Диагностическая карта для оценки индивидуального развития ребенка младшего и раннего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Пачинская Юлия Анатольевна

Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка-детский сад, Липовский филиал

Диагностическая карта для оценки индивидуального развития ребенка младшего и раннего дошкольного возраста.

                                                                     Составила:Пачинская Юлия Анатольевна

Умёт 2023

Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

В результате такого высвобождения ребенка уменьшается его зависимость от взрослого и бурно развивается познавательная активность. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам и тип ориентирования. Вместо вопроса: «Что это?» — при знакомстве с новым предметом у ребенка возникает уже вопрос: «Что с этим можно делать?» (Р. Я. Лехтман-Абрамович, Д. Б. Эльконин). Познавательный интерес ребенка чрезвычайно расширяется, поэтому он стремится познакомиться с большим количеством предметов и игрушек и научиться действовать ими.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и со свойствами — формой, величиной, цветом, массой, материалом и т. п.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще очень слабо, хотя в быту он уже хорошо ориентируется. Это обусловлено скорее узнаванием предметов, чем подлинным восприятием. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.

Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими дей-ствиями, выполняя которые он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величина, форма, цвет) и приводить их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и свойств происходит в практической деятельности, затем развиваются соотнесения перцептивного характера и в дальнейшем формируются перцептивные действия.

Формирование перцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается, происходит неодновременно. По отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотичных действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. Но отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому ориентированию — к методу проб, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности. В ряде заданий он переходит уже к собственно персептивному ориентированию.

Ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое примеривание, однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи. Овладение примериванием и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на сигнальном уровне, т. е. производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выра-жение в возможности делать выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т. е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж затем — по отношению к цвету (Л. А. Венгер, В. С. Мухина).

Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к концу первого года жизни ребенок имеет в словаре всего 10-20 лепетных слов, то к трем додам и его активном словаре насчитывается уже более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает лее большее значение для всего психического развития ребенка, так как она становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются называнием свойств предметов.

Возникновение речи тесно связано с деятельностью об-щения. Речь появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.

Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой.

                                                  Диагностическая карта

для обследования ребенка раннего возраста

ФИО ребенка, возраст _______________________________________________________
ФИО специалиста __________________________________________________________

Дата обследования ____________________

Важно! Результат проверки физиологического слуха (когда и кем была сделана, заключение)__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коммуникация

  1. Взаимодействует со взрослым для общения (да/ нет), есть потребность в общении (да/ нет), есть потребность в речевом общении (да/ нет), ведущая форма общения ___________________________.
  2. Есть визуальный контакт как оптическое средство (да/ нет), понимает и использует мимические выражения (да/ нет), жесты (да/ нет), эмоциональные позы (да/ нет), отношение к тактильным контактам (допускает/ избегает), характер и частота фонационных невербальных средств общения (крик/ плач/ хныканье/ вздохи/ интонированные вокализации; часто/ редко).
  3. Состояние импрессивной речи (понимание обращенной речи)________________, состояние экспрессивной речи (структурно-семантическое оформление высказывания, лексический запас, грамматический строй, фразовая и начатки связной речи) _____________________________________________________________________________________________________________________________________; исследование строения органов артикуляции и состояния артикуляционной моторики (подвижность мимических мышц, артикуляционных мышц губ, нижней челюсти, языка и мягкого неба) _____________________________________________________________________________________________________________________________________.
  • Оценка результатов: Первый уровень коммуникативного развития – потребность в общении с окружающими взрослыми либо отсутствует, либо значительно снижена (РАС).

Второй уровень коммуникативного развития – потребность в общении со взрослыми снижена + полностью отсутствует потребность в речевой коммуникации с окружающими.

Третий уровень коммуникативного развития – есть потребность в общении, но снижена потребность в речевом общении.

Предметная деятельность

Как ребенок взаимодействует с предметами _______________________________, уровень познавательной активности (предметы интересны/ нет), стремление исследовать предмет (есть/ избирательно/ нет), помощь от взрослого (принимает/ не принимает), подражание взрослому (умеет подражать/ не умеет), взаимодействие с предметами со взрослым (стремится к взаимодействию/ избегает/ раздражается на попытки взрослого влиять на предметную деятельность/ игнорирует взрослого).

Умение решать возникшие проблемы (решает методом проб и ошибок/ решает с применением силы/ обращается за помощью ко взрослому/ принимает помощь/ не принимает помощь/ не критичен к возникшей проблеме и результату).

