Теория и методика предшкольного образования
консультация (подготовительная группа)

Теория и методика предшкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_metodika_predshkolnogo_obrazovaniya.docx41.53 КБ

Предварительный просмотр:

Условия организации предшкольной подготовки детей

Цель: сформировать знания об организации предшкольной подготовки детей.

План:

1. Форма и модели организации предшкольной подготовки детей.

2. Специфика образовательной среды предшкольной подготовки.

3. Психолого-педагогическая диагностика в системе предшкольного образования. Ключевые слова: формы и модели, институциональные, не институциональные, центры развития ребёнка, учреждение дополнительного образования, школы, семейная или домашнее образование, перед Школьная группа, группы гибкого режима, адаптационные группы, коррекционные группы, консультативные центры, лекотека, центры игровой поддержки, семейный принцип, психологическая готовность ребёнка к школьному обучению, интеллектуальная зрелость, эмоциональная зрелость, социальная зрелость.

Предшкольное образование детей старшего дошкольного возраста может осуществляться:

1. На базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования;

2. На базе общеобразовательных учреждений, учреждение культуры и родительских сообществ;

3. Образование в семье.

 На базе дошкольных образовательных учреждений организуются следующие модели предшкольной подготовки:

-подготовительная к школе группы детского сада;

-предшкольная группа с 5 до 7 лет в центре развития ребёнка;-группы гибкого режима;

-адаптационные группы.

-коррекционная группа в дошкольных образовательных учреждениях.

-группа "особый ребёнок".

 На базе школы могут быть созданы группы:

-подготовки дошкольников, школы будущего первоклассника и тому подобное.

-группы кратковременного пребывания по подготовке к школе при образовательных учреждениях " СОШ с дошкольными группами";

-группы предшкольной подготовки полуинтернатного типа для детей 5-6 лет при образовательных учреждениях " СОШ с дошкольными группами".

Предшкольная подготовка на базе ДОУ и СОШ и варианты комбинаций:

-предшкольное образование на базе ДОУ, как вид группы кратковременного пребывания для получения базисного компонента со школьным учителем.

-предшкольное образование: на базе школы-4 часа плюс на базе до как вид группы кратковременного пребывания.-подготовительных к школе группы детского сада, являющегося модулем сош-центра образования.

-УВК - начальная школа-детский сад, прогимназии.

-группы кратковременного пребывания по подготовке к школе, организованные на базе центра дополнительного образования, психолога педагогических центров и других образовательных организаций-как государственных, так и не государственных.

На базе учреждений дополнительного образования содержание предшкольного образования часто находятся в прямой зависимости от "заказа" родителей. Достоинством же этой формы является возможность привлечения к предшкольному образованию детей самых разных специалистов высокого уровня, владеющих современными дошкольными образовательными технологиями. Кроме того, здесь ребёнку также могут предложить необходимый минимум занятий, обеспечивающие его готовность к школе, в ходе которых будет вестись постоянное корректировка его индивидуального развития.

Предшкольная подготовка на базе дополнительного образования:

-"школа раннего развития",

-"центр развития дошкольников",

-"группы кратковременного пребывания",

-"школа будущего первоклассника",

-"студия раннего творческого развития",

-"семейные занятия для самых маленьких",

-"объединение" интенсив "",

-"курсы подготовки к школе",

-"студия раннего творческого развития" и другие.

Лекотека- это новая форма работы взаимодействия с семьёй, воспитывающие ребёнка с особенностями психофизического развития. Одновременно это способ, обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирование предпосылок Учебной деятельности, поддержки развития личности детей, подбора оптимального образовательного маршрута.

Цель лекотек-предоставление детям с особыми потребностями и их семьям места для встречи с профессионалами, возможностей сотрудничества. Лейкотека использует семейно-центрированную игру как ключ к облегчению включения детей с инвалидностью и проблемами развития в полный Спектр семейный и общественной жизни.

2. Программа непрерывного образования детей от 2 до 10 лет "Золотой ключик", разработанные для комплексов "детский сад-начальная школа" под руководством Г. Г. Кравцова и Е. Е. Кравцовой.

- «семейный принцип»: все без исключения взрослые участвуют в воспитании детей, а все дети являются полноправными членами этой большой общественной семьи, оказывающиеся продолжением и расширением собственной семьи ребёнка.

- родители детей и другие члены семей активно вовлекаются в жизнь образовательной организации.

- дети объединены в разновозрастные группы от 15 до 25 человек в каждой, сразу с равномерной представленностью в группе детей всех основных возрастных ступеней от 2 до 4 лет, от 5 до 7 и от 8 до 10 лет в каждой группе.

Программа дошкольного образования "Развития" авторов Н.С. Варенцовой, Л. А. Венгер, О. М. Дияченко.

- большое внимание уделяется формированию пространственно-предметного компонента образовательной среды.

-организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребёнка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразие, неординарности, изменяемости и так далее.

