ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды старшей группы
материал (старшая группа)

Баскакова Надежда Александровна

ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды старшей группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps.docx294.97 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение дошкольного C:\Users\1\Downloads\MyCollages (9).jpg

образования

«Детский сад № 128 комбинированного вида»

ПАСПОРТ

развивающей предметно-пространственной среды

старшей группы №12

Состовитель: Баскакова Надежда

               Александровна


Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)– часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития (п. 3.2) (Примерная ООП ДО ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)

•Предметная среда, в которой действует ребенок, применяя уже имеющиеся у него знания и способы действия, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении (С.Л. Новоселова)

 • Возможность для реализация всех видов детской деятельности в рамках социальной ситуации развития как системы отношений, возникающая между ребенком и окружающим его социальным миром в данный возрастной период, где взаимоотношения выстраиваются между взрослыми, детьми и окружающей средой (ФГОС ДО)

• должна способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС ДО.

• создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития ребенка (Л.С.Выготский).

• среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка. Это означает, что предметная среда должна содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н.Н.Поддьяков)

Требования к РППС в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

РППС должна обеспечивать:

• возможность общения и совместной деятельности детей, а также возможности для уединения;

 • реализацию различных образовательных программ (параллельная реализация содержания обеих частей ООП);

• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

 • учет возрастных особенностей детей.

РРПП должна быть: содержательно-насыщенной. При проектировании РППС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической (должны быть выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием по каждому направлению развития в соответствии со спецификой Программы)

РРПП должна быть: трансформируемой предполагается возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

РРПП должна быть: полифункциональной.  Предполагается возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (не стационарно закрепленных)

РРПП должна быть: вариативной.  Предполагается:  наличие в группе различных пространств (для разных видов деятельности (9), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

РРПП должна быть: доступной и безопасной. 

•Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

• Безопасность РППС предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Нормативные документы

•Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

•Указ Президента РФ от 01.06.2012 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

•Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)

•Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. 03-51-46ин/14- 03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»

•Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 139-ФЗ)

•Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. 30384

•Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

•Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 декабря 2013 г. № 68, зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2014 г., рег. № 31209 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»

•Приказ Министерства труда и социальной защиты от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»


Содержание развивающей предметно-пространственной среды

Образовательные области

Центр развития

Имеющиеся материалы и

оборудование

План развития

Социально-коммуникативное развитие

Центр сюжетно-ролевых игр

  • Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
  • Поликлиника: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей, пипетка, вата, бинт, горчичники, таблетки, нарисованные на кусочках картона).
  • Шофёр, мотоциклист: копии разных инструментов (гаечный ключ, молоток, отвёртка, пассатижи). Столовая: колпак, фартук, посуда, продукты.
  • Парикмахерская: халат, расчёски, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце.
  • Магазин: коробки из-под конфет, чая, сока, сахара, калькулятор, весы, фартук, колпак, кассовые чеки, кошельки с деньгами.
  • Семья: куклы, одежда для кукол, мебель, коляска, кукла Беби-бон с одеждой, пелёнки.
  • Оборудование для режиссёрской игры: многофункциональные кубики, наборы образных игрушек небольшого размера (солдатики, животные, динозавры), кубики, игровое оборудование (мебель, посуда), животные, неоформленный игровой материал (кубики, шарики, бутылочки).
  • Макеты объёмные – автобус.

Шофёр, мотоциклист: ремень безопасности, шлем, перчатки, насос, руль. Лётчик: фуражка, пилотка, атрибуты (штурвал), пульт управления с функциональными кнопками Моряк, капитан: бескозырка, матросский воротник, капитанская фуражка, бинокль.

Центр природы (Уголок природы)

  • Календарь природы.
  • Комнатные цветы.
  • Место для труда (инвентарь для трудовой деятельности: 2 клеёнчатых фартука, щётки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления).
  • Иллюстрации с изображением признаков сезона.
  • Растения, требующие разных способов ухода.
  • Паспорт комнатных растений.
  • Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена).
  • Картинки с изображением цветов.
  • Иллюстрации с изображением животных и птиц.
  • Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).
  • Разнообразные  ёмкости, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки.

Дидактические игры на природоведческую тематику.

Уголок дежурств

  • Салфетницы
  • Плакат сегодня дежурят
  • Карточки сегодня дежурят
  • Коробка под салфетки
  • Салфетки
  • Схема дежурства по столовой
  • Фартуки для девочек
  • Фартуки для мальчиков
  • Косынки для девочек
  • Шапочки для мальчиков
  • Салфетки для краски
  • Салфетки для клея
  • Лейки
  • Опрыскивать для цветов
  • Салфетки для протирания пыли
  • Палочки для рыхления почвы
  • Щетки
  • Схемы ухода за растениями
  • Клеенка
  • Папка «Складываем салфетки красиво»
  • Схема правильного раскладывания предметов на занятии
  • Фартуки

Центр ПДД и центр пожарной безопасности

Демонстрационный материал

  • «Дорожная безопасность»;
  • «Правила дорожного движения»
  • «Будь осторожен на улице!»
  • «Знай правила дорожного движения»
  • «Дорожная безопасность»
  • «Правила поведения на дороге»
  • «Правила безопасности дошкольника»
  • «Азбука дорожного движения»

Картотека предметных карт инок «Транспорт»

Дидактические игры:

  • «На земле, на воздухе и на воде»
  • «Транспорт».
  • «Дорога».

