Доклад на тему : «Особенности коллективного взаимодействия по патриотическому воспитанию детского сада с семьями воспитанников»
материал

Пустовалова Надежда Владимировна

Доклад на тему " Особенности коллективного взаимодействия по патриотическому воспитанию детского сада с семьями воспитанников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Доклад на тему : «Особенности коллективного взаимодействия по патриотическому воспитанию детского сада с семьями воспитанников»

  • В современном мире сегодня наблюдается непростая политическая обстановка. Новое поколение людей подрастает в условиях, когда повсюду на Земле происходят межгосударственные конфликты, развивается терроризм, разжигаются межнациональные войны, поэтому задача всего педагогического сообщества сегодня заключается в том, чтобы воспитать людей, способных жить в мире, любить Родину, уважать историю и культурные ценности своей страны и своего края. Находясь в эпицентре ряда проблем, затрагивающих интересы больших слоёв общества, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения России становится одной из актуальнейших. Именно патриотизм и гражданственность являются основами вхождения в государственный, общественный социум, уводят молодое поколение от антисоциального поведения, воспитывают сострадательное отношение к ближайшему окружению, способствуют передаче традиций от поколения к поколению. Все эти духовно-нравственные ценности закладываются в дошкольном детстве. Человек с самого раннего возраста, рождаясь, взрослея, постоянно находится в коллективе.

         Детский сад – это начальное сообщество людей, в котором успешно развиваются выше перечисленные качества. Коллектив детей, сотрудников, родителей во многом способствует развитию у воспитанников умения жить в окружающем мире, сотрудничать, добиваться единой цели, решать общие задачи, без ущемления прав других людей.

                Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явленийвзаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах патриотического воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

- информационно-педагогические материалы по данной теме, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

- разнообразные проекты совместной деятельности детей и родителей по патриотическому воспитанию;

- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.

В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д.

Формы работы с родителями.

I. Массовые- совместные мероприятия педагогов и родителей:

- родительские собрания.

Можно провести родительские собрания по следующим темам:

«Что такое доброта?».

«Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника».

«Нравственно — патриотическое воспитание ребенка».

Родительский уголок

Для обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста можно разместить материал в родительский уголок. Это консультации«Растим дошкольников патриотами своей Родины», «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду», «Как научить ребенка любить и беречь природу»«Зачем нужны семейные традиции?», информационные листы, памятки и рекомендации «Как вырастить вежливого ребенка»«Поговори со мною мама», т. д.

Благодаря возможностям интернета оформление папок-передвижек стало интересным и увлекательным процессом. Подборки папок-передвижек к праздникам:

День Знаний, День дошкольного работника, День народного единства, День Матери, Новый год и Рождество; 23 февраля, 8 марта, Масленица, День космонавтики, Пасха, День весны и труда, День Победы, День защиты детей.

- совместные мероприятии воспитателей, родителей и детей

- викторины;

- совместное творчество:

- праздники;

- соревнования;

Привлечение к созданию предметно-развивающей среды.

Создать центр  патриотического воспитания, обогащенный альбомами, папками, дидактическими играми пособиями и символикой.

          Одним из эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность. Родители вместе с детьми подключаются к выполнению определенной части общего задания, собирают информацию, фотографии. Затем представляют свои мини-проекты.

Вот некоторые темы проектов: «Юный эколог».  «Тайна моего имени»

 «Семья. Традиции семьи» 

 «Моя малая Родина».

«Защитники Отечества»

«День Победы»

 «Моя семья»

Поисковая деятельность (подбор различного материала, атрибутики, фото и т. д.)

Оформление информационного стенда«Что и как рассказать детям о войне»

Фотоальбом «Имена Победы» и т. д

2. Индивидуальные формы работы :

- беседы;

3. Наглядно-информационные формы работы :

- информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)

- информационно-аналитическая (опросы, анкетирование);

Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.

Успешно решить задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста возможно только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города, любить и уважать старшее поколение.

«Родители у нас народ прекрасный,

Смысл воспитания для них предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

«Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе

laquo;Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группеВ своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание род...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:«Взаимодействие детского сада с семьей воспитанников»

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих це...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Взаимодействие детского сада с семьей воспитанников»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Взаимодействие детского сада с семьей воспитанников» Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необход...