Программа дополнительного образования "Веселый оркестр
рабочая программа (старшая группа)

Тецкая Ирина Васильевна

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.

Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально – ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности, свободно владеют средствами общения со взрослыми и сверстниками, способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способны решать интеллектуальные и личностные задачи, имеют первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, овладеют необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ДС «ТЕРЕМОК» «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»    

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР»

Возраст обучающихся: 5-7лет

                                                     

                                                        Срок реализации 2 года

                                                                       Составитель :                                                    

                                                                         Тецкая Ирина Васильевна

                                                                          Музыкальный руководитель

                                                       

                                                         

                                            г. Новый Уренгой, 2022

     

                                      I. Пояснительная записка

Программа «Веселый оркестр» - программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности.

Направлена на: создание условий музыкального развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развитие мотивации личности ребенка к познанию, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Вопрос о включении детских музыкальных инструментов в сферу музыкального воспитания детей поднимался в нашей стране ещё в 30-е годы XX века. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой Т. Э. и др. Одной из интересных форм творческой работы с инструментами стала система детского музыкального воспитания Карла Орфа, которая нашла своё применение в музыкальной педагогической работе с дошкольниками Т.Э.Тютюнниковой.

Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остается трудной задачей. Такое положение объясняется отсутствием системного подхода в организации оркестров детских музыкальных инструментов, необходимого репертуара, инструментов, недостаточной готовности педагогов к работе в данной области.

Актуальность.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.

Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально – ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности, свободно владеют средствами общения со взрослыми и сверстниками, способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способны решать интеллектуальные и личностные задачи, имеют первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, овладеют необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.

При создании данной программы был обобщен опыт зарубежной и отечественной музыкальной педагогики, так же учитывались современные требования дошкольного образования в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами.

Новизна и отличительные особенности программы

Новизной и отличительной особенностью программы является использование принципа интеграции видов детской деятельности в процессе занятий: музыкальной, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

А так же программа предполагает использование информационных коммуникационных технологий: интернет ресурсы, CD и DVD диски с музыкой, мультимедиа.

Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умениями игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с детскими музыкальными шумовыми инструментами начинается в группах младше возраста. Программа рассчитана на детей старшей и подготовительной к школе групп детского сада.

Цели программы.

Целью обучения детей игре на ДМИ в кружке стало создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает благотворное

влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.

Задачи:

Обучающие:

  1. Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
  2. Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Знакомить детей с равномерной ритмической пульсацией и простейшим ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру на различных детских музыкальных инструментах.
  4. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
  5. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
  6. Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

Воспитательные:

  1. Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
  2. Направлять детей управлять своим поведением и планировать свои действия.
  3. Воспитывать творческую инициативу.
  4. Формировать сознательные отношения между детьми.
  5. Воспитывать чувство патриотизма, любовь, уважение к народным традициям, через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и игру на них.

Развивающие:

  1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
  2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
  3. Развивать мышление, аналитические способности.
  4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
  5. Способствовать координации        двигательных        функций        организма. 6.Развивать любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный

вкус.

Музыкальная основа программы: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных стилей и эпох, современная танцевальная музыка, отдельные современные детские песни.

Организация и проведение занятий

Данная программа по обучению игре на детских музыкальных инструментах предназначена для детей 5 – 7 лет. Срок реализации 2 года. Общее количество учебных часов – 64 (32 ч/год). Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой 8 – 15 детей  по 30 минут.

  1. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
  2. Формы занятий: практические занятия с изучением основ теоретических знаний.
  3. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
  4. Формы подведения итогов реализации программы: отчетный концерт. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на формирование и закрепление учебных умений.

                             Структура занятий

  1.  Подготовительная часть (речевое музицирование, ритмические игры, упражнения, направленные для развития чувства темпа, ритма, тембровых представлений.
  2. Познавательная часть (знакомство с музыкальными терминами и понятиями, нотной грамотой)
  3. Накопление репертуара (разучивание новых произведений и повторение старого материала).
  4. Индивидуальная работа (разучивание отдельных тем, партий с детьми, играющими на мелодических инструментах или игра небольшими группами по 2-3 человека).

