статья Православная культура и её роль в развитии личности дошкольников.
статья (средняя группа)

Кириллова Дарья Сергеевна

Статья определяет влияние православной культуры на духовно-нравственное развитие личности дошкольников. В основе  данного процесса формируется нравственное здоровье ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Православная культура19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Православная культура и её роль в развитии личности дошкольников.

МБДОУ № 80 «АИСТ» г. Ульяновск воспитатель первой квалификационной категории Д.С. Кириллова.

Аннотация. Статья определяет влияние православной культуры на духовно-нравственное развитие личности дошкольника. В основе данного процесса    формируется нравственное здоровье ребёнка, происходит передача системы православных ценностей.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, православные духовные ценности, православная культура, православное мировоззрение.

         Определяя влияние православной культуры на процесс духовно нравственного и социального развития личности ребёнка – дошкольника, необходимо учитывать тот факт, что именно православие являлось   для российского общества тем культурообразующим элементом, которое сыграло   исключительную роль в жизнеустройстве нашего общества и государства. Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно, нравственно, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш прагматический век.

Без понимания сущности православия и идеалов Святой Руси, несводимых к чистой церковности и образцам древней русской святости, нельзя понять всю духовно-нравственную сферу русского народа. Многие элементы духовности возникли еще до принятия Христианства, а православие венчало и упрочило древнее мировоззрение русского народа, придав ему более утонченный и возвышенный характер.

 По канонам православного миропонимания, человек должен стремиться к совершению благих дел. Не совершивший при жизни добра умирает не только телом, но и душой, поэтому пагубен не только грех, но и отсутствие добрых дел. Не формальное следование закону и оправдание земных страстей, плодоносящих зло, а постоянное стремление к добру, к высшему благу, к всеобщей победе благодати и добра составляют ценностное ядро русской духовности. Стремление к добру, истине, справедливости, пронизывают произведения устного народного творчества, духовные стихи, которые выполняли функции образования и в информационном, и нравственном отношении.

 За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эстетический потенциал - лишать современного человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять. Православная культура - это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева, и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство - богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, - традиции которого живы до сих пор.

 Ценности православного мира   утверждались   в таких социальных институтах как: семье, образовании, армии, государстве. Мировоззрение русского человека было неотделимо от восприятия мира, созданного Творцом. Основными целями православного воспитания подрастающего поколения   являются формирование духовно-нравственного здоровья детей, передача им ценностей семейной, религиозной жизни.

В 1993 г. впервые была разработана "Концепция православного дошкольного воспитания", которая сыграла свою конструктивную роль в развитии системы православно-ориентированных дошкольных учреждений. На базе этих концептуальных положений разрабатывается содержание и методика воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Как указывают А.Я. Данилюк с соавторами, главным результатом духовно-нравственного воспитания детей на основе православной культуры должно стать усвоение ребенком вечных православных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремление его к добру и неприятию зла.

В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванного в этот мир. Православные ценности – это, прежде всего, качества человеческой души, которые много веков были присущи русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: это любовь к Богу, любовь к Отечеству, любовь к ближнему во всех ее проявлениях.

В православии велико значение учения о добродетелях, характеризующих духовно-нравственные качества личности. Само понятие «добродетели» указывает на деятельную форму усвоения добра («добродеять» - делать добро) – в противоположность лишь знанию о добре. Главные православные добродетели: вера, надежда, любовь, а также милосердие, великодушие, терпение, незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание.

 Воспитание детей на основе православных ценностей способствует формированию у них целостного исторического сознания, более полного осмысления исторических событий, религиозных духовно-нравственных мотивов патриотизма. Православное воспитание учит детей любви к Родине, формирует способность и готовность защищать свою страну, и, если будет необходимо, отдать за нее жизнь. Такой пример нам показывает вся история России, ее герои, святые, князи, цари и простой народ, в тяжелых условиях прошедшие через испытания, но отстоявшие как государство, так и православную веру, русскую культуру и традиции.

