ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЕЙС
материал

Тухтарова Татьяна Сергеевна

материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад №89 «Крепыш» 2 корпус (ул. Лермонтова 2/1)

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений детей группы среднего дошкольного возраста «Землянички» (от 4 до 5 лет)

Тема: «На помощь Фиксикам».

Автор разработки: Тухтарова Татьяна Сергеевна.

Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний по ФЭМП.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
  • Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
  • Совершенствовать представление о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.

Развивающие задачи: Развивать внимание, мышление, слух, игровую деятельность.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Активизировать словарный запас словами: «Круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», «утро», «день», «вечер», «ночь».

Демонстрационный материал: числовые карточки с кругами (от 1 до 5 кругов), геометрические фигуры из плотного материала для игры «чудесный мешочек», геометрические фигуры для подвижной игры, для обозначения домиков (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Раздаточный материал: наборы кругов, квадратов, прямоугольников; геометрические фигуры для подвижной игры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Картинки с изображением стиральных машин, по 5 шт на каждого ребёнка, и картинки с изображением футболок для каждого ребенка по 5 шт, мяч, картинки с изображением героев мультфильма Фиксики.

Предварительная работа: работа в тетрадях по математике, рассматривание картинок «Части суток».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети заходят в группу (звучит песня из мультипликационного фильма «Фиксики»).

Дети стоят свободно, возле воспитателя. Педагог обращается к детям:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в сад пришло письмо от Фиксиков. Предлагаю вам послушать, что нам пишут. Готовы?

Дети: Да.

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад №89 «Крепыш» 2 корпус (ул. Лермонтова 2/1)

Воспитатель: «Дорогие наши ребята. Мы знаем, что вы очень способные дети. Все вы умеете и знаете. Мы, починили всю бытовую технику и нам нечем заняться и просим детей с нами поиграть, выполнить следующие задания.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Фиксикам, поиграем? Выполним задания?

Дети: Да.    

Детям предлагается выполнить ряд заданий.

(Воспитатель достает из конверта карточек с кругами).

  Воспитатель: Вот первое задание.  

Задание № 1. Игровое упражнение «Сделаем столько же».

Сосчитайте, сколько кругов и попрыгайте столько же. (Воспитатель показывает карточку с тремя кругами, дети три раза прыгают).

Воспитатель: «Сколько вы выполнили движений (прыжков)? Почему вы выполнили столько движений?

Дети: 3 прыжка. Потому что три круга.

Сосчитайте кругов и похлопайте столько же. (Воспитатель показывает карточку с пятью кругами, дети хлопают пять раз).

Воспитатель: «Сколько вы выполнили движений (хлопков)? Почему вы выполнили столько движений?

Дети: 5 раз. Потому что показали 5 кругов.

Сосчитайте кругов и приседайте столько же. (Воспитатель показывает карточку с четырьмя кругами, дети   выполняют приседание четыре раза).

 Воспитатель: «Сколько вы выполнили движений (приседаний)? Почему вы выполнили столько движений?

Дети: 4 раза. Потому что 4 круга.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Первое задание выполнили.

Задание № 2. Работа с раздаточным материалом. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, у Вас у каждого на столах приготовлены карточки, с изображение стиральных машин и футболок. Выложите на первый ряд 5 стиральных машин. На второй ряд 4 футболки. (Каждый ребенок самостоятельно выкладывает изображение).

Вопросы к детям:

Воспитатель: Что вы можете сказать о количестве футболок и стиральных машин.

Дети: 5 стиральных машинок и 4 футболки.

Воспитатель: Мася нам дала задание постирать футболки в стиральной машине, при условии, что в каждую машинку мы должны положить по одной футболке.

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад №89 «Крепыш» 2 корпус (ул. Лермонтова 2/1)

Воспитатель: Сможем мы это сделать?

Дети: Да.

Воспитатель: Что нам нужно сделать, чтобы машинок и футболок стало поровну?

Дети: К стиральной машинке добавить одну футболку.

Воспитатель: Проверьте себя, положите на каждую машинку футболку.

Воспитатель: Что вы теперь можете сказать о количестве машинок и футболок?

Дети: 5 стиральных машин и 5 футболок их поровну.

Задание № 3. А теперь Шпуля, нам предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек». Достаньте из мешочка по одному предмету и скажите, что вы достали (достают и называют геометрические фигуры). Посмотрите, у нас есть для каждой фигуры домики.

- Слушайте задание: пока звучит музыка, вы двигаетесь по группе под музыку из мультфильма Фиксики «Помогатор», как музыка останавливается, вы находите свои «домики»: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, у кого квадрат- к квадрату и т. д. Затем дети обосновывают свой выбор. (Дети под музыку выполняют задание).

Дети: У меня кружок, и я подошёл к домику круга. У меня квадрат, и я подошёл к домику квадрату. У меня треугольник, и я подошёл к домику треугольник. У меня прямоугольник, и я подошёл к домику прямоугольнику.

Задание № 4. На магнитной доске с одной стороны Симка, на другой стороне картинки в полный рост Фиксиков (Папус, Мася, Симка и Нолик). (Дети подходят к мольберту).

У Фиксиков возник спор, кто из них выше ростом, поможем им?

Задание: выставить Фиксиков по росту. (Дети стоят у мольберта полукругом и выставляют фиксиков по росту).

Воспитатель: Ребята, вы все справились с заданием, молодцы! Теперь последнее задание.

Задание № 5. Дидактическая игра с мячом «Когда это бывает».

(Дети стоят полукругом, возле воспитателя).

Предложить детям игру, кидая мяч, воспитатель спрашивает:

Воспитатель: - Какое время суток, когда вас мама приводит в сад?

Дети: Утро

Воспитатель: - В какое время суток в саду мы обедаем?

Дети: День

Воспитатель: - В какое время суток, вас мамы и папы забирают домой?

Дети: Вечер

Воспитатель: - В какое время суток, все люди спят?

Дети: Ночь

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад №89 «Крепыш» 2 корпус (ул. Лермонтова 2/1)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете геометрические фигуры и хорошо справились со всеми заданиями. Вам понравилось играть с Фиксиками?

Дети: Да.

Воспитатель: Детки, скажите, что вам больше всего понравилось? А что было трудно? Вам понравилось занятие?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Возьмите смайлики и покажите своё настроение во время нашего занятия.

- Почему ты показал именно этот смайлик? (ответы детей)

Воспитатель: А за то, что мы помогли Фиксикам, они хотят подарить вам картинки фиксиков. Они всегда придут вам на помощь.

(В письме лежат фиксики для каждого ребёнка).

Воспитатель: Спасибо за занятие!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лепке в старшей группе

«Цветные цифры»

Тема: «Цветные цифры»

Автор разработки: Тухтарова Т.С.

Цель: лепка цифр из пластилина на картоне.

Задачи:

- повторить значение цифр от 1 до 10; правильно изобразить цифру;

- продолжать учить приемам лепки;

- выполняется прижимание пластилина к поверхности;

- воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Раздаточный материал: цветной пластилин, картон, стеки, влажные салфетки, клеенка, карточки с цифрами от 1 до 10.

Ход занятия:

Дети заходят в группу.

