Статья ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО КРАЯ
статья

Лисина Дарья Олеговна

В статье обоснована роль духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе изучения истории и традиций родного края, средствами проектно-исследовательской деятельности дошкольников и технологии продуктивного чтения-слушания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Лисина Д.О.

Воспитатель

МОБУ «СОШ МУРИНСКИЙ ЦО №2»

г.Мурино

Ленинградская область

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО КРАЯ 

Аннотация. В статье обоснована роль духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе изучения истории и традиций родного края, средствами проектно-исследовательской деятельности дошкольников и технологии продуктивного чтения-слушания.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, история и традиции родного края, русская народная культура.

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину — такую,

какой ты ее в детстве увидал.

К. Симонов

Проблема современного воспитания в России сегодня осознается каждым педагогом особенно остро, так как не секрет, что страна переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушаются традиции, рвутся тонкие нити, которые связывают старшее и младшее поколение. Сейчас, в наше нестабильное время, как никогда нужно вернуться к традициям нашего народа, к вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников сегодня является первостепенной задачей в современном образовательном процессе. Дошкольный возраст — это короткий, но очень важный период становления личности, активный процесс познания мира. Перед воспитателем стоит нелегкая задача, решение которой может восстановить связь времен и вернуть забытые ценности. С самого раннего детства ребенок начинает знакомиться с культурой и народными традициями, при помощи родителей, которые читают ему сказки на ночь, поют колыбельные, загадывают искромётные загадки и учат народной мудрости используя в своей речи пословицы и поговорки. Когда ребенок попадает в дошкольное учреждение, педагоги стремятся пробудить в ребенке любовь к родному краю, развить те черты характера, которые помогут в будущем стать хорошим человеком и гражданином, заложить фундамент мировоззрения дошкольника.  

Исследованию проблематики духовно-нравственного воспитания дошкольников посвящено много работ. К наиболее ярким исследованиям можно отнести таких авторов, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский [3с 45]. В теоретическом исследовании данной проблематики А.С. Макаренко основывался на предположении, что ребенку с самого раннего детства стоит приводить примеры культурного достоинства России, которые повседневно меняли бы взгляд и мировоззрения дошкольника на страну, в которой он родился. О важности и необходимости нравственного воспитания писал и В.А Сухомлинский [1]. Патриотическое и эстетическое воспитание – это многогранный процесс, и основой его В.А. Сухомлинский считал «видение мира». Воспитатель должен заботиться о том, чтобы в сознании ребенка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир.

Наша образовательная организация находится в пригороде Санкт-Петербурга городе Мурино. История этих мест тесно связана с именами соратников Петра Великого, а также с одним из известных родов российского дворянства - родом Воронцовых. Много судеб деятелей искусства тесно связаны с историей Мурино, - именно здесь были сняты отдельные фрагменты фильмов «Дубровский» и «Мусоргский». В годы Великой Отечественной войны в Мурино не происходило кровопролитных боев, но работало несколько госпиталей. В годы блокады в этом пригороде располагались летчики, технический состав, командование 15-го ОРАП, ведущего боевые действия с аэродрома «Гражданка». В честь происходящих событий в годы ВОВ в рамках празднования 75-летия со Дня Победы был установлен памятник «Авиаторам Балтики», которым стал настоящий учебный самолет Л-39.

Воспитатели нашей образовательной организации активно проводят работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе изучения истории и традиций родного края средствами проектно-исследовательской деятельности дошкольников при поддержке взрослых (педагогов и родителей). Детско-родительские исследования оставляют неизгладимые впечатления в сердцах ребят, чувства сопричастности к  малой родине, Отчизне. Конечно, многие впечатления еще не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в нравственном становлении личности.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит вокруг себя маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Это окружающая природа, архитектура, исторические памятники его города и региона, русская литература и искусство. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.

Современный дети проявляют большие креативные способности, независимость мышления, выступают в роли деятеля и исследователя. Поэтому становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса и способностей к чтению. В своей работе мы открыли для себя технологию продуктивного чтения, разработанную Н.Н. Светловской и адаптированную под дошкольников О.В. Чиндиловой. Технология продуктивного чтения-слушания дает возможность детям прогнозировать название текста по обложке, иллюстрации. Воспитатель читает и вместе с детьми ведет диалог с автором, в ходе беседы вместе уточняют поступки, мысли и позицию героев. По этой технологии мы развиваем полноценное восприятие и понимания текста детьми, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

В своей работе мы также приобщаем дошкольников к народному искусству посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включены выставки детской продуктивной деятельности по произведениям народного творчества.

Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включающие в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в окружающей его природе.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: празднованию окончания сбора урожая (Осенины), рождественским посиделкам, масленичным гуляньям, фольклорным играм на Троицу, празднованию государственных праздников, изучению русского костюма и русского быта, народных игрушек, участию в выставках детских работ на основе художественных промыслов.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что приобщение ребенка дошкольного возраста к культурным ценностям и традициям, происходит с первых дней его жизни. На различных этапах впитать русскую культуру ему помогают сначала родители, далее воспитатели дошкольного учреждения.

Обучение детей дошкольного возраста культуре и народным традициям России требует многостороннего подхода профессиональной деятельности воспитателя. Так как именно благодаря этому приобщению у детей создается нравственное и патриотическое воспитание.

Список литературы

1. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2017. - 128 с.

2. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2020. - 200 с.

3. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2020. - 205 с.

4. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2014. - 192 с.

5.  От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под. ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой — Москва: Мозаика-Синтез, 2019. - 26 с.

6. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. - Москва: Баласс, 2014.

7. Мурино. Хроника трех столетий. / Н.Я. Серебрякова – Изд. 4-е, доп. – Санкт – Петербург, 2018. – 544 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....

Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....

Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям (театру, музыке, живописи) через разные виды деятельности

В 2018-19 учебном году в нашем саду была проведена большая работа направленная на художественно-эстетическое развитие дошкольников.Было проведено много мероприятий и проектов. Получая знания об...

«Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»

Формировать у детей первоначальные представления о культуре и культурном наследии нашей страны, воспитывать восхищение результатами творчества своего народа...

Родительское собрание на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»

Целью родительского собрания является-ознакомить родителей, как приобщить детей к культурным ценностям, на примере русской, удмуртской культуры....

«Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»

Цель: привлечение родителей к реализации задач возрождения русских национальных традиций в условиях дошкольного учреждения и семьи....