Варианты заданий для обучающихся. Креативное мышление.
методическая разработка (подготовительная группа)

Горнакова Екатерина Николаевна

Варианты заданий для обучающихся. Креативное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Варианты заданий для обучающихся, направленных на развитие креативного мышления на занятиях хореографии.

Хореография среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения занимает свою нишу и обладает большими возможностями для полноценного эстетического воспитания ребенка, для его гармоничного физического развития. Развитие творчества предполагает использование в педагогическом процессе специальных методов, средств, организацию продуктивного творческого мышления, основанную на новых принципах. Одним из таких средств является импровизация. Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра и др. Истоки импровизации уходят в народное творчество.

Импровизация - педагогическая, деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью ее является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность импровизации составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. Импровизация - одно из средств преодоления формализма в обучении.

Импровизация – это сочинение на ходу, в процессе исполнения. Танец изначально рождается из импровизации, а хореография (исторически) появилась только тогда, когда возникла необходимость передачи определенного опыта, закодированного в танце. Естественный эволюционный источник импровизации - радость движения и игры. Импровизация всегда существовала внутри какой-либо танцевальной стилистики, она обычно являлась частью народных обрядов, игр и празднеств.

Танцевальная импровизация как явление современного искусства сформировалась только в эпоху постмодерна как возможность игры с пространством, перегруженным культурными смыслами и стилевыми конструкциями. Импровизация содержит в себе элемент творчества, который никогда не повторяется. Исходной посылкой для импровизации может быть воображение, интеллект, психические процессы, которые выражаются через движенческие реакции.

Непременным условием достижения результатов в хореографии является правильно выстроенный план работы с участниками танцевального коллектива на всех ее этапах и направлениях. Одним из направлений деятельности преподавателя является развитие у детей навыков творческой импровизации, которые свидетельствуют о достижении определенного уровня «вхождения в искусство». Для возникновения потребности и возможности творческой импровизации каждого участника хореографического коллектива необходимо создать «базовую платформу», которая состоит из приобретенных исполнительских навыков, на основе которых у детей возникает возможность импровизации, как творческого процесса созидания нового. Чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды необходимо учитывать принцип связи обучения с практикой. Здесь мы можем рассматривать импровизацию как задачу практического применения навыков исполнительского мастерства.

В хореографии существует традиционная система «проучивания» танцевального материала:

 1этап - проучивание отдельных танцевальных элементов.

2этап - составление из элементов танцевальных движений.

3этап - из танцевальных движений, координирования движений ног, рук, корпуса и головы составление танцевальной комбинации.

4этап - из танцевальных комбинаций составление танцевальной композиции (этюда, танца).

Помимо традиционных этапов проведения занятий, и подаче учебного материала, существует необходимость использования дополнительных развивающих средств, способствующих раскрытию творческого потенциала ребенка, развитию его фантазии и воображения. Одним из таких средств выступает импровизация. Включая в программу занятий задания на импровизацию, мы способствуем созданию условий для развития собственной активности обучающихся, а это, в свою очередь способствует развитию творческого воображения, реализации творческого потенциала, закрепления изученного материала и совершенствования исполнительских навыков. Включение в программу занятия импровизации позволяет учащимся не только выражать себя посредством языка танца, но и дает возможность преподавателю оценить результаты своей работы и по возможности найти наиболее эффективную систему обучения. Урок импровизации - творческая лаборатория для учащихся, где они имеют возможность полностью реализовать свои желания. Это урок самостоятельности, свободы в мире танца, а задача преподавателя - раскрыть и развить творческую личность способом импровизационного урока (задания), помочь ребенку логически думать и свободно фантазировать. В этом направлении наша работа, как педагога-хореографа должна быть планомерной и последовательной. Импровизация для ученика – это, в первую очередь, возможность выразить себя, используя полученные хореографические навыки.

Применение на занятиях хореографией различных вариаций импровизации (комплексы игр, упражнений и творческих заданий, направленных на развитие творческого потенциала) используется довольно активно. Практический опыт введения импровизации в занятия хореографией показывает не только большую заинтересованность детей творчеством, но и несомненное его влияние на творческое развитие, и исполнительское мастерство ребенка. Танцевальная импровизация используется для творческого развития ребенка, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о танце. На каждом занятии у детей воспитывается внимание, умение концентрировать его в нужный момент, но и в то же время, формируется умение выразить себя, как индивидуальность. Упражнения по структурной импровизации и композиции являются простым и наглядным обучением взаимодействия исполнителей, движений, стилей. Задания направлены на развитие выражения при помощи хореографии присоединения, контраста, противоборства. Упражнения на групповую импровизацию способствуют развитию целостного понимания ситуации и определения своего места в ней. Многие упражнения направлены на сохранение определенного состояния при изменяющихся условиях. Занятия импровизацией имеют два основополагающих принципа построения работы.

