Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации
консультация по окружающему миру
В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры.
Я считаю, что экологическую культуру и экологическое сознание нужно воспитывать с самого раннего детства. Человек с новым сознанием будет чувствовать ответственность за то, что его окружает, и будет выполнять несложные правила.
Экологическое воспитание можно совместить со всеми видами деятельности дошкольника. Именно поэтому работа получается и полезной и интересной как для воспитателя, так и для дошкольника и родителей. В результате ребенок усваивает все прочно и надолго, ведь он слышит, видит и делает все сам.
Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Вот поэтому я использую в работе опытно – исследовательскую технологию. Целью данной технологии является развитие интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. При реализации технологии происходит формирование у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, стимулирование интереса к исследовательской деятельности, совершенствование умений оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Также у детей развивается экологическое мышление и творческое воображение, воспитываются навыки экологически безопасного поведения в природе, чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку. Опытно – исследовательскую деятельность можно совместить не только со всеми образовательными областями, но и с совместной работой педагогов, детей и родителей. Работу в этом направлении необходимо начать с создания развивающей среды. Это может быть картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе; уголок природы; детская лаборатория; огород на территории детского сада, а в зимний период «огород на окне»; разнообразные виды моделей экологического содержания.
В своей работе я использую различные формы и приемы:
- наблюдение и опыты
- моделирование
- проекты
Важным источником знаний о природе является наблюдение. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Одна из форм наблюдения – эвристичекая беседа. Задача воспитателя при использовании эвристической беседы - обеспечить формирование выводов и точности высказываний, развивать логические способности самостоятельного мышления. При такой беседе дети открывают для себя новые знания, возникает противоречивая ситуация. Во время совместного рассуждения дети устанавливают истину.
Очень важным, считаю, использование в опытно - исследовательской технологии прием – моделирование.
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей, это замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Виды моделей:
1. Предметная модель (аквариум, глобус)
2. Предметно – схематическая модель (модель, указывающая на признаки объекта)
3. Графики, схемы (пример, календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня или при формировании понятия «Рыбы»).
4. Мнемотехника.
Мнемотаблица – искусство запоминания, в ней заложена определенная информация. Мнемотаблица помогает развивать психические процессы – память, внимание, образное мышление, развивается мелкая моторика рук. В кодировании могут использоваться цветные буквенные знаки. (Например: осень - изображается буквой “О” оранжевого цвета, зима изображается буквой “3”- голубого цвета, и. т. п.)
Наиболее эффективный способ решения задач экологического образования – это организация технологии проектной деятельности.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Экологический проект – это средство, с помощью которого педагог решает образовательные задачи дошкольников по экологической тематике. Его общий характер, несомненно, определяется принципами, положенными в основу программы, в рамках которой он реализуется.
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-практической деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Основу форм и методов работы с детьми в рамках экологического проекта составляют эксперименты, наблюдения и самонаблюдения. Можно выделить следующие положительные аспекты работы по методу проекта:
- работа по проекту проводится при наличии интереса и желания у детей, а обучение успешно тогда, когда оно приятно для ребенка, имеет позитивную мотивацию;
- по ходу проект может дополняться новыми индивидуальными «мини-проектами», учитывающими запросы детей;
- процесс получения знаний, навыков и умений у детей происходит в различных видах деятельности;
- дети имеют возможность почувствовать себя самостоятельными, мыслящими личностями и проявить свои знания и умения;
- работая совместно, дети учатся принимать чужую точку зрения, начинают сами мыслить критически, когда описывают свои идеи;
- к работе по проектам обязательно привлекаются родители в качестве активных помощников.
Наблюдая за детьми, которые были вовлечены в проектную деятельность, можно отметить, что эти дети быстрее вникают в суть изучаемого материала, чувствуют себя самостоятельными; умеют вести себя свободно с собеседником, формулировать четкие и краткие вопросы, делать логические выводы, устанавливать причинно-следственные связи; проявляют друг к другу внимание, сопереживание, чутко относятся ко всему живому.
Я, считаю, что работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьей. Организую экологические праздники для детей и родителей, выставки, экскурсии, игры-тренинги, консультации, создала картотеку элементарных опытов, которые можно провести дома. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания. Советую родителям прогулку в природу связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, совершили манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика.
Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением новых технологий в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_organizatsii_poz-issled.deyatelnosti.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности
в дошкольной образовательной организации
В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры.
Я считаю, что экологическую культуру и экологическое сознание нужно воспитывать с самого раннего детства. Человек с новым сознанием будет чувствовать ответственность за то, что его окружает, и будет выполнять несложные правила.
