Особенности патриотического воспитания старших дошкольников
статья

Андрусенко Светлана Сергеевна

Особенности патриотического воспитания старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коровина Елена Владимировна

Андрусенко Светлана Сергеевна

Особенности гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников

           Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у детей любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль дошкольных образовательных учреждений в этом плане невозможно переоценить. К сожалению, в конце прошлого века патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания детей к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если педагог в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Задачами гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников являются:

-Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц). . Воспитание у старших дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

-Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у старших дошкольников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками. [5, с. 22-24] Решая задачи гражданско-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста); непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности. [5, c. 26] Рассматривая гражданско-патриотическое, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество - Природа - Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему. Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию - близость по общности происхождения, по непосредственному сходству. Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве.[4, c. 77] Конечно, трудно представить, чтобы человек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» - широкие поля, «голубые глаза» - ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь- неспешно текущие реки и т. д. Широко известна цитата А.Ф. Лосева, рассматривающего Родину как «интимно-интимно - внутреннее наше». Итак, одна из главных составляющих гражданско-патриотического воспитания - идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и похожести. [3, c. 60] На основе философских соображений следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос что следует воспитывать в процессе гражданско-патриотического воспитания, то есть, как назвать то, что мы собираемся воспитывать? Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» - сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане. Содержательно патриотические чувства: выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести; включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины; выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности. Сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране. Среди, прочих весьма эффективных средств воспитания, особо адекватна - символика. Скорее всего, основанием для этого убеждения является такая формула, что любят не за что-то, а вопреки всему. В воспитании патриотических чувств достаточно много суггестивного. В воспитании гражданско-патриотических чувств могут использоваться следующие группы символов: словесные (девиз, название, имя); предметные (знамя, форма, нагрудный знак); действенные (ритуалы); музыкальные (мелодии, сигналы); изобразительные (рисунки).[5, c. 134] Процесс воспитания гражданско-патриотических чувств у старших дошкольников должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение гражданско-патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. Для государственных образовательных учреждений совершенно понятно, что заказчиком гражданско-патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели в какой-то степени, понимая необходимость гражданственности и патриотизма как ценностей, обеспечивающих адаптацию, также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, чрезвычайно важно контекстное соответствие гражданско-патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения. [4, c. 12]

Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Гражданско-патриотическое воспитание детей - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.  Дошкольный период по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для гражданско-патриотического воспитания, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. [2, c. 3] Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности. Согласно теории, К. Маркса и Ф. Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю. В 60-70-е гг. XX века понимание гражданственности и патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. [5, c. 20] В Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации подчеркивается необходимость организации в образовательном учреждении специальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.[4, c. 2] Своеобразие проявления и особенности формирования гражданственности и патриотизма у старших дошкольников. Базовым этапом формирования у детей гражданственности и патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Поведенческий - выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте. Чувства играют определенную роль в гражданско-патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью. [2, c. 27] У дошкольников представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу 7-8 годам. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления гражданственности и патриотизма у старших дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд). В старшем дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для гражданско-патриотического воспитания. [5, c. 67]

Если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

Список используемой литературы

1. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». - М.: Республика, 1998.

 2. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков.- М.: Айрис-пресс, 2006.

3.. Волчкова А.А., Пищулин С.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. - М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.

4.Ефремова Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17. . Издательство: Школьная Пресса

5.Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М.: АРКТИ, 2003. . Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 52.

6. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. - 2003. - № 6. - С. 8-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание старших дошкольников

Статья посвящена вопросу воспитания любви к родному городу средствами музейной педагогики....

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА (КОНСУЛЬТАЦИЯ)

Нельзя выростить полноценную личность  без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано - в детскому саду,с привития любви к малой Родине - месту, где чело...

Статья на тему: "Особенности сенсорного воспитания старших дошкольников"

Дошкольный возраст считается исследователями периодом активного развития сенсорной сферы ребенка. Это возраст образных форм сознания и основные средства, которыми ребенок овладевает, являются образные...

Публичное выступление " Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края".

Опыт работы на  тему: "Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края"  был представлен Мариной А...

Доклад по патриотическому воспитанию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников»

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...