ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа (5-6 лет).
материал (старшая группа)

ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа (5-6 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_10_gr_starshaya.docx171.61 КБ

Предварительный просмотр:

лМуниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 145"

ПАСПОРТ РППС

группы № 10 «Семицветик»

(старшая группа, 5-6 лет)

                                                                 

                                                                   Воспитатели:      Бакерина Е. В.

Шакирова Л. В.

.


Содержание

1. Пояснительная записка                                                                                     3

2. Нормативно-правовая и методическая база построения РППС в ДОУ       5

3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде                6

4. Формирование предметного содержания РППС                                            8

5. Информационная справка о раздевальной комнате                                     10

6. Информационная справка о групповой комнате                                          11

   


  1. Пояснительная записка

              Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения само- ценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.

Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:

 образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

 двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

 различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

                         Назначение, цели и задачи организации РППС ДОО

                Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
  • создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
  •  открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
  1. Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов являются:
  • Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  •  Обновленный ФГОС дошкольного образования в редакции приказа Минпросвещения России от  8 ноября 2022 г. № 955 (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264)
  •  Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрирован в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847)
  •  Методические рекомендации Минпросвещения РФ от 19.12.2023 г «Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 № 2 «Об утверждении правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
  • Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
  • Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
  • Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
  • Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1022, зарегистрирована в Минюсте России 27 января 2023 г.

  1. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

        В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

 содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

 трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

  •  вариативной – обеспечивать наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

 полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

 доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

 безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы дошкольной организации.

Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:

  • реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;
  • организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
  • реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.

        Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей.

        Развивающая предметно-пространственная среда состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности. Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.

  1. Формирование предметного содержания РППС

Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.

Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО соответствует основным направлениям (образовательными областями). Отдельно стоит заметить, что деление образовательных областей на отдельные группы (направления) довольно условно, поскольку при учете взаимодополнения решение конкретных задач в свою очередь содействует и косвенному решению других задач.

Социально- коммуникативное развитие

Познаватель-ное развитие

Развитие речи

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Основные направления образовательной области

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

Знакомство с миром природы и формирова-ние экологичес-кого сознания

Развитие словаря

Формирование и развитие эстетического восприятия мира

Приобрете-ние дошкольни-ками опыта двигатель-ной деятельно-сти

Знакомство с социальным миром

Воспитание звуковой культуры

Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира

Становление целенаправ-ленности и саморегуля-ции в двигатель-ной сфере

Формирова-ние мира основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Развитие связной речи

Формирование и развитие художествен-ного восприятия произведений искусства

Становление ценностей здорового образа жизни

Развитие трудовой деятельности

Развитие элементар-ных математичес-ких представле-ний

Формирова-ние граммати-ческого строя речи

Художествен-ная и изобразитель-ная деятельность

Патриотическое воспитание

Воспитание любви и интереса к художественному слову

Организация современной РППС в рамках многомерного пространства зависит от конкретных задач, поставленных в ходе реализации образовательной программы ДОО. В свете современных тенденций развития вариативных форм дошкольного образования необходимо учитывать специфику пространственного решения для обеспечения реализации образовательной деятельности.

        Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности.

        При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:

 соответствие общеобразовательной программе ДОО;

 соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;

 соответствие возрастным возможностям детей;

трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;

 возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;

 вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;

 наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.

 соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.

        С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» – «игровую поддержку развития детей».

  1. Информационная справка о раздевальной комнате

        Назначение: использование развивающей предметно - пространственной среды для информирования родителей с условиями пребывания детей в детском саду, осуществление хранения личных детских вещей. Раздевальная комната оборудована шкафчиками для хранения верхней одежды детей и шкафом для одежды персонала, зеркалом, а также письменным столом и стульями. Шкафчики для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками- полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. В раздевальной комнате предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей (имеется батарея, под детскими шкафами проходит отопительная труба). В раздевальной комнате расположена полочка для выставки детских работ, а также стенах комнаты располагаются информационные стенды:  

- Наша группа «Семицветик»

- «Наше творчество»

- «Поделки-самоделки»

- «Безопасность»

- «Информация для родителей учителя-логопеда»

- «Информация для родителей учителя-дефектолога»

- «Меню»

  1. Содержание развивающей предметно-пространственной среды

Центр развития

Имеющиеся материалы и

оборудование

План развития

«Центр сюжетно-ролевых игр»

Содержит оборудование для организации сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Парикмахерская», «Аптека», «Больница», «Магазин», «Гараж».

В группе есть машины, техника специального назначения, воздушный и водный транспорт.

В магазине имеются корзины и тележка для покупок, касса, кошельки, товары (продукты, овощи, фрукты и т.д).

В парикмахерской есть: набор парикмахера (2 шт), кукла-манекен для создания причесок, упаковки для косметических средств и средств личной гигиены.

Для сюжетно-ролевой игры «Больница» имеются: набор доктора (2 шт.), упаковки от лекарств.

Обновить костюмы для сюжетно - ролевых игр: «Больница», «Магазин».

