Приемы воздействия на развитие детей с ОВЗ
консультация

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_vozdeystviya_na_razvitie_detey_s_ovz.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы воздействия на развитие детей с ОВЗ

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную  сферу детей с отклонениями в развитии являются: 

- игровые ситуации;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Таким образом, данные рекомендации помогут педагогам ознакомиться с процессом интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду, глубже проникнуться данной проблемой, искать пути решений для осуществления обучения и воспитания детей с ОВЗ.

III. Особенности организации учебной деятельности у детей с задержкой психического развития  

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. Эти дети не являются умственно отсталыми.

Задержка психического развития - это недоразвитие высших психических функций, которое может носить  временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

 IV. Типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.

Ребенок с ЗПР отличается своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью. Он ссорится  со сверстниками, не воспринимает и не выполняет требований взрослых. В то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

Информацию, идущую от педагога, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у ребенка в нормой развития. В работах появляется множество исправлений и ошибок. У некоторых детей в ответ на замечания педагога и указания на ошибки вспыхивают реакции раздражения, другие категорически отказываются работать, особенно если задание оказывается относительно трудным. 

Далее, уже в массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе.

          При работе с данной категорией детей придерживаться ряда требований:

1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.

2. Отобранный материал эффективно используется на занятиях должен быть связан с примерами из жизни.

3. Создание алгоритмов в виде памятки, инструкции, по которому данные ученики будут действовать. Вначале давать образец, чтобы выполнял по образцу, а затем самостоятельно.

4. Педагог осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.

5. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач.

6. Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.

7. Частое проведение физкультминуток в целях предупреждения утомляемости.

8. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.

9. Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.

10. Частая смена видов деятельности.

11. Работа с родителями, работа с психологом.

Также необходимо при обучении детей с ЗПР применять особые коррекционно-педагогические воздействия. При этом нужно осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами; его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Так как дети с задержкой психического развития быстрее утомляются, то целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой. Кроме того, надо разнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование в процессе  обучения красочного дидактического материала и игровых моментов. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи.

 Таким должен быть общий педагогический подход к детям с задержкой психического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моделирование как один из приемов коррекции познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью"

В данной статье автор рассматривает моделирование как метод коррекции в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста....

«Инновационные методы и приемы воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Сегодня от педагогического работника ДОУ требуется умение организовать свое воздействие  таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие на педагогически оптимальном...

Игровые методы и приемы в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников в математическом развитии. Математика для дошколь...

«Мнемотехника — один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно д...

"Мнемотехника-один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей"

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МНЕМОТЕХНИКА» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»      1 слайд. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в ...

Мнемотехника – один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей

Консультация для родителей: "Мнемотехника – один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей"...

Сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей младших групп «Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»

Сообщение из опыта работына городском методическом объединениивоспитателей младших групп«Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»...