Мастер-класс на тему: "Использование приемов криптографии по развитию предпосылок функциональной грамотности у старших дошкольников
материал
Мир тайн и шифров всегда был интересен не только взрослым, но и детям. На первый взгляд такая сложная вещь, как криптография может стать мощным инструментом в наших руках для развития у детей навыков функциональной грамотности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИПТОГРАФИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Егорова Ольга Николаевна, почетное звание «Почетный работник общего образования РФ»
Мир тайн и шифров всегда был интересен не только взрослым, но и детям. На первый взгляд такая сложная вещь, как криптография может стать мощным инструментом в наших руках для развития у детей навыков функциональной грамотности. Что такое функциональная грамотность и почему она так важна для дошкольников?
Функциональная грамотность – это не просто умение читать и считать. Это способность применять полученные знания и навыки в реальной жизни, решать жизненные задачи, понимать и использовать информацию из разных источников. Для дошкольников это означает:
- умение понимать и следовать инструкциям;
- развитие логического мышления и способности к анализу;
- формирование навыков коммуникации и сотрудничества;
- развитие познавательного интереса и любознательности;
- формирование основ математической грамотности;
- развитие навыков работы с информацией.
Криптография, или наука о шифровании – это не только про шпионов и секретные послания. Это про создание систем кодирования и декодирования информации. И именно эти системы мы можем адаптировать для работы с дошкольниками, делая процесс обучения увлекательным и осмысленным. Технология криптография является одной из составляющей STEM образования. Это технология помогает педагогу создавать условия обучения на опережение развития ребенка.
Почему криптография интересна для дошкольников?
Криптография имеет:
- Игровой формат: дети любят играть в детективов, шпионов, искать «сокровища». Шифры и тайные послания идеально вписываются в эти игры.
- Наглядность: приемы криптографии основаны на визуальных образах, что очень важно для дошкольников.
- Постепенное усложнение: начинаем с самых простых шифров и постепенно переходим к более сложным, адаптируя задания под возраст и уровень развития детей.
- Межпредметные связи: криптография прекрасно интегрируется с математикой, развитием речи, изобразительной деятельностью, конструированием.
Рассмотрим несколько приемов криптографии для формирования предпосылок функциональной грамотности у старших дошкольников.
1.Шифр «Зеркальные слова» - ключ к шифру – зеркало. Самый простой и доступный шифр. На листе бумаги темным маркером пишем слово печатными буквами, так, чтобы с обратной стороны листа слово просветилось через бумагу. Переворачиваем лист бумаги и обводим проявившуюся надпись. Это и есть перевернутое слово. Затем берем зеркало, ставим его с правой стороны слова и (читаем) расшифровываем. Можно зашифровать не только слово, а целый текст.
Данный прием в шифровании развивает зрительное восприятие, анализ, расширяет у детей кругозор, создает условия для повышения познавательного интереса.
2.Шифр Цезаря - ключ шифра Цезаря — это число от 1 до 10, которое определяет сдвиг при замене букв исходного текста на зашифрованные. Чтобы понять шифр Цезаря мы знакомимся с алфавитом. Мы знаем, что алфавит - это строгий порядок постановки букв, и чтобы зашифровать слова, нам надо четко определиться на какое количество букв мы будем сдвигать нижний алфавит влево.
Шифр Цезаря развивает у дошкольников логическое и аналитическое мышление, дети учатся сравнивать, рассуждать, обобщать. Для понимания и использования шифра Цезаря дошкольникам необходимы знания алфавита, математические навыки, такие как счёт, ориентировка в пространстве.
3.Шифр замены – ключ шифра - алфавит пляшущих человечков.
Великий английский сыщик Шерлок Холмс составил алфавит из пляшущих человечков. Одно из его раскрытых дел было, как раз связано с пляшущими человечками. Его алфавит — это ключ к расшифровке.
Обучение детей шифру замены способствует развитию логического, аналитического, нестандартного мышления. У детей расширяется кругозор, повышается познавательный интерес, развивается память.
