Формирование функциональной грамотности у старших дошкольников: приемы запоминания и практика использования мнемотехники
консультация (подготовительная группа)

Презентация и консультация: "Формирование функциональной грамотности у старших дошкольников: приемы запоминания и практика использования мнемотехники"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Сертоловский детский сад комбинированного вида №1»

(МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №1»)

Консультация на тему: Формирование функциональной грамотности у старших дошкольников: приемы запоминания и практика использования мнемотехники»

Подготовила Загрядских Татьяна Сергеевна

Сертолово

2022 г.


«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать

 все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения

 и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных

задач в различных сферах человеческой деятельности, общения

и социальных отношений»

А.А. Леонтьев

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

Функциональная грамотность – это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Составляющие функциональной грамотности:

- читательская грамотность;

- математическая грамотность;

- финансовая грамотность;

- естественно-научная грамотность;

- креативное мышление;

- глобальные компетенции.

Индикаторы читательской функциональной грамотности:

  • владение навыками речевой активности;
  • построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • адекватное восприятие устной и письменной речи;
  • точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
  • соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Память – это основа психической жизни, основа сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Она является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без неё не мыслимо формирование всех компонентов функциональной грамотности.

Чтобы быть успешным, современный человек должен уметь удерживать в памяти огромное количество информации.

Наши дети получают огромный объем информации, они перегружены. Не смотря на их юный возраст, они отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но при всем при этом им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность. Не всегда, получается, сосредоточиться на одном деле. При этом надо понимать, что, когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Хорошая память облегчит обучение ребенка, он с легкостью будет получать хорошие оценки, добиваться успеха и учиться с удовольствием.

На развитие памяти влияет много факторов, например, сон, еда, психологическое состояние, совместное чтение, заучивание стихов и прочее, и прочее.

Так вот именно на запоминании хочу остановиться подробно, и рассказать о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память. Этот метод называется мнемотехника или его еще называют мнемоника.

Мнемотехника - в переводе с греческого — «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 5. Мнемотехника - в переводе с греческого — «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – помогает:

  •   развивать ассоциативное, наглядно образное и абстрактное мышление;
  •   развивать зрительную и слуховую память;
  •   развивать зрительное и слуховое внимание;
  •   развивать воображение и фантазию;
  •   развивать связную речь и увеличивать словарный запас;
  •   развивать мелкую моторику рук;
  •  расширять представления об окружающем мире.

Цель работы с мнемотехникой: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная, ассоциативная, фотографическая).

Задачи: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.

Актуальность использования мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка.

Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление, воображение, внимательность.

Приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Приемы мнемотехники:

Группировка – когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на определённые, чётко обозначенные части – классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, живые объекты и неживые и т. д. Этот приём называется классификацией. Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.

Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы называют ассоциациями, а способ – ассоциативным. Для того, чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребёнку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чём угодно.

Это зависит от опыта, уровня развития, пола ребёнка, актуального состояния и т. д. Поэтому никогда не стоит отвергать то, что предлагает ребёнок, даже если эта ассоциация кажется неудачной.

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот приём называется поиском опорного пункта. Например, для запоминания текста рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для припоминания или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот приём называется схематизацией. Разрозненную информацию легче запомнить. Придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот приём называется достраивание материала.

Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот приём позволяет ребёнку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо направлен на упорядочение материала.

Структура мнемотехники:

1. Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть, как предмет, так и действие. Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.

2. Мнемодорожка – это последовательность трех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

3. Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих. Именно мнемотаблицы рекомендовано использовать в старшей и подготовительной к школе группах. В данных группах нужно продолжать использовать мнемотехнику для развития речи, легкого заучивания стихов и запоминания рассказов.

Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии. Благодаря мнемотаблицам, детям не нужно будет специально что-то запоминать и заучивать.

4. Крокирование – рисуночное письмо, метод, который применяют для работы со старшими дошкольниками.

С помощью этого метода у детей развивается логическое мышление, фантазия, воображение, образная и зрительная память. Кроме того, крокирование способствует обогащению словарного запаса и развитию кругозора. Помогает запоминать стихи, фразы, тексты, расширять сферу общения.

Крокировать можно: понятия, загадки, пословицы, поговорки, стихи, причем изображать символы можно схематично или в виде рисунка, в зависимости от возраста ребенка.