-разработаны и обоснованы принципы комплексирования и свободного зонирования.

Программа дошкольного образования "Одарённый ребёнок" на. Б. Шумаковой.

-построена на основе модели творческого дисциплинарного обучения;

-в рамках данной модели в качестве Центральной идеи выступает создание условий для высокой исследовательской и творческой активности ребёнка, в результате чего формируется исследовательская позиция личности-фактор, обеспечивающие дальнейшее развитие одарённости.

Концепция организация образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования скобка и оо и центр "дошкольное детство кавычка А. В. Запорожца, 2003).

" Предметный мир детства-это не только игровая среда, но шире-среда развития всех специфические детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребёнка есть соответствующие объекты и средства..."

В 2006 году появляется концепция предшкольного образования в образовательной системе «Школа 2100», содержащая комплекс подходов, обеспечивающих непрерывность и преемственность предшкольного образования и последующего школьного образования, на всех её ступенях. Одним из таких походов является садовый подход к организации перед школьного образования. Точка подчеркнём, Что именно программа  «Школа 2100» была выбрана для реализации в предшкольных группах и, далее, в общеобразовательной школе, в рамках опыта экспериментальной работы.

Н.А.Короткова предлагает решение обозначенной проблемы на основе следующих двух идей: вполне достаточно разделить пространство группового помещения старших дошкольников на три части:

- Зона для спокойных видов деятельности,

- Зона для деятельности, связанные с экстенсивным использованием пространства,

- Рабочая зона, это пространство должно быть пульсирующим, чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих.

В работе С. В. Литвиненко " развитие познавательной активности детей в предшкольный период" раскрывается роль среды. Для полноценного гармоничного развития дети дошкольного возраста нуждаются не только во внимании взрослых, выраженном в форме благожелательного, эмоционального и содержательного общения, но и определённым образом организованы образовательной среде, развивающий их творческий потенциал.

3. Психолого-педагогической диагностика в системе предшкольного образования.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимой и достаточной уровень психологического развития ребёнка для усвоения школьной программы при определённых условиях обучения. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.

Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и солнце моторную координацию.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относятся потребность ребёнка в общении с сверстниками и умение подчинять своё поведение законом детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Три основных подходов к проблеме психологической готовности. К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Второй подход заключается в том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определённый уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность всех этих качеств и свойств составляет психологическую готовность к школьному обучению. Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать происхождение отдельных компонентов Учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях.

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя: вырабатывание у детей представление о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях; развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточно усилия;-Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности;-формирование у детей навыков организационного поведения, Учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного постановления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась их структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

В условиях гуманизации и демократизации системы образования, широкой вариативности действующих программ воспитания и обучения детей в детских садах всё более актуальной становится проблема обеспечения преемственности  дошкольного и младшего   школьного звеньев образовательной системы.

Она наиболее остро проявляется на практике  в  недостаточной готовности детей к систематическому целенаправленному обучению в школе,  чересчур длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям учебного труда.

Многие дети хотят стать учащимися начальных классов, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей.

От того, как ребёнок подготовлен к школе, всем предшествующим дошкольным периодам развития, будет зависеть успешность его  адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психическое самочувствие.

 Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

 В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

 Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком.

 

Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

Родители, безусловно, заинтересованы  в школьных успехах своего ребёнка. Эти успехи  во многом зависят от готовности организма к  систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.

Готовность детей к обучению в школе является понятие «школьная зрелость», которая в психолого-педагогической литературе трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребёнка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.

Если ребёнок физически ослаблен, ему трудно будет сохранять осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за  быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп  мышц. Кроме того, у ребёнка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ребёнку управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.

Кроме физической  готовности к школе необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая  готовность    дошкольника.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование  у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего  иное, по сравнению с  дошкольниками, положение в обществе.

Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.

Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти    в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни. Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в приобретении определённого кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.

Хотя и доступны детям 6-ти летнего возраста логические формы мышления, но они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребёнка определённых умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребёнка способности удивляться  и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

В целях интеллектуальной подготовки ребёнка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об  окружающем.

Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием явления

 Подготовка детей к школе — многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.

 К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Установлено, что дети 5-6 лет имеют значительно  большие интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению.

 Второй подход заключается в том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.

 Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать происхождение отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях.  

У детей, проходящих более глубокое  обучение (рисованию, лепке, аппликации, конструированию и др.), формируются  различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению.

 Про ребёнка, поступающего  в школу, мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

 1. Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса;

 

2. Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

 

3. Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

 

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.

 

Подготовка дошкольника к учёбе в семье.

 Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:

 Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

 Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

 Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

 Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом.  Успех  должен быть реальным, а похвала   заслуженной.

 Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

 Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.