Дети собираются в круг возле воспитателя. Педагог обращается к детям:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в сад пришло письмо.

Воспитатель берет конверт и достает письмо.

Воспитатель: Раньше у людей не было ни бумаги, ни ручек. Даже не было компьютера, чтобы работать или поиграть. Поэтому человек мог рисовать только палочкой на земле или угольком на стене своей пещеры.

Самые первые книги – это глиняные таблички, которые появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии (долина между реками Тигр и Ефрат),

(современный Иран). Сочинения или летописи записывали на небольших глиняных табличках размером – 32 на 32 см и толщиной – 2,5 см. На мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом таблички сушили и обжигали в печах, как горшки, получался настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких «страниц» создавались книги.

В тексты глиняных книг после обжига внести изменения уже было невозможно, так как после этого они приобретали прочность камня.

Воспитатель: Давайте вспомним какие цифры мы с вами знаем.

Воспитатель читает загадки про цифры.

Воспитатель: Высока, как палочка,

И с хвостиком большим,

Всегда повсюду первая —

Циферка ….

Дети: единица.

Воспитатель: словно лебедь, чудо-птица,

По морю мчится, как царица,

Как называется она?

Ну, конечно, цифра …

Дети: два.

Воспитатель: Цифру эту угадай-ка!

Она большая зазнавай-ка.

Единицу сложишь с двойкой,

И получишь цифру …

Дети: три.

Воспитатель: кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою. 

Дети: четыре.

Воспитатель: если два перевернуть

И внимательно взглянуть,

Так и сяк взглянуть опять,

То получим цифру. 

Дети: пять.

Воспитатель: если навесной замок

Вверх поднимет хоботок,

То тогда увидим здесь

Не замок, а цифру …

Дети: шесть.

Воспитатель: на косу она похожа,

Но косить траву не может —

Не наточена совсем

И не косит цифра …

Дети: семь.

Воспитатель: Эта циферка с секретом.

И зимой, и жарким летом

Различишь едва-едва,

Где в ней ноги, голова.

Дети: восьмерка.

Воспитатель: Цифра шесть перевернулась,

Новой цифрой обернулась!

Дети: девять.

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,                       Одна рука вверх, другая вниз,

Нам размяться захотелось.                   Рывками менять руки.

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,                            Повороты корпусом.

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,                             Приседания.

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.                          Дети садятся.                                                        

Воспитатель: Повторение правил работы с пластилином.

Воспитатель: А сейчас мы с вами попробуем изобразить наши цифры. Давайте вместе разомнем пластилин и сделаем цифры.

Воспитатель: Теперь выберите и запомните каждый свою цифру. Выберите картон и подберите цвет пластилина, подходящий по контрасту. К темному картону–светлый пластилин, к светлому – наоборот.

Воспитатель: Открою секрет! Пластилином можно рисовать! На картоне нарисован контур цифры, а затем выкладывайте по рисунку пластилин и приминаем ее (примазывая)

Самостоятельная работа.

Воспитатель: Какие цифры у вас получились?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ну что, можно обходиться без шариковой ручки и компьютера?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: С такими цифрами мы можем даже поиграть. Да?

(выкладываются цифры).

Выставка работ.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Воспитатель: Молодцы! Давайте уберем пластилин и наши цифры. Протрите свои руки салфетками.

C:\Users\tatya\Downloads\photo5361607203053746848.jpg



Предварительный просмотр:

Консультация «Математика – это интересно».

Консультация «Математика – это интересно» для детей в средней группе могут быть очень полезными и веселыми! Вот несколько советов, которые могут помочь вам провести такую консультацию:

1. Используйте игры и игрушки для обучения математике. Например, можно использовать кубики, чтобы научить детей считать или использовать игрушечные машинки, чтобы научить их сравнивать размеры и расстояния.

2. Предоставьте детям возможность самостоятельно исследовать математические концепции. Например, вы можете дать им задание посчитать количество игрушек в корзине или посчитать количество окон в комнате.

3. Используйте иллюстрации и рисунки для иллюстрации математических концепций. Например, вы можете использовать рисунки для объяснения геометрических форм или показать, как использовать деньги для покупок.

4. Используйте песни и стихи для запоминания математических фактов. Например, вы можете спеть песню про счет или использовать стихи для запоминания таблицы умножения.

5. «Математические игры»: предложите детям игры, которые помогут им развивать математические навыки. Например, игра «Кто быстрее?» поможет детям учиться считать до пяти и сравнивать числа между собой. Игра «Раскрась по цифрам» поможет детям учиться распознавать цифры и считать по порядку.

7. «Исследование форм и геометрических фигур»: дайте детям возможность исследовать формы и геометрические фигуры, используя конструкторы, геометрические фигуры и другие материалы. Попросите их искать фигуры в окружающей среде, например, круги на стенах, треугольники на зданиях и т.д.

8. «Математические эксперименты»: проведите эксперименты, которые помогут детям понять математические концепции. Например, попросите детей вычислить, сколько зерен риса вмещается в стакан или сколько времени займет пузырь мыльной воды, чтобы лопнуть.

Существует множество игр, которые можно использовать для того, чтобы помочь детям в средней группе увлекаться математикой. Вот несколько примеров:

1. Игра «Собери 10»: Детям предлагается выбрать две карты с числами, которые в сумме дают 10. Например, если на первой карте написано «7», на второй должно быть число «3». Эта игра помогает детям узнать, какие числа в сумме дают 10, и развивает их навыки сложения.

2. Игра «Ищи формы»: Детям предлагается искать формы в окружающем мире. Они могут искать круги, квадраты, треугольники и другие формы на улице, дома. Эта игра помогает детям узнавать разные формы и развивает их навыки классификации.

3. Игра «Сколько это стоит?»: Детям предлагается играть в магазин и ценить продукты. Они могут использовать монеты или бумажные деньги, чтобы купить продукты и узнать, сколько они стоят. Эта игра помогает детям узнавать разные цены и развивает их навыки сложения и вычитания.

4. Игра «Угадай число»: Детям предлагается загадать число от 1 до 10, а затем задавать вопросы, чтобы угадать, какое число они загадали. Например, они могут спросить: «Это число четное?» или «Это число больше 5?». Эта игра помогает детям узнавать разные числа и развивает их навыки логического мышления.

5. «Конструктор чисел». Детям предлагается использовать карточки с числами и знаками математических операций, чтобы создавать разные числа. Например, дети могут использовать карточки 3, 5, + и =, чтобы создать уравнение «3+5=8».

6. «Игра в магазин». Дети играют в магазин и учатся считать деньги. Для этого им нужно выбрать товары, посчитать их стоимость и определить, сколько им нужно заплатить.

7. «Геометрические фигуры». Детям предлагается использовать различные геометрические фигуры, чтобы создавать разные модели. Например, они могут использовать круги, треугольники и квадраты, чтобы создать домик или машину.

8. «Задачи на логику». Дети получают задачи, которые требуют логического мышления. Например, им могут дать задачу: «Если у Маши было 5 конфет, а она съела 2, сколько конфет осталось у Маши?».

9. «Игра в шахматы». Шахматы – это игра, которая требует математического мышления и логики. Дети могут играть в шахматы, чтобы улучшить свои математические и логические навыки.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Использование дидактических упражнений математического содержания во время прогулок».

