Интерактивные технологии в ДОО
статья

Подкопаева Евгения Геннадьевна
В центре внимания национального проекта «Образование» (до 2024 года) – ребенок и его интересы, полномасштабная цифровизация образовательных организаций, забота о педагогах и их постоянном профессиональном росте, раскрытие потенциала молодых граждан России.  Технологический подход в образовании гарантирует достижения дошкольника в настоящем, что является залогом успешного обучения в будущем. Предназначение инновационных педагогических технологий заключается в получении инновационного результата детской деятельности, а также умении ребёнка применить полученные знания, умения, навыки в практической деятельности. Они позволяют создать оптимальные условия для получения нового знания, нового опыта каждым ребенком с учетом его личностных особенностей: состояния здоровья, темпа деятельности, способностей и т.д. Систематическое применение инновационных технологий в различных режимных моментах,                 в образовательной деятельности обеспечивает успешную социализацию детей, развитие любознательности, способности самостоятельно решать поставленные задачи, добывать знания в разных видах и формах организации деятельности (парами, подгруппами).  В соответствии со ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение, а информационнокоммуникационные технологии надёжно закрепили за собой положение в воспитательно-образовательном пространстве ДОО. Мы рассматриваем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как средство интерактивного обучения, как электронные образовательные ресурсы (ЭОР), 
позволяющие мотивировать детей к познавательной активности, осваивать новые знания и побуждающие применять их на практике.  Расширение возможностей использования современных информационных технологий создаёт единое безопасное информационноразвивающее пространство, в котором возрастает роль педагогов и специалистов ДОО. Создание подобной модели предусматривает решение образовательных задач                 и задач личностного развития, развитие компетенций дошкольника, определяющих качество развития образования дошкольников.  Интерактивность (от англ. interaction – «взаимодействие») – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Интерактивное обучение – это, прежде всего, обучение в режиме диалога ребёнка и взрослого, ребёнка со сверстником, ребёнка и компьютера. В отличие от классических средств и методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие ребёнка с миром природы и предметов, на доминирование активности ребёнка в деятельности.   Использование электронных образовательных ресурсов, современных информационных технологий является возможностью реализации индивидуализации образовательного процесса с учётом возраста, индивидуальных образовательных потребностей, предпочтений, уровня сформированности знаний, умений и навыков воспитанников.  В ходе оснащения материально-технической базы дошкольной образовательной организации учитывают примерный перечень оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях согласно Письму Минпросвещения России от 16.04.2019 № МР– 507/02 «О направлении уточненного примерного перечня оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях».  Поскольку ФГОС ДО (п. 3.3.5) позволяют организациям самостоятельно определять средства обучения, в том числе и технические, в дошкольных образовательных организациях применяются компьютеры, проекторы, а также интерактивные доски, световые песочные столы, интерактивные песочницы.                 В некоторых ДОО выявлен положительный опыт 
использования программных продуктов по познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию, лого-робот «Пчёлка», интерактивное пособие говорящая ручка «Знаток» и многие другие.      Информационная безопасность детей дошкольного возраста: проблемы и пути решения  
  