Игрушечные машины и транспорт.

  • «Пожарная безопасность»;
  • «Детям о правилах пожарной
  • безопасности»
  • «Наши друзья пожарники спешат на
  • помощь»
  • «Умей действовать при пожаре»
  • «Осторожно, высокое напряжение!»
  • «Безопасность ребенка»

Пожарные машины разных размеров.

  • Костюмы ГАИ.
  • Макет светофора.
  • Уголок ПДД.
  • Огнетушитель.
  • Маска – респиратор.
  • Игрушки заместители для игры «Мы пожарные».
  • Уголок пожарной безопасности.

Центр ТРИЗ

  • Волшебная шляпа ТРИЗ
  • Д/и: «Соты».
  • Д/и: «Животные Омска и омской обл.».
  • Д/и: «Найди тень насекомого».
  • Д/и: «Поле чудес».
  • Д/и: «Преображение сказочного персонажа».
  • Д/и: «Теремок».
  • Консультация для родителей по ТРИЗ.
  • Презентация для воспитателей ТРИЗ.
  • Мнемотаблицы скороговорки.
  • Мнемотаблицы стихи.
  • Интерактивная игра «Чико».
  • Разработка дидактических игр по ТРИЗ.

Уголок уединения

  • Телефон для звонков маме или папе.
  • Кукла. Чтобы ребенок мог выговориться и поговорить, рассказать свои переживания.
  • Коробочка для гнева (ребенок выговаривает все свои обиды).
  • Мирилка (коробочка примирения).
  • Книги. Сказки с добрыми героями
  • Подушки – плакушки.
  • Фотоальбом с семейными фотографиями

Познавательное развитие

Уголок краеведения

  • Карта Омска.
  • Демонстрационный материал герб, флаг, гимн России.
  • Альбом «Панорамы Родины»
  • Игры по направлению «Человек в истории и культуре».
  • Пособия по Омскому Прииртышью.
  • Игры Омского Прииртышья:

-Д/и: «Соты»;

-Д/и: «Животные Омска и омской обл.»;

-Д/и: «Найди тень насекомого»;

-Д/и: «Поле чудес».

  • Альбом «Наш город».
  • Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей России.

Центр конструктивной деятельности

  • Деревянные большие кубики и кирпичики.
  • Маленькие деревянные кубики и кирпичики.
  • Лего «Дупло».
  • Пластмассовые кубики.
  • Строительный материал (пластмассовые) разных размеров.

Различные конструкторы с разными способами крепления

  • Схемы, образцы, рисунки
  • Плоскостные мозаики
  • Коробочки разных размеров
  • Пирамиды
  • Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.
  • Образцы построек и поделок.
  • Коробки разных размеров.
  • Палочки.
  • Образцы построек разной сложности.
  • Наборы для моделирования.
  • Опорные схемы.

Центр математического развития

  • Игра «Чудесный мешочек».
  • Рабочие тетради с заданиями.
  • Настенная модель числового ряда с наличием чисел.
  • Модель числовой прямой.
  • Плакаты – схемы «Весёлый счёт»
  • Наборы геометрических фигур
  • Счётные палочки
  • Раздаточный материал:

-линейки;

-цифры на каждого ребёнка;

-геометрические фигуры на каждого ребёнка;

-счётные палочки;

-карточки для счёта;

-мелкие предметы для счёта и сравнения;

-таблицы и модели.

  • Ростомер.
  • Модель часов.
  • Часы настенные.
  • Различные настольно-печатные, дидактические игры.
  • Числовое лото.
  • Математическое домино.
  • Пособие по математике.
  • Занимательные книги по математике и книги для самостоятельных занятий.
  • Игры с цифрами.
  • Модели числовых и временных отношений.
  • Счёты.
  • Различные календари.
  • Геометрические головоломки, мягкий конструктор.

Центр Экспериментирования

  • Дидактическое пособие по времени года.
  • Мини лаборатория для исследовательской деятельности: сита и воронки, соломки для коктейля, увеличительные стекла, материалы: песок, соль, вода, магнит, бумага; разные виды бумаги, увеличительное стекло, мерные ложки, стаканчики, резиновые груши разного объёма, магниты, песочные часы.
  • Фартуки и нарукавники для проведения опытов.
  • Энциклопедии, познавательная природоведческая литература.
  • Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.)
  • Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.)
  • Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки)
  • Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).
  • Карты природных зон.
  • Карта мира.
  • Глобус.

Речевое развитие

Центр речевого развития и центр «Будем говорить правильно»

  • Настольно-печатные игры:

-«Кто больше заметит небылиц?»;

-«Где начало рассказа?»;

-«Найди картинке место»;

- «Исправь ошибку»;

-«Нарисуй сказку».