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.  

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ведь: «Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум!».

Игры с математическим содержанием развивают внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, познавательные интересы, воспитывают самостоятельность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой является дидактические упражнения.

Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.  Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.

Для, того, чтобы организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями, необходимо использовать дидактические упражнения, для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

С их помощью можно решить следующие задачи:

- приобретение знаний о числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;

- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами;

2. Игры путешествия во времени;

3. Игры на ориентировку в пространстве;

4. Игры с геометрическими фигурами.

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомим детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры, как: «Правильный счет», «Число как тебя зовут?», «Составь цифру», «Отгадай число», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры такие как: «Много - мало», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» развивают у детей внимание, память, мышление.

2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени).

Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью «Когда это бывает», «Когда это бывает?» (закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках, о частях суток, их последовательности, закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра),

3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Задача воспитателя - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому «Кто где», «Что где находится?», «Цветные ладошки», развивают у детей положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, права, слева, внизу, вверху).

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, воспитатель спрашивает: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Такие дидактические игры, как: «Подбери по форме», «Наряди Матрешку», «Составь узор из геометрических фигур по образцу» развивать умение детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Дидактические игры носят развивающий эффект, поэтому они необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.

Рекомендуемые новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:

1.Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников»

2.З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».

3.Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

4.И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»

Прогулки – большой источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок по улице, обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, назови три предмета разной длины (ширины, высоты), где дом, сколько в нем этажей, какой формы листья березы (осины, тополя, рябины), показать что листья у растений есть широкие и узкие.

Воспитатель использует разнообразные методы и приемы включения математических знаний в различные жизненные ситуации (игровые упражнения, загадывание загадки, чтения стихотворения, вопросы, простые опыты и др.) Неожиданными и интересными для детей становятся задания типа: «Послушай и посчитай, сколько раз каркнула ворона? Сколько звуков услышал? Узнай сколько точек на крылышках и спинке у божьей коровки? Такие вопросы-задачки ценны: прежде всего тем, что заставляют ребенка наблюдать, размышлять, слышать, выделять простые математические связи, отношения.

        Особо следует обратить внимание на постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Например, как узнать какое дерево толще (тоньше)?

        Сколько шагов от скамейки до дерева? Давайте измерим. Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера.

Воспитателю необходимо учить детей применять математические знания в различных конкретных ситуациях, создавать условия, в которых бы дети осознавали необходимость применить математические знания и самостоятельно решить поставленную задачу. Например, поиграть в игру «Кто какого роста?», «Автомобили и гаражи». Воспитатель объясняет правила игры: «Каждый гараж имеет свою номер - фигуру, обозначенный определенной геометрической фигурой. У ваших автомобилей такие же номера. По моему сигналу вы должны поставить автомобили в гаражи с соответствующими фигурами и объяснить свой выбор».

Игровое упражнение «Определи правильно». Дети встают полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч, который должен ответить на него. Например: «Что выше: детского сада или береза на нашем участке? Что ниже: кусты сирени на нашем участке или рябина»?

Игровое упражнение «Идем по следам». Воспитатель раскладывает на земле листы, на которых нарисованы следы. В конце пути он ставит елочку. Затем вместе с детьми выбирает ведущего, который выполняет указания воспитателя и находит елочку. Дети вслух поясняют направления движения ведущего (4 шага, 3 шага налево и т.д.). Под елочкой ведущий находит сундучок с сюрпризом.

Игровое упражнение «Не ошибись». Дети встают лицом к воспитателю, который предлагает им повторить следующие движения: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево), определить, что находится впереди (сзади) от воспитателя.

        Во время прогулки детям предлагается срезать несколько цветов для украшения группы и определить: каких цветов больше – белых или красных? Чего больше: красных цветов или всего цветов в букете? Решая подобную задачу, ребенок упражняется в счете, в количественном соотношении множества и его подмножества (целое всегда больше любой его части и наоборот) и вновь убеждается в значимости этих знаний.

        Играя с природным материалом (камешками, шишками, палочками и др.) дети учатся раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10 на наглядной основе).

        Представления о весе предметов (тяжелее – легче) дети могут получить путем взвешивания предмета на ладонях.

        Таким образом воспитатель на прогулках может не только учить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, но и одновременно давать математические знания.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Дидактические игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».

Дидактические игры и упражнения могут быть очень полезны для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста. Они могут помочь детям развить свою память, внимание, мышление, логику и творческие способности.

Например, игры, которые помогают развивать память, могут включать в себя поиск и сопоставление парных картинок, игру «Шарады», «Запомни и повтори» и т.д.

Для развития внимания можно использовать игры, в которых нужно искать различия между картинками, находить скрытые предметы на картинке, решать логические задачи и т.д.

Для развития логического мышления можно использовать игры, головоломки и задачи, которые требуют от детей нахождения правильного решения.

Также можно использовать креативные игры, которые помогают детям развивать свою фантазию и творческие способности. Например, рисование, лепка из пластилина, конструирование из деталей и т.д.

Однако, важно помнить, что игры и упражнения должны быть подходящими для возраста и способностей ребенка, а также должны быть интересными и занимательными для него. Игры должны быть не только полезными, но и веселыми, чтобы дети получили удовольствие от процесса обучения.

Вот несколько примеров:

1. Игры на развитие памяти. Для этого можно использовать карточки с изображениями разных предметов и попросить ребенка запомнить, что на них изображено. Затем перевернуть карточки и попросить ребенка найти пары.

2. Игры на развитие внимания. Например, можно показать ребенку картинку и попросить его найти на ней определенный предмет или животное.

3. Игры на развитие логического мышления. Например, можно попросить ребенка составить из кубиков определенную фигуру или построить мост через реку.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики. Например, можно предложить ребенку нарисовать что-то кисточкой и красками, вырезать фигурки из бумаги или складывать пазлы.

5. Игры на развитие речи. Например, можно попросить ребенка рассказать о своем любимом животном или описать картинку.

6. Игры на развитие внимания могут включать в себя поиск отличий на картинках, игры на запоминание и воспроизведение последовательности действий, а также игры на нахождение скрытых предметов.

Например, игра «Найди отличия», в которой дети ищут различия между двумя похожими картинками. Эта игра помогает развивать внимание, зрительное восприятие и концентрацию.

7. Игры на развитие памяти. Для развития памяти можно использовать игры на запоминание слов, чисел, картинок, а также упражнения на повторение ранее изученного материала.

Например, игра «Запомни и повтори», в которой дети должны запомнить последовательность действий и повторить их. Эта игра помогает развивать кратковременную память и концентрацию.

8. Игры на развитие логического мышления. Для развития мышления можно использовать игры на логику, головоломки, задачи на сопоставление, аналогии и прочие.

Например, игра «Мозаика», в которой дети собирают картинки из мелких деталей. Эта игра помогает развивать пространственное мышление, анализ и синтез.

9. Игры на развитие речи. Для развития речи можно использовать игры на звукоподражание, сказки, рассказы, игры на словарный запас и т.д.

Например, игра «Словесная ассоциация», в которой дети называют слова, связанные с заданным словом. Эта игра помогает развивать словарный запас, логическое мышление и ассоциативное мышление.