Экологическое воспитание можно совместить со всеми видами деятельности дошкольника. Именно поэтому работа получается и полезной и интересной как для воспитателя, так и для дошкольника и родителей. В результате ребенок усваивает все прочно и надолго, ведь он слышит, видит и делает все сам.
Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Вот поэтому я использую в работе опытно – исследовательскую технологию. Целью данной технологии является развитие интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. При реализации технологии происходит формирование у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, стимулирование интереса к исследовательской деятельности, совершенствование умений оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Также у детей развивается экологическое мышление и творческое воображение, воспитываются навыки экологически безопасного поведения в природе, чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку. Опытно – исследовательскую деятельность можно совместить не только со всеми образовательными областями, но и с совместной работой педагогов, детей и родителей. Работу в этом направлении необходимо начать с создания развивающей среды. Это может быть картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе; уголок природы; детская лаборатория; огород на территории детского сада, а в зимний период «огород на окне»; разнообразные виды моделей экологического содержания.
В своей работе я использую различные формы и приемы:
- наблюдение и опыты
- моделирование
- проекты
Важным источником знаний о природе является наблюдение. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Одна из форм наблюдения – эвристичекая беседа. Задача воспитателя при использовании эвристической беседы - обеспечить формирование выводов и точности высказываний, развивать логические способности самостоятельного мышления. При такой беседе дети открывают для себя новые знания, возникает противоречивая ситуация. Во время совместного рассуждения дети устанавливают истину.
Очень важным, считаю, использование в опытно - исследовательской технологии прием – моделирование.
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей, это замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Виды моделей:
1. Предметная модель (аквариум, глобус)
2. Предметно – схематическая модель (модель, указывающая на признаки объекта)
3. Графики, схемы (пример, календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня или при формировании понятия «Рыбы»).
4. Мнемотехника.
Мнемотаблица – искусство запоминания, в ней заложена определенная информация. Мнемотаблица помогает развивать психические процессы – память, внимание, образное мышление, развивается мелкая моторика рук. В кодировании могут использоваться цветные буквенные знаки. (Например: осень - изображается буквой “О” оранжевого цвета, зима изображается буквой “3”- голубого цвета, и. т. п.)
Наиболее эффективный способ решения задач экологического образования – это организация технологии проектной деятельности.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Экологический проект – это средство, с помощью которого педагог решает образовательные задачи дошкольников по экологической тематике. Его общий характер, несомненно, определяется принципами, положенными в основу программы, в рамках которой он реализуется.
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-практической деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Основу форм и методов работы с детьми в рамках экологического проекта составляют эксперименты, наблюдения и самонаблюдения. Можно выделить следующие положительные аспекты работы по методу проекта:
- работа по проекту проводится при наличии интереса и желания у детей, а обучение успешно тогда, когда оно приятно для ребенка, имеет позитивную мотивацию;
- по ходу проект может дополняться новыми индивидуальными «мини-проектами», учитывающими запросы детей;
- процесс получения знаний, навыков и умений у детей происходит в различных видах деятельности;
- дети имеют возможность почувствовать себя самостоятельными, мыслящими личностями и проявить свои знания и умения;
- работая совместно, дети учатся принимать чужую точку зрения, начинают сами мыслить критически, когда описывают свои идеи;
- к работе по проектам обязательно привлекаются родители в качестве активных помощников.
Наблюдая за детьми, которые были вовлечены в проектную деятельность, можно отметить, что эти дети быстрее вникают в суть изучаемого материала, чувствуют себя самостоятельными; умеют вести себя свободно с собеседником, формулировать четкие и краткие вопросы, делать логические выводы, устанавливать причинно-следственные связи; проявляют друг к другу внимание, сопереживание, чутко относятся ко всему живому.
Я, считаю, что работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьей. Организую экологические праздники для детей и родителей, выставки, экскурсии, игры-тренинги, консультации, создала картотеку элементарных опытов, которые можно провести дома. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания. Советую родителям прогулку в природу связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, совершили манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика.
Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением новых технологий в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«БАНК ИНТЕРЕСНЫХ ДЕЛ» - НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В статье описаны идея создания, цели и задачи, этапы реализации собственной педагогической технологии, направленной на развитие инициативности и познавательной активности дошкольников....
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ (Экология)
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментиров...
Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментиров...
Детское экспериментирование, как форма организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый деятельностью, в которой знания приобретаются. В свете данного...
Формы организации познавательно – исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации
Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...
Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста в детской лаборатории как форма организации познавательно-исследовательской деятельности
В статье представлена опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. Основные методы исследования: опыты и экспериманты. Результатом явилась положительная динамика в заинтересованно...