Цикл занятий по организации познавательно-исследовательской деятельности
опыты и эксперименты (старшая группа)

Эрдынеева Арюна Саяновна

Картотека

познавательно–исследовательской деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_issledovaniya.docx140.04 КБ

Предварительный просмотр:


 Картотека

познавательно–исследовательской деятельности детей

Опыты и эксперименты в детском саду. Цикл занятий в детском саду

 

 

Цикл занятий по организации познавательно-исследовательской деятельности

Конспект познавательного-исследовательской  деятельности
в старшей группе на тему «Стекло»

Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.

Программное содержание:

  • Познакомить с рукотворным материалом — стеклом, рассказать о его свойствах и качествах;
  • Развивать любознательность, речь детей, умение правильно обращаться со стеклянными предметами на основе полученных представлений;
  • Воспитывать интерес к занятию, внимание, усидчивость, бережное отношение к вещам.

Оборудование: различные стеклянные предметы: стакан, елочные игрушки, лампочка, ваза, бутылочка, флакон, очки, бусы (подбираются различные по толщине, цвету, прозрачности). Пластмассовый кубик, резиновый мяч, деревянный карандаш, железная ложка. Мыльные пузыри.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, сегодня мы с вами попали в волшебную комнату. И в нашей волшебной комнате есть предметы из стекла. Кто найдёт, пусть подойдёт ко мне и шепнёт на ушко. Выиграет тот, кто увидит больше предметов из стекла и назовет мне. Но есть правило: руками предметы не трогать, увидеть глазами и назвать.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру «Что из чего сделано?» Я вам буду показывать различные предметы, а вы должны угадать, из чего они сделаны (мяч из резины — резиновый, карандаш из дерева — деревянный, кубик из пластмассы — пластмассовый, кружка из стекла — стеклянная).

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами поговорим о стекле, которое всем хорошо известно. Сегодня стеклом никого не удивишь. Ребята, а что вам приходит на ум, когда вы слышите слово «стекло»? (ответы детей).

Воспитатель: Были времена, когда человек не знал, что такое стекло. Стекло — это природный материал? Или рукотворный? Это дело рук человека.

Однажды в давние временам моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговор. Чтобы костер не погас, они обложили его комками соды. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг костра они нашли блестящие камушки — камни, которые образовались из сплава песка и соды. Ребята, из чего образовалось стекло? (ответы детей).

Физкультминутка:

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают
(ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают
(приседают, руки свободные).  

Воспитатель: Дети, а сейчас давайте определим качество стекла: опустить в стакан маленькую матрешку.

Воспитатель: Ребята, скажите, что я опустила в стакан? Почему вы узнали, что там именно матрешка? (потому что стекло прозрачное).

Воспитатель: А сейчас мы с вами поближе познакомимся со стеклом (воспитатель предлагает детям пройти за столы, перед каждым ребенком флаконы и бутылочки разного цвета: прозрачные, темные, зеленые, матовые).

Воспитатель: Ребята, возьмите бутылочку в руки, рассмотрите ее, поднесите флакон к свету, что вы можете сказать? (если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает: «У меня бутылочка прозрачная», а у тебя (имя ребенка)? «У меня бутылочка темная»).

Воспитатель: А где еще используется прозрачность стекла?

Ответы детей: Из него делают окна в домах, стекло в машине, очки, люстры, лампочки и т.д. Стекло бывает и цветное (зеленая бутылка, коричневый пузырек, синяя лампочка и различные цветные вазочки).

Вывод: Стекло бывает разного цвета.

Воспитатель: Сейчас попробуйте надавить, сжать руками бутылочку. Что вы можете сказать?

Дети: бутылочка крепкая, форму не меняет.

Вывод: Стекло твёрдое

Воспитатель: А если уронить предмет из стекла? (Правильно, он разобьется, потому что стекло хрупкое.)

Вывод: Стекло хрупкое.

Воспитатель: Возьмите в руки стекло. Какое оно на ощупь? Правильно (гладкое, холодное, скользкое).

Воспитатель Ребята, есть у стекла и еще одно свойство — оно может петь, т.е. издавать мелодичный звук. (Ударяется по хрустальному стакану карандашом)

Воспитатель: А кто пожелает рассказать, как человек использует стекло в своей жизни (предлагаю детям разные предметы, сделанные из стекла — рассказы детей).