10. Игры на развитие мелкой моторики.

Например, игра «Нанизывание бусинок», в которой дети нанизывают бусины на нитку. Эта игра помогает развивать мелкую моторику, координацию движений и терпение.

11. «Пазлы» — это классическая игра, которая может помочь в развитии пространственного восприятия и логического мышления. Для детей дошкольного возраста можно использовать простые пазлы с большими деталями.

12. «Мозаика» — это игра, которая также может помочь в развитии пространственного восприятия и логического мышления. Для детей дошкольного возраста можно использовать крупные элементы мозаики.

13. «Матчи» — это игра, которая помогает развивать внимание и память. Для детей дошкольного возраста можно использовать карточки с картинками.

14. «Собери слово» — это игра, которая помогает развивать навыки чтения и письма. Для детей дошкольного возраста можно использовать крупные буквы и картинки.

Эти игры могут быть очень полезными для ребенка в процессе его развития. Они могут быть использованы как в домашних условиях, так и в дошкольных учреждениях. Однако, не забывайте, что каждый ребенок уникален, и ему может подойти разный тип игр в зависимости от его интересов и возможностей.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры по ФЭМП

в подготовительной группе

Количество и счет

Д/и «На зарядку становись»

Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)

Ход: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.

Затем зачитывает стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

Но не желают бежать по порядку.

Последний, случается, первым придет –

Такой вот бывает неправильный счет.

В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.

Д/и «Назови «соседей» числа»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу на карточке и почему эти числа стали соседями.

Д/и «Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал: Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание: Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

Правила игры: Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

Д/и «Считаем по порядку»

Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Материалы: веер

Ход: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

Воспитатель просит детей запомнить расположение лепестков и закрыть глаза. В это время он убирает один лепесток. Дети закрывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).

Игра продолжается 2-3 раза. каждый раз порядок лепестков восстанавливается.

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки др цвета) флажки.

Содержание. В. расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а В. убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

«В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

Материал. 2 сетки, в одной из них 6 больших мячей (в других семь маленьких); наборное полотно, 8 бол. и 8 мал. кругов.

Содержание. В. показывает детям две сетки с мячами и предлагает им угадать, в какой из них больше мячей, если в одной 6 больших мячей, а в другой - семь маленьких. Выслушав ответы детей, предлагает проверить. «Мячи положить парами трудно, они катятся. Давайте, заменим их кружками. Маленькие мячи-маленькие кружочки, а большие мячи - большие кружочки. Сколько надо взять больших кружков? Наташа, положи на верхней полоске 6, больших кружков. Сколько надо взять маленьких кружочков? Саша, помести на нижней полоске один под один 7 маленьких кружков. Коля объясни, почему 6 меньше семи, а семь больше шести. Как сделать, чтобы кружков стало поровну?». Выясняют два способа равенства: либо убрать 1 большой мяч, либо убрать 1 маленький.

Работа с раздаточным материалом. Воспитатель ставит на стол 6 игрушек и дает детям задание: поставьте на верхнюю полоску карточки на одну игрушку меньше, чем у меня. Поставьте на нижнюю полоску на одну меньше чем у меня игрушек. Сколько игрушек вы поставили на полоску? На нижнюю? Почему? Далее числа сравниваются попарно.

«Сосчитай и назови»

Цель: уточнить представление о том, что число не зависит от формы их расположения.

Содержание. «Сосчитайте, сколько раз ударит молоточек, и покажите карточку, на которой нарисовано столько же предметов» (Педагог извлекает от 5 до 9 звуков). После этого предлагает детям показать свои карточки.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки от 5 до 10.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.

«Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» - они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

«Сколько?»

Цель: развитие мышления.

Содержание. В. предлагает детям ответить на вопросы:

-Сколько хвостов у семи ослов?

-Сколько носов у двух псов?

-Сколько пальчиков у одного мальчика?

-Сколько ушей у пяти малышей?

-Сколько ушек и трех старушек? и т. д.

«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание. Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли»- дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

«Каких кружков больше»

Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10

Материал: карточки с 2 свободными полосками. На полосках красные и синие кружочки (по 10 кружков каждого цвета на ребенка).

Содержание. Педагог дает детям задание: на верхнюю полоску карточки положить 6 красных кружков вплотную, а на нижнюю - 5 синих кружков на некотором расстоянии друг от друга. Затем обращается к детям: «Каких кружков у вас больше: красных или синих. Почему вы думаете, что красных кружков больше? Что надо сделать, чтобы кружков стало поровну?» и т. д. (до 10).

«Который по счету»

Цель: закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.

Материал: 5 елочек и 5 березок (плоскостные цветные изображения на подставках), 7 разных игрушек.

Содержание. В. обращается к детям: «Что это? Как назвать, одним словом? Сколько всего деревьев. Коля, пойди и сосчитай! Что сделал Коля? Что мы узнали? Когда мы считаем: «один, два, три …, то, что мы узнаем? Если нам надо узнать, на каком месте эта березка (указывает на последнюю), то, как мы будем считать? Верно, мы будем считать по подряд. Кто хочет посчитать по порядку? Которая по счету последняя березка. А на каком месте высокая березка? Сколько всего березок? Аналогично проводится работа с елочками.

В.ставит в ряд 7 игрушек. Сколько всего игрушек? Надя, посчитай! В каком направлении Надя считала игрушки? Что он, а 9 и узнала? Витя посчитай игрушки слева направо. В каком направлении считал Витя? Изменился ли результат счета? Почему не изменился результат? Верно, когда, надо узнать, сколько предметов, то считать можно в любом направлении, результат будет одинаковым. Саша, посчитай игрушки справа налево и скажи, на котором месте стоит матрешка? (на третьем) и т. д.

«Поставь игрушку на место»

Цель: закрепить представление о количественном составе из единиц чисел от 2 до 5.

Материал. Набор игрушек (5 матрешек и 10 разных игрушек). Карточки с 2 свободными полосками, подносы с мелкими игрушками (5 видов).

Содержание. В. предлагает одному ребенку взять 3 матрешки и поставить на стол слева, a другому взять 3 разные игрушки и поставить на стол справа. Затем спрашивает: «Сколько матрешек слева? Сколько разных игрушек справа и сколько их всего? Поровну ли игрушек справа и слева? Как вы узнали? Как доказать, что их поровну? Сколько надо взять разных игрушек, если я назову число 3 (4). В. вызывает нескольких детей по очереди и предлагает им принести 4, 5, 6, 7 разных игрушек, сколько их всего? Затем детям дается задание: на верхнюю полоску карточки поместить 3 (4 (разные игрушки, а на нижнюю 4 (5). Выполнив задание, дети отвечают на вопросы: «По сколку у вас разных игрушек? (на верхней, нижней полосках). Как получилось 3 (4) игрушки? На какой полоске игрушек больше (меньше) Как вы это узнали? Какое число больше (меньше)? На сколько меньше (больше)?

«Что звучит и сколько»

Цель: упражнять в порядковом счете звуков.

Материал. Барабан, металлофон, 2 палочки, бубен, погремушка, ширмочка.