Таким образом, мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение;
  • связную речь;
  • ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

  • Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию, запоминает больше и быстрее, чем при механической «зубрёжке».
  • Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов превращается в увлекательную игру.
  • При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
  • Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
  • Раскрываются творческие способности детей.

Наш мозг устроен так, что мыслит картинками, образами. Действует мозг так, как ему известно, основываясь на нашем опыте, на опыте того, кого мы хорошо знаем, своего решения у него нет.

Наша физиология такова: когда мы что-то читаем, воспринимаем какую-то информацию, у нас в голове формируется образ, как только образ в голове сложился, вы говорите: «Я это понял», «Я запомнил», «Я помню эту книгу, этот сюжет, этого человека», вы помните образ этой информации, вы можете не помнить, как это написано, каким шрифтом, буквами, вы помните образ.

Все мнемотехники основаны на СОЗДАНИИ ОБРАЗОВ в нашей голове, на образном мышлении. Для того чтобы что-то запомнить, нужно создать образ в своей голове. И этому тоже надо учиться, учиться образному мышлению, так как не все слова имеют вещественное изображение, например, чувства, какие-то термины. А для этого нужно создавать образы через ассоциации с этим словом.

Для того чтобы вызвать в голове образ, есть определенные правила, которые помогают облегчить создание образа.

Вы должны увидеть образ, сделать его максимально большим, удобным, чтобы держать его в голове. Огромный предмет, который больше вас, его нельзя охватить взглядом, вы должны уменьшить до удобного для вас восприятия. Если это что-то мелкое, маленькое, например, микроб, желательно его увеличить. Чем более нестандартный образ (мелкое представляем большим, большое – мелким), тем проще нашему мозгу, это необычно, но хорошо укладывается в голове.

Представляйте образ максимально цветным, объемным, с каким-то весом. Хорошо добавлять свои ощущения: какой на ощупь, как он может звучать, пахнуть, какой на вкус, и совсем не важно, пробовали вы его или нет. Как только добавите ощущения в образ, он станет более четким.

Все мнемотехники основаны на СОЕДИНЕНИИ ОБРАЗОВ одного с другим, последовательно, друг за другом. Так называемый цепной метод. Одна общая история будет связывать всю цепочку информации.

Существуют правила связи этих образов одного с другим:

  • Представляем предметы одинакового размера.
  • Добавляем действия, ведь наш мозг развивается через действие. Когда мы рождаемся, наше развитие идет через действия. Ребенок пополз, встал, передвигается на четвереньках, научился что-то держать. Как только человек учится какому-то действию, это значит, что его мозг созрел к тому, чтобы выполнить это действие. Мы начинаем развиваться с крупной моторики, к школьному периоду мы переходим на мелкую моторику. И вот мелкую моторику нам нужно развивать всю жизнь. Не думайте, что вы развили у ребенка мелкую моторику, чтобы он начал вовремя говорить, рисовать, писать, а дальше не так важно, нет, мелкую моторику нужно развивать всю жизнь. В реабилитационных центрах люди после инсультов восстанавливаются через развитие крупной и мелкой моторики, потому что это прямое воздействие на восстановление и развитие мозговой активности. Поэтому, как только вы добавляете в образ активность, в ваши ассоциации, например, вы что-то делаете с предметом (бросил, сломал, смял и прочее), ваше тело поможет вам вспомнить в нужный момент.
  • При соединении образов обязательно помещать два предмета рядом. В общий контур. Нельзя прятать один предмет в другой. В этом случае тот предмет, который спрятан, выпадает из вашего видения, в последствии он выпадет из цепочки запоминания. Не прячем внутрь. Второй предмет должен быть хорошо виден одновременно с первым.
  • Добавляем активность – действия, желательно с юмором. Чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут образы. Плохо запоминаются предметы, которые просто лежат в вашем воображении, вы должны с ними что-то делать, взаимодействовать.
  • Нельзя добавлять третьи предметы (объекты), чтобы они не меняли структуру объектов, которые вам нужно запомнить.

Например, для цепочки из 10 слов, не связанных логически, можно придумать историю, которая бы их связывала, чем она будет несуразнее, тем лучше запомнятся слова.