Современное информационное и образовательное пространство дошкольной образовательной организации (далее ДОО) обновляется и развивается благодаря интернет-ресурсам. Очевидно, информационные технологии значительно расширяют возможности всех участников образовательных отношений, являясь вспомогательным ресурсом для освоения новых пространств                 (в том числе и виртуальных), самостоятельного получения новых знаний.   Существует проблема обеспечения безопасности детей в информационно -телекоммуникационных сетях в связи с доступностью к информации, способной в той или иной степени нанести ущерб начинающим пользователям информации.  Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в Сети) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средствами массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований.  Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих информационную безопасность детей:   • Письмо Минобразования РФ от 13.08.2002 № 01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях».  • Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390–ФЗ «О безопасности».  • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436–ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 № 139–ФЗ, от 05.04.2013 № 50–ФЗ, от 29.06.2013 № 
135–ФЗ, от 02.07.2013 № 185–ФЗ, от 14.10.2014, от 01.05.2017 № 87–ФЗ) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».  • Распоряжение Правительства от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей».  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».  • Письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 года № 753/23-16 «Об информатизации системы дошкольного образования в России».  • ГОСТ Р 53620–2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения.  В ходе изучения темы предстояло решить ряд вопросов:  - Что в сети Интернет для дошкольника можно найти и скачать?  – Кто возлагает на себя обязанности по обеспечению информационной безопасности детей?  – Как это сделать и, главное, зачем?   Во-первых, следует учитывать требования к развивающим мультимедийным ресурсам:  • исследовательский характер,  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,  • развитие широкого спектра навыков и представлений,  • высокий технический уровень,  соответствие возрасту,  занимательность.  В соответствии с нормативно-правовой базой в ДОО созданы условия для осуществления систематизированного и планомерного педагогического процесса педагогами ДОО и использования электронных ресурсов. В дошкольной организации дети путешествуют в мир интересного с использованием возможностей интерактивной доски. Для удобства в работе педагогов используются ноутбуки, документ-камера, а чтобы повысить познавательный интерес дошкольников можно использовать «говорящую» ручку «Знаток» с комплектом книг и игр, песочные столы, интерактивную песочницу, наборы робототехники. Сегодня электронные образовательные ресурсы можно считать способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию ребенка и педагога. А особенность использования электронных ресурсов заключается в том, что 
определенный материал в электронном формате встраивается в традиционную систему образовательной деятельности с воспитанниками.  Перечень фильтров и программных продуктов, с помощью которых родители смогут контролировать качество содержания информации.    • Kaspersky Internet Security 2012  • Kinder Gate родительский контроль – программный продукт, предназначенный для пользователей и позволяющий контролировать использование сети Интернет несовершеннолетними детьми  • Qutpost Security Suit – комплексная защита сетевых угроз  • Rejector – простой инструмент для родительского контроля (бесплатный)  • Sky DNS – бесплатный интернет-сервис для блокировки доступа к опасным сайтам  • Time Boss – родительский контроль  • детский браузер Гогуль  • «Интернет Цензор» – бесплатный фильтр   Основная нагрузка ложится на плечи родителей, потому что именно дома ребенок может бесконтрольно пользоваться гаджетами, в то время как взрослые занимаются домашними делами. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. При интенсивной работе за компьютером даже у взрослого человека может появиться головная боль и головокружение, а длительное зрительное переутомление приведет к снижению остроты зрения. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому наша задача – выработать у детей и родителей привычку «безопасного» поведения в Интернете при использовании современных гаджетов.   Информатизация общества ставит перед педагогами ДОО задачу сопровождения ребёнка в выборе современных компьютерных технологий, оказания поддержки в процессе формирования основ информационной культуры его личности.   С уверенностью можно сказать, что использование информационных технологий доступно и привычно для детей нового поколения. Электронные 
ресурсы являются необходимым средством обучения современного дошкольника, дают возможность существенно обогатить и повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.       
 
  
 
  

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon interaktivnye_tehnologii_v_do.pdf1.12 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Вашему вниманию предлагается презентация с комментарием из опыта работы по использованию интерактивных технологий в образовательном процесе ДОУ  Этот материал был представлен на научно-практическ...

Организация работы с родителями в современном ДОУ посредствам интерактивных технологий

Совместная работа учителя-логопеда с родителями определяет общий успех коррекционно-образовательного процесса....

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Разработки лидера интерактивных технологий - компании Smart, интерактивные кубы iMO-LEARN.

Интерактивные кубы iMO-LEARN  — это инновация, которая поможет детям больше двигаться. iMO-LEARN помогает встраивать в ход образовательной деятельности разные виды двигательной активности, ...

Презентация интерактивных технологий познавательного развития. Интерактивная технология «Круги Луллия».

Презентация интерактивных технологий познавательного развития. Интерактивная технология «Круги Луллия»....

Презентация интерактивных технологий познавательного развития. WEB - технология

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических це...

Новые интерактивные технологии в ДОО. "Использование интерактивных плакатов с QR-кодом в работе с родиелями и детьми в ДОО".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМир, в котором мы живем в настоящее время, стремительно меняется. Постоянные его изменения приводят к поиску и открытию новых ресурсов, ориентированных на все сферы жизн...