Содержание. В. размещает на столе барабан, металлофон, палочки, бубен, погремушку. Предлагает детям сначала послушать, как звучит каждый инструмент, затем ставит ширмочку и говорит: «Сейчас мы с вами поиграем. Надо будет угадать, на каких инструментах я играла, и сколько всего было звуков? Педагог извлекает 3 звука. Ребенок отвечает: «Один раз вы ударили по барабану, 1 раз по металлофону, 1 раз палочкой, всего было три звука». Задание повторяется — педагог извлекает от 2 до 5 звуков.

«Угадай, какой по счету цветок»

Цель: закрепить навык порядкового счета.

Материал. Наборное полотно с 3 полосками, набор предметных картинок с изображением разных цветов (9 штук).

Содержание. На наборном полотне в ряд В. ставит 7 различных цветков и говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, который по счету цветок я спрятала?» Посмотрите, сколько всего цветков? Как составлена группа из цветков? выслушав, ответь; детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены цветы. Затем 1 цветок я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать цветы по порядку? Ребенок считает: Первый — голубой, второй - зеленый. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 цветок. Упражнение повторяется несколько раз.

 

«Игра с флажками»

Цель: знакомить с составом числа 10 из единиц.

Материал. Подставка с 10 цветками разного размера, набор предметных картинок разных видов одежды и транспорта (по 12 штук), флажки.

Содержание. В., обращая внимание на подставку с флажками, задает следующие вопросы: «Сколько всего флажков? Как составлена группа из 10 флажков? Поскольку флажков каждого цвета? Который по счету последний флажок?» Затем вызывает 2 детей, одному из них предлагает отобрать и поставить слева в ряд 10 картинок разных видов одежда, а другому справа -10 разных видов транспорта. Выполнив задание, дети рассказывают, сколько у них картинок разных предметов одежды (транспорта и сколько их всего?). «Поровну ли картинок одежды и видов транспорта? Поскольку их?»

«Помоги сосчитать»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете.

Содержание. В. говорит: «Вчера вечером я купила морковь. Помогите мне сосчитать, сколько морковок у меня оказалось. Я буду помещать морковки ей наборное полотно, а вы тихонько считайте, сколько их стал. (Помещает 10 морковок). Сколько у меня морковок? Теперь я буду убирать «морковки в корзинку, а вы хором называйте» число морковок, которое остается на наборном полотне. Десять без одной — говорит В. - Девять - отвечают дети. И т. д. Кто хочет посчитать в обратном порядке от 10 до 1? (Вызывает нескольких детей).

«Послушай и назови»

Цель: упражнять в счете звуков.

Содержание. В. предлагает детям взять карточки с кружками и поясняет: «Я буду стучать молоточком, а вы с закрытыми глазами посчитать звуки, а затем найдите карточки, на которых нарисовано на 1 кружок больше (меньше), чем количество звуков» и т. п. Игра повторяется несколько раз.

«Числовая лесенка»

Цель: продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел.

Материал. Наборное полотно с числовой лесенкой (до 10).

Содержание. В., обращаясь к детям, говорит: «Вы научились хорошо считать. А знаете ли вы, в каком порядке идут числа? Посмотрите на числовую лесенку. Рассмотрите ее внимательно. Она вам подскажет, в каком порядке идут числа, какие числа больше, какие - меньше. Сколько ступенек у лесенки? Пересчитаем их по порядку. Я буду называть ряд, а вы называйте который он по счету? Какое самое число на числовой лесенке? Какие числа идут до него? Сколько кружков в пятом ряду? Какое число идет до 5?6 больше или меньше 5? 5 больше, какого числа? А какого числа оно меньше? Посмотрите, какое число идет до 3 и поле 3? 2 больше или меньше 3? А 4 больше или меньше 3? Сколько кружков в 9 ряду? Какое число идет до 9? Какое после 9? 8 больше или меньше 9? Почему?»  и. т. д.

«Сколько до и после»

Цель: закрепить представление о прямой и обратной последовательности числе.

Материал. Числовые фигуры с количеством кружков 4, 6, 8.

Содержание. В. показывает числовую фигуру, предлагает сосчитать, сколько на ней кружков, и назвать числа, которые идут до данного числа или после.

«Бабушкин подарок»

Цель: учить делит на 2 равные части.

Содержание. В. рассказывает: «Бабушка подарила Лене плитку шоколада. К Лене пришла подружка, Лена захотела ее угостить. Что она сделала правильно, дети, Лена разделила плитку шоколада на 2 равные части. Половину плитки она дала подружке, а вторую съела сама. Подружки захотели рисовать, а лист бумаги у них был один» (Показывает лист бумаги). Что же им надо было сделать? Да, им надо было разделить лист бумаги пополам, на две равные части. Кто знает, как надо разделить лист бумаги на 2 части? (Желающий делит). На сколько частей Аня разделила лист? Правильно она сложила лист пополам и разделила на 2 час Равные ли это числа? (Педагог складывает лист пополам и показывает, что края листа совпадают, значит, они равны).

В. предлагает кому-либо из детей показать одну из 2-х равных частей и обвести ее рукой. «Как называется эта часть? Правильно одна из 2 равных частей называется половина. Сколько всего половин? Что больше целый лист или половина? (Что меньше?) Сейчас я разрежу лис пополам, ровно по линии сгиба. Что у меня получилось? Как я получила 2 равные части?»

«Раздели правильно»

Цель: учить находить рациональные способы деления предметов на 2, 4 части.

Материал. Модели прямоугольника и квадрата, простой мягкий карандаш, тетрадь в клетку, по 2 узкие полоски и по 2 квадрата их бумаги.

Содержание. В. обращается к детям: «Положите тетради перед собой, достаньте их конвертов прямоугольник. Сегодня вы поучитесь обводить контуры простым карандашом так, чтобы в тетради получились рисунки квадрата и прямоугольника. Посмотрите, как это надо делать (показывает на доске). После того, как дети обведут фигуры квадрата и прямоугольника они их зарисовывают по образцу.

«Поиграем с фигурами»

Цель: учить делить предметы на 2, 4 части, отражать в речи результат действия и результат деления.

Материал: 2 прямоугольника из бумаги, лента, ножницы; квадраты из бумаги (по 2 каждому).

Содержание. «Как разделить прямоугольник на 2 равные части? - говорит В. и просит кого-нибудь это сделать. Если ребенок выполнит задание, В. поясняет, что он сделал, можно ли полученные части назвать половинами и почему. Пользуясь приложением, ребенок устанавливает равенство частей. В. показывает ленту и говорит: «Я разделю ленту на 2 части (делит на 2 равные части). Можно такие части назвать половинами? Почему? Уточняет ответы детей: «Эти части неравные, поэтому их нельзя назвать половинами. 1 из 2 частей мы называем половиной лишь тогда, когда обе части равны. Кому-либо из детей он предлагает разделить вторую ленту на 2 равные части. (Ребенок делит). «Можно каждую из лент назвать половинами? Почему? Сколько всего половин в целом предмете?» Воспитатель предлагает детям: «Разделите 1 квадрат на 2 равные части. Покажите 1 часть. Как назвать такую часть? Сколько всего половин в целом? лом? Покажите обе половины. Соедините их так, как будто у вас целый квадрат и положите его перед собой. Что вы сделали? Что у вас получилось? Сколько раз вы сложили квадрат пополам, чтобы получить две равные части? А если сложить квадрат пополам, а потом каждую часть еще раз пополам, то, сколько частей получится? Разделите второй квадрат на 4 равные части. Сколько получилось частей? Покажите 1 из 4 частей. Покажите 2 (3, 4) части. Соедините 4 части так, чтобы у вас получился целый квадрат. Обведите пальцем целый квадрат и 1 из 1 частей. Что больше (меньше): целый квадрат или его часть?

