ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ (ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ) В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
статья

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли во все сферы жизни человека, в частности в систему дошкольного образования. Основной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и связаны на информационном уровне все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети и их родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kireeva_folomeeva.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.013.32

RAR

Киреева Кристина Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ Детский сад №121,

Рязань, kireevakristina05@gmail.com

Фоломеева Виктория Алексеевна

Воспитатель, МБДОУ Детский сад №121,

Рязань, folomeeva_1999@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ (ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ) В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Аннотация. Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли во все сферы жизни человека, в частности в систему дошкольного образования. Основной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и связаны на информационном уровне все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети и их родители.

Ключевые слова: ИКТ, дошкольное образование, педагогика, технология, информация, система образования, наука, дошкольное учреждение, современность, развитие, детский сад.

        Проблема использования информационно-коммуникационных технологий уже в течении длительного времени является одной из наиболее актуальных и изучаемых в области педагогики и психологии.

Современный мир невозможно себе представить без информационно-коммуникационных технологий. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования. Информационно коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – это умение самостоятельно приобретать новые знания.

ИКТ представляют собой комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей [2].

                Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе – это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникационных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом [4].

        Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

        Так, можно выделить следующие направления развития ИКТ:

  1. использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации;
  2. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний;
  3. ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы;
  4. ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.

Формы использования ИКТ многообразны. В нашей работы мы выделяем следующие:

  1.  подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек;
  2. подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
  3. оформление групповой документации, отчетов;
  4. создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Также, в программе Power Point можно создавать дидактические игры. Для этого необходимо: в первую очередь разработать понятные для дошкольников правила и захватывающий сюжет игры, сделать конспект с описанием алгоритма действий или создать интеллект-карту (показать все действия со стрелками, сделать мигающие значки, выделение, увеличение размера объекта. Это поможет сфокусировать внимание ребенка на нужном объекте и запомнить порядок действий), определить цель и учебные задачи игры, определить действия дошкольника в игре, направленной на разгадывание проблемы, установить игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего), показать дошкольникам выполнение задания (как делать). Ребенку, который хорошо усвоил правила игры и желающему повторить игру нужно предоставить возможность перейти на стартовый слайд;
  5. использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
  6. использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
  7. обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
  8. для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами я пользуюсь форумами в сетевых педагогических сообществах;
  9. для повышения квалификации. Мы используем дистанционное обучение.

Это основные формы использования ИКТ в нашей работе. В реальности у каждого педагога данные список форм может быть совершенно разнообразным.

Психологические особенности восприятия детей раннего дошкольного возраста определяют методики подачи материала [3]. Восприятие носит предметный характер, именно поэтому в своей работе педагоги сопровождают образовательный содержательный компонент наглядным, демонстрационным и раздаточным материалом. Демонстрация презентационных материалов при помощи ИКТ повышает эффективность восприятия в несколько раз. Просмотр видеоматериала, прослушивание аудиозаписей, ознакомление с окружающим миром посредством презентаций мотивируют воспитанников к изучению нового материала, активизируют их познавательную деятельность, формируют устойчивую положительную мотивацию, что в дальнейшем ляжет в основу успешного обучения в школе.

Таким образом, информационные технологии создают необходимый уровень качества вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Но важно помнить, что ИКТ могут решить далеко не все задачи, стоящие перед дошкольным образовательным учреждением. Несомненно, в современном мире ИКТ является важным и многофункциональным средством, которое позволяют внести в каждого ребенка определенный запас знаний и создать условия для проявления его познавательной активности.

В заключение хотелось бы отметить, что в детском саду возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность воспитателя с детьми имеет свою специфику: она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звука и видеозаписи. Все это может дать нам компьютерная техника с ее мультимедийные возможности [2].

ИКТ являются многофункциональным механизмом современного образовательного процесса, одновременно выступая формой, методом и средством при решении образовательных задач. Более того, ИКТ – это еще и инструмент, способствующий самообразованию и самосовершенствованию педагогов. Освоение данного ресурса представляется увлекательным многоуровневым процессом, поскольку сфера IT представляется наиболее динамично развивающейся системой настоящего десятилетия и открывает широкие возможности для творческого замысла, воплощения авторских методов и технологий в современную образовательную практику. Активно используя ИКТ в работе педагог не только делает образовательный процесс эффективным и увлекательным, самосовершенствуется и развивается сам, но и помогает родителям в поиске точек соприкосновения с собственным ребенком [5].

Однако, как бы ни был позитивен, огромный потенциал информации и коммуникационные технологии, они не могут и не должны заменить живое общение воспитателя и ребенка, ребенка и родителей, родителей и воспитателя.

Список литературы:

  1. Белинова Н. В. Особенности использования ИКТ в дошкольном образовании / Н. В. Белинова // Журнал «Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»» 2015 с. 1-2.
  2. Бондаренко А. А. ИКТ в организации работы ДОУ / А. А. Бондаренко // Журнал «Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»» 2016 с. 439 – 440.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1999. - 383 с.
  4. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьярков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 1998 г.
  5. Добикова Т. И. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий / Т. И. Добикова // Журнал «Проблемы педагогики» 2015 с. 1-4.
  6. Комаров Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании .- М., Мозаика-Синтез, 2011. - С.128.

Kireeva Kristina Anatolievna

Educator, preschool №121

Ryazan, kireevakristina05@gmail.com

Folomeeva Victoria Alekseevna

Educator, preschool №121

Ryazan, folomeeva_1999@mail.ru

USE OF ICT (INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES) IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION.

Annotation. The development of modern society is inextricably linked with scientific and technological progress. Information and communication technologies have firmly entered into all spheres of human life, in particular, into the system of preschool education. The main goal of introducing information and communication technologies (ICT) is to create a single information space of an educational institution, a system in which all participants in the educational process are involved and connected at the information level: administration, teachers, children and their parents.

Key words: ICT, preschool education, pedagogy, technology, information, education system, science, preschool institution, modernity, development, kindergarten.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологии в системе дошкольного образования.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в пед...

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Роль информационно-коммуникационных технологий в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

В условиях современного образования вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДОО является очень актуальным....

Компьютерные технологии в системе дошкольного образования

Статья Компьютерные технологии в системе дошкольного образования...

«Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста» Круглый стол

Материал адресован начинающим  воспитателям для использования в  работе с дошкольниками по развитию речи....

Консультация: "Инновациионные технологии в системе дошкольного образования"

quot;инновацционные технологии в системе ошкольного образования"...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА

laquo;Здоровый ребенок рождаетсяс множеством творческих потенциалов.В процессе семейного воспитания,обучения, потенциалы не только реализуются,но и подчас блокируются под влиянием страха».Профе...