  • Картотека для артикуляционной гимнастики.
  • Картотека с чистоговорками.
  • Картотека со скороговорками .
  • Дидактические наглядные материалы.
  • Предметные и сюжетные картинки.
  • Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам».
  • Зеркала для артикуляционной гимнастики.
  • Рабочие тетради «Развитие речи».
  • Буквы на кубиках.
  • Сюжетные и предметные картинки.
  • Домино.
  • Пазлы.
  • Художественная литература.
  • Детские журналы.
  • Различные азбуки и буквари.
  • Загадки, ребусы, кроссворды.
  • Мозаики.
  • Доска, мел.
  • Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам».
  • Схемы для составления рассказов и описания.
  • Плакат «Звуковые слоги»
  • Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток.
  • Настольные развивающие игры речевого характера.

Центр «Здравствуй книга»

  • Книги, рекомендованные для чтения детям
  • Произведения малых форм (русские народные и
  • фольклорные произведения).
  • Произведения поэтов и писателей России.
  • Литературные сказки.
  • Русские народные сказки и сказки народов мира.
  • Небылицы.
  • Басни.
  • Книги, любимые детьми.
  • Сезонная литература.
  • Портреты детских писателей.
  • Занимательная азбука.
  • Серии сюжетных картинок (истории в картинках).
  • Иллюстрированные сборники сказок, книжки малышки с хорошими рисунками и текстами из двухтрёх строк, предваряющими иллюстрацию или завершающими страницу.

Художественно-эстетическое развитие

Центр изобразительной деятельности

  • Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.
  • Индивидуальные палитры для смешения красок.
  • Кисточки - тонкие и толстые, щетинистые; баночки для промывания ворса кисти от краски.
  • Бумага для рисования разного формата.
  • Салфетки.
  • Губки из поролона.
  • Пластилин, доски для лепки.
  • Стеки разной формы.
  • Розетки для клея.
  • Мелки для рисования на доске и асфальте.
  • Раскраски
  • Выставка работ детского творчества.
  • Альбомы «Гжель», «Хохломская роспись», «Дымковская роспись»

Материалы для ручного труда:

  • Бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.)
  • Вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.).
  • Подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы. пластиковые бутылки, пробки, фантики и фольга от конфет и др.).
  • Природные материалы (шишки, желуди, различные семена, скорлупа орехов, и др.).
  • Инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.
  • Схемы последовательного изготовления поделки.
  • Трафареты.
  • Образцы для рисования.

Центр музыкально-театрализованной деятельности

  • Ширма.
  • Кукольный театр.
  • Атрибуты для театрализованных и режиссёрских игр.
  • Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
  • Пальчиковый театр.
  • Театр резиновых игрушек.
  • Магнитофон.
  • Музыкальные инструменты – металлофон, бубен, маракасы, уголки.
  • Музыкальные игрушки, деревянные ложки.
  • Театр из игрушек самоделок - (вязаные звери).
  • Набор сказок для драматизации.
  • Уголок ряженья.
  • Альбом с иллюстрациями музыкальных
  • инструментов.

Физическое развитие

Центр физического здоровья и спортивный уголок «Будь здоров»

  • Оборудование для прыжков: обручи, палка гимнастическая, скакалки, веревка.
  • Оборудование для катания, бросания, ловли: мяч резиновый, мешочки для метания.
  • Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны, эмблемы).
  • Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи пластмассовые, платочки, ленты, флажки, косички, султанчики.
  • Кегли, кольцебросы.
  • Дуги для лазания.
  • Игра «Дартц»
  • Клюшки для хоккея.
  • Картотеки подвижных игр.
  • Массажные следочки (для профилактики плоскостопия), спортивные дорожки, веревка.
  • Массажные мячик «Суджок».
  • Кубики с изображением упражнений.
  • Бадминтон.
  • Массажные рукавички.
  • Картотека упражнений дыхательной гимнастики.

Приемная

  • Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности, скамейки
  • Информационный стенд для взрослых и детей:
  • Меню
  • Наша деятельность
  • Материал по теме недели
  • Режим дня
  • Уголок «Здоровья».
  • Стенд грамоты и дипломы
  • Уголок логопеда.
  • Музыкальный уголок.
  • Уголок психолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Паспорт Развивающей Предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе.

Паспорт РППС для подготовишек, только игровой комнаты группы....

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды в группе "Почемучки" старшая группа

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды в группе "Почемучки" старшая группа...

Паспорт развивающей предметно - пространственной среды старшей группы

Данная разработка представляет собой перечень необходимого оборудования....

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды на 2023-2024 г. старшая разновозрастная группа "Зёрнышко " (4-7 лет)

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды на 2023-2024 г. старшая разновозрастная группа "Зёрнышко "   (4-7 лет)...

Паспорт развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе "Искорки"

laquo;Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребенка…» В. СухомлинскийДошкольное образование – первое зве...

Паспорт развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе "Искорки"

laquo;Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребенка…»  В. Сухомлинский...