Пополнить центр «Парикмахерская» и «Аптека» атрибутами для игры.

«Центр конструктивной деятельности»

Оснащен различными конструкторами: Конструктор «Полесье», Конструктор «Городок», Конструктор «Полидрон гигант», Магнитный конструктор «МАГ плюс», Конструктор «Механик», конструктор «Томик» Мелкий, средний и крупный строительный материал для сооружения построек. Простейшие схемы построек и алгоритм их выполнения.

Картотека строительных игр. Конструктор «Малыш», лего.

«Центр дежурств»

Стенд: «Мы дежурим»

Фартуки, шапочки, емкость для мусора, инвентарь для уборки, салфетки, салфетницы.

Наглядный материал, помогающий понять порядок выполнения работы (карточки- схемы).

«Центр математического развития»

Интерактивная доска, ноутбук. Демонстрационные материалы, развивающие игрушки, трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.

Счетный материал и счетные палочки.

Дидактические игры с цифрами.

Развивающие игры: шахматы, шашки, лото-бочонки, блоки Дьенеша, игры Воскобовича и др в соответствии с возрастными задачами.

Папка «Занимательная математика», где собраны: загадки, задачи в стихотворной форме, шуточные задачи по математике и др..; дидактические игры по ознакомлению детей с ориентировкой во времени.

Книги, рассказывающие о математических понятиях.

Дидактические игры.

«Центр художественной литературы»

Книжки-малышки, книги разных жанров худ.литературы (авторские сказки, сказки народов мира, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, пословицы, поговорки)

Подобрать книги в уголок согласно возрасту.

Центра патриотического воспитания

Герб, флаг страны, города Ярославля, портрет Президента РФ;

Демонстрационные материалы «Наш город», «Семья», «Русские ремесла»;

Художественная литература;

Игрушки «Матрешка», «Русская печь».

Изготовлены:

- альбом «Животные Ярославской области», «Улицы на которой я живу», «Моя семья», «Знаменитые земляки»;

- макеты «Русская изба», «Вечный огонь»;

Кубик Блума по темам «Мой город», «Моя семья»;

Куклы-закрутки, «Русский медвежонок».

Пополнить наглядными и дидактическими пособиями; художественной литературой;

- символами РФ.

 «Центр природы»

Панно «Фиолетовый лес»

Календарь природы, календарь наблюдений за погодой, книги о животных и растениях родного края.

Макеты «Ферма» и «Лес».

Материал для развития трудовых навыков (лейки для полива, набор для рыхления земли, пульверизатор - распылитель).

Дидактические игры.

Пополнить панно «Фиолетовый лес»

Макеты «Животные холодных стран», «Животные жарких стран»

«Центр экспериментирования»

Природный бросовый материал, ракушки, камешки, проволока, резина, шишки, вата, птичий пух, семена цветов.  Контейнеры с песком, глиной, баночки с различными материалами. Пробирки для проведения опытов, пинцеты, стаканчики, трубочки. Картотека опытов и экспериментов

Пополнить картотеку опытов и экспериментов.

Микроскоп.

«Центр изобразительной деятельности»

Канцелярские принадлежности: мел, цв.карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти разных размеров и ворса, баночки для воды, точилки, ластики, белая и цветная бумага, пластилин, дощечки, стеки, ножницы и клей.

Наглядный материал: хохломской росписи, Семеновская матрешка, богородские игрушки, гжель, дымковские игрушки.

Обновить раскраски.

Пополнить трафареты.

Пастельные мелки.

Предметы хохломской росписи, гжель, дымковские игрушки.

«Центр музыкально-театрализованной деятельности»

Музыкальные инструменты: бубны, барабаны, погремушки, металлофон и др.

Музыкальные игрушки-самоделки (шумовой оркестр).

Атрибуты к играм.

Костюмы, маски, атрибуты, элементы декораций для постановки сказок. Портреты композиторов.

Атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы)

Ширмы для настольного театра.

«Центр физического здоровья и спортивный уголок»

Оборудование: корзина для хранения спорт.инвентаря, массажный коврик, «дорожка здоровья», мячи, кольцеброс, скакалки, игра «Боулинг», флажки. Картотеки «Подвижных игр на прогулке», «Утренняя гимнастика» и «Гимнастики после сна»

Картотека русских народных игр.

Балансиры.

Наборы для игры на улице: «Теннис», «Бадминтон», «Хоккей»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды старшей группы

ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды старшей группы...

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды в группе "Почемучки" старшая группа

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды в группе "Почемучки" старшая группа...

Паспорт развивающей предметно - пространственной среды старшей группы

Данная разработка представляет собой перечень необходимого оборудования....

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды на 2023-2024 г. старшая разновозрастная группа "Зёрнышко " (4-7 лет)

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды на 2023-2024 г. старшая разновозрастная группа "Зёрнышко "   (4-7 лет)...

Паспорт развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе "Искорки"

laquo;Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребенка…» В. СухомлинскийДошкольное образование – первое зве...

Паспорт развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе "Искорки"

laquo;Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребенка…»  В. Сухомлинский...