Консультация Использование проблемно - поисковых технологий в ДОУ
консультация

Андрианова Наталья Юрьевна

Консультация Использование проблемно - поисковых технологий  в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Использование проблемно – поисковых технологий в ДОУ»

Использование проблемного метода обучения максимально способствует активизации речи детей, мыслительных процессов , поиску правильного ответа, нескольких ответов, путей решения на поставленный вопрос.

Поиск решений поставленной педагогом задачи – это и есть основа проблемного обучения.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Проблемное обучение – организованный педагогом способ активного взаимодействия ребенка с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям знания и способом их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

В основе проблемного метода обучения лежит не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

 Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих:

- постановку педагогом проблемной задачи,

- создание для детей проблемной ситуации,

- осознание, принятие и самостоятельное разрешение возникшей проблемы

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?»  этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

В процессе образовательной деятельности с использованием проблемного метода обучения дети овладевают различными способами приобретения новых знаний и применением данных способов для решения конкретных задач.

Успехом такой образовательной деятельности становится грамотно созданная и поставленная педагогом проблемная ситуация.

С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями ребенка и теми знаниями, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.

Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной задачей или просто проблемой.

Основу проблемного метода обучения составляет необходимость в стимуляции творческой деятельности ребенка и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности. Отсюда возникновение различных способов решения проблемы, возникновение познавательного интереса и, в конечном счете, результата всей образовательной деятельности.

Основными психологическими условиями для успешного применения проблемного метода обучения являются:

· Проблемная ситуация должна отвечать целям формирования системы знаний.

· Быть доступной для обучаемых.

· Должна вызывать собственную самостоятельную познавательную деятельность и активность детей.

· Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог их выполнить, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинствами проблемного обучения являются:

  • Высокая самостоятельность детей,
  • Формирование познавательного интереса,
  • Формирование личностной мотивации ребенка,
  • Развитие мыслительных процессов в процессе деятельности у ребенка.

Таким образом, метод проблемного обучения предполагает осознание характера затруднения в связи с недостаточностью имеющихся знаний, раскрывает пути его преодоления, состоящие в поиске новых знаний, новых способов действий, и как следствие– развитие процесса творческого мышления.

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.

В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методом.

В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Проблемное обучение – важнейшее средство развития дошкольников. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление.


Суть проблемного обучения в детском саду.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

 Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

 В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы.

 Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему.

 А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать  формы поведения взрослы: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе.

Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.

 Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.

И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

 Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане.

ПРИМЕР .

Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

 Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят.

 Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей.

 Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование проблемно-поискового метода в математическом развитии дошкольников

Сообщение из опыта работы о возможности использования проблемно-поискового метода в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений....

"Использование проблемно-поискового метода в математическом развитии дошкольников"

Сообщение из опыта работы о возможности использования проблемно-поискового метода в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений....

Использование проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников

Статьяпо использованию проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников...

Непрерывная образовательная деятельность в старшей группе «Занимательная страна Почемучки» с использованием проблемно-поисковых, игровых технологий

Цели: расширять представления детей об окружающей природе; закреплять впечатления от наблюдений осенних явлений в природе: желтеющая листва, листопад, сбор грибов; продолжаем развивать зрительное восп...

Использование проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников

Актуальным направлением в обучении дошкольников математических навыков является ознакомление детей с рядом математических зависимостей и отношений...

Из опыта работы: «Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию»

Из опыта работы:"Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию"...