Атаева Елизавета. Анализ проекта социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью «Маленькими шагами в большой мир» г. Сургут, МБДОУ № 32 «Аист».
материал по теме

Группа Б-4062

В целом взаимодействие взрослого с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование возникновения у ребенка образа Я, Я - позиции, осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, на формирование познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (активности, произвольности и самостоятельности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_proekta_malenkimi_shagami_v_bolshoy_mir.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ проекта социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью «Маленькими шагами в большой мир» Ивановой С. В  г. Сургут, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 32 «Аист»

Атаева Елизавета, Б-4062

 Актуальность.  Преобразования, происходящие в нашей стране и во всем мире, не могли не затронуть и коррекционной педагогики. Предопределены они, в первую очередь, изменившимся отношением к направлению работы педагога с категорией детей с особыми образовательными потребностями и их семьей [4].        

     При раннем органическом поражении центральной нервной системы более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Поэтому «социальная ситуация развития», педагогические условия, в которых находится ребенок, должны быть фактически «провоцирующими» развитие [1]. Если нормально развивающийся ребенок обладает значительными потенциальными возможностями и активно разворачивает свою собственную программу развития, то у детей с интеллектуальной недостаточностью дело обстоит несколько иначе. Развернуть свою собственную программу (которая сама по себе чрезвычайно обеднена) дети без специальной коррекционной помощи взрослого часто не в состоянии. «Зона ближайшего развития» может возникнуть и сформироваться у них только при ведущей роли взрослого [2].

     Взаимодействие взрослого с детьми на втором этапе строится с ориентировкой на особую сензитивность ребенка к социальным влияниям. Основной формой коммуникации является паритетное, равноправное сотрудничество и общение взрослого с ребенком при стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Содержание общения связано с формированием положительного эмоционального восприятия сверстника, игровых и познавательных интересов, пробуждение, формирование и развитие которых становится одной из доминирующих задач педагогов и родителей [5].

   В целом взаимодействие взрослого с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование возникновения у ребенка образа Я, Я - позиции, осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, на формирование познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (активности, произвольности и самостоятельности) [3].

     Все вышеизложенное позволяет констатировать существование проблемы, требующей научного разрешения. Проблема заключается в том, чтобы выяснить, каковы основные направления и методы коррекционно- педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в обогащении их социального опыта и поспособствовать социально – личностному развитию этих детей.

   От развития эмоциональной сферы и социальной компетентности во многом зависит успешность вхождения ребенка с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии в мир человеческих отношений, возможность адаптации к детскому саду и школе, способность строить конструктивные отношения с взрослыми и сверстниками [4]. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление детей с объектами социальной сферы того города, района, поселения в котором они живут, социумом ближайшего окружения. Очень важно, научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение. При этом необходимо учитывать, что знания о социуме ближайшего окружения должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам [6]. Актуальность данной проблемы позволила разработать проект «Маленькими шагами в большой мир».

Цель проекта - развитие активной, творческой личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, путем создания условий для обогащения его социального опыта: через установление социальных связей с ведущими сферами жизни - миром людей, природы, объектами ближайшего окружения. Для данных детей это направление работы, по нашему мнению, является основным и существенным. Символично осваивать огромный мир маленькими шагами, но все время, двигаясь вперед, встрече с этой реальной жизнью.

   Задачи проекта:

–     Формировать социально - адаптированную личность, развивать способности ребенка с особыми образовательными потребностями познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним посредством познавательной деятельности, наблюдений в природе, экскурсий.

–     Способствовать социализации ребенка - дошкольника с особыми образовательными потребностями, включающую формирование у него умения вести себя в общественных местах, общаться с взрослыми и сверстниками посредством наблюдений за общением «ребенок - ребенок»; «взрослый - ребенок»; «взрослый - взрослый»; бесед; ситуаций; чтением художественной литературы.

–     Развивать у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях, способность к собственному выбору, умение с уважением относиться к окружающим через игровую деятельность.

–     Развивать социальную компетентность в сфере отношений к миру, природе, людям, себе; включать детей в различные формы сотрудничества (cо взрослыми и детьми разного возраста) через наблюдения и участие в игровой, а также трудовой и исследовательской деятельности детей и взрослых.

–     Воспитывать основы социально - эмоциональной сферы чувств, представлений, отношений через организацию психогимнастики; бесед; ситуаций; развлечений; концертов; праздников; спортивных игр.

–     Вырабатывать у детей умение сопереживать и любить природные и культурные особенности Севера и на этой основе воспитывать патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине посредством погружения ребенка в истоки национальной культуры; приобщения к природным богатствам; пробуждения потребности в познании окружающих условий и готовности действовать в разнообразных жизненных ситуациях.

 Участники проектной деятельности

–     Дети (от 3 до 6лет), родители, педагоги.

В проекте выделены ожидаемые трудности

–     Недостаточность педагогической компетентности родителей и непонимание проблем социальной адаптации ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

И способы избегания ожидаемых трудностей

–     Пример творческой группы, эмоциональная поддержка.