Воспитатель: А как нужно обращаться со стеклом? (аккуратно пользоваться стеклянными предметами, они могут разбиться; не играй с мячом около окон).

Воспитатель: Ребята, стекло — это не природный материал, это дело рук человека. Такая профессия называется стеклодув. Он берёт большую трубку, набирает жидкость (стекло представляет собой жидкость как эти мыльные пузыри). Получается фигура или сосуд, который застывает, затвердевает и становится вазой или фигуркой слоненка, который украшает полочку в вашей комнате. Представьте, что вы стеклодувы и попробуйте создать свой предмет или игрушку

(Дети надувают мыльные пузыри, воспитатель рассматривает).

Воспитатель: Давайте все вместе повторим правила обращения со стеклом (не бить, не бросать, аккуратно пользоваться стеклянными предметами)

Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня познакомились? Что нового узнали о стекле? Вспомните, как получается стекло? Давайте пройдем поближе, рассмотрим и полюбуемся нашей выставкой предметов из стекла.

Конспект познавательного-исследовательской деятельности
в подготовительной группе на тему «Бумага»

Цель: Уточнять и закреплять представление детей о бумаге, ее свойствах и видах.

Программное содержание:

  • Формировать познавательный интерес к свойствам бумаги, на способе сравнения.
  • Научить детей устанавливать причинно-следственные связи при работе с бумагой (может рваться, мокнет, сгибается, можно складывать).
  • Побуждать интерес к окружающему миру, проявлять фантазию, мышление, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, уметь ставить и отвечать на вопрос.

Оборудование: Бумага (три вида) — салфетка, картон и белая бумага, емкость с водой, ножницы, масло растительное, ватные палочки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, а что мы знаем о бумаге и ее назначении в нашей жизни? Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

- Для чего же она нужна? (Ответы детей)

- Вспомните, где применяется бумага? (Ответы детей) 

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходиться человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.

Макулатура бережет наши леса!!!

Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

Дидактическая игра «Бывает — не бывает»

Воспитатель: Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга…   (стул, кораблик, полотенце, обувь, пальто, газета, тетрадь, альбом, салфетка, деньги).

Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим.

Опыт №1 «Бумага мнется»

Воспитатель: А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

Вывод: бумага мнется, чем толще бумага, тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги.

Опыт №2 «Бумага рвется»

Воспитатель: Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, тем легче она рвётся.

Опыт № 3 «Бумага режется»

Воспитатель: Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги — картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон — труднее.

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее порвем.

Опыт № 4 «Бумага намокает»

Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобится вода.

Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (Ответы детей).

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.

Дети: Бумага боится воды, бумага материал непрочный.

Опыт № 5 «Бумага впитывает масло»

Воспитатель: Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?

Дети: Бумага впитывает масло.

Вывод: масло пропитывает бумагу.

Опыт №7 «Бумага издает звук»

Воспитатель: Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения — стирка белья, а теперь картон. Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод: при смятии, трении — бумага издает звук.

Опыт №8 «Бумага горит»

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт, если бумагу поднести к огню?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, бумага загорится. А это — очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому, какой вывод мы можем сделать? Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.

Вывод: Бумага горит.

Опыт № 9 «Бумага может сгибаться»

Воспитатель предлагает превратить листы бумаги в поделку (оригами).

Вывод: Из бумаги можно делать поделки.

Конспект познавательного-исследовательской деятельности
в старшей группе на тему «В мире комнатных растений»

Цель: Продолжать знакомить детей с комнатными растениями.

Программное содержание:

  • Воспитывать заботливое и внимательное отношение к комнатным растениям, развивать желание помогать взрослым в уходе за ними.
  • Развивать мыслительные операции — анализ, синтез, классификацию, учить делать умозаключения и обобщения;
  • Обогатить знаниями о профессиях, связанных с уходом за цветами;

Оборудование: комнатные растения (фиалка, колеус, герань, алое, каланхоэ, эухарис, бальзамин, хлорофитум). Карточки — схемы. Для опытов: баночки с песком, с водой, полочки и ленты.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята я хочу рассказать вам сказку, послушайте.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были: король кактус, королева бегония, принцесса фиалка и принц колеус. А о каком царстве идёт речь?

