Развитие предметной деятельности детей раннего возраста
консультация

Консультация по развитию предметной деятельности детей раннего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_razvitie_predmetnoy_deyatelnosti.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

У детей первых лет жизни предметно-игровая деятельность является ведущей (Л.С. Выгодский).

Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Усваивая способность действия с предметами, ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт, происходит становление разных видов детской деятельности, нового отношения к миру предметов.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. Но предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве со взрослым. Ничто так не привлекает внимание малыша, как игрушка. Играя, он знакомится с их свойствами, рассматривает, производит разнообразные действия: захватывает, размахивает, стучит, удерживает в разных положениях и т.д. Хватание — становится значимое приобретение малыша: оно способствует развитию целенаправленных движений рук, развитию общих движений, ориентировки в окружающем. Умея удерживать в руках предмет, ребенок начинает действовать с ним. Предметы начинают выступать для него только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения и подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет, а потом овладевают техникой его употребления.

Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи — ложки, чашки, расчёски, щёточки и т.д. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу.

Психологами определены этапы развития предметного действия: от совместного со взрослым к частичному или совместно-раздельному (начинают вместе со взрослыми, а ребёнок заканчивает), затем выполнение действия ребёнка на основе показа и, наконец, самостоятельное действие ребёнка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребёнком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребёнок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу, по образцу. Процесс обучения и освоения ребёнком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребёнок продолжает приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом, и т.д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определятся его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными Предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия, столь важны для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя, это увлекает их, создаёт радостное настроение. Таким образом, при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание, иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения, умения не торопиться, не спешить действовать за ребёнка, предоставлять ему возможность проявлять собственную активность, возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный, самостоятельный, инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится всё более смелым, уверенным, точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребёнка в его исполнении, исходя из анализа сложившейся ситуации. Таким образом, при формировании предметной деятельности взрослым следует помнить:

  • создание условий, при которых круг предметов, интересующих ребёнка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним;
  • необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребёнком;
  • постепенном формировании активности, самостоятельности, инициативы ребёнка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметом становится более свободной: ребёнок знает для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому. Может он и показать, как выполняют действие, без предмета или, пользуясь неподходящим предметом (причёсываться палочкой

или рукой). Такое «отделение» действия от предмета обязательная предпосылка возникновения игры.

Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: куклу малыши укладывают спать, кормят её, водят на прогулку; везёт машинку, коляску; чистит предметы домашнего обихода; готовит пищу; стирает и т.д. В возрасте около трёх лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако, в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается ещё с ориентации на его физические свойства и качества. В этом возрасте развивается индивидуальная предметная, в том числе символическая игра. К концу этого периода дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причём не просто манипулируют ими, но и строят из них что-то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует всё большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша — образец действия, он хочет действовать, как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям деятельности взрослых.

Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире, окружающем ребёнка с детства, возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формирование интереса к предметной деятельности, а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды, в которой дети будут жить, вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важнейших условий возникновения и развития предметной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие предметной деятельности детей раннего возраста"

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с...

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста...

развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Развитие предметной деятельности детей раннего возрастаВ раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладе...

Коррекция отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР

Презентация, раскрывающая суть коррекции отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР...

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию предметной деятельности детей раннего возраста....

«Этапы развития предметной деятельности детей раннего возраста».

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребенка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий, развитие нагля...