Консультация «Как знакомить дошкольников с родным городом?»
консультация (старшая группа)

Чухарева Татьяна Дмитриевна

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Как знакомить дошкольников с родным городом?»

В.А.Сухомлинский  говорил:   "Красота родного  края - это  источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно, и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина".

Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных и патриотических чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны, тем более нам есть чем гордиться. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний. Наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения. В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучает особенности малой родины, ее культурные, трудовые и духовно - нравственные традиции. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно - наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Младшим детям надо показывать и объяснять, что все дома расположены на определенных улицах. Детский сад находится на одной улице, а дома, в которых живут дети, могут быть на другой улице. У каждой улице есть свое название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома и номер своей квартиры. Обращайте внимание детей на окружающую природу, благоустройство своего двора, рядом расположенные магазины, аптеку, почту, библиотеку.

Во время праздников нужно обращать внимание на то, как украшается город, какой он становится красивый.

Особое внимание следует уделять наблюдению за работой по благоустройству города. Обратить внимание детей на то, что весной подрезают деревья, сажают кустарники, цветы. Горожане хотят, чтобы их родной город был красивым, привлечь стоит и детей к этой работе. Необходимо объяснять, что фантики от конфет, обертки от мороженого бросать на землю нельзя, для этого существуют урны. Если все будут следить за чистотой, то наш город будет красивым и чистым. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Постепенно детей начинают знакомить с достопримечательностями города: памятниками, музеями, храмами. Во время них учить детей соблюдать правила поведения на улице, расширять знания детей о транспорте, больше обращать внимания на дома, подводя детей к тому, что многие здания построены очень давно, имеют историческую ценность и охраняются государством. Стоит познакомить детей с центральной улицей города.

Детей старшего возраста начинают знакомить с историей родного города: почему город возник именно на этом месте, объяснить его название и древних улиц, рассказать об основателе города, знакомят с флагом, гербом, гимном города.

Работу по знакомству дошкольников с родным городом и его достопримечательностями следует проводить в определенной последовательности, чтобы в ней были логика и постепенное усложнение. Например, это можно делать так:

1. История возникновения города.

2. История названия улиц города.

3. Здания города : можно начать с того, что в городе много разных по назначению зданий - жилые дома, детские сады, школы, магазины, театры, музеи. Рассмотрите наиболее красивые здания города - это может быть вокзал, старинный особняк, Следует рассказать детям об особых зданиях – храмах, церквях, так как во всех древних городах России – это исторические памятники, памятники искусства.

4. Рассказать детям о людях прославивших город, о том, как увековечена память о них. Организовать поездку к обелиску, пройтись по Парку Победы, а потом посетить краеведческий музей.

5. Обязательно познакомьте детей с местами отдыха жителей города: начинать свой рассказ следует с того, что жители города работают на разных предприятиях, но в выходные дни они отдыхают. И в городе много мест, где это можно сделать. Сначала предложить детям назвать эти места, а потом организовать беседы, экскурсии, прогулки. Посетите кинотеатры, драмтеатр, зоопарк. Самым сложным в работе по знакомству с городом является составление рассказов, так как их приходится составлять самим. Они должны быть не очень сложными и в тоже время понятными для детей.

Знакомя детей с родным краем, нельзя ограничиваться только показом его особенностей, у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой прекрасной страны России, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет не выполнена. Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, он - часть всей страны, здесь, как и повсюду в стране люди трудятся. Они соблюдают трудовые и боевые традиции: празднуют знаменательные даты, чтят память погибших. В родном краю живут люди разных национальностей, здесь, как и повсюду в стране, берегут и охраняют природу. Читайте детям книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. И еще хотелось бы напомнить о значимости личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомим дошкольников с родным городом"

Материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей. Он помогает правильно организовать знакомство детей с родным городом. С чего следует начать знакомство и как его постепенно усложнять....

Консультация по ознакомлению дошкольников с родным краем

Консультация составлена на основе теоретического и практического материалов. Предназначена для проведения старшим воспитателем, заместителем заведующего по методической работе с воспитателями ДОУ. В м...

Консультация для воспитателей «Как знакомить дошкольников с родным городом».

В консультации показана вся система ознакомления дошкольников с родным городом....

Консультация "Как знакомить дошкольников с Великой Отечественной войной"

   Данная консультация  поможет  родителям грамотно подойти к вопросу ознакомления дошкольников с ВОВ.      Задачи консультации-     расши...