Театрализованная деятельность в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью
материал на тему

Сенникова Лариса Владимировна

Опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью»

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого

ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей

звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение

у нас, профессиональных артистов».

К. С. Станиславский

Актуальность.

        Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Из всех видов игр театрализованная игра оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место другого в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

        Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод о важности театрального искусства в развитии личности ребенка дошкольника, оно позволяет решать задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического, нравственного воспитания.

Работая с определённым контингентом детей и учитывая низкий уровень мотивации к процессу обучения и восприятия детей данной категории и проанализировав длительные наблюдения и собственный опыт работы, позволяют мне сделать вывод о том, что театрализованные игры играют очень важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке «особых» детей к жизни и труду.

Опыт моей работы показал, что любая задача любого занятия, режимного момента, прогулки, досуга, музыкального и спортивного праздника решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в учебно-воспитательном процессе.

        Именно театрализованная деятельность позволяет решать мне такие педагогические задачи:

  1. Формировать выразительность речи у детей.
  2.  Прививать ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
  3.  Совершенствовать познания окружающего мира, участвуя в театрализованных играх (дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений).
  4. Развивать творческие способности детей через театрализованные игры.
  5. Формировать уважительное отношение друг к другу.
  6.  Учить познавать  радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

 

        В основе организации моей работы лежит комплексный подход, в соответствии с которым в качестве основного условия повышения эффективности процесса выступает целенаправленная организация различных видов деятельности, широкое использование игры, сочетание игровых, невербальных и вербальных средств.

        Центральное место занимают различные виды театрализованных игр:

  • игры в кукольный театр;
  • игры-драматизации.

Исходя из возрастных и психологических особенностей детей с выраженной умственной отсталостью театрализованные игры построены мною на материале сказок, несущие в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребёнка.

«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний. А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, – она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту.

Эмоциональный фон, который я стараюсь создать при чтении сказки, смене голосов персонажей, отражении на моём лице эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.

Этапы работы:

        Приобщение детей к театрализованной деятельности я начала с настольного театра, пожалуй, самого доступного вида театра для детей с выраженной умственной отсталостью. У детей отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра картинок, игрушек.

Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок»); игры-импровизации («Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Бабочки на полянке» и др.).

Здесь ребёнок действует за игрушечного героя, изображая его разными средствами вербальной выразительности (выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса).

Детям, в зависимости от степени тяжести имеющегося дефекта, сложно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст, потому что действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Совершенствованию отдельных элементов движений, движений и текста помогают «особым» детям специальные упражнения, игры, этюды («Под дождиком», «Капельки», «Разные ветры», «Дождь идёт»; игры-пантомимы «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнечные зайчики» и т.п.)

        Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр. Дети получают массу приятных эмоций, с удовольствием включаются в предложенную игру. Особенно детям нравится показывать сценки с несколькими персонажами одновременно («Репка», «Гуси-лебеди» и др.)

        Используем с детьми групповую форму показа режиссёрских игр, где каждый ребёнок ведёт игрушки в общем сюжете. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство стимуляции речи.

        В своей работе я активно использую пальчиковый театр. Здесь можно обыгрывать персонаж, как находясь за ширмой, так и изображать действия, передвигаясь свободно по группе.

Детям с выраженной умственной отсталостью сложно произносить текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при драматизации сказки «Репка» дети «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. В процессе таких игр-драматизаций, действуя вместе со взрослым и подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

        Сложнее детям играть куклами бибабо, так как они требуют техники вождения, персонажи должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости.

Но прежде, чем дети начинают работать на новой сцене, я даю им поиграть с игрушками, а потом переходим к кукловождению. Вначале самостоятельно показываю игру, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста.

        Читая стихотворные тексты, сказки я подключаю по возможности детей к игре: подыгрывать основной сюжетной линии, имитировать движения, голоса, интонации персонажей игры.

Можно провести небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как водились персонажи, как говорили, действовали за них. Самое время предложить ребёнку поиграть так же. Для упражнений я использую высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложить ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключить всех детей, устроить соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка.

        Затем я предлагаю ребенку игры-имитации хорошо знакомых сказочных персонажей: «Покажи, как прыгает зайчик»; «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок» и пр.

Предметно-развивающая среда.

        Для развития творческих способностей детей через театрализованные игры мною была организована предметно-развивающая среда: оборудован уголок театрализованной деятельности, где располагаются различные виды театров, реквизит для разыгрывания сценок, атрибуты для различных игровых позиций.

        Дети часто проводят много времени в уголке театра, листают страницы книг, рассматривают иллюстрации сказок и пр. Я стараюсь, чтобы весь подобранный материал соответствовал сюжетам произведений уже известных детям, был легким для запоминания. Провожу серию занятий, делаю упор на обучение творческому рассказыванию с интонационной выразительностью речи.

        Идея сказок, которые показывают дети, борьба со злом, помогает им выработать определенное нравственное отношение к жизни.

Работа с родителями: 

        Активное участие  в работе принимали родители. Они помогли пополнить атрибутами уголок для театрализованной деятельности, принимали участие в совместных  театральных постановках, подготавливали декорации для театров и т.п.

На заключительном этапе состоялся показ для детей и родителей дошкольного учреждения сама игра-драматизация.

Вывод:

        Таким образом, применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие не только психических функций личности ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии, художественных способностей, творческого потенциала, но и общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогающей адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Литература:

1. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: КАРО, 2006.

2. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. – М. 1992.

3. Кошелева А.Д. Игры – драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / – М., 2003.

4. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

5. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры для дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моделирование как один из приемов коррекции познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью"

В данной статье автор рассматривает моделирование как метод коррекции в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста....

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Физическое и моторно-двигательное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточностью...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе детей с интеллектуальной недостаточностью «Почта»

Коррекционно-образовательные задачи:- формировать представления о труде работников почты, о важности их труда.- расширять и активизировать словарь по теме «Почта».- Учить детей согласовыва...

Атаева Елизавета. Анализ проекта социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью «Маленькими шагами в большой мир» г. Сургут, МБДОУ № 32 «Аист».

В целом взаимодействие взрослого с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование возникновения у ребенк...

Коррекционно-развивающее пространство как средство развития детей с интеллектуальной недостаточностью и РАС

Организация коррекционно-развивающего пространства – одно  из самых важных  направлений работы с детьми данной категории. Это окружение, создаваемое вокруг ребенка, которое соответству...

Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста

Представленная характеристика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью позволяет констатировать широкий спектр проблем детей в познавательной, эмоционально-волевой, физической, коммуника...