 

«Освободим принцессу»

Цель: развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Содержание. В.: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, у которого была красавица дочь. Однажды небо потемнело, из-за туч вылетел Змей Горыныч, подхватил принцессу и понес в свой замок. Давайте освободим принцессу. В замке 9 башен, у каждой, кроме одной, числа написаны по определенному правилу. Принцесса находится в башне, где это правило нарушено. В какой башне находится принцесса? Догадайтесь, по какому правилу написаны числа?». Дети находят башню и объясняют: во всех записях числа увеличиваются на единицу, а под зеленой башней числа уменьшаются на единицу.

«Поставь столько, сколько услышишь»

Цель: упражнять в счете на слух.

Содержание. В. объясняет задание: «Я буду стучать молоточком, а вы сосчитаете, сколько раз ударил молоточек, и поставьте в ряд на 1 игрушку меньше, чем ударов». Когда дети выполнят задание, педагог спрашивает: «Сколько игрушек вы поставили и почему?». Задание повторяется несколько раз.

«Назови число»

Цель: упражнять в увеличении или уменьшении чисел на 1.

Содержание. В. показывает числовую фигуру, и предлагает детям сосчитать кружки и назвать число на 1 меньше или больше.

«Поход в кинотеатр»

Цель: упражнять в порядковом счете в пределах 10.

Материал. Наборное полотно с 10 полосками, карточки с 2 числовыми фигурами («билеты в кино»).

Содержание. В. обращается к детям: «Представьте себе, что это не наборное полотно, а зал кинотеатра, где каждый кармашек стула. Сколько всего рядов стульев? Кто хочет посчитать ряды по порядку? Сколько стульев в каждом ряду? Давайте все, вместе назовем номер каждого стула первого ряда. (Порядковый счет хором). У каждого из вас по 1 картинке разных животных о. Это зрители. Надо будет для них взять билет в кино» Касса на моем столе. Затем надо помочь зрителям занять свои места. На каждом билете ряда указан вверху, а номер места внизу. Воспитатель приглашает детей по очереди к своему столу. Каждый берет билет, громко называет номер ряда и места и помещает картинку в кармашек. Остальные проверяют, правильно ли найдено место?

«Карточки-домики»

Цель: развивать представление о последовательности числе в пределах 10.

Содержание. В. размещает в ряд 9 карточек с количеством кружков от 1 до 10 по порядку (причем вторую, четвертую, шестую, восьмую карточку ставит обратной стороной). Затем говорит: «Карточки — это домики, в которых живут числа. Каждое число живет в своем домике, но некоторые из них спрятались. Надо определить, какие это числа. Тот, кто правильно ответит, откроет карточку». Задает вопросы: «Сколько всего домиков? На каком по счету месте домики, в которых спрятались числа?». В конце занятия В. предлагает посчитать домики в прямом и обратном порядке.

«Угадайте, какое число пропущено?»

Цель: закрепить знания и последовательности чисел.

Содержание. В. предлагает детям поиграть в игру «Угадайте, какое число я пропустила?», объясняет ее содержание: «Я буду называть 2 числа, пропуская между ними одно, а вы угадывать, какое число я пропустила. Посмотрим, какой ряд детей выиграет». Называет числа: 2 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10 и т. п.

«Разделим и угостим друг друга»

Цель: учить делить предметы на 2 и 4 части.

Содержание. В.: «Сегодня я решила угостить вас фруктами. Зашла в магазин, но там оказалось 3 груши, 4 яблока. Но я хочу угостить всех. Что мне нужно сделать, чтобы каждый из вас попробовал фрукты? (Разделить). Как мы будем делить фрукты? (Пополам). (Предлагает детям помочь разделить фрукты). Но все равно, на всех не хватает. Что еще нужно сделать? (Разделить каждую половинку на 2 части). (Делят. В. угощает детей). Затем еще раз закрепляют, как они делили грушу. (Аналогично делят яблоки).

«Поставь блюдце на место»

Цель: упражнять детей в счете.

Содержание. В. спрашивает: «Как узнать, сколько блюдец надо принести, чтобы каждую чашку поставить на блюдце?» Одному ребенку он предлагает сосчитать чашки, другому отсчитать и принести 7 блюдец, третьему - проверить, хватит ли блюдец для того, чтобы на них поставить чашки.

«Числа, встаньте по порядку»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Содержание. В. вызывает всех детей и раздает им по числовой фигуре и говорит: «Вы теперь не дети, а числа. Числа, встаньте по порядку! Правильно построились числа? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого? Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1». Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает: «Я больше тебя на 1»). А что ты скажешь числу 3? и т. д.

«Рассели ласточек»

Цель: упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа.

Содержание. Необходимо разместить в два домика ласточек, которые сидят по рядам (на проводах горизонтально), а затем ласточек, сидящих по столбцам вертикально. Необходимо перебрать все способы размещения птиц.

«Аэродром»

Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. Материал. Игрушки (самолеты, 5 ракеты).

Содержание. В.: «Посмотрите, у меня на столе несколько самолетов. Это аэродром. Сколько у меня самолетов? Как проверить правильно ли вы ответили? Кто хочет сосчитать самолеты? Каждым самолетом управляет летчик. Сколько летчиков управляют (…) самолетами? Сейчас мы поиграем. Вы будете летчики. Сколько детей должно выйти, чтобы управлять самолетами? (выходят дети, берут в руки самолеты, делают круг, возвращаются на аэродром). Аналогично: «На космодроме».

3. «Подумай и закрась»

Цель: развивать умение выделять признаки предметов.

Содержание. Детям дается задание зажечь огни в доме: в первом этаже столько, сколько квадратов нарисовано справа от домика, во втором столько, сколько нарисовано треугольников.

«С матрешками»

Цель: дать детям представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число.

Материал. Набор из 5 матрешек в разноцветных платочках.

Содержание. В. ставит на стол матрешку и спрашивает: «Сколько матрешек я поставила? Сколько станет матрешек, если я добавлю еще 1? Как получилось 2 матрешки? Если добавить еще 1 матрешку, то, сколько их станет и почему?» (Количество матрешек доводится до 5). В. следит, чтобы дети объясняли, как получилось следующее число. К какому числу предметов, сколько добавили, и сколько их стало? Как получалось 5 матрешек? Как же мы получили новое, следующее по порядку число? В. уточняет ответы детей: «Правильно, всегда, когда мы добавляли 1 матрешку, матрешек получалось больше, получалось новое, следующее по порядку число. Давайте проверим еще раз».

«Найди на 1 меньше»

Цель: дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число.

Материал. Наборное полотно, синицы, дятлы (по 10 штук). Карточки с 2 свободными полосками, подносы с набором игрушек 2-3 видов (по 10 штук каждого вида на ребенка).