Предметная игра (оценивается с 2 лет): характер игровых действий _______________________________, инициативность в игре (выражена/ не выражена), длительность игры _____________, эмоциональное состояние ребенка в ходе игры ________________, воображение (использование в игре символических замещений) ___________________, принятие ребенком игровой инициативы взрослого (пускает в игру/не пускает/раздражается/хочет совместно играть).

Степень нарушений сенсорной интеграции (как происходит обработка информации_________________________________________________________, реакция на стимулы адекватная/ неадекватная)

Нейродинамические процессы (ребенок инертен, легко переключается с одного задания на другое/ тяжело переключается, быстро подстраивается под изменения окружающей среды/ болезненно реагирует на изменения)________________________________________________________________

Слуховой гнозис

Критерий

Понимает/

различает

Не понимает/

не различает

Затрудняется

Бытовые и природные шумы (соотнесение мяуканья кошки с картинкой кошки и тд)

Речевые шумы (с 10-12 недель)

Понимание локализации звука (звук звонка, муз.инструмента) (с 7-8 недель)

Реакция на звук

оборачивается (как быстро?)

не оборачивается

избирательно  оборачивается (на что?)

Воспроизведение ритма

воспроизводит

не воспроизводит

Восприятие ритма (количество ударов)

Понимание интонации, ритма, частоты (с 4-5 мес.)

Понимание ситуативной речи (частотные слова и фразы: где собачка? пойдем мыть руки, идем гулять, пойдем спать, есть) (6-9 мес.)

Различение тонких акустических отличий между речевыми звуками (па-ба) (к 2 годам)

Внимание

Характеристики

Подробнее

Примечание

Концентрация

- выделение объекта в качестве понятия из общего представления. Удержание этого объекта в краткосрочной памяти.

Выделяет/ не выделяет

Объем

- сколько может удержать, зрительные и слуховые единицы.

Устойчивость

- как долго может удержать во времени.

Переключаемость

- переход с одного вида деятельности на другой.

легко переключается/ застревает на одном виде деят-ти

Распределение

- способность удерживать внимание на 1 виде сознательной деятельности.

Память – ее можно отследить в процессе занятий: ребенок помнит механику игры/ каждый раз играет как в первый.

Мышление (Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие – М., 2005)

Задание

Процедура

1 б.

2 б.

3 б.

4 б.

Поймай шарик

Катим шарик по желобку. Сначала взрослый показывает, как он бросает мячик, затем предлагает выполнить задание ребенку.

Спрячь шарики

3-4 коробки разного размера, но одинакового цвета + 3-4 шарика разного размера, но одинакового цвета. Спрячь (соотнести по размеру).

Собери матрешку

Сначала разобрать, а потом собрать матрешку – двусоставную, трехсоставную.

Пирамидка

Сначала разобрать, а затем собрать пирамидку – из трех, четырех колец.

Парные картинки

4 картинки (гриб, зонт, дом, бабочка). Перед ребенком 2 картинки, 1 из парных к этим картинкам в руках у взрослого. Ребенок должен найти такую же.  

Цветные кубики

Парные кубики белого, зеленого, красного, синего цветов. Дай такой, дай красный.

Сложи разрезные картинки

Собрать картинку без фона – из 2, из 3 частей.

Построй из палочек

Построй молоточек или домик (по образцу, взрослый строит перед ребенком из 4, 6 палочек).

Достань тележку

Тележка – на другом конце стола, перед ребенком два конца тесемки на расстоянии 50 см. Чтобы достать, нужно потянуть за оба конца.

Нарисуй

Нарисуй дорожку, домик.

  • Баллы для оценивания смотри в Приложении.

Преобладающий вид мышления: наглядно-действенное (конкретная деятельность, до 2-3 лет)/ наглядно-образное (понимает образы, с 2-3 лет)

Моторика

С 10 мес.: ребенок открывает и закрывает коробку ____, может вложить шарик в полый кубик ____, может достать один предмет с помощью другого ____.

С 12 мес.: берет предмет большим и указательным пальцем ____, пользуется ложкой, пьет из чашки ____.

С 18 мес.: строит башню из 2-4 кубиков ____, частично сам раздевается _____.

С 2 лет: может ударить ногой по мячу ____, забирается сам по ступенькам ____.

