"Использование игровых приёмов при формировании у детей представлений о величине".
статья

Никольская Ирина Александровна

В данной публикации даются рекомендации по использованию различных приёмов  при формировании представлений о величине у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_11.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

 В каждом возрасте ребёнку надо дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны развития, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь многое из того, что упущено в детстве, невосполнимо.

  Поговорим подробнее о величине предметов.

 Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет такое же большое значение, как и оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

  Знакомство с величиной предметов, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребёнка, с другой – является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше - меньше», «равенство – неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребёнка, так как связано с развитием способности распознавания, идентификации, сравнения, обобщения.

   Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей, которое вследствие патологии зрения нарушается. Дети с нарушением зрения испытывают затруднения как на уровне узнавания, так и на уровне называния различных параметров величины предметов. Это объясняется тем, что действия, совершаемые с объёмными предметами, требуют сформированности представлений о трёхмерности пространства. Но нарушения бинокулярности видения, глазодвигательных функций, стереоскопической информации делают эти представления несовершенными. Эти особенности заставляют искать условия, улучшающие формирование навыков, основывающихся на глазомерных действиях у детей с нарушениями зрения, так необходимых в процессе познания окружающего мира. Так практические действия с предметами, их моделями с целью определения сходства и отличия в их величине обогащают их представления.  

  На занятиях по формированию представлений о величине предметов должны применяться различные методические приёмы: визуальное прослеживание линий разного размера, восприятие разномерных точек, объектов, глазомерная оценка величины линий, простых объектов и объектов сложной композиции, выявление пропорций, проведение измерений с помощью мерок инструментов, «на глаз» и др.

  Развивая представления ребёнка о величине, необходимо постепенно переходить от сравнения двух-трёх предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки : матрёшки, пирамидки, игрушки – вкладыши. Можно самим придумывать специальные игры, в которых ребёнок будет строить простейшие сериационные ряды и познавать правила их построения: выбор большего из остающегося количества предметов.

Например, игра с мячами. Взрослый кладёт на стол два мяча :один маленький, другой побольше. Он берёт маленький мяч и предлагает ребёнку взять другой : «У кого мяч больше?» « У меня», говорит ребёнок. Тогда взрослый быстро убирает свой маленький мяч и достаёт мяч, который больше, чем у ребёнка : «Нет, у меня большой мяч, а у тебя маленький». Мячи сравниваются. Затем взрослый предлагает ребёнку закрыть глаз, забирает его мяч и кладёт перед ним самый большой. Ребёнок открывает глаза и видит, что его мяч больше. После этого достаются все мячи. Взрослый выбирает мяч средней величины и предлагает ребёнку с одной стороны от этого мяча положить мяч побольше. А с другой мяч поменьше. Получился ряд : большой, средний, маленький.

  Детям интересно строить башни, располагая кубы так, чтобы башня была устойчивой : внизу самый большой, потом поменьше, потом ещё меньше и т.д.

  Можно играть со зверюшками, раскладывая им мисочки : самому большому зверю – самую большую миску, зверю поменьше – и мисочку поменьше и т.д.

  Ребёнок также должен иметь представление о длине, ширине, высоте предметов. Различить параметры величины – задача непростая. Значит, надо создавать такие ситуации ( игровые, практические ),при которых отдельные признаки предметов приобретают особую значимость.

  Так, если интересующую ребёнка вещь положить на шкаф, он скоро сообразит, что сам её не достанет, если что-нибудь не придумает (встать на стул, взять палку и т.д.).

  Играя в игрушки, он моет сравнивать длину ушей зайца и лисы, длину их хвостов, клювов у птиц (журавль и гусь) и т.д.

  Подобные игры дают возможность обратить внимание ребёнка не только на величину предметов в целом, но и на отдельные параметры величины, учат сравнивать предметы по величине путём приложения предметов или наложения их друг на друга.

  Все занятия по развитию представлений о величине должны организовываться таким образом, чтобы дошкольники систематически решали разнообразные практические задачи в процессе предметных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Формированию у ребёнка математических представлений способтвует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений....

Методическая разработка «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Организуя игры во время образовательной деятельности, вне занятий, в повседневной жизни, педагоги закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решают об...

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

ВАжно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приёмов логического мышления. Умение логически мыслить способствует культурному и интеллектуальному развитию личности....

Консультация для родителей: «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений в младшей группе»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет ра...

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Математика – уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей: логического мышления; памяти, речи, творческих способностей стимулирует умственную активность и развивает смекалку детей.Осо...