–     Перспективное планирование, учет и контроль.

–     Активность, инициативность родительского комитета.

Проект социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью «Маленькими шагами в большой мир» построен на учете следующих принципов:

1. Единство научно – исследовательской, организационной, социально – воспитательной деятельности.

2. Комплексный подход к проблеме социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями.

3. Оперативное реагирование (своевременная профилактика отклонения в поведении).

4.Тесное взаимодействие с семьей воспитанников, социальными партнерами (Муниципальной бюджетной коррекционной средней образовательной школой VIII вида с углубленным трудовым воспитанием).

          В образовательном учреждении было проведено пилотажное исследование, направленное на выявление потенциальных возможностей развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, разработку и апробацию социально - образовательного проекта, а также различных методических материалов. Данная проблема представляется очень важной, так как в последние годы количество таких детей в коррекционных учреждениях постоянно увеличивается. 

          Основной целью экспериментальной работы в данном исследовании явилась проверка эффективности основных направлений социально - личностного развития детей дошкольного возраста с особенностями интеллектуального развития.

          Для реализации поставленной цели и решения экспериментальных задач были использованы следующие методы исследования:

–     Изучение документов ДОУ (социально – педагогических, психологических, дефектологических) с целью выявления социальных и личностных проблем семьи, имеющей ребенка с особенностями интеллектуального развития. Анкетирование родителей (анкета для родителей Я.А. Варги, В.В. Столина) с целью определения характера отношений родителей к ребенку, способов поведения предпочитаемость родителей в общении с ним, особенностей восприятия и понимания его поступков.

–     Адаптирована диагностика О.В. Дыбиной социально - коммуникативной компетентности дошкольников для детей с нарушением интеллектуального развития.

В проекте выделено шесть разделов, отражающих основные направления социально-личностного развития ребенка дошкольника с особыми образовательными потребностями:

     I раздел - важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное отношение к себе, уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

 II раздел - взрослые способствуют развитию положительного отношению ребенка к окружающим людям

III раздел - взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми,

IV раздел - взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка.

V раздел - взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков

VI раздел - важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру

        В представленном проекте удачно сочетаются методы и формы педагогической работы: содействие становлению целостного мировоззрения (объяснение и рассказ, беседа, демонстрация, фотовыставка, выставка рисунков, драматизация, игра, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, игра-занятие, развлечение, встреча, изготовление подарков, чтение, встреча-беседа, альбом, народные игры, посиделки, прогулка, концерт, соревнование, индивидуальное занятие, рисование, показ сказок); обучение через опыт и сотрудничество (анализ результатов социальной ситуации местного сообщества); учет индивидуальных особенностей и потребностей детей (аудиальный, визуальный и кинестетический способы познания мира, выбор индивидуального темпа работы); личностно-деятельностный и субъект-субъектный подходы.

       Анализ результатов сравнительной диагностики показал, что низкий уровень освоения программы социально – личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью на момент окончания проектной деятельности составил - 0%; средний уровень - 23%; высокий – 77%.

        Таким образом, Своеобразие проекта обусловлено тем, что он строится с учетом перечисленных принципов. Отличительная особенность содержания проекта заключается в оригинальности и самобытности планирования работы по ознакомлению детей с объектами социальной сферы, происходящих событий, уклада жизни и интересов родителей, и немаловажным является тот факт, что благодаря взаимодействию между педагогами и родителями в жизни детского сада, последние приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и окружающей общественностью в целом.   Проект дает материал для проведения увлекательных праздников, развлечений, экскурсий, игр, путешествий и интересных встреч что, несомненно, послужит основой для развития любознательности уверенности в своих возможностях, познавательных и творческих способностей в разнообразной деятельности.

Список используемой литературы

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.,1988. – 150 с.

2. Выгодская Г.Л., Соколова Н.Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей.// Дефектология. - 1972 - №5. – С. 66 - 70.

3. Выготский Л.С. Собран. соч.5том. - М.: Педагогика, 1983. С.5 – 112.

4. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- СПб, 2003. С.100 – 108.

5.Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 19 8 5. – 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моделирование как один из приемов коррекции познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью"

В данной статье автор рассматривает моделирование как метод коррекции в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста....

Театрализованная деятельность в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью

Опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью....

Физическое и моторно-двигательное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточностью...

Конспект открытого комплексного занятия для родителей в группе детей с интеллектуальной недостаточностью "Маленькое путешествие"

Коррекционно-образовательные задачи:·     Закреплять знания геометрических фигур.·     Учить обыгрывать постройку.·...

Коррекционно-развивающее пространство как средство развития детей с интеллектуальной недостаточностью и РАС

Организация коррекционно-развивающего пространства – одно  из самых важных  направлений работы с детьми данной категории. Это окружение, создаваемое вокруг ребенка, которое соответству...

Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста

Представленная характеристика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью позволяет констатировать широкий спектр проблем детей в познавательной, эмоционально-волевой, физической, коммуника...

Проект по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Маленькое дело лучше большого безделья»

Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, ...