С 2-3 лет: бросает мяч двумя руками ____, переливает воду из одной емкости в другую ____, начинает рисовать ____, раздевается самостоятельно (в N до 4 лет) ____.

*Для удобства делаем отметки «+» и «-».

Сенсорно-перцептивная сфера: цвет, форма, размер

Тип задания

Выполняет

Не выполняет

Выделение нужного предмета из группы по цвету, форме, величине. Показываем образец (например, красную банку), собираем только красные/квадраты/большие.

Нахождение предмета по образцу из 4 предметов

Сортировка (распределение деталей в банки красного, синего, желтого, зеленого цветов)

Определение объекта по силуэту или цветовому пятну (наложение нужного предмета)

Обозначение 1 или 2 сенсорных признаков. Показать, что собирать надо только колючие/мягкие шарики

Подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования с самостоятельной сюжетной игрой

Поведение (целенаправленное – ребенок тянется к тому привлекательному для него предмету/ хаотичное – ребенок сам не знает, куда идет)

Примечания: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения ____________________

Подпись специалиста _________________

Приложение

Баллы для оценивания:

  1. Поймай шарик.

1 балл – ребенок не начинает сотрудничать, даже по мере обучения ведет себя неадекватно (бросает шарик, сует в рот и т.д.).

2 балла – ребенок обучился и начинает сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается.

3 балла – ребенок самостоятельно приступает к сотрудничеству, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.

4 балла – ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

  1. Спрячь шарики.

1 балл – ребенок не понимает задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял.

2 балла – ребенок не понимает задания; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящихся действий; к результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.

4 балла – ребенок сразу понимает задание, выполняет его, применяет соотносящие действия, заинтересован в конечном результате.

  1. Разбери и сложи матрешку.

1 балл – ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно (берет в рот, кидает, стучит, зажимает матрешку в руке и т.д).

2 балла – ребенок выполняет задание, только подражая действиям взрослого.

3 балла – ребенок принимает и понимает задание, но выполняет его после помощи взрослого (используется указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.

4 балла – ребенок сразу принимает и понимает задание; выполняет его самостоятельно, отмечается наличие соотносящих действий, заинтересован в конечном результате.

  1.  Разбери и сложи пирамидки.

1 балл – ребенок действует неадекватно (даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т.д.).

2 балла – ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колечек; после обучения нанизывает все колечки, но их размер по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к результату своих действий безразличен.

3 балла – ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.

4 балла – ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колечек; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.

  1. Найди парные картинки.

1 балл – ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т.д.).

2 балла – ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку; после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

4 балла – ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

  1. Поиграй с цветными кубиками.

1 балл – ребенок не различает цвета даже после обучения.

2 балла – ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

3 балла – ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.

4 балла – ребенок сличает цвета; выделяет их по слову; называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

  1. Сложи разрезные картинки.

1 балл – ребенок после обучения действует неадекватно (не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом).

2 балла – ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен; самостоятельно сложить картинку не может.

3 балла – ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.

4 балла – ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в результате.

  1. Построй из палочек.

1 балл – ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (бросает палочки, кладет их рядом, машет ими); безразличен к результату.

2 балла – ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен.

3 балла – ребенок правильно понимает задание, но строит молоточек только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.

4 балла – ребенок правильно выполняет задание по образцу; заинтересован в результате.

  1. Достань тележку.

1 балл – ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели.

2 балла – ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.

3 балла – ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после 2-3 попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.

4 балла – ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.

  1. Нарисуй.

1 балл – ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя неадекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет.

2 балла – ребенок стремится что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук.

3 балла – ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук.

4 балла – ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции; заинтересован в результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.

Интерпретацию результатов и рекомендации к занятиям можно прочитать в книге - Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие – М., 2005 (с. 32-35).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта обследования нервно-психического развития ребенка младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)

Карта обследования нервно-психического развития ребенка младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе  естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возрас...

карта индивидуального развития ребенка младший возраст

карта индивидуального развития ребенка младший возраст...

консультация для воспитателей «Основные показатели познавательного развития ребенка младшего и среднего дошкольного возраста»

консультация дляпедагогов "Основные показатели познавательного развития ребенка младшего м среднего лошкольного возраста"...

Карта индивидуального развития ребенка младшего дошкольного возраста

Карта индивидуального развития ребенка младшего дошкольного возраста...