Прогнозируемые результаты:

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

В        процессе        занятий        дошкольники        должны        овладеть        следующими        знаниями, умениями и навыками:

  • познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
  • воспроизводить ритмический рисунок стихотворного и музыкального текста.
  • уметь импровизировать темброво-динамические композиции.
  • уметь озвучивать стихи и сказки шумовыми инструментами и голосом.
  • овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки, колокольчики, бубенцы);
  • овладеть навыками ансамблевого исполнения;
  • понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.

Учебно-методическое обеспечение программы:

  • детские шумовые инструменты: бубны, погремушки, маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки;
  • звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны;
  • самодельные инструменты – шумовые и звуковысотные;
  • фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки;
  • дидактические игры, наглядные пособия, презентации-тренажеры.

Список используемой литературы:

  1. Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.
  2. Е.Н.Вишняк под редакцией Л.Аленичевой «Работа с детьми в подготовительной группе детской музыкальной школе».
  3. Девятова Т.Н «Звук- волшебник» (Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста) Москва
  4. Зимина А. Н. Мы играем, сочиняем  – М. ЮВЕНТА, 2002 г.
  5. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?
  6. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А «Левой-правой! Марши в детском саду.Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений»2002 г., серия «Ладушки»
  7. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Этот удивительный ритм». Композитор, Санкт-Петербург, 2005 г, серия «Ладушки»
  8. Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.- М., 1986 г.
  9. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.
  10. Певная И. Играй, наш оркестр.- М.: Музыка, 1983 г.
  11. Радынова О. П., Катинене А. И., Паловаидишвили М. Я. Музыкальное воспитаниедошкольников.- М., 1994 г.
  12. Радынова О. П., Катинене А. И., Паловаидишвили М. Я. Музыкальное воспитаниедошкольников.- М., 1994 г.
  13. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1968
  14. Трубникова М. И. Играем в оркестре по слуху . – М. 2000. 65- с.
  15. Тютюнникова        Т.Э.        Программа        «Элементарное        музицирование        с дошкольниками» – М.: АСТ, 1999 г.
  16. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа, Родничок 2001 г.
  17. Тютюнникова Т.Э «Бим! Бам! Бом!», изд. ЛОИРО, 2003 г.
  18. Методический комплект авторских пособий Тютюнниковой Т.Э.
  19. Каплунова И.М. «Наш весёлый оркестр» - «Невская нота» Санкт-Петербург, 2013 г.

Учебно - тематический план 1года обучения

Первый год обучения. Старшая группа

Цели и задачи 1 года:  развитие слуховых и телесных ощущений равномерной ритмической пульсации, формирование телесных ощущений выразительных средств музыки через движение и игру: музыкальных тембров (быстро – медленно); контрастной динамики (громко – тихо); контрастной звуковысотности (высоко – низко); контрастных ладов (мажор – минор).    Развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх с инструментами и предметами окружающего мира, использование их в озвучивании стихов и сказок.

 Формирование эмоционального восприятия, положительных ощущений от активного участия в музицировании.

Наименование тем

Наименование разделов

Количество часов

1. Пальчиковые игры.

  1. Ритмические игры.

  1. Речевой театр.

4 часа

(теория 1 час,

практика 3 часа)

2. Звучащие жесты.

  1. Ритмические формы

сопровождения к стихам и песням (хлопки, шлепки по коленям, притопы, щелчки)

  1. Самоаккомпонемент.

4 часа

(теория 1 час,

практика 3 часа)

4. Речевое музицирование.

  1. Ритмическая декламация стихов, потешек,

прозаического текста.

  1. Вокализация ритма.

4 часа

(теория 1 час,

практика 3часа)

5. Музыкально – дидактические игры.

  1. Игры с игрушками.

  1. Игры с картинками.

  1. Игры с предметами.

4 часа

(теория 1 час,

практика 3 часа)

6. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

  1. Стихи с движением.

  1. Вокально – двигательные разминки.

