Применение элементов орф-педагогики в развитии музыкальных способностей детей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тритяк Галина Владимировна

Консультация для педагогов

«Применение элементов орф-педагогики

 в развитии музыкальных способностей детей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_primenenie_elementov_orf-pedagogiki.docx21.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Применение элементов орф-педагогики

 в развитии музыкальных способностей детей»

Орф-педагогикой называется особый подход к обучению детей музыке, а точнее к музыкальному развитию детей раннего возраста. Этот подход носит имя своего основателя — немецкого музыканта и композитора Карла Орфа (1895-1982).

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка.

Суть орф-педагогики заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении. Главным здесь является не создание музыкальных шедевров для слушателей, а сам творческий процесс, необходимый детям, возможность их самовыражения. Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие.

Двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них, умело направляемые и организуемые педагогом, позволяют практически решить один из “вечных” вопросов нашей музыкальной педагогики – обучение и воспитание через творчество. Детские импровизации на Орф-уроке являются коллективными. Именно эта их способность позволяет каждому ребёнку найти в ней своё место, независимо, от уровня его музыкальных способностей. Соединение музыки, слова и движения побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.

Данный подход подразумевает создание на занятиях особой атмосферы, способствующей развитию увлечённости, внутреннего комфорта, чувства закрепощенности. Один из способов создания такой атмосферы – широкое применение коммуникативно-двигательных игр, которые могут проходить как с музыкой, так и без неё. Эти игры психологические, побуждающие к совместным действиям, сближающие детей, устанавливающие тонкую психологическую связь, желание быть вместе. Дети учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.

Элементы орф-педагогики  направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Это:

Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок Орфа. У речи и у музыки 10 общих средств выразительности: динамика, темп, тембр, характер, регистр и т.д. В музыке, в отличии от речи есть своё только лад и гармония.
В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал Орф, стоит упражнение речевое.
Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.
У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов простые движения и должны составлять главную заботу педагога-музыканта, работающего с дошкольниками.

Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра – это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.

Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре. Самое первое представление о выразительности различных тембров они получают, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку, например “Теремок”.  Нужно выложить на столе шумовые инструменты, начать рассказывать сказку. Предложить детям подобрать для каждого персонажа инструмент. Договориться, кто какую партию будет играть. Можно сделать список “действующих персонажей”, например: теремок – ложки, тук-тук – деревянная коробочка или два кубика, мышка – треугольник, лягушка – бубен, зайка – ксилофон, волк – кастаньеты на ручке, медведь – барабан, теремок развалился – тутти.

Давайте подведём итог, чем же так хорош орф-подход и что он даёт для раннего развития ребёнка.

1) орф-подход имеет в своей основе элементарную музыку, понятную детям с самого раннего возраста, и поэтому помогающую развиваться дальше

2) орф-подход основан на игре, на импровизации, а значит даёт возможность ребёнку свободного творчества, выражения себя, одновременно учит фантазировать

3) орф-занятие построено на сочетании ритма, речи и движения, что играет ключевую роль в развитии речи ребёнка

4) орф-занятия помогают развивать и укреплять руки (плечо — барабан, локоть — ксилофон, кисть — фортепиано)

5) орф-подход помогает развивать в ребёнке эстетический вкус, образное мышление, чувство ритма, времени, пространства, учит работать в группе

Источник: http://sdetmi.livejournal.com/9909.html/ https://posidpo.ru/ispolzovanie-elementov-sistemyi-karla-orfa-v-razvitii-muzyikalnyih-sposobnostey-detey/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей

Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982) занимает важное место.«Шульверк. Музыка для детей» - обучение в действии. Шульверк – осо...

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей

Методика Карла Орфа закладывает большой потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности....

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольников посредством применения современных технологий»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки»...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Мастер-класс для педагогов   Тема: «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»....

Публикация в печатном сборнике «Аксиологические проблемы педагогики» Выпуск №12 Смоленск, Издательство СмолГу 2021. С.140 Статья "Педагогические условия развития музыкальных способностей детей 5-7 лет"

Публикация в печатном сборнике «Аксиологические проблемы педагогики» Выпуск №12 Смоленск, Издательство СмолГу 2021. С.140. Статья "Педагогические условия развития музыкальных способно...