Первый принцип используется, если целью задания является максимальное взаимодействие и достижение взаимопонимания с партнером, то они выполняются в парах. Второй принцип позволяет научить детей наиболее эффективно распределять пространство при исполнении выбранных ими движений. Пространственная импровизация выполняется ими в личном пространстве, или по всему пространству танцевального зала. Структура занятия по импровизации включает в себя такие разделы, как: - музыкальные игры; - танцевальная импровизация; - творческие задания.

 Упражнения и игры, используемые на уроках хореографии для развития импровизационных навыков:

Упражнение «Зеркало»

Исходное положение: дети стоят в паре напротив друг друга. Преподаватель дает задание: первые рисуют правой рукой любые узоры, а стоящие напротив повторяют за ними зеркально. Затем пары меняют роли. Первые исполняют движения головой и шеей, вторые повторяют. В данном задании дети должны освоить понятие «движение всех частей тела», поэтому задание дается на движение различных частей тела (корпус, руки, ноги, плечи, глаза, голова, шея). В дальнейшем дети импровизируют под музыку. Данное упражнение развивает не только умение импровизировать, но и от второго участника требуется внимательность и быстрая реакция и зеркальное отражение всех предлагаемых исполнителем движений.

Игра «Незнайка»

 Цель: развить творческое воображение и восприятие, реакцию, импровизацию, артистичность, танцевальность. Выбирается водящий («Незнайка»). Он становится в 1 точке зала. Все остальные дети собираются в противоположной стороне в круг, и решают кого же они будут изображать (возможно, изображение «кого - либо»- зайки, лисички, волка; или какого-нибудь действия – «самолет летит», «ягоды собирают», прыгают на скакалке и т.п.). С началом музыки дети начинают изображать задание, продвигаясь к «Незнайке». «Незнайка» должен дождаться завершения музыкального периода и только тогда назвать тот образ, который дети изображают. Если угадано неверно, то дети продолжают свой танец, если правильно, то они убегают на свое место за определенную черту, где «Незнайка» их поймать уже не может. «Незнайка» же должен поймать кого-либо, соответственно они меняются местами. Или в другом варианте становятся рядом с «Незнайкой» и продолжают игру, выполняя функции водящего. Так как правила очень просты и двигательная активность детей во время игры высокая, то здесь важно уметь концентрировать внимание детей на сочинение и исполнение интересных движений (после того как они расслабляются во время бега от «Незнайки», важно снова нацелить их на выполнение танцевальных движений, способствующих созданию образа или действия). Следует заранее подготовить музыкальный материал, т.к. от яркости, образности музыкального сопровождения зависит и создание танцевальных образов.

Упражнение: «Цепочка имен»

Каждый участник составляет короткую танцевальную фразу, при которой нужно назвать свое имя. Имя можно произнести во время движения, до него или после. Участники могут играть с ритмом и громкостью, произнося свое имя. Они не должны шептать его застенчиво.  Все участники стоят в круге. Участник, назначенный ведущим, начинает. Он представляет свое движение, называя свое имя, скажем, и повторяет его еще раз. Затем вся группа повторяет движение и звук в унисон. Второй участник повторяет движение первого участника со звуком и добавляет собственное движение и имя. Он повторяет обе фразы. Затем все повторяют звук и движение в унисон. Этот процесс продолжается пока не пройдут все стоящие в круге. Ведущий может прервать цикл и начать все снова, если последовательность становится слишком длинной для запоминания.

Игра «Цветик семи цветик».

Правила игры: семь разных музыкальных мелодий по характеру. Когда педагог включает музыку, дети импровизируют, как только педагог выключает музыку, дети замирают в красивых фигурах, кто пошевелится, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или закончатся музыкальные мелодии.

Игра «Путешествие».

Педагог выбирает разную по характеру и настроению музыку. С детьми заранее обговаривается, куда они хотят отправиться (волшебный лес, подводное царство, зимнюю сказку и т.д.) и в кого можно превратиться. Исходное положение – дети свободно располагаются по площадке. Педагог включает один из музыкальных фрагментов. Дети начинают двигаться под музыку. Педагог следит за тем, чтобы дети придумывали свои движения в соответствии с музыкой. Затем педагог включает следующий музыкальный фрагмент. В этой игре важно, чтобы дети хорошо чувствовали контраст в музыке и двигались в соответствии с ней.