  1. Движение и активное слушание.

6 часов

(теория 1 час,

практика 5 часов)

7. Игра в оркестре, ансамбле.

  1. Ритм в музыкальных произведениях.

  1. Игра дуэтом, трио, каноном и т. д.

  1. Игра в оркестре, с использованием одинаковых и разных музыкальных

инструментов.

6 часов

(теория 1 час,

практика 5часов)

Всего 32 часа

Календарно-тематическое планирование (1 год обучения)

              Старшая       группа Сентябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1. Пальчиковые игры.

Текст проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной интонацией с

жестовым сопровождением. Дети

«Сорока –

сорока» р. н.п.

на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого,

подговаривая текст по желанию, в основном в самые любимые

моменты.

2. Звучащие жесты

Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем и т. д.

Игры с именами

3. Речевое

музицирование

Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.

Хлопаем в такт

«Сенокос»

4. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Надо двигаться друг за другом, никого не обгоняя и не отставая от других. Сигналом к смене

направления движения станет изменение громкости звучащей музыки.

Когда звучание музыки

прекратится, надо остановиться и сесть на корточки.

Дети двигаются друг за другом,

чередуя бег под быструю музыку и остановки. Скорость бега

регулируется темпом музыки.

Ходьба с

остановками

Бег с

остановками

5. Игра в оркестре, ансамбле.

Хлопаем, затем играем на палочках с постепенным ускорением темпа.

Сиртаки М. Теодоракис

Октябрь

Вид деятельности

Методические

Репертуар

рекомендации

1. Пальчиковые игры.

Развиваем мелкую

моторику. Подушечки правой (левой) руки прижать к столу.

Попеременно

постукивать ими по поверхности стола.

«Дождик»

2. Звучащие жесты

Разучить песню.

Использовать принцип

«Эхо», пропевая и отхлопывая ритм слов.

«Слово на ладошках» Е. Попляновой

3. Речевое

музицирование

Чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов. Методика проведения: педагог и дети читают стишок и воспроизводят

хлопками ритм.

«Помидоры»

«Яблонька»

Т. Ермолова

4. Музыкально – дидактические игры и упражнения.

Развивать у детей представление о ритме. Методика применения: педагог исполняет попевку, обращая

внимание на характер и четкий ритм., при повторном исполнении предлагается

прохлопать ритм руками, а затем

выложить брусочками ритмический рисунок песни.

Ритмические кубики Музыкальный

материал: песенки – попевки «Сорока» ,

«Андрей-воробей».

5. Игра в оркестре,

Разучиваем песню.

«Весёлый оркестр» Т.

ансамбле.

Принцип игры и пения

«эхо» (повтор за педагогом)

Сафонова

Ноябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1. Пальчиковые игры.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы и одновременно петь мелодию со словами.

«Сорока-сорока»

«Прятки» р. н.п.

2. Звучащие жесты

Дети здороваются

частями тела: ручками, ножками, щёчками, зубками, губками и носиком.

Игра «Здравствуйте»

3. Речевое

музицирование

Читать текст в ритме, сопровождая

движением. Развитие ритмичности,

координации движений и слова.

Хлопаем в такт

«Ай, ду-ду» р. н.п.

Педагог объясняет

детям, что нужно

внимательно слушать

музыку и двигаться так,

как она подсказывает.

Когда музыка

смолкнет, надо

остановиться,

выслушать команду.

Педагог меняет

4. Музыкально –

команды («Замереть»,

«Изобразить зверя

ритмические игры и

морского» и т. п.),

Чередование бега и

упражнения.

заставляя детей вни-

остановок

мательно слушать и

понимать их смысл.

Сиртаки М. Теодоракиса

5. Игра в оркестре, ансамбле.

Повторяем и

отрабатываем телесное ощущение ритма.

«Весёлый оркестр» Т. Сафоновой

Декабрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1. Пальчиковые игры.

Повторение игр. Изменить задание.

Выполнять упражнения,

проговаривая текст шёпотом и без текста.

