"Моделирование как один из приемов коррекции познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью"
статья по теме

Семенова Татьяна Георгиевна

В данной статье автор рассматривает моделирование как метод коррекции в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад компенсирующего вида № 7»

Г.Усолье – Сибирское

Учитель – дефектолог: Семёнова Татьяна Георгиевна.

«Моделирование как метод коррекции познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью»

Одним из наиболее перспективных методов умственного развития является моделирование. Данный метод, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной и Н. Н. Подьяковым предусматривает развитие мышления ребёнка с помощью схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Современные авторы рассматривают моделирование с разных позиций. В работах  Л. А. Венгера, Р. И. Говорова и других моделирование выступает как общая интеллектуальная способность, а в других – как вид знаково – символической деятельности (Г. А. Глотова, С. А. Лебедева и др.). Несмотря на разные точки зрения все исследователи считают моделирование одним из наиболее эффективных методов.

Выделяя роль культурно - исторического опыта в развитии интеллекта, Л. С. Выготский в числе факторов, способствующих зарождению психики, указывал на способность овладения знаками.

Появившись на свет ребёнок попадает не только в реальный предметный мир, но и в мир условностей, знаков, символов. Ребёнок поставлен в такие условия, когда необходимо учиться понимать знаки, модели, схемы.

Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. В его основе лежит принцип замещения реальных предметов символами или условными знаками. Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт и др. считают возможным использование моделей и моделирования в различных видах деятельности.

Коррекционно – развивающая работа с детьми с нарушением интеллекта требует специальной подготовки и особого подхода. Такие дети имеют различные нарушения в психофизическом развитии, в том числе:

  1. отмечается явный разрыв между действием, словом и образом;
  2. не переносят усвоенный опыт в новые условия;
  3. не устанавливают последовательность событий, не понимают причинно – следственных зависимостей между объектами и явлениями;
  4. нарушены все мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование)

Работая по программе Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» хочется  обратить внимание на следующие приоритеты, руководствуясь которыми я использую в своей работе метод моделирования:

  1. развивающий характер обучения;
  2. расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;
  3. реализация личностно ориентированного подхода к обучению через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приёмов работы;
  4. формирование и коррекция высших психологических функций в процессе специальных занятий с детьми.

Использование метода моделирования в работе с детьми с нарушением интеллекта способствует:

  1. Активизации психических процессов (внимание, мышление, восприятие), так как в процессе моделирования у ребёнка возникает необходимость воспринимать наглядные символы, соотнести их со словесным обозначением (какую информацию несёт тот или иной символ) и перевести их в практическую деятельность.
  2. Появлению побудительного мотива для речевых высказываний  детей (рассуждений, умозаключений, фиксации выполненного действия, рассказывания по модели).
  3. Укреплению взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
  4. Формированию элементарных математических представлений: выделению и абстрагированию такого признака как количество (независимо от цвета, формы, величины, назначения); овладению математической терминологией (название действий, знаков).
  5. Формированию умственных умений (классификация, абстрагирование, обобщение, сравнение, осознание понятий).

Таким образом, профессиональное дозированное использование метода моделирования в коррекционно – развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью приносит положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моделирование как метод коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточнсотью"

В презентации представлен опыт работы по использованию метода моделирования в коррекционно - развивающем обучении детей с интеллектуальной недостаточностью....

Театрализованная деятельность в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью

Опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью....

Физическое и моторно-двигательное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточностью...

Атаева Елизавета. Анализ проекта социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью «Маленькими шагами в большой мир» г. Сургут, МБДОУ № 32 «Аист».

В целом взаимодействие взрослого с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование возникновения у ребенк...

Консультация для педагогов (городское методическое объединение) "Моделирование как наглядно-практический метод в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Консультация знакомит педагогов с особенностями метода моделирования в познавательном развитии, видами моделирования, применением метода на практике...

Коррекционно-развивающее пространство как средство развития детей с интеллектуальной недостаточностью и РАС

Организация коррекционно-развивающего пространства – одно  из самых важных  направлений работы с детьми данной категории. Это окружение, создаваемое вокруг ребенка, которое соответству...

Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста

Представленная характеристика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью позволяет констатировать широкий спектр проблем детей в познавательной, эмоционально-волевой, физической, коммуника...


 

Комментарии

Теория- это очень хорошо! Но хотелось бы узнать о практике... хоть один фрагмент..