4.Шифр по книге – ключ книга. Книга - это потрясающее достижение человека. Каждая книга имеет обложку, страницы, которые последовательно пронумерованы. На страницах в строчку напечатаны слова и на каждой строчке ряд слов. Все слова в строчках читаются слева направо. Каждая страница имеет свой номер, чтобы не путалась информация в книге. В книге все строго и последовательно. Например, в книге детская универсальная STEAM – лаборатория на 5 странице, на строчке 4, если считать сверху вниз, на 5 месте слева слово МАШИНЫ. А если взять другую книгу, будет в ней на том же месте слово машины? Получается, можно воспользоваться книгой для шифровки слов, передавая не сами слова, а их зашифрованные места в конкретной книге. Если мы передаем слово, зашифрованное по книге, и его перехватили, то расшифровать это слово будет невозможно, так как перехватчики не знают, какая книга является ключом к расшифровке.
Обучение шифрованию по книгам, способствует развитию логического мышления, зрительного восприятия, памяти, дети сравнивают, анализируют, расширяют свой кругозор, закрепляют счет.
5.Двойное шифрование – ключ поле «ПИТАНИЕ», «ПРЕДПОЧТЕНИЕ»
В нашем следующем шифровании участвует робот Микибот. Легенда шифрования такая. На международную космическую станцию поступило секретное сообщение с Марса со списком животных, которых необходимо подготовить к отправке на планету. Робот зашифровал свое сообщение двойным шифрованием и есть два ключа: ключ – поле «ПИТАНИЕ» и ключ – карта «ПРЕДПОЧТЕНИЯ» и карточки с наборами стрелок «Шифровки с Марса». Выбираем шифровку. Ставим робота на поле «ПИТАНИЕ», на клетку старт, носиком в сторону клетки с морковкой, очищаем память и программируем по карточке - шифровке, жмем на пуск. Куда пришел робот? На поле «ПИТАНИЕ» робот пришел на картинку - малина. Смотрим на карту «ПРЕДПОЧТЕНИЯ», кто любит малину (медведь). Значит нам необходимо отправить медведя на планету Марс. Мы провели двойное дешифрование с помощью двух ключей.
Двойное шифрование формируют у детей качества функциональной грамотности, связанные с логическим и критическим мышлением, коммуникацией и самостоятельностью.
Криптография – это не просто набор сложных правил. Это увлекательный мир, который открывает перед детьми новые возможности для развития. Используя простые и доступные приемы, мы можем сделать процесс обучения детей более интересным, стимулировать их любознательность, развивать логическое мышление и закладывать прочный фундамент для формирования предпосылок функциональной грамотности.
Список использованных источников
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 208 с.
- Беляк Е.А. Детская универсальная STEAM-лаборатория: учебно-методическое пособие. – Ростов-на –Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2019. – 472 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема: Использование игровых приемов для развития предпосылок инженерного мышления у старших дошкольников в условиях реализации ДОП «Логика».
Инженерное мышление (далее ИМ) представляет собой синтез разных видов мышления, которые между собой неразрывно связаны и в зависимости от ситуации доминируют тот или иной вид. Главные и...

Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.
Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...

Доклад "Развитие предпосылок функциональной грамотности у младших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"
Функциональная грамотность-это способность использовать всеприобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности....

Эффективные педагогические технологии для развития предпосылок функциональной грамотности (читательской, речевой) у дошкольников средствами музыки.
Функциональная грамотность рассматривается, как способ социальной ориентации личности, способной применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности в социальных отношениях.От ...

Эффективные педагогические технологии для развития предпосылок функциональной грамотности (читательской, речевой) у дошкольников средствами музыки.
Функциональная грамотность рассматривается, как способ социальной ориентации личности, способной применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности в социальных отношениях.От ...

«Создание условий в группе ДОО для развития предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством технологии В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры »
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая о...

«Проектная деятельность как средство развития предпосылок функциональной грамотности в вопросах здоровья старших дошкольников».
В рамках обновленного образования функциональная грамотность становится одной из важнейших задач. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира. Важно...