Содержание. В. обращается к детям: «На прошлом занятии вы учились получать новые, следующие по порядку числа. Как вы это делали? Давайте поупражняемся еще раз (повторяют). Мы с вами вспомнили, как получают следующее число, а сейчас узнаем, как получить число, которое стоит перед данным. Поровну у нас ромашек и васильков? если я 1 василек сниму, то, сколько их будет?). (Снимает картинку). Сколько теперь васильков? Как получилось 9 васильков? (Дети должны точно сказать, из какого числа предметов удалили 1 и сколько их получилось). Какое же число идет до 10? 9 больше или меньше 10? Что надо сделать, чтобы цветов стало поровну? и т д. Количество цветов в обеих группах доводится до 6. Далее В. выставляет в ряд на наборном полотне 10 картинок снегирей и предлагает кому-нибудь из детей их сосчитать. Затем объясняет задание: «Я буду убирать по 1 снегирю, а вы вместе со мной будете называть, сколько осталось„10 без 1 - 9, 9 без 1- 8, 8 без 1 - 7 и т. д. В заключение В. говорит: «Видите, дети, когда мы убирали 1 предмет, число уменьшалось на 1, получалось новое число, которое идет до него».

«Примеров много — ответ один»

Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Материал. Набор карточек с числами.

Содержание.  Ведущий кладет на красный квадрат карточку с любым числом, например, 8. В желтых кругах уже обозначены числа. (Второй игрок должен дополнить их до числа 8 и соответственно в пустые круги положить карточки с числами 6, 7, 5, 4).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Математические игры и упражнениях для дошкольников!»

Математика — это важный предмет, который может быть увлекательным и интересным, особенно для маленьких детей. Вот несколько примеров игр и упражнений, которые помогут дошкольникам развивать свои математические навыки:

1. Считаем игрушки: попросите ребенка выложить все свои игрушки на пол и начать считать их. Это поможет ему улучшить свои навыки счета и осознания количества.

2. Сложение и вычитание: Используйте игрушки, чтобы научить ребенка основам сложения и вычитания. Например, если у него есть три мяча, а вы даете ему еще два, то сколько мячей у него будет? Или если у него было пять машинок, а он отдал две другу, то сколько машинок у него останется?

3. Пазлы: Пазлы — это отличный способ развивать логическое мышление и пространственное восприятие. Выберите пазлы, которые подходят для возраста вашего ребенка, и проведите время вместе, собирая их.

4. Геометрические фигуры: попросите ребенка найти геометрические фигуры вокруг него - круги, квадраты, треугольники и т.д. Это поможет ему узнать формы и развивать свое пространственное восприятие.

5. Сортировка: попросите ребенка отсортировать игрушки по цвету, форме или размеру. Это поможет ему научиться классифицировать и группировать похожие вещи.

6. Игра «Считаем до 10». В этой игре дети должны сосчитать от 1 до 10, перемещая свою фишку на доске или на листе бумаги. Эта игра помогает детям научиться считать до 10, а также улучшает их навыки счета.

7. Игра «Собери пазл». В этой игре дети должны собрать пазл с изображением числа или математической операции, например, сложения или вычитания. Эта игра помогает детям научиться распознавать числа и знаки математических операций.

8. Упражнение «Считаем пальцами». В этом упражнении дети должны показать, сколько пальцев они поднимают, когда им говорят число или задают математическую задачу. Это упражнение помогает детям научиться считать на пальцах и улучшает их навыки счета.

9. Игра «Собери буквы». В этой игре дети должны собрать буквы, чтобы составить математическое слово, например, "сложение" или "вычитание". Эта игра помогает детям научиться распознавать математические слова и улучшает их навыки чтения.

10. Упражнение «Найди число». В этом упражнении дети должны найти и подсчитать скрытые числа на картинке. Это упражнение помогает детям научиться распознавать числа в различных контекстах и улучшает их навыки счета.

11. Игры с числами: Карточки с числами - можно использовать карточки с числами и просить ребенка упорядочить их по порядку от меньшего к большему или наоборот. Также можно использовать карточки, чтобы научить ребенка складывать и вычитать числа. Например, можно показать карточку с числом 3 и карточку с числом 2, а затем спросить ребенка, сколько будет 3 плюс 2.

12. Упражнения на геометрию: Игры с геометрическими фигурами - можно использовать различные геометрические фигуры и просить ребенка найти фигуры определенной формы или цвета. Также можно использовать геометрические фигуры, чтобы научить ребенка сравнивать размеры и формы.

13. Игры с измерениями: Измерение длины и веса - можно использовать линейки и весы, чтобы научить ребенка измерять длину и вес объектов. Например, можно попросить ребенка измерить длину своей руки или взвесить яблоко.

14. Игры с пазлами: Решение головоломок - можно использовать пазлы и головоломки, чтобы научить ребенка решать математические задачи. Например, можно использовать пазлы с цифрами, чтобы научить ребенка складывать и вычитать числа.

15. Игры с картами: Сравнение чисел - можно использовать игральные карты, чтобы научить ребенка сравнивать числа. Например, можно показать две карты и спросить ребенка, какая карта больше.

16. «Карточки с числами»: Эта игра помогает дошкольникам узнать числа и их порядок. Напишите числа на карточках и попросите ребенка расположить их в правильном порядке.

17. «Математический фруктовый салат»: Возьмите несколько разных фруктов и попросите ребенка посчитать их количество. Затем попросите ребенка разделить фрукты на группы по цвету, форме или размеру.

18. «Домино математики»: Используйте домино с числами для того, чтобы помочь дошкольникам узнать числа и их сочетаемость. Попросите ребенка построить цепочку из домино, где каждое число соответствует предыдущему и следующему числу.

19. «Математические карточки с изображениями»: Нарисуйте на карточках различные изображения, такие как фрукты, животные или транспорт. Попросите ребенка посчитать количество каждого изображения на карточке.

20. «Забавная математика»: Эта игра поможет дошкольникам узнать математические операции. Напишите на листе бумаги несколько математических примеров, используя знаки плюс, минус. Попросите ребенка решить примеры и дать правильный ответ.

Надеюсь, эти игры и упражнения помогут вашему дошкольнику развивать свои математические навыки и станут для него увлекательным занятием!



Предварительный просмотр:

Игротека для родителей:

«Развивающие игры для детей и их родителей»

Многие родители считают, что у них совсем нет времени заниматься со своим ребенком. Заниматься с ребенком можно не только дома за столом, но и по дороге в детский сад.

    Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребёнка. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх.

«Наблюдаем за транспортом».

  • Посчитайте, сколько автомобилей, автобусов встретилось вам по дороге.
  • Расскажите, какими они бывают?
  • Как их можно назвать одним словом? (транспорт). Вспомните сколько дверей, колёс у автобуса.
  • «Какой вид транспорта вы ещё знаете? (водный – корабль, лодка…, воздушный – самолёт…)

Игра «Назови лишнее слово».

Взрослый называет слова и предлагает ребёнку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

  • Кукла, песок, юла, ведро, мяч.
  • Стол, шкаф, ковёр, кресло, диван.
  • Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.
  • Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.
  • Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

«А дома бывают разные …»

  • Рассмотрите дома вокруг вас. Какие они бывают?
  • Деревянные, кирпичные, одноэтажные, пятиэтажные, высокие, низкие, красивые.
  • Вспомните, на каком этаже вы живёте?
  • Сколько этажей над вами, под вами?
  • Посчитай сколько окон на вашем этаже, в доме?