«Дождик» «Прятки»

2. Звучащие жесты

Прислушиваясь к

музыке, играть громко и тихо, без показа взрослого.

«Тихие и громкие ладошки»

3. Речевое

музицирование

Читать текст в ритме, сопровождая

движением. Развитие ритмичности,

координации движений и слова.

«Сенокос» «Волк»

4. Музыкально – дидактические игры и упражнения.

Ребенок смотрит на ритмическую

карточку и хлопками, на металлофоне или шумовых

инструментах воспроизводит ритмический рисунок.

Игра «Сыграй-ка»

Знакомимся с

произведением.

Пытаемся ритмически

5. Игра в оркестре,

передать игру всех

Песня друзей из м/м

ансамбле.

героев.

«Бременские музыканты»

Г.Гладкова

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1. Пальчиковые игры.

Повторение игр. Выполнение упражнений по

одному, по двое и по трое.

«Прятки» «Очки»

2. Звучащие жесты

Игра –команда.

Использование

приёмов, развивающих внимание, реакцию.

«Прыг-скок по ладошке»

3. Речевое

музицирование

Повторять упражнения самостоятельно без показа взрослого.

«Ай, ду-ду», «Ты - мороз»

Совершенствование чувства метроритма у детей.

4. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Педагог говорит о том, что сегодня дети выступят в роли

кукольных

барабанщиков. А в роли барабанных

палочек выступят их собственные

указательные пальцы, которые будут

отбивать ритм каждого

«Палочки весёлые»

Мелодия русской

народной песни «Куры, гуси да индюшки», ритмически

адаптированная к

данному тексту. Слова попевки – М. А. Давыдовой.

куплета.

5. Игра в оркестре, ансамбле.

Используем любые шумовые и ударные инструменты, для отстукивание ритма.

Сиртаки М. Теодоракиса

«Песня друзей» Г. Гладкова

Февраль

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Образовать два кружка из больших и

указательных пальцев рук, соединив их.

1. Пальчиковые игры.

Оставшиеся 3 пальца выпрямлены, но не напряжены.

«Очки» «Сорока – сорока»

2. Звучащие жесты

Игра – приветствие. Ребёнок говорит своё имя, дети повторяют его, сопровождая речь хлопками.

«Моё имя»

3. Речевое

музицирование

Развивать внимание, чувство ритма,

координацию.

«Как на горке снег!»

Развивать чувство

ритма, дикцию детей,

умение делить слова на

слоги и выкладывать

его с помощью

4. Музыкально –

картинок.

дидактические игры и

Координировать слова с

упражнения.

действиями.

«Сложи словечко»

Сиртаки М. Теодоракиса

5. Игра в оркестре, ансамбле.

Пропеваем слова «про себя», а музицируем громко.

«Весёлый оркестр»

Т. Сафоновой

Март

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1. Пальчиковые игры.

Соединить все подушечки пальцев рук и движениями пальцев и запястья, раскачивать

кисть справа на лево и наоборот. Вправо-

пальцы разгибать, влево

– мягко соединять подушечки пальцев.

«Дождик» «Кисточка»

2. Звучащие жесты

Импровизационное отхлопывание ритма польки.

1 часть Полька М. Глинки

3. Речевое

музицирование

Развивать внимание, чувство ритма,

координацию.

«Тили – бом»

4. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Знакомство с новыми движениям рук –

«фонариками» в

сочетании с легкими подскоками.

«Цынцы – брынцы – бубенцы»

Русская народная

песня «Куры, гуси да индюшки». Слова попевки – М. А. Давыдовой.

5. Игра в оркестре, ансамбле.

Отрабатывает игру с паузами.

«Весёлые палочки» И. Туманян

Апрель

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1. Пальчиковые игры.

Повторить игры, выполнив их по показу ребёнка.

«Прятки», «Кисточка»

2. Звучащие жесты

Стихотворные фразы отстукиваются

кулачками, ладошками, шлепками и т. д.

«Молоточки» М. Андреевой

3. Речевое

музицирование

Развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм

стиха в звучащих

жестах и на деревянных палочках.

