Развивающая предметно- пространственная среда в старшей группе.
статья (старшая группа)

Павлючук Елена Викторовна

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 4 «Колосок»

Развивающая предметно- пространственная  среда в старшей группе

                                                                         Выполнила:  Воспитатель                         Павлючук Елена Викторовна

Актуальность

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Вопрос создания и моделирования развивающей предметно-пространственной среды в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

В соответствии с ФГОС ДО РППС должна отвечать следующим принципам:

• полифункциональность,

• трансформируемость,

• вариативность,

• насыщенность,

• доступность,

• безопасность.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Организация развивающей среды должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Развивающая предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Насыщенная предметно - развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Цель:

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

Задачи:

- организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

- создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

- содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.

В соответствии с рассмотренными принципами в нашей группе была создана развивающая предметно-пространственная среда.

Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие»;

«Физическое развитие».

Предметно - пространственная развивающая среда в нашей группе поделена на три зоны: рабочая, активная, спокойная.

Границы каждой зоны подвижны, они могут расширяться, трансформироваться, что побуждает детей проявить интерес к занятиям сверстников, присоединяться к их деятельности или сразу к нескольким видам деятельности. Один и тот же вид деятельности, разворачиваясь в разных зонах, видоизменяется.

В рабочей зоне осуществляется образовательная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей (по интересам). Активная зона предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в пространстве. Спокойная зона предназначена для отдыха детей и их уединения.

Особое внимание следует обратить на организацию рабочей зоны. Моделью построения образовательного процесса в ней является партнерская форма занятия: воспитатель находится среди детей, а не у доски; дети не сидят за партами. Рабочая зона должна стать полифункциональным рабочим пространством: в продуктивной деятельности она превращается в мастерскую, в познавательно-исследовательской деятельности - в лабораторию и, наконец, вне занятий со взрослым она становится местом свободной деятельности детей.

                    «Социально - коммуникативное развитие»

В группе есть центр сюжетно – ролевой игры для мальчиков и девочек, центр дежурства, центр безопасности (уголок по ПДД), патриотический уголок.

Центр сюжетно – ролевой игры.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребёнком социального опыта является семья, именно там ребёнок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребёнка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей.

Использую разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые игры.

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Салон красоты», «Больница», «Мастерская», «Автосалон».

 

 Центр дежурства.

Большое значение в развитии личностных качеств ребёнка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурит, и там находятся специальные фартучки и колпачки для дежурства.

Центр безопасности (уголок по ПДД).

Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор,  жезл регулировщика, спецмашины,  дорожные знаки, демонстрационный материал, папки – передвижки, картотека по ОБЖ, настольно – печатные игры.

Патриотический уголок

Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу совместно с родителями был оформлен патриотический уголок, который позволит привлечь внимание детей к изучению своей страны.

Материалы, размещенные в уголке, освещают основные направления по патриотическому воспитанию и включают в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Москва – столица России», «Герб  страны, края района», «Флаг страны, края, района», «Кто такие защитники Отечества?» и др.

«Физическое развитие»

Яркий, спортивный уголок, включающий в себя как традиционный спортивный инвентарь, так и нестандартное оборудование для занятий физкультурой и закаливания, лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты.

Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением, ходьба  по массажной  дорожке,  игры с мячом, метание в цель и т. п.

Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья ребёнка.

В спортивном уголке имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта.

Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры.

«Художественно – эстетическое развитие»

В группе созданы театральный и музыкальный уголки, центр творческой деятельности.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, плоскостной. Также в группе имеется уголок масок, которые дети с удовольствием используют в инсценировках. Театральные уголки часто пополняются атрибутами, сделанными совместно педагогами, детьми и родителями. Есть костюмерная для переодевания с атрибутами для театров, парики, очки, украшения и т.д.

Музыкальный уголок - это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок помогает: расширять представления о музыке; развивать воображение детей; активизировать эмоциональную сферу, мышление, речь; создавать радостное настроение.

Оборудование музыкального уголка:

- Металлофон,  с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ. Барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывать, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!

Наличие атрибутов из бросового материала, нетрадиционного оборудования. Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов. Разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов.

Центр творческой деятельности.

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

Центр заполнен необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей восковые и акварельные мелки, цветной мел, фломастеры, гуашевые и акварельные краски,кисти, баночки для воды, цветные карандаши, пластилин, доска для лепки, глина, тесто, салфетки, палочки, стеки, клише, поролон, печатки, трафареты, обводки, цветная и белая бумага, картон, самоклеющаяся пленка, наклейки, ткани, нитки, ножницы с тупым концом, рулон обоев для коллективного рисования, маленькие доски для рисования мелом, мольберт, уборочный инвентарь.

