Использование современных педагогических технологии в системе дошкольного образования.
статья (старшая группа) на тему

Галеева Эльвира Рустамовна

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_ines_portal.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование современных  педагогических   технологии в системе дошкольного  образования. 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

За последние годы педагогическая наука обогатилась новыми понятиями и терминами, заимствованными из других областей знаний. К такому понятию относится понятие «педагогической технологии».

Практически все современные ученые, занимающиеся исследованием эффективности внедрения педагогических технологий в образовательный и воспитательный процессы, отмечают, что каждая педагогическая технология должна обладать рядом характеристик (признаков, качеств), которые будут свидетельствовать о том, что используется именно технология, а не набор отдельных методов и приемов. Каждую педагогическую технологию характеризуют:

- концептуальность (в основе каждой технологии лежит ее научная концепция, включающая философское, психологическое, социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей);

  • содержательность (набор определенных действий обязателен в рамках данной технологии);
  • управляемость (возможность диагностического планирования, проектирования образовательного процесса, варьирование средствами и методами для коррекции результатов, опора на структуру деятельности);
  • ситуативность (теоретические основы технологии представляют собой общую схему, которая не может быть реализована в чистом виде, она должна быть адаптирована к конкретному учебно-воспитательному процессу.

По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

- Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

- Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

- Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса деятельности , поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

- Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Вся педагогическая деятельность дошкольного учреждения имеет свою специфику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навыков), а на  всестороннее развитие и воспитание детей. Следовательно, применительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.).

Современные педагогические технологии применяемые в образовательных учреждениях  детских садах  представляют собой   выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с окружающим его  миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта.

Таким образом, если при применении педагогических технологий в ДОУ педагогу удастся повысить резерв развития ребенка. Для педагога, который научился работать на технологическом уровне, главным ориентиром всегда будет саморазвитие ребенка, потому что образовательное учреждение должно формировать у человека главную потребность — потребность в саморазвитии, так как жизнь человеческая соткана из многообразия технологий (деятельностей), функционально связанных между собой. Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно- образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями. В образовательном процессе в дошкольных  образовательных учреждениях используются следующие технологии:  

Здоровьесберегающие технологии

Задача:

 1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья

2. Увеличение резервов здоровья

Форма организации:

 1. Пальчиковая гимнастика

2. Гимнастика для глаз

3. Дыхательная

4. Артикуляционная

5. Музыкально-дыхательные тренинги

6. Динамические паузы

7. Релаксация

8. Арттерапия, сказкотерапия

9. Двигательная терапия, музыкотерапия

10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.

Технологии  проектирования

Задача:

 1.Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия

 Форма организации:

1. Работа в группах, парах

2. Беседы, дискуссии

3. Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения

Технология исследовательской деятельности

   Задача:

Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

 Форма организации:

1. эвристические беседы;

2.постановка и решение вопросов проблемного характера;

3.наблюдения;

4. моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

5. опыты;

6. фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

7. «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

8. подражание голосам и звукам природы;

9.использование художественного слова;

10.дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

11. трудовые поручения, действия.

 

 

Информационно- коммуникационные технологии

  Задача:

1. Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;

2. Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Особенности использования ИКТ

Требования к компьютерным программам ДОУ:

-  Исследовательский характер

-  Легкость для самостоятельных занятий детей

-  Развитие широкого спектра навыков и представлений

- Возрастное соответствие

-  Занимательность.

Классификация программ:

-  Развитие воображения, мышления, памяти

- Говорящие словари иностранных языков

-  Простейшие графические редакторы

-  Игры-путешествия

-  Обучение чтению, математике

-  Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

-  Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

-  Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- Обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

-  В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

-  Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

- Недостаточная методическая подготовленность педагога

- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

- Бесплановость, случайность применения ИКТ

- Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

- Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Личностно ориентированные технологии

  Задача:

1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ

2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

 Форма организации:

1. Игры, спортивные досуги, НОД

2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность

3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды

Технология портфолио

  Задача:

1. Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности

2. Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

1.Общие сведения о педагоге

2. Результаты педагогической деятельности

3. Научно- методическая деятельность

4. Предметно- развивающая среда

5. Работа с родителями

Социо- игровые технологии

 Задача:

1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия.

2. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения

3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия

4. Решение задач «социального» закаливания

5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

 Форма организации:

1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться

2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и режиссёрские игры

3. Сказкотерапия

4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки

5. Тренинги, самопрезентации

6. Приёмы социально направленные на создание ситуаций успеха и комфортности.

 Выводы по I - главе:

 Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Но т.к. деятельность дошкольных учреждений имеет свою специфику в образовании, следовательно ,  нужно говорить о тех технологиях которые помогают знания, умения, навыки сделать средством развития личных качеств ребенка.

  Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

   Используемая литература:

1. Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ : технология составления, концепция / Н. В. Микляева. – М., 2007.

2. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004.

3. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология» : Методическое письмо от 17.06.1997 №760/14 – 12 // Вестник образования. – 1998. - №10.

4. Новиков, А. М. Образовательный проект : методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Эгвес, 2004.

5. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст : учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Формы использования ИКТ – технологий в системе работы ДОУ.

В статье представлен опыт работы МАДОУ – ЦРР - детский сад № 366 «Самоцветы» по внедрению информационно-коммуникативных технологий на всех уровнях и со всеми участниками образовательных отношений. Авт...

Использование здоровьесберегающих технологий по системе А.С.Валявскогог в работе с детьми - логопатами

В статье использованы вопросы игровых здоровьесберегающих технологий в работе с детьми  - логопатами....

Семинар-практикум «Использование современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста».

Семинар-практикум «Использование  современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста»....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста

Статья "Использование здоровьесберегающих  технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста" представляет собой описание технологий здоровьесбережения в практике учителя-логопеда....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...