«Ай, ду – ду», «Тили бом»

4. Музыкально – дидактические игры и упражнения.

Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает

соответственное

количество карточек или кубиков.

Ритмические кубики

«Сложи словечко»

5. Игра в оркестре, ансамбле.

Мини концерт. Педагог предварительно даёт всем задание.

«Песенка друзей» Г. Гладков

«Весёлые палочки»

Май

Вид деятельности

Методические

Репертуар

рекомендации

1. Пальчиковые игры.

Ладонь руки вверх, сложить пальцы лодочкой.

Плавно двигать кисть руки влево, вправо.

«Качаем лодочку»

2. Звучащие жесты

Тактирование слов

«звучащими жестами»

Прыг - скок

3. Речевое

музицирование

Развивать умение воспроизводить ритм стиха в звучащих

жестах и на деревянных палочках.

«Волк», «Тук – тук»

4. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Движения выполняются в соответствии со

звучанием каждой части музыкальной пьесы: на тихую музыку -

движения на носках, на громкую - движения на пятках. Игра

сопровождается пением.

«Мама отдыхает»

5. Игра в оркестре, ансамбле.

Учимся правильно держать и извлекать звук из бубна.

«Звонкие бубны» И. Туманян

Второй год обучения. Подготовительная группа

Цели и задачи 2 года: формирование устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации, ощущения музыки как процесса. Артикуляционно – телесные и двигательные ощущения элементарных ритмических рисунков. Отделение ритма от слова. Игра простейших остинатных фигур («звучащие жесты»), как аккомпанементов к музыке. Звукоподражания на инструментах. Устойчивое формирование навыка игры базовой партитуры в двухдольном и трёхдольном размере. Свободные импровизации на инструментах, как звукоподражания явлениям природы. Импровизация движения, как спонтанного отклика на звучащую музыку. Структурно оформленные сольные импровизации на шумовых инструментах, на фоне звучащей музыки, игра в оркестре.

                                  Учебно – тематический план

Наименование тем

Наименование разделов

Количество часов

1. Пальчиковые игры

  1. Ритмические игры.

  1. Пальчиково – речевой театр.

5 часов

(теория -1 час,

практика – 4 часа)

3. Звучащие жесты

  1. Ритмические формы

сопровождения к стихам и песням (хлопки, шлепки по коленям, притопы, щелчки)

  1. Само аккомпанемент.

5 часов

(теория -1 час,

практика - 4 часа)

3. Речевое музицирование

  1. Ритмическая декламация стихов, потешек,

прозаического текста.

  1. Вокализация ритма.

5 часов

(теория - 1

часа, практика

-4 часа)

3. Музыкально – дидактические игры

1. Игры с игрушками.

5часов (теория

-1 час,

практика -4

  1. Игры с картинками.

  1. Игры с предметами.

часа)

4. Моделирование

элементов музыкального языка

Моделирование:

  1. Темпа

  1. Метра

  1. Размера

  1. Ритма

  1. Динамики

  1. Музыкальной формы

  1. Звуковысотное

5 часов

(теория- 1 час,

практика -4 часа)

5. Игра в оркестре, ансамбле

  1. Игра с применением элементов музыкального языка.

  1. Игра совместная, ансамблевая

  1. Игра на одинаковых и на разных музыкальных

инструментах.

6 часов

(теория- 1 час,

практика - 5 часов)

6. Импровизация

  1. Вокальные

  1. Танцевальные

  1. Инструментальные

  1. Синтетические

6 часов (теория

0 часов,

практика - 6 часов)

Всего 32 часа

Календарно - тематическое планирование (2 год обучения)

Подготовительная группа Сентябрь

Вид деятельности

Методические

рекомендации

Репертуар

Развивать моторику

больших пальцев.

Четыре пальца правой

руки (кроме большого)

сжать в кулак. Большой

палец поднять вверх и

выполнять круговые

движения (правой,

«Большой палец» р.

1. Пальчиковые игры.

потом левой)

н.п.

2. Звучащие жесты

Импровизационные движения руками под музыку.