 При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен  научиться внимательно  слушать книгу, рассказ взрослого, правильно  и последовательно, излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

 Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. С ребёнком следует разговаривать, не употребляя в речи слова «паразиты», которыми в нынешнее время так заполнена разговорная речь. Чётко произносить слова, правильно ставить ударения, окончания слов. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью,  ребёнок учиться  правильно  говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

 У  ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

 От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок, играя,  учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

 Нужно учить так же,  рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая  это, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

 Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми  и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия, должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

 

3. Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению

 

3.1. Подготовка детей к школе в детском саду

 

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако,  не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как  правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители  "домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи  дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.

 В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Иначе, отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, не ориентируются в тетради.  Допускают ошибки при написании букв  Р, Я, Ь. Не различают геометрическую форму, если она в другом положении. Отсчитывают предметы справа   налево.

В дошкольный период у ребёнка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух. Иначе ребёнок произносит вместо слова РЫБА – ЛЫБА. Будут возникать ошибки в грамотности. Ребёнок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведёт к плохому усвоению знаков препинания. Плохо будет читать стихи.

У ребёнка должна быть развита и разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребёнок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определённому плану.

Важно, чтобы ребёнок желал узнавать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.

Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребёнок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе. Например, написание элементов букв.

Развитие восприятия, мышления позволяет ребёнку систематически наблюдать изучаемые  предметы и явления. Позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности. Позволяет ребёнку рассуждать и делать выводы.

Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

К 6-ти годам у ребёнка  происходит  оформление основных компонентов волевого действия.  Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не  всегда осознанны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения: достижение цели определяется воспитанностью мотивов.

Исходя из этого, воспитатель  должен:

Ставить перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял,      но и принял её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении.

Направлять, помогать ребёнку в достижении цели.

Приучать ребёнка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.

Воспитывать стремление к достижению результата  своей деятельности    в рисовании, играх-головоломках и т.п.

У ребёнка должна быть сформирована организованность. Умение организовывать рабочее место, своевременно начинать работу. Уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

При недостаточном запасе знаний важно стимулировать интерес ребёнка к окружающему, фиксировать внимание на том, что он видит во  время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях: такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развёрнутый рассказ.  Родителям следует  посоветовать,  чаще  читать ребёнку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.

При  несформированности  положительного  отношения к школе необходимо уделять ребёнку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьных, а в дошкольных формах. Оно должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и  наказывать ребёнка за их нарушение. Это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к школе, учению и учителю. Необходимо дождаться, пока малыш сам, наблюдая за другими детьми, придёт к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению

 Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная  подготовка к усвоению школьных предметов. Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя:

 1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

 2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть  знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

 3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

 4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс  нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности  по интересам.

 Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления  получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

 В процессе общения с  взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает,  как дети усваивают программный материал, выполняют задания, проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильноеповедение.

 Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

 Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых  качеств, и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на успех в  деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

 Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них "качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому,  одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

Психологическая подготовка ребенка к школе

Готовность ребёнка к школе определяется  совокупностью его  общей,  интеллектуальной  и психологической, подготовки.

Психологическая  готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.

В чем  же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться  на  уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало  инициативы,  тяготеет  к  шаблонным  действиям  и   решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по  поводу  учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей  нередко скрываются в дошкольном детстве.  До 6-7 -  летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться. А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.

Как же психологически подготовить ребенка к школе?

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный  уровень  познавательных  интересов,  готовность  к изменению социальной позиции, желание учиться. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие  родители  понимают,  насколько  важно  у  ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях  и  о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает  желание  учиться,  создает положительное отношение к  школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

Следующим условием успешной учебы является  выработка  у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно  приучить  детей начатое  дело доводить до конца. Далее  нужно  подготовить  дошкольника  к неизбежным трудностям  в  учении.  Сознание  преодолимости  этих  трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

При подготовке к школе родителям следует научить ребёнка и аналитическим навыкам: умению сравнивать,  сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится  внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать  свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить,  что  и  как  понял  ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а  кроме того, учит  связной,  последовательной  речи,  закрепляет  в  словаре  новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение  в школе.

Ещё важно воспитать в ребёнке  любознательность,  произвольное  внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на  возникающие  вопросы.  Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован  интерес  к  знаниям,  будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие  и  волю  на выполнение   заданий.

Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, можно предложить ему методику «Лесенка».

Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до  самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. У младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – она может быть выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия.

Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.

Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе.

Таким образом, вебинар был интересен. Очень многое подчеркнула для себя. Спасибо большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика дошкольного образования.

Изучение специфики закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста. ...

Теория и методика экологического образования

Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада...

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННОМУ ЗАНЯТИЮ по предмету «Теория и методика экологического образования дошкольников»

Практические и игровые методы ознакомления с природой в дошкольном учреждении....

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Теория и методика профессионального образования

Теория и методика профессионального образования...

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Перспективный план опытнической деятельности в старшей группе ДОУ

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...