Дети: О царстве комнатных растений.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что они растут в помещение, в комнате, и за ними ухаживает человек.

Воспитатель: Комнатные растения есть у нас в группе и у вас дома. Поднимите руки, у кого есть дома комнатные растения. Расскажите, а где у вас стоят комнатные растения дома? Ребята, объясните мне, почему комнатные растения называют нашими друзьями, для чего они нужны человеку?

Дети: Комнатные растения полезны для человека, Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышим мы, люди, животные. Комнатные растения украшают наш дом, создают уют, радуют нас своими красивыми цветами, успокаивают. Среди них есть и лекарственные растения, из них делают лекарство.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, комнатные растения живые?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте вспомним признаки живого.

(Дети перечисляют: дышат, размножаются, растут, питаются, двигаются)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть картинки разных комнатных растений. Давайте с вами пройдем по нашему зимнему саду и найдем такие растения. Какие из этих растений применяются в лечебных целях? У какого комнатного растения пахнут не только цветы, но и листья? А что необходимо, чтобы комнатные растения росли здоровыми, красивыми, цветущими?

(Дети перечисляют: тепло, свет, воздух, вода, почва, любовь и ласка)

Воспитатель: Чем отличаются комнатные растения друг от друга?

Дети: Комнатные растения отличаются друг от друга формой листьев, по-разному размножаются, разный уход.

Воспитатель: А чем похожи комнатные растения? Что у них общего?

Дети: Есть корень, стебель, листья.

Воспитатель: Для чего нужен корень комнатным растениям?

Ребёнок: Корень дышит, всасывает влагу, удерживает комнатное растение в земле, не даёт ему упасть.

Воспитатель: Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт. Пройдите за столы.

Опыт № 1.

У детей стаканчик с песком, две полочки имитирующее комнатное растение. Одна палочка без корня, другая с корнем. Дети по очереди втыкают палочки в песок и дуют. Палочка без корня падает.

Вывод: Корни помогают комнатному растению удержаться в земле.

Воспитатель: Как вы думаете, а какую функцию выполняет стебель? Зачем он нужен комнатному растению?

Ребёнок: Стебель дышит, на нём держатся листочки, передаёт влагу листьям, цветам, плодам.

Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли вода   по стеблю поднимается к листьям, цветам плодам?                                                                  

Опыт № 2.

У детей стаканчик с подкрашенной водой, бинтик с узелком на конце, имитирующий корень, дети опускают бинтик в воду и следят, как вода быстро поднимается по волокнам.

Вывод: Вода по стеблю поднимается к листьям, цветам, плодам.

Воспитатель: Представьте, прошло много времени, вы стали взрослыми и выбрали профессию селекционер. Какие бы вы новые сорта комнатных растений вырастили.

Дети: Алая звёздочка, белый снежок, мамина улыбка, лунтик, айболит, икорка, светлячок, зорька, новогодняя сказка, касатик.

Конспект познавательного-исследовательской деятельности
в подготовительной группе на тему «Вода»

Цель: пополнение и актуализация знаний детей о свойствах воды: вода — жидкость, не имеет вкуса, запаха, цвета, формы.

Программное содержание:

  • Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
  • Уточнить знания детей о свойствах воды: вода — жидкость, не имеет вкуса, запаха, цвета, формы;
  • Воспитывать у детей элементарные навыки здоровьесбережения (включая осознание необходимости употребления только чистой воды).

Оборудование: карта, посылка, бутылка с грязной водой, емкости разной формы, бумажные салфетки, стаканы с чистой водой на каждого ребёнка, соль, сахар, чайные ложки, бумажные салфетки, стаканы, воронки, бумажные салфетки, измельчённый активированный уголь, чайные ложки, бутылки с грязной водой, схемы, простые карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, что это может быть? А давайте откроем и посмотрим что там. (Вместе с детьми открывают посылку и достают карту, письмо, бутылку с грязной водой).

И что же это такое? Зачем нам это? А давайте прочитаем письмо, может, найдём ответ.

(Открывают конверт и читают письмо)

«Спасите! В тундре случилась беда, вода загрязнилась. Не знаем, как нам быть! Что делать? Помогите! Вот карта чтобы вы не заблудились по пути к нам! Помогите, ваш Тунровичок.»

Рассматриваем бутылку с водой.

Воспитатель: Можно ли пить такую воду? Почему нельзя? Какую воду можно пить?

