая игра «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ»

Цель. Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по

описанию.

Экологическая игра «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из

играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы

(той, которую указал воспитатель).

Экологическая игра «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ»

(с мячом)

Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен

быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не

бывает); капель летом (не бывает).

Экологическая игра «ПРИДУМАЙ САМ»

 (Вариант 1)

Цель. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры. Предложить детям опорные слова: осень, листопад, зима, снег, снежинки.

Попросить детей придумать предложения из 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший

предложение, получает фишку.

(Вариант 2)

Ход игры. Воспитатель назначает ведущего и задаёт тему: «Времена года», «Одежда»,

«Цветы», «Лес». Ребёнок придумывает слова и говорит их всем остальным, например:

«Цветы, насекомые, раскрылись». Дети должны придумать как можно больше

предложений, чтобы в них звучали эти слова.

Экологическая игра «КТО  ГДЕ ЖИВЁТ»

Цель. Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники).

Ход игры. Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок – «лисой».

«Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» -

«белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно

выполняет задание.

Экологическая игра «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА»

(Вариант 1).

Цель. Упражнять в классификации предметов.

Ход игры. Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию.

Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк,

мак».

(Вариант 2)

Ход игры. Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок

и передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч

первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та

команда, которая последней назвала цветы.

Экологическая игра «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном

выборе слов.

Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу,

потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало

нового.

Экологическая игра «КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»

Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и

переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных

признаках времён года.

Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное

время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки

времени года.

Экологическая игра «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

(растения)

Цель. Закреплять знания о многообразии растений.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть

культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку:

дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши.

Например: берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т.д.

Экологическая игра «ВЕРШКИ – КОРЕШКИ»

Цель: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры: Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы

обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут

корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный

круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения

обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки:

лук, петрушка и т.д.

Экологическая игра с мячом «ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА»

Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание,

мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры:

(Вариант 1)

 Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы,

например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На

слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

(Вариан 2)

 Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен

назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» -

обитателя рек, морей, озер и океанов.

Экологическая игра «УГАДАЙ, ЧТО В МЕШОЧКЕ?»

Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по

характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла,

помидор, слива, яблоко, груша и д.р.

Ход игры: Вы знаете, игру «Чудесный мешочек»? играть мы будем сегодня по-иному.

Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а

ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

Экологическая игра «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что

дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их

знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или

существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ

существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Экологическая игра «ВЫБЕРИ НУЖНОЕ»

Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое –

либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов,

которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика.

Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

Экологическая игра «СЛОЖИ ЖИВОТНОЕ»

Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее

типичных признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Ход игры: Один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части.

Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей

сложить изображение животного, но без образца.

Экологическая игра «ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?»

Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка,

металлический колокольчик, ключ и т.д.

Ход игры: Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из

чего сделан каждый предмет.

Экологическая игра «УГАДАЙ – КА»

Цель: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с

изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель

загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

Экологическая игра «СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ»

Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных

грибов.

Ход игры: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель

загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного

гриба в корзинку

Экологическая игра «ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный

цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять

красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ход игры:

(Вариант 1)

 На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы.

Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок,

соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

(Вариант 2)

 Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать

выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Экологическая игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью

(шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная

спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина,

квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по

прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца,

гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Экологическая игра «ПОЛЕЗНЫЕ – НЕПОЛЕЗНЫЕ»

Цель: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

Ход игры: На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши

и т.д.

Неполезные:  чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Экологическаяигра «ЧТО Я ЗА ЗВЕРЬ?»

Цель: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Ход игры: В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе

есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и

ждет, пока его не пригласят.

Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут

изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать?

прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех

пор, пока игрок не отгадает зверя.

Экологическая игра «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с

изображениями  мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло,

гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок

должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у

себя, показав карточку воспитателю.

Экологическая игра «ЛЕТАЕТ, ПЛАВАЕТ, БЕГАЕТ»

Цель: закреплять знания об объектах живой природы.

Ход игры: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети

должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове

«зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» -

имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Экологическая игра «БЕРЕГИ ПРИРОДУ»

Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц,

зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети

должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле

не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными

животными, с человеком, с растениями и т.д.

Экологическая игра «ЦЕПОЧКА»

Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Ход игры: У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой

или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый

ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не

повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт

орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Экологическая игра «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ ИЗ ЛЕСА ИСЧЕЗЛИ…»

Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы

пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и

животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Экологическая игра «ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ»

Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру.

Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка,

напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора

отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка

показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке

прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками.

(Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой

рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке,

путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и

движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама

тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали

капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают

руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не

брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Экологическая игра «Я ЗНАЮ»

Цель: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель

бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы,

растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий

зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч

воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Экологическая игра «ЧТО ЭТО ТАКОЕ»

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры: Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает

перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет,

если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое,

хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на

крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей старшего возраста

В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мы...

«Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста»

     В методической разработке представлены игровые комплексы. В разработке показана специфика проведения дидактической игры. Преимущество данной картотеки состоит в том, что она...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологическому воспитаниюдля детей старшего дошкольного возраста       Живая природа «Прилетели птицы»Задача: ут...