«Туки – туки» муз. К. Ковалина

Развивать плавность

3. Речевое

музицирование

движений, чувство ритма, координацию движения и речи.

«Маляр»

Декламация всех текстов в различных темпах. От очень

медленного, до очень быстрого.

4. Моделирование элементов

музыкального языка

Исполнение любого движения. Медленно, быстро, умеренно, постепенно ускоряя и

Речевое и двигательное моделирование темпа

замедляя.

5. Игра в оркестре, ансамбле.

Добиваемся лёгкости в исполнении.

«Вальс – шутка» Д. Шостаковича

Октябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1. Пальчиковые игры.

На первую строчку постукивать кулачком правой руки по левой ладони,

на вторую то же движение, но сменить руки,

на третью ставить поочерёдно кулачёк на кулачёк,

на четвёртую поднять ладони, соединить

пальцы, изображая крышу дома

«Строим дом»

2. Речевое

музицирование

Развивать внимание,

координацию, чувство ритма.

«Едет мышка на ежах» р. н.п.

3. Моделирование элементов

музыкального языка

Частота символов (пульса) обозначает скорость движения. (быстро, умеренно, замедляя, ускоряя, медленно)

Графическое

моделирование темпа

4. Игра в оркестре, ансамбле.

Чередуем игру взрослого и детей.

Отрабатываем точность ударов.

Полька М. Глинки

5. Импровизация

Развиваем

инструментальную импровизацию.

«Детская симфония» И. Гайдна

Ноябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1. Звучащие жесты

Песенка – команда с проговариванием тематических цепочек на проигрыщ (лимон – апельсин, банан –

мандарин)

«Хлопай – топай» муз. С. Перкио

2. Речевое

музицирование

Развивать внимание, чувство ритма,

координацию.

«Котенька – коток» р. н.п.

3. Музыкально – дидактические игры

Дети слушают песню в записи или в

исполнении ребенка и отмечают ритмический рисунок игрой на

барабане.

«Барабанщики»

4. Моделирование элементов

музыкального языка

Развиваем «звучащие жесты», другие движения тела.

Двигательное метрирование

5. Игра в оркестре,

Отрабатываем одновременное

«Тамбурин» Рамо

ансамбле.

звучание «тутти»

Декабрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1. Пальчиковые игры.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то

же самое левой

«Оса», «Бабушка»

2. Звучащие жесты

Речевая поддержка ритма Импровизация в звучащих жестах в

песенке – приветствии.

Игра «Эхо» С. Сломивица

3. Моделирование элементов

музыкального языка

Учимся тактировать

«звучащими жестами»

Выкладываем

картинками размеры 2/4, ¾, 4/4.

Графическое метрирование. Тактирование.

4. Игра в оркестре, ансамбле.

Совмещаем движения и игру на палочках.

Марш Е. Марченко

5. Импровизация

Учимся танцевальным импровизациям

Норвежский танец Э. Грига

Январь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1. Звучащие жесты

Показ и сочинение

собственных жестов.

«Раз, два, три, ну-ка повтори»

2. Речевое

музицирование

Развитие слухового внимания, ритмичности.

«Фома и Тимошка»

3. Музыкально – дидактические игры

Вовлекать детей в музыкальную

деятельность, связан- ную с восприятием и воспроизведением

контрастных (громко, тихо) динамических оттенков музыки.

Развивать динамический слух, навыки

исполнения динамиче- ских оттенков,

внимание, слуховую

сосредоточенность, муз. вкус.

«Кто скорей?»

4. Игра в оркестре, ансамбле.

Импровизационная игра на инструментах.

Полька «Трик – трак» И. Штрауса

5. Импровизация

Учимся синтетическому жанру импровизации.

Турецкое рондо В. Моцарта

Февраль

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1. Пальчиковые игры.

Развиваем моторику указательных пальцев.

Покачиваем

указательными

пальцами правой и левой руки вправо и влево.

«Тики – так»

2. Звучащие жесты

Дети импровизируют жестами эпизоды рондо на фоне общего рефрена.

«Всяк играет и поёт»

3. Речевое

музицирование

Развитие ритмичности, координации,

внимания.