 «Похлопай, как я!»

Вы отхлопываете (можно отстучать по столу любым предметом) сначала простые ритмы, затем сложнее. Ребёнок слушает и старается его воспроизвести.

Развивайте ориентацию в собственном теле: «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку. Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз и т.д.»

   Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащению словаря, внимания, воображения ребёнка. С помощью таких игр ребёнок научиться классифицировать, обобщать предметы, игры способствуют формированию лексико-грамматических категорий связной речи.

   

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ

Если Вы решили немного отдохнуть, совершить прогулку или просто дойти с ребенком до ближайшего магазина, проведите это время с пользой. За дверями дома такой бесконечно разнообразный и удивительный мир...

«Я заметил»

Называйте предметы, мимо которых вы проходите, а еще обязательно укажите –какие они. «Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она серая и пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Этот шумный мир»

Прислушивайтесь ко все звукам и шуму вокруг вас. Помогите ребенку научиться различать звуки. Что он слышит: пение птиц, лай собак или шум листвы на ветру? А около дороги совсем другие звуки: сирены машин, шум моторов, музыка из открытых окон, чей-то смех.  Придумайте вместе с ребенком слова, с помощью которых можно описать звуки. Как назвать звуки, которые издает сирена, банки, падающие в мусорный бак и мяч на спортивной площадке?

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например, ворона каркает, а воробей...(чирикает), человек идет, а автобус...(едет), человек идет медленно, а машина едет... (быстро), дом высокий, а киоск ... (низкий) и т. д.

 «Кто первый увидит»

Выберите какой - либо объект – красный автомобиль, газетный киоск, человека с зеленым шарфом или окно с цветами – и посмотрите, кто первым его заметит.  

«Сколько шагов?»

Слова состоят из частей (слогов). Чтобы узнать, сколько частей в слове, можно прохлопать его ладошками или «прошагать». Сколько шагов, столько и слогов. Попросите ребенка «прошагать» любое слово и сказать, сколько в слове частей. Ма-ши-на–3 части, фо-нарь –2 части, дом –1 часть, све-то-фо-ры –4 части. Кто из вас назовет самое длинное слово? А как короткое слово «превратить» в длинное? (дом –домик).

 «Посчитай»

Предложите ребенку посчитать увиденные предметы.  «Посчитай, сколько магазинов около нашего дома, сколько грузовиков проедет по дороге». Ребенок должен не просто считать, но и называть, что он считает. «Одна серая кошка, две серые кошки».

«Нужный звук»

Договоритесь с ребенком называть те увиденные предметы, в названии которых есть определенный звук. Например: «Назовем те слова, в которых есть звук [м]: машина, магазин, дом, ромашка, клумба».

«Этажи»

Посчитайте с ребенком этажи в домах.  В этом доме один этаж, значит дом… (одноэтажный), а в этом доме девять этажей, значит дом...(девятиэтажный). Девять этажей – это много и мало?  Если этажей много, значит дом...(многоэтажный).

ИГРЫ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ

Играя по дороге домой, вы не заметите как пролетит время. Ребенку будет очень интересно, какую игру вы приготовили ему на этот раз. Параллельно будут формироваться важнейшие логические и мыслительные процессы.

Игры на развитие математических способностей.

«Продолжай считать»

Если ребенок знаком со счетом, взрослый называет ему число и просит назвать следующее.

«Ну-ка, сосчитай»

По дороге наверняка попадаются вывески магазинов и прочих учреждений. Взрослый просит ребенка сосчитать количество букв в вывесках.

«Найди предметы заданной формы»

Взрослый предлагает ребенку найти предметы определенной геометрической формы. В один день – треугольник, в следующий раз -круг и т.п.

Игры на развитие речи.

«Назови детенышей»

Взрослый называет малышу название животного или птицы, ребенок должен сказать, как будет называться детеныш. Например, кошка – котенок, курица – цыпленок и т.п.

«У кого какая мама»

Взрослый называет малышу название детеныша, а ребенок должен ответить, кто у него мама. Например, медвежонок – медведица, котенок –кошка и т.п.

«Я знаю 5 названий...»

Взрослый загадывает ребенку названия. «Я знаю 5 названий...» И тут фантазии нет предела: одежды, ягод, животных, мебели и т.д. Ребенок должен назвать 5 загаданных предметов.

«Скажи наоборот»

Взрослый произносит слово, а ребенок называет слово противоположное по значению. Например: длинный – короткий, день – ночь, далеко – близко и т.п.

«Слова - приятели»

Взрослый называет несколько слов, а ребенок должен выбрать из них два, похожих по смыслу. Например: приятель – друг - враг; грусть – радость – печаль и т.п.

«Назови ласково»

Взрослый произносит название предмета, а ребенок называет этот предмет «ласково». Например: рука – ручка, солнце – солнышко и т.п.

«Назови первый (последний) звук в слове»

Взрослый произносит слово, а ребенок называет первый или последний звук в этом слове.

«Цепочка»

Взрослый произносит слово, а ребенок определяет последний звук в этом слове и придумывает новое слово, которое начинается с этого звука. Затем взрослый проделывает тоже самое. Игра продолжается пока «цепочка не порвется».

«Что лишнее?»

Взрослый называет ряд слов, а ребенок отвечает, что лишнее и почему.

«Съедобное –несъедобное»

Взрослый называет слово, если это съедобное, то нужно хлопнуть, если нет –топнуть.

Игры на развитие памяти и внимания:

«Найди предметы одного цвета»

Выбирается любой цвет. По дороге домой вместе с ребенком надо находить предметы загаданного цвета.

«Повтори»

Взрослый делает определенную несложную последовательность движений руками или пальцами и просит ребенка в точности повторить движения.

 «Запомни и повтори»

Взрослый произносит определенную последовательность слов (3-5 слов). Ребенок должен повторить.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша.  Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Фантазируйте и играйте на здоровье!

Как объяснить ребенку, что в семье нет денег, финансовая грамотность для  детей - Образ жизни - Новости Санкт-Петербурга - Фонтанка.Ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический кейс

статья содеожит ситуации...

Педагогические кейсы

Для воспитателей...

Презентация на тему: Насущность использования традиционных подходов в коммуникативном развитии детей до 3-х лет на примере педагогического кейса «Пальчиковые игры»

Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:1.  Познакомить участников мастер-к...

Мастер-класс «Насущность использования традиционных подходов в коммуникативном развитии детей до 3-х лет на примере педагогического кейса «Пальчиковые игры»

Задачи мастер-класса:1.  Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковых игр.2.  Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых ...

Педагогический Кейс

Решение педагогической ситуации...

Педагогический кейс: "Товарищи, а у вас в саду практикуют такое?"

Педагогический кейс в рамках интерактивной мастерской для педагогов: "Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках еализации образовательных проектов2...

Педагогический кейс "Птицы"

Методическая разработка позволит детям расширить знания о мире пернатых, их образе жизни, способах питания, гнездования, размножения,пользе для человека и природе...