 Вся российская дореволюционная педагогика, а также советская образовательная школа, исходила из положения необходимости всестороннего развития ребёнка, приобщении детей не только к миру знаний, науки, но и к миру прекрасного, к воспитанию нравственной чистоты, телесного и духовного возрастания.  С раннего возраста закладывались духовные ценности- православные добродетели, о чём, конечно в советское время не афишировалось, но тем не менее неуклонно выполнялось, через знакомство с русской классической литературой, народным творчеством (баснями, сказками, песнями). В душе ребёнка закладывались понимания добрых и честных поступков, через игру, общение формировались терпение, отзывчивость, милосердие, сострадание.

Цель православной педагогики, пишет в своей книге Киркос Р.Ю.
«Православное воспитание детей дошкольного возраста»  – помочь человеку восстановить в себе подобие Божие, утраченное в грехопадении. Западная же система (прежде латинская, а теперь проамериканская) имеет лозунг: знание ради знаний и материального благополучия. Мудрый родитель, имеющий веру жизненным ориентиром, к вере будет направлять и чадо свое. Эту истинную систему координат ребенок должен научиться видеть, чувствовать, жить в ней, кем бы он потом ни был: ученым, художником, рабочим, монахом. Анализируя с дошкольниками прочитанные рассказы, стихи, просмотренные мультфильмы, воспитатель учит детей понимать с малых лет нормы нравственного поведения, не оставлять без внимания плохие поступки своих воспитанников.

Замечательный проповедник, святой  Иоанн Кронштадтский говорил, о том, что нельзя  оставлять  детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и не вразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст.

Очевидно, что ошибки воспитания в дошкольный период ребенка могут проявиться в самом близком будущем, а родители могут так и не понять, почему ребенок стал вдруг раздражительным, замкнутым, агрессивным, отвергнутым коллективом детей. Причина может быть все та же – он оказался не адаптированным, не готовым к так называемой социальной жизни. Не меньшая опасность – вырастить эгоиста, этакого «маменькиного сыночка», которому никто не станет потакать так, как вы это делали дома, и тогда он может оказаться практически одиноким, отвергнутым коллективом детей.

 Современная православная педагогика исходит их того, что необходимо:

- учить детей избегать зла, зависти, довольствоваться тем, что имеешь. Уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе;

- формировать интерес к изучению Православия, открывать им путь к духовному совершенствованию и познанию православной культуры;

- формировать навыки подготовки и празднования совместно с родителями православных календарных праздников;

- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности.

Общая задача духовно-нравственного религиозного воспитания детей состоит в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, духовные запросы у детей, дать им окрепнуть и созреть. Этой главной задаче духовно-нравственного воспитания должны быть подчинены все остальные.

Список литературы:

  1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. - 256с.
  2. Година Г.Н. Нравственность и воспитание. - М.: Спарк. - 2011. - 289с.
  3. Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос. - 2008. - 289с.
  4. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с.
  5. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010. - 109с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль православной культуры в духовно - нравственном развитии личности дошкольников.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...

Статья для воспитателей "Игра как основной метод развития личности дошкольника"

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их ...

Статья: "Дошкольная педагогика и ее роль в развитии личности"

Когда мы говорим о педагогике, то сразу почему-то представляем себе строгую школьную учительницу в очках и с  указкой в руках или седого университетского профессора, вещающего о премудростях восп...

Тема педагогического опыта «Православная культура и её роль в развитии личности старших дошкольников»

Дошкольное детство - очень важный и сложный период жизни. Именно в этот период закладываются основы личности. То, что недодали в этом возрасте, потом очень трудно, а порой и невозможно наверстат...

Выступление на городском семинаре"УПРАВЛЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА"

Одна из важнейших проблем совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду в настоящее время создание системы управления процессом развития личности ребенка. Формирование личности ребе...

Статья "Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника"

В статье раскрывается значение музыкального воспитания в становлении личности ребёнка-дошкольника. Идёт речь о том, как мир музыки помогает  развивать музыкальные способности ребёнка, учит творит...

Статья: «Роль педагога в формировании и развитии личности дошкольника»

Аннотация: в данной статье автор делает попытку рассмотреть вопрос о роли воспитателя в формировании и развитии личности дошкольника. Произведен анализ литературных источников в области исследований л...