(Ответы детей)

Вода — одно из самых удивительных веществ на планете.

Воспитатель: Посмотрите, у нас еще есть карта. Что мы видим на карте? Вы готовы отправиться на помощь Тундровичку? Посмотрите на карту, в каком направлении нам двигаться (стрелки ведут прямо к столу с цифрой 1). Вперёд!

Подходят к столу № 1

Воспитатель: Тундровичок оставил для нас задания. Давайте посмотрим

Опыт № 1 «Что такое вода?»

Воспитатель: А что такое вода? Что делает вода? А вода, какая? Почему вода может течь? Давайте проверим. Выльем медленно воду в емкости. (Течёт, льется, растекается)

Вывод: Вода жидкая и может течь. Поэтому её называют жидкостью.

Опыт № 2 « Есть ли форма у воды?»

Воспитатель: Какой она формы?

Вывод: У воды нет формы, она принимает форму ёмкости, куда её налили.

Опыт № 3. «Какого цвета вода?»

Воспитатель: Посмотрите, а есть ли у воды цвет? Посмотрите: в одном стакане у меня вода, а в другом молоко. Опустим в стаканы ложечки. Что мы видим?

Вывод: Вода бесцветная, сквозь нее видно ложку, а молоко белого цвета и ложечку не видно.

Воспитатель: Все задания выполнены, пора двигаться дальше. Посмотрите на карту, куда ведёт наша дорога?

Подходят к столу № 2. Читают задания.

Опыт № 4. «Есть ли у воды запах и вкус?»

Воспитатель: А вода имеет запах? Давайте определим. Как это сделать? Конечно, давайте понюхаем воду в наших стаканах.

И какой мы можем сделать вывод: вода не имеет запаха.

Воспитатель: А какая вода на вкус?

Теперь попробуйте воду. Можно ли изменить вкус воды? Как это сделать?

Посмотрите, что ещё есть у нас? (соль, сахар)

Каждый выбирает одно вещество и опускает в воду, перемешивает. Что получилось?

Какая стала вода на вкус? (сладкая, солёная)

Какая вода была до того как мы опустили в неё сахар или соль?

Вывод: Чистая вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Молодцы! Мы справились с заданиями, пора отправляется дальше. Посмотрите на карту. Мы близко к цели. Вы помните, что нам нужно сделать с водой? (очистить воду).

Подходят к столу № 3. Рассаживаются.

Опыт № 5 «Помогите очистить воду».

А как можно очистить воду? Да, нужен фильтр. У нас нет фильтра, но есть схема создания фильтров, давайте посмотрим, что нужно сделать. (На экране схема)

  • Взять стакан опустить воронку,
  • Опустить в воронку салфетку
  • Положить ложку измельчённого активированного угля.
  • Налить в воронку грязную воду.
  • Дети зарисовывают результат опыта.

Приступаем к работе.

Воспитатель: Что произошло с грязной водой?

Вывод: Вода стала чище.

Воспитатель: Мы смогли помочь Тундровичку?

Воспитатель: Молодцы! А что бы жители тундры самостоятельно смогли очистить воду я хочу оставить для них свою схему по изготовлению фильтра, а вы свои можете взять домой и поделиться с родителями. Они вам ещё могут пригодиться.

Вода для жителей тундры очищена, давайте посмотрим на карту, куда идти дальше. А заданий больше нет. Вот и закончилось наше путешествие.

Конспект познавательного-исследовательской деятельности
в подготовительной группе «Секреты магнита»

Программные задачи:

  • Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком;
  • Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения;
  • Развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнера;
  • Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с острыми предметами.

Оборудование: Посылка, «волшебная варежка» (с магнитом внутри), ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая, магниты (каждому ребенку), различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т. д.), тарелочки с крупой, стакан с водой (на каждого ребенка).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, пришла посылка «Для любознательных». Я думаю, что это вы. Посмотрим, что же там находится?

(В посылке три ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая и рукавица, в которой спрятан магнит).

Воспитатель: Ложка деревянная, ложка пластмассовая, ложка металлическая и рукавица. Я думаю, что рукавица здесь не случайно, она волшебная. Повнимательней, смотрите, за рукой моей следите.

