ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
статья

Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В практику работу по математическому развитию дошкольников широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребёнком, в том числе и самостоятельную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_samostoyatelnost.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ

 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ  

 МАТЕМАТИКИ

Ненасытная человеческая любознательность,

 жажда умственной деятельности

и интерес к необычайному, курьезному,

а также привлекательность

 и сила педагогического воздействия,

присущие математическим задачам на смекалку,

обусловили их жизнеспособность.

Б. А. Кордемский

Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В практику работу по математическому развитию дошкольников широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребёнком, в том числе и самостоятельную деятельность.

Исследования психологов доказывают, что в дошкольном возрасте открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн). Рассматривая самостоятельность как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления образовательной программы действий без посторонней помощи.

Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2)  организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельная математическая деятельность детей рассматривается как компонент учебной деятельности, в которую ребенок переносит сформированный в результате целенаправленного обучения объем математических понятий, приобретенные практические и познавательные умения, и где он является самостоятельным субъектом данного образовательного процесса.

Предметно-развивающая среда группы, в которую вносится математическое содержание, должна способствовать развитию самооценки, самоконтроля, самоорганизации, самостоятельности, самопознания, самовыражения. Для этого в группе выделяется математическая зона, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели на становление контрольно-проверочных действий, на следование и чередование и др. 

Организация развивающей среды по математической деятельности должна способствовать проявлению инициативы, самостоятельности у дошкольников при выборе игрового материала или игры, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов и создавать условия для самостоятельной математической деятельности.

В своих работах З.А. Михайлова уделяла большое внимание развитию самостоятельности детей через логико-математические игры (проблемно-игровая технология З.А. Михайловой).

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Они могут, не отвлекаясь подолгу упражняться в преобразовании  фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу. В таких играх формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Занимательные математические игры воспитатель может успешно использовать и для организации самостоятельной деятельности детей. Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всем коллективом воспитанников, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.

 В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя  при этом творчество. Это активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые в разных видах деятельности в будущем.

Проблемно-игровая технология З.А. Михайловой – это технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, не ограничен в поисках практических действий, экспериментировании, общения по поводу хода развития ситуации, проявления интеллектуальных эмоций.

Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата  на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий.

Средства проблемно-игровой технологии:

  1. Занимательные логические и математические игры:
  • Настольно-печатные: «Цвет и форма», «Логический поезд» и др.;
  • игры на объемное моделирование: «Собирай-ка», «Тетрис» и др.;
  • игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Въетнамская игра» и др.;
  • игры из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Куб - хамелеон», «Уникуб» и др.;
  • игры на составление целого из частей: «Дроби», «Чудо - цветок» и др.;
  • игры – забавы: лабиринты (объемные) и др.

Методика освоения игр:

1 этап. Совместная деятельность воспитателя и ребёнка.

Взрослый играет с ребенком, побуждая его к активности и наблюдает за тем, как ребенок воспринимает сущность игры, владеет ли он действиями (сравнения, сосчитывания и др.)

2 этап. Совместная деятельность сверстников.

3 этап. Самодеятельность детей.

  1. Проблемные ситуации, вопросы

Компоненты проблемной ситуации: проблемные вопросы и занимательные задачи, задачи-шутки.

Методика обучения разрешению проблемной ситуации

  1. Создание проблемы;
  2. Предварительное решение проблемы;
  3. Гипотеза;
  4. Практическая проверка гипотезы;
  5. Коллективное обсуждение  сложившейся ситуации и путей ее решения.
  1. Логико-математические сюжетные игры (занятия)

Компоненты:

  1. Проблемные ситуации;
  2. Творческие задачи («Как нарисовать солнце, если наш карандаш умеет рисовать только квадраты»);
  3. Поисковая ситуация с элементами экспериментирования;
  4. Практическое исследование;
  5. Схематизация.

Методика организации проведения логико-математических сюжетных игр:

1 этап. В созданной предметно-игровой обстановке педагог сообщает основной сюжет (завязку).

2 этап. Развитие сюжета, дети активные участники.

3 этап. Подведение итогов:  Чем вы занимались? Что было самым интересным? Что не понравилось?

Обязательно наличие завязки сюжета, действующих лиц, следование сюжетной линии на протяжении всего занятия!

  1. Творческие задачи, вопросы и ситуации;
  2. Экспериментирование и исследовательская деятельность.

В самостоятельной деятельности дети активно используют дидактические игры, занимательный математический материал.

Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми. Занимательный математический материал:

  1. Развивает интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.
  2. Формирует базисные математические представления, речевые умения.
  3. Способствует развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), логического мышления.
  4. Развивает самостоятельность познания.
  5. Развивает творческую инициативу, находчивость

Библиографический список используемой литературы:

  1. Данилова В.В., Рихтерман, З.А. Михайлова. Обучение математики в детском саду [Текст]: практические семинарские и лабораторные занятия, Москва, 1998 год.
  2. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников, Москва, Просвещение, 1992 год.
  3. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста, СПб.: Детство – Пресс, 2008 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП средствами занимательной математики.

В современный период развития специальной педагогики, становится все более очевидным проблемы обучения и воспитания дошкольников с ДЦП. Большое значение в умственном развитии указанной  категории...

План работы с педагогами подготовительная группа Тема: Формирование самостоятельной детской деятельности средствами занимательной математики.

Предоставила слушателям материал по проведению родительского собрания в нетрадиционной форме, активного обучения родителей....

педагогический совет в ДОУ «Организация работы по формированию интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики»

Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко.Математика… Опять математика! Ча...

Формирование самостоятельности детей средствами занимательной математики.

Доклад: "Формирование самостоятельности детей средствами занимательной математики" в подготовительной группе...

Родительское собрание "Формирование математических представлений средствами занимательной математики"

Уважаемые родители!Познакомьтесь с тем, как можно  научить детей математическим  понятиям, используя разнообразный занимательный материал....

Статья "Формирование самостоятельности средствами занимательной математики"

Цель данной статьи- проследить за развитием самостоятельности в игровой деятельности, средством организации которой является занимательный игровой материал...