- Раскраски с образцами. Тематические раскраски.

- Образцы декоративно-прикладного искусства (по программе, иллюстрации и альбомы по данной теме для рассматривания.

- Схемы последовательного рисования предмета.

- Дидактические игры для развития творческих способностей.

Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческая мастерская", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка.

«Познавательное развитие»

Включает в себя центр математики и конструирования, уголок природы и центр науки (экспериментирования).

Центр математики и конструирования

Этот центр является излюбленным местом мальчиков, т. к. у них более активны мыслительные процессы. Здесь они могут реализовать свои игровые замыслы. В нем собран материал, способствующий развитию и закреплению ЭМП (о форме, величине, пространственном расположении предметов).

В центре имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный, наглядный и раздаточный материал.

Дидактические игры: «Сложи фигуру», Геометрическое лото», «Чудесный мешочек», «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Детям о времени», «Числовой ряд».

Развивающие игры:  Счётные палочки, «Сложи узор»и т.д.

Игры на плоскостное моделирование, кубики, пирамидки, пазлы, парные картинки, вкладыши. Рабочие тетради по математике.

Уголок природы.

Уголок природы позволяет успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.

1 зона - тематические альбомы:

- «Луговые цветы»;

- «Садовые цветы»;

- «Комнатные растения»;

- «Насекомые»;

- «Кузнечики».

Модели:

-календарь природы (времена года), дни недели;

-календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;

2 зона - наша игротека.

В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Создана картотека игр: "Кто где живет?", "О животных", " О растениях", "Хочу все знать!", "Ассоциации", "Зоологическое лото", Домино "На море, на суше", "Большие и маленькие", "Кто, чем питается?", "Как растет живое", "Кто, как появился?", "Что, из чего сделано", "Времена года", "Развиваем наблюдательность"

В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

3 зона - «Огород ».

Огород позволяет закрепить и обобщить с детьми знания по лексической теме: «Овощи».

Центр науки (экспериментирования).

 Мини - лаборатория «Почемучка».

В мини - лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

- Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох,

кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.);

-Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);

-Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);

В лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:

- «Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т.е. материалы для изучения свойств воды);

- «Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

- «Свет и цвет» (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) ,т.е. материалы для изучения свойств света, цвета);

 Центр «Хочу всё знать».

Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.

Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы, альбомы - картинки: времена года, деревья, растительный мир, грибы, природные явления, насекомые, птицы, животные жарких стран, домашние животные и птицы, дикие животные, животные Севера.

Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.

Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

«Речевое развитие»

В центре речевого развития имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, оформлен раздаточный материал на развитие устной речи.

Игры по ЗКР: «Мамы и малыши». «Кто как кричит», «Позови громко».

Игры по развитию речевого дыхания: «Надуй шарик», «Мыльные пузыри», «Султанчики», «Вертушка».

Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения: «Чудесный мешочек», «Подбери картинку», картотек артикуляционных игр и упражнений.

Игры на развитие словаря и грамматического строя речи: «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке».

Игры на развитие связной речи: «Расскажи сказку», «Что сначала, что потом», иллюстрации к сказкам, алгоритм для составления описательного рассказа, телефон.

Центр книги

Книжный уголок в помещении группы представляет собой тихую зону с полками.

Центр книги располагается в светлом месте группы (желательно наличие окон слева и справа). Книги, игровые наборы, альбомы с картинками и иллюстрациями хранятся в книжном уголке с условием открытого доступа всем воспитанникам.

В «книжкиной больнице»  находятся клей, ножницы и бумага для ремонта книг. С детьми проговариваются правила обращения ножницами и клеем во время ремонта книг.

В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответствующая возрасту и тематике. Привлекаем внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомим с писателями и их произведениями.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в группе необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в группе, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы

Публикация содержит практические советы по организации предметно-развивающей среды для детей старшего возраста. Показаны центры развития, их названия, описание оборудования. Информация сопровождается ...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноцен...

"Развивающая предметно - пространственная среда старшей группы "МБДОУ "Детский сад "Алёнушка"

Данная презентация наглядно демонстрирует развивающую предметно - пространственную среду в старшей группе....

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Вопрос обновления и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды старшей группы и детского сада в целом, как условия формирования личности ребенка, на сегодняшний день стоит особенно...

План развития развивающей предметно-пространственной среды старшей группы для организации работы по ознакомлению детей с профессиями

План  представляет собой перечень материалов оснащения профориентационной развивающей предметно-пространственной среды группы....

ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды старшей группы

ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды старшей группы...