Игра «Волшебная рукавица»

Воспитатель: (подносит рукавицу к каждой ложке). Нет волшебства. Опять нет волшебства. Получилось, волшебство! Ребята, как вы думаете, почему не притянулась ни деревянная ложка к рукавице, ни пластмассовая, а притянулась только одна металлическая ложка? Молодцы, ребята вы меня просто порадовали, разгадав секрет, действительно в рукавице находится магнит. Послушайте загадку, можно так сказать про магнит?

«Этот жадный предмет все предметы хватает.
Для него нормы нет, прилипанием страдает»

Воспитатель: Ребята, как вы, думаете, что такое магнит? - Это предмет, который притягивает к себе металлические изделия.

Воспитатель: Магнит — это кусок железа или стали, который притягивает к себе металлические предметы. Притягивает магнит только некоторые металлы: железо, сталь, никель. Другие металлы, например: алюминий, серебро, золото — не притягивает. И вы в этом убедитесь сейчас. Перед вами золотое колечко, алюминиевая пластинка, проверим, притянет ли эти металлические предметы магнит?

Действительно ни золото, ни алюминий не могут взаимодействовать с магнитом.

Воспитатель: Возьмите, ребята, в руки магнит, и обследуйте, какой он?

Путем экспериментирования дети определяют качества:

  • Определите на ощупь (гладкий, холодный),
  • Постучите по столу, какой звук слышите? (глухой),
  • Попробуйте сломать: твёрдый или мягкий? (твердый),
  • Какой он: тяжёлый или лёгкий? Мы знаем, что легкие предметы в воде что делают (плавают), а тяжелые предметы? (тонут). Опустите в воду магнит – утонул, значит, он тяжелый.

Вывод: гладкий, глухой звук, твердый, тяжелый.

Воспитатель: Ребята, магнит хранит в себе много секретов. Один из них мы уже знаем: притягивает к себе металлические предметы через ткань (рисунок) и разгадаем второй секрет:

Опыт № 1 «Танец скрепок».

На картон рассыпаются скрепки, под картоном магнит.

Воспитатель: Скрепки спокойно лежат. Будьте внимательны и следите: я провожу магнитом по бумаге и что вы заметили?

Дети: Магнит заставляет скрепки двигаться.

Вывод. Вот и еще один секрет узнали: магнит взаимодействует с предметами через бумагу (рисунок).

Воспитатель: А как вы думаете, сможет ли магнит взаимодействовать с металлическими предметами, спрятанные в крупе? (Да. Нет). Давайте попробуем раскрыть и этот секрет

Опыт №2 «Поможем Золушке перебрать крупу».

На тарелочках гречка, внутри скрепки, кнопки, гаечки. С помощью магнита все из гречки убираем.

Воспитатель: Как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки очистили крупу. Какие предметы волшебный магнит помог найти и достать из крупы? (Гайки, шурупы, болты, скрепки, булавки).

Воспитатель: Почему они притянулись к магниту? (Эти предметы из железа - они металлические).

Воспитатель: Все предметы, которые притягиваются к магниту, называются магнетические.

Вывод. Еще один секрет разгадали, магнит действует через крупу (рисунок).

Воспитатель: А что если бы, в крупе были резиновые, бумажные, стеклянные предметы, смогли бы вы очистить крупу? Почему? Возможно, ли очистить крупу, если в ней находятся золотые изделия? Почему нет?

Воспитатель: Предметы, которые не притягиваются, называются немагнетические.

Опыт № 3 «Не замочи рук».

Воспитатель: Сейчас мы попробуем разгадать еще один секрет магнита. Перед вами стакан с водой с металлическими предметами. Вам нужно, не замочив рук, достать скрепку. Поможет вам в этом, конечно, магнит. (У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом).

Вывод. Еще один секрет: магнит взаимодействует с предметами через стекло и воду (рисунок)

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать:

«Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой»

Воспитатель: Правильно, рыбка.

Воспитатель: Посмотрите на этот бассейн, сколько здесь ненужного мусора в воде? Как вы думаете, рыбам нравится жить в такой воде? Как мы сможем помочь? Когда работаем парами, что делаем? Договариваемся, совещаемся, помогаем друг другу. Возьмите удочки, у которых вместо крючков магниты и очистите бассейн.