«Лиса по лесу ходила»

4. Моделирование элементов

музыкального языка

Чтобы лучше ощутить

ритмические отношения,

детям необходимо

«пропустить» их через свое тело.

Затем, можно предложить им

рисовать пиктограммы, основываясь на

соотношении

большой – длинный,

маленький – короткий.

Моделирование ритма (Длинные и короткие звуки)

5. Игра в оркестре, ансамбле.

Отрабатываем в игре трёхдольный размер, с акцентом на сильную первую долю.

«Аннушка.Чешская полька»

Март

Вид деятельности

Методические

Репертуар

рекомендации

1. Звучащие жесты

Ритмические разминки с включением шестнадцатых длительностей.

«Колючие слова» Е. Попляновой

2. Речевое

музицирование

Закреплять слуховые представления о

равномерной

пульсации, о долгих и коротких звуках.

Использование звучащих жестов и шумовых

инструментов.

«На стене часы висели» И. Михайлова

3. Музыкально – дидактические игры

Водящий достаёт картинки с

музыкальными инструментами и портретами

композиторов, игрокам надо находить их у

себя на карточках и закрывать. Цель игры - собрать полный горизонтальный ряд, причем, чем больше рядов вы соберете, тем лучше. Кто соберет 3 горизонтальных ряда, тот и выиграл!

Игра «лото»

4. Моделирование элементов

музыкального языка

Подражая голосам

животных и птиц, дети знакомятся с

контрастными

регистрами звучания. Глиссандируя голосом вверх, вниз (качели,

Звуковысотное моделирование

(речевое, графическое, пространственное)

горка),

дети изучают выразительные

возможности регистров своего голоса.

5. Игра в оркестре, ансамбле

Учимся играть и дирижировать.

Итальянская полька С. Рахманинова

Апрель

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1. Пальчиковые игры.

Учимся сочетать слова и жесты.

«Пчёлки», «Червячки»

2. Речевое

музицирование

Воспроизведение синкопы с

ритмослогами, и на фоне метрического пульса в 2-х дольном размере.

Декламация стиха со звучащими жестами и с музыкальными

инструментами.

«Стало теплее»

«Апрель»

3. Моделирование элементов

музыкального языка

Моделирование голосом, движением тела, рукой в воздухе усиление и затихание звука.

Динамическое моделирование

(речевое, двигательное, пространственное)

4. Импровизация

Танцевальная импровизация

Танец Анитры Э. Грига

Май

Вид деятельности

Методические

Репертуар

рекомендации

1. Звучащие жесты

Ритмические разминки с включением синкопы и пунктирного ритма.

Песенка – зарядка «В огороде поспевают»

2. Речевое

музицирование

Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого

воображения. Развитие внимания и чувства ритма, менять характер движения в соответствии с изменением ритма

музыки.

«Едем на тележке»

3. Музыкально – дидактические игры

Свободное и осмысленное

исполнение мимики и пластики для создания игрового

оригинального образа.

Придумать свой

неповторимый «звон» бубенчиков, выложив их ритмический

рисунок.

«Дирижёр»

«Бубенчики»

4. Моделирование элементов

музыкального языка

Знакомство с двухчастной,

трёхчастной и формой рондо.

Моделирование

музыкальной формы.

5. Игра в оркестре, ансамбле

Сочиняем игру друг для друга.

«Юмореска» А. Дворжак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр», составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм...

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Детский оркестр" для детей 5-7 лет Автор - составитель музыкальный руководитель Колесова Елена Николаевна.

Программа  "Детский  оркестр" расчитана на  детей  старшего  дошкольного  возраста, имеющих  уже  первоначальные навыки  и  умения  игры  на...

Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР» для детей 6-7 лет

Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальныхинструментах  « ВЕСЁЛЫЙ  ОРКЕСТР»для детей 6-7 лет...

"Ребячий оркестр" (программа дополнительного образования)

Методологической основой программы является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. Суть идеи Карла Орфа – познани...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Оркестр Карла Орфа»

В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов.  В особенности плодот...