Игра «Танец – ситуация»

Ведущий игры готовит карточки с ситуациями, которые нужно будет разыграть в танце. Дети разбиваются на команды по 3-5 человек и получают свою карточку. После чего ставится музыка и командам дается время на подготовку. Задача детей – распределить роли, подготовить и показать перед всеми танец-ситуацию, словно маленькую сценку.

Творческое задание «Дрессировщики»

 Детям предлагается побыть в роли дрессировщиков необычных предметов, например, «укрощение диких портфелей, непослушныхбарабанов, веселых туфель и т. п.», каждый ребенок самостоятельно должен продумать свои движения, как он смог бы дрессировать этот предмет. Задание развивает воображение и фантазию. Можно использовать и в группах. Творческое задание «Картина» В данном задании участвует вся группа, воспитанники превращаются в одушевленные и неодушевленные персонажи с картины «В лесу..», «На речке летом», «В огороде» и т. п.

Творческое задание «Угадай что?»

Дети делятся на группы, в зависимости от количества человек. Каждая группа получает задание от педагога изобразить тот или иной предмет (стиральная машинка, тостер, человек, который пылесосит, корзинка с яйцами и пр.), задача детей, совместно придумать и показать, заданный педагогом предмет, а затем каждая группа угадывает, что же хотят показать их товарищи. В дальнейшем можно усложнить игру тем, что дети самостоятельно придумывают себе предмет, и изображают его. И, как показывает практика, дети зачастую придумывают очень интересные и нестандартные предметы и образы. Кроме того, предлагая задания на импровизацию, детей необходимо знакомить с пластическими этюдами, которым ставится задача не просто комбинировать танцевальные движения, но и осваивать сценическое пространство. Здесь можно предложить два варианта заданий.

Упражнение на освоение исполнителем сценической площадки

Задание 1. На 32 или 64 такта в зависимости от возможности исполнителя сочинить танцевальный этюд с использованием проученных на занятиях танцевальных движений (т. к. исполнители первоначально испытывают затруднения в выборе движений характерных заданной музыке, то желательно протанцевать с ними те, движения, которые освоены в процессе учебных занятий и соответствуют темпоритму и музыке).

Задание 2. Предложить исполнить этюд под музыку самостоятельно. Выполнение творческого задания «Дрессировщики». Групповое сочинение танцевального этюда

Одним из способов выражения личности учащегося является его импровизация. Включение в программу занятий данного типа позволяет ученикам научиться использовать язык танца, слышать музыку, правильно использовать пространство, взаимодействовать с другими исполнителями и т. д. Импровизация является непременным условием успешности и достижения результатов творческого труда не только в развитии творческого потенциала детей, но и исполнительских навыков каждого ребенка, а также в воспитании и формировании личностных качеств. Все предложенные в данной работе упражнения и задания на импровизацию активно применяются на практике, и дают видимые результаты. Успешное освоение детьми раздела «импровизация», прежде всего, помогает выявить одаренных детей в области хореографического искусства и стать для них стартовой площадкой для профессиональной ориентации в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование креативного мышления у дошкольников с помощью нетрадиционных изобразительных техник".

Статья предназначена для педагогов-психологов, специалистов по изодеятельности....

Использование риторики вразвитт креативного мышления дошкольников.

Для развития креативного мышления использую в своей работе приемы ТРИЗ....

Использование риторики для развития креативного мышления дошкольников

В последнее время в своей работе с детьми все больше уделяю внимание развитию речи, развитию художественно-образного мышления детей,развитию риторики....

Варианты дидактических материалов с целью развития у детей старшего дошкольного возраста способности создавать сериационные ряды и понимать относительность величины. Предложить варианты заданий и вопросов для данных дидактических материалов.

    Сериационный ряд - последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общим назначением (полоски, шарфики, набор матрешек, набор слоников).  Различия м...

«Использование сингапурских обучающих структур на музыкальных занятиях для развития креативного мышления дошкольников» (опыт работы)

Данная методическая разработка адресована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми старшего дошкольного возраста.Цель: изучение и внедрение элементов Си...

Игровые технологии как инструмент развития креативного мышления обучающихся

Тема практико-значимой работы«Игровые технологии как инструмент развития креативного мышления обучающихся...