Воспитатель: Молодцы, сделали доброе дело, освободили бассейн от мусора, и рыбкам будет уютно жить здесь. Ребята, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; магнитные игры, магнитный конструктор, игра рыбалка, железная дорога, буквы и цифры на магнитах).

Воспитатель: А как вы думаете, где еще используется магнит? (В наушниках, в телефонной трубке, на банковской карте, магнитные замки). С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. А еще используют магниты в строительстве, для поднятия тяжелых металлических грузов. В водопроводах устанавливают магнитные фильтры воды, которые улавливают частички металла, и вода в кран поступает чистой. В медицине — магниты используются в приборах МРТ (магнитно-резонансной томографии) (Демонстрируются картинки).

А еще, ребята, магнит есть в компасе (показать). Компас — прибор для определения своего местоположения. Внутри у него есть магнитная стрелка, которая вращается вертикально и по кругу, она всегда указывает на север. А определив по стрелке, где север, можно определить и где находятся остальные части света: юг, восток, запад.

Как вы, думаете, кому нужен компас? Компас нужен геологам, туристам, путешественникам.

Воспитатель: На сегодня разгадали все секреты с магнитами. Вспомните, какие секреты вы узнали сегодня.

  • Магниты притягивают металлические предметы через ткань.
  • Магнит может притягивать предметы через бумагу.
  • Магнит взаимодействует с предметами через крупу.
  • Магнит взаимодействует через стекло и воду.

Воспитатель: Какие добрые поступки вы совершили, кому помогли? (Очистили бассейн от мусора). Какими вы были на занятии? (любознательными, внимательными, умными, ловкими)

Конспект познавательного-исследовательской деятельности
в старшей группе на тему «Песок. Что мы знаем о песке?»

Программное содержание:

  • Учить детей различать и называть свойства песка: сухой, мокрый, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, желтый (светло или темно-коричневый), хорошо пропускает сквозь себя воду; показать, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета.
  • Развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность, умение соблюдать правила безопасного поведения во время проведения опытов.

Оборудование: тарелочка с песком для каждого ребенка, лупа, стакан с водой, салфетка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ученый кот прислал из своей лаборатории материал для исследования, а чтобы узнать, что это, надо отгадать загадку.

Загадывает загадку о песке.
Из меня кулич испечь удобно,
Только есть его нельзя, дружок,
Я сыпучий, желтый, несъедобный,
Догадался, кто я? Я – 
(песок)

Воспитатель предлагает детям пройти в центр науки, сесть за столы для исследования песка.

Воспитатель: Ребята, как узнать из чего состоит песок?

Дети: Нужно рассмотреть песок через лупу.

Проходят к столам, садятся за столы, рассматривают песок на тарелочке при помощи лупы.

Опыт № 1. Из чего состоит песок.

Предлагает рассмотреть песок на тарелочках при помощи лупы.

Воспитатель: Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, и чем отличаются песчинки?

Вывод: песок состоит из песчинок.

Воспитатель: Как вы думаете, как появились эти песчинки?

Рассказывает о происхождении песка. Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок. Когда мы рассматривали песок через лупу, то видели много маленьких песчинок. Эти маленькие песчинки похожи на частички мелких камешек.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Песчинки бывают разного цвета и имеют разную форму — маленьких камешек.

Опыт № 2. Свойства сухого песка

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется).

Попробуем поставить в стаканчик с песком трубочку от сока. Что происходит?

Почему трубочка не падает?

Вывод: Трубочка расталкивает песчинки и поэтому ее легко воткнуть.

Опыт № 3. Свойства мокрого песка

Предлагает взять формочку набрать в него сухого песка и построить куличик. Получился ли куличек? Почему? Что нужно сделать с песком, чтоб из него можно было строить? Полить песок водой и при помощи формочки построить куличек. Получилась ли постройка? Предлагает сделать вывод.

Вывод: Сухой песок рассыпается и не держит форму, а мокрый песок хорошо держит форму.

Проводит обобщающую беседу. Что мы узнали о песке? (Он состоит из песчинок, когда сухой сыпучий, когда влажный, то из него можно строить).

Делают выводы.

Вывод: Песок сыпучий. Сухой песок рыхлый. Из сухого песка нельзя построить постройку. С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся друг за друга, мокрый песок плотный и из него легко сооружать постройки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.

Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации

В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в эт...

Формы организации познавательно – исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...