ПРОЕКТ «Математическая страна» по формированию функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через занимательную математику»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Засухина Анна Леонидовна

Актуальность математического развития детей дошкольного возраста обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе. Также математика является средством интеллектуального развития ребенка, его логического мышления, познавательных и творческих способностей, расширяет возможности его успешной адаптации к ускоряющимся процессам информатизации общества, поэтому математическому развитию отводится особая роль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ПРОЕКТ «Математическая страна» по формированию функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через занимательную математику»

Выполнила воспитатель: Засухина А.Л

2022 г.

Актуальность проекта:

Актуальность математического развития детей дошкольного возраста обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе. Также математика является средством интеллектуального развития ребенка, его логического мышления, познавательных и творческих способностей, расширяет возможности его успешной адаптации к ускоряющимся процессам информатизации общества, поэтому математическому развитию отводится особая роль.

Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий, умение использовать элементарные математические знания и навыки в разных видах деятельности и различных жизненных ситуациях.

Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребенок подошел к школьному обучению как можно спокойнее, не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Цель проекта: формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через занимательный материал, повышение уровня познавательной активности детей, развитие способности детей решать логические задачи.

Задачи проекта:

- формировать математические представления детей на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения;

- развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

- формировать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

- способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов;

- воспитывать интерес у детей к математике.

Срок реализации проекта: один учебный год (2022 - 2031 г.).

Участники проекта: дошкольники 5-6, педагоги, родители.

Продукт проекта: картотека дидактических игр математического содержания.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

Сроки реализации

Подготовительный

Подбор методической литературы для реализации проекта. Подбор наглядно дидактического материала, игр по ФЭМП. Разработка конспектов ООД, викторин. Создание развивающей среды в группе.

Сентябрь

2022 г.

Основной

На данном этапе реализуются основные виды деятельности детей; разработанные мероприятия по формированию у детей математических представлений, воспитанию интереса к математике. Поставленные задачи реализуются в различных видах деятельности, обеспечивая интегрированный подход.

Октябрь

2022 г. -

Апрель

2023 г.

Заключительный

Продукт проекта: картотека дидактических игр математического содержания.

Май

2023 г.

План реализации проекта

Сроки

Содержание

Участники

проекта

Ответственные

Сентябрь

1. Беседа: «Зачем нам нужна математика?»

2. Чтение сказок, заучивание стихов, считалок, загадок математического содержания.

3. Дидактические игры: «Найди и разложи фигуры одинаковые по величине», «Длинный - короткий».

4. Рисование цифр.

Воспитатель, дети

Воспитатель

Октябрь

1. Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счета.

2. Дидактические игры: «Разложи карточки по цвету и форме», «Дополни ряд фигур.

3. Составление аппликации из геометрических фигур.

4. НОД «Страна геометрии».

Воспитатель, дети

Воспитатель

Ноябрь

1. Заучивание стихов С. Маршак «Веселый счет», считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счета.

2. Игровые упражнения «Сколько одинаковых фигур», «Разложи одинаковые по длине предметы».

3. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта».

4. Математический досуг «У Лукоморья».

Воспитатель, дети

Воспитатель

Декабрь

1. Чтение пословиц, загадок о цифрах.

2. Дидактические игры: «Цветной город», Выше – ниже», Чья цепочка не порвется?

3. НОД «Цифры».

4. Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку».

Воспитатель, дети

Воспитатель

Январь

3. Дидактические игры: «Лото», «Танграм», «Чего не стало?», «Собери бусы», «Что лишнее?», «Собери цветок».

4. Математический КВН «Математика - страна чудес».

Воспитатель, дети

Воспитатель

Февраль

1. Заучивание математических считалок, загадок, решение логических задач.

2. Подвижная игра «Кто быстрее по порядку».

3. НОД «Увлекательное математическое путешествие».

4. Развлекательное мероприятие  «Веселая математика».

Воспитатель, дети, муз.

руководитель

Воспитатель, музыкальный

руководитель

Март

1. Чтение математической сказки «В стране математики в пластилиновом районе».

2. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Едем в гости», «Семья».

3. НОД «Веселый счет».

4. Штриховка геометрических фигур.

Воспитатель, дети

Воспитатель

Апрель

1. Чтение математических сказок авт. М. Ю. Стожарова «Яблоко», «Сказка о том, как Круг и Квадрат отправились в

поход».

2. Настольные игры: «Найди пару», «Найди друг друга», «Весёлый счет».

3. Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию».

4. НОД «Путешествие в цветочный город».

Воспитатель, дети

Воспитатель

 

Май

1. Проблемно – игровые ситуации: «Почему получились разные числа», «Как Белоснежка считала гномов».

2. Словесные игры: «Посчитай», «Заколдованный мяч», «Поймай и назови».

3. Аппликация «Веселый треугольник».

4. Выставка «Математические игры для дошкольников».

Воспитатель, дети

Воспитатель

Содержание работы с родителями:

1. Знакомство родителей с содержанием работы по проекту программы.

2. Разработка консультаций для родителей «Развитие математических способностей у детей в старшем дошкольником возрасте», «Игры с палочками Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».

3. Рекомендации для родителей по использованию литературы.

4. Проведение математических викторин с участием родителей.

5. Рекомендации по приобретению игр и занимательной литературы.

Ожидаемый результат:

- дети измеряют величины различными условными мерками;

- уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;

- умеют словесно описывать фигуры;

- имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;

- проводят классификацию предметов по свойствам;

- умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;

- активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;

- активно включаются в игры на классификацию и сериацию, предлагают варианты, участвуют в преобразовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА ПОЛИДРОН ПРОЕКТИРОВАНИЕ

В исследовательской работе раскрывается технология формирования инженерного мышления у детей старшего возраста в дошкольной образовательной организации через разработку занимательных занятий с использ...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Развитие логико-математический представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики

В данном материале предаставлен опыт работы с детьми старшего возраста по логике...

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» 2021 г.

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности  детей старшего дошкольного возраста» на семинаре № 1 «Формирование предпосылок фун...

Проект « Юные экономисты» по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста долгосрочный, творческий

Ежедневное принятие важных финансовых решений и сложность в использовании современных финансовфх инструментов обуславливают необходимость приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финан...

Квест-игра по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну Экономику»

Эффективным методом экономического воспитания является использование дидактических игр в обучении детей элементам финансовой грамотности, что обусловлено рядом причин:игровая деятельность как ведущая ...