1) Часто мнемотехники для лёгкого запоминания «зашифровывают» учебный материал в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты. Во-первых, получается наглядно. Во-вторых, увлекательно и познавательно. В-третьих, легко запоминается. Ученик легко выучивает две строчки весёлого стишка, который в нужный момент вызывает в его подсознании необходимые образы и ассоциации. И вместо рифмы он рассказывает правило по русскому языку.

Например:

- Рифма («кое, либо, то, нибудь — дефис поставить не забудь»).

- Фразы из первых букв материала (цвета радуги в известной присказке про охотника с фазаном).

- Для развития способов запоминания можно использовать пиктограммы.

Пиктограмма - это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Метод пиктограмм очень хорошо работает при запоминании текстов, в том числе и стихотворных. Ребенок не может выучить стихотворение чаще от того, что не понимает его смысл. Запоминание стихотворений методом пиктограмм превращает занудное механическое заучивание в интересную игру.

Например, для слова «праздник» можно нарисовать флажок, салют. Для слова «спорт» нарисовать мяч, бегуна или что-то другое. Пиктограмма не может быть правильной или неправильной, Она должна просто моментально напомнить слово или выражение, которое выразили пиктограммой.

2). Теперь поговорим об усвоении информации.

  • Графическая модель «Пирамида усвоения материала» получила название «Пирамида обучения». Смысл данной модели – показать общий принцип. Видно, что чем активнее человек участвует в обучении – обсуждает, делает, учит других - тем лучше он усваивает материал.

Как работает наш мозг?

- Когда вы прослушали информацию, к концу дня вы будете помнить 5%.

- Чтение, демонстрация наглядных материалов, просмотр учебных фильмов оставит лишь 10-30% информации через несколько часов.

- Участие в демонстрации материала, когда вам дали попробовать, потрогать и прочее, если вы пообсуждали, выполнили практическое задание, то с вами останется до 75% информации.

- Если вы расскажете другим, научите кого-то еще, 90% материала – ваши.

Все мы хотим обладать превосходной памятью и без труда запоминать всю необходимую информацию. Психологи уже давно пришли к выводу, что значительная часть того, что мы выучили, практически сразу же забывается. Это одно из свойств нашей памяти, которое получило название «кривая забывания».

  • Кривая забывания – это кривая, которая демонстрирует то, как долго может храниться в памяти однажды выученная информация. Кривая Эббингауза была получена в результате экспериментального изучения памяти немецким психологом-экспериментатором и автором труда «О памяти» Германом Эббингаузом.

Взяв за основу кривую забывания, Герман Эббингауз сделал вывод, что основное забывание происходит в период, который следует за заучиванием. Именно в этот период человек забывает наибольший объем недавно изученного материала. Если же индивид подходит к запоминанию материала осмысленно, то необходимая информация запоминается в 9 раз быстрее.

  • «Интервальные повторения»

1-е повторение – сразу после запоминания,

2-е повторение – через 20-30 минут,

3-е повторение – через 8 часов,

4-е повторение – через сутки (перед сном).

Важно помнить о том, что если повторить материал после занятия, то он лучше запомнится.

Информацию, которую нужно запомнить, лучше повторить через 20 минут, потом через 8 часов и на следующий день, желательно вечером.

Именно эта теория интервальных повторений помогает усвоить информацию надолго.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей, узких специалистов, огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Маленький гражданин большого мира" Формирование правовой грамотности у старших дошкольников.

Формирование  у старших дошкольников знаний о своих правах и обязанностях....

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» 2021 г.

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности  детей старшего дошкольного возраста» на семинаре № 1 «Формирование предпосылок фун...

Конспект по основам функциональной грамотности у старших дошкольников «Информационная фабрика, путешествие по Ярославлю. Занятие 1.»

Конспект из серии занятий по формированию функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Выступление в ДОУ на тему: «Нетрадиционные формы педпроцесса для формирования функциональной грамотности у старших дошкольников»

Ребенок не хочет брать готовые знанияи будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.Но зато он охотно пойдет за своим наставникомискать эти самые знания и овладевать ими.Шалва Амонашвили...

Доклад из опыта работы «Формирование функциональной грамотности у дошкольников: приёмы запоминания и практика использования мнемотехники»

Материал может быть использован воспитателями и родителями для работы с детьми дошкольного возраста ....

ПРОЕКТ «Математическая страна» по формированию функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через занимательную математику»

Актуальность математического развития детей дошкольного возраста обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе. Также математика является средс...