АОП для ребёнка с ТНР 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Наталья Анатольевна Киреева

 Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Комплексной образовательной программы  для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет» (автор Н.В.Нищева). Рабочая программа рассчитана на один учебный год. Адаптированная образовательная программа спроектирована для  ребёнка, 21.02.2014 г.р., ребенка с ОВЗ (тяжелым нарушением речи (далее ТНР). Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_.2020-2021_podgotovit._gruppa.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 5»

группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Согласовано на заседании

Управляющего совета

протокол от __________ № ______

УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5

от ____________ № ________

Адаптированная образовательная программа

для ребенка с тяжёлыми нарушениями речи

с 6 до 7 лет

на 2020-2021 учебный год

Разработали:

Иванова Е.Г. - воспитатель

Канева Н.С. - воспитатель

Никитина Я.В. - педагог-психолог

                                                                                                          Киреева Н.А -учитель-логопед                                                                                  

                                         

 Югорск, мкр. Югорск-2     

Содержание программы

    I .ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.............................................................................................................................. 3

        1.1. Пояснительная записка ................................................................................................................. 3

        1.2. Цели и задачи реализации Программы ....................................................................................... 3

        1.3. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником адаптированной          образовательной программы ....................................................................................................................... 5

        1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации программы.

        Характеристика воспитанника ........................................................................................................... 6

  II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................................... 6

        2.1. Коррекционно-образовательная деятельность, осуществляемая учителем-логопедом, педагогом-психологом ................................................................................................................................ 7

       2.2. Тематическое планирование организованной образовательной деятельности ...................... 14

 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ...................................................................................................... 14

       3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка ....................................14

       3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды ........................................... 14

       3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и

воспитания .................................................................................................................................................. 15

 

I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

        Данная адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Комплексной образовательной программы  для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет» (автор Н.В.Нищева). Рабочая программа рассчитана на один учебный год.

        Адаптированная образовательная программа спроектирована для Ф.И ребёнка, 21.02.2014 г.р., ребенка с ОВЗ (тяжелым нарушением речи (далее ТНР). Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования в подготовительной к школе группе.

         Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон.

Основанием для разработки Программы явились следующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образования:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

- Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”.

Данная программа представляет собой систему коррекционно-развивающей работы, обеспечивающую полноценное овладение фонетической стороной речи, развитие фонематического восприятия, формирование и совершенствование лексико - грамматических средств языка, развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи, что, в целом, позволяет преодолеть тяжелое нарушение речи у дошкольников в условиях группы.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

        Целью Программы является развитие личности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности и общения с учетом её возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

  • создание условий сохранения и укрепления здоровья ребенка, разностороннего развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому;
  • своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, обеспечение квалифицированной коррекции недостатков в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание развивающей коррекционной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе его эмоционального благополучия.
  2.  Воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений.
  3. Развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка.
  4. Формирование коммуникативных умений и сенсорного развития.
  5. Повышение двигательной активности ребенка.
  6. Формирование эмоционально-волевых, личностных качеств, навыков социально-адаптивного поведения.
  7. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  8. Создание условий для устранения речевых недостатков у ребенка и выравнивания речевого и психофизического развития, всестороннего гармоничного развития.
  9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа построена на следующих принципах:   

Общедидактические принципы:

        Принцип доступности — задания подбираются с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

        Принцип активности и сознательности в обучении - активность ребенка в познании снижена, поэтому особое внимание уделяется обеспечению мотивации и формированию саморегуляции деятельности.

        Принцип последовательности и системности - ребенку дается система знаний, усваиваемая в определенной логике и последовательности.

        Принцип наглядности - обучение возможно только при опоре на все органы восприятия (полисенсорная основа обучения).

        Принцип индивидуального подхода - весь образовательный процесс строится с учетом особенностей и потребностей ребенка.

Специальные принципы:

        Этиопатогенетический принцип учитывает причины и механизмы нарушения для правильного построения коррекционной работы.

        Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции обеспечивается возможностью взаимодействия всех специалистов, работающих с ребенком (воспитатели, психолог, логопед, инструктор по ФИЗО, муз. работник и т.д.)

        Принцип коррекционной направленности обучения и воспитания обеспечивается адаптацией всех образовательных направлений, режимных моментов и созданием специальной предметно-пространственной среды.        

        Такой подход обеспечивает:  «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;  поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы;   многообразие форм подготовки и проведения мероприятий;  возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному);  выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).

1.3. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником адаптированной образовательной программы

        Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка.

К целевым ориентирам освоения "Программы" относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

- сформирована способность зрительного контакта во время общения;

- способна к подражанию движений и звуков; 

- выполняет простую артикуляционную гимнастику с помощью взрослого: улыбается, вытягивает губы трубочкой;

- подражает разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого;

- повторяет действия взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр;

- понимает простые речевые инструкции (дай, возьми, покажи) и выполняет их;

- понимает свое имя и соотносит с самим собой, называет свое имя;

- соотносит предметы с их изображением на картинках (предметы, часто используемые ребенком в быту);

- звукоподражает.

- имеет первичные представления о себе (узнает и показывает себя в зеркале), близких людей (узнает и показывает мать, отца), узнает и показывает 2-3 игрушки (мяч, кукла, пирамидка, машинка или др.), узнает и показывает кошку, собаку;

- реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями;

- выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.п.);

- выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;

- соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением;

- находит и приносит заданный хорошо знакомый предмет;

- умеет различать цвета по насыщенности; находит и показывает оттенки цветов;

- проявляет интерес к художественной литературе, слушает художественные произведения, рассматривает иллюстрации;

- собирает разрезные картинки (4—12 частей со всеми видами разрезов), пазлы, кубики с картинками; - сооружает постройки по образцу, схеме (из кубиков, брусков, цилиндров, конусов, пластин);  

- умеет работать с бумагой, складывает лист бумаги вчетверо, создает объемные фигуры (корзинка, кубик, лодочка);

- использует различные изобразительные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные мелки; смешивает краски для получения новых цветов и оттенков;

- проявляет интерес к лепке, умеет лепить мелкие детали, пользуется стекой;

- умеет работать с ножницами, разрезает бумагу на полоски, вырезает круги из квадратов, овалы из прямоугольников;

- проявляет интерес к пению, выполняет движения под музыку, играет на детских музыкальных инструментах, слушает музыкальные произведения (песня, танец, марш), поет с музыкальным сопровождением, выполняет танцевальные движения под музыку (кружение, «ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг);  

        - умеет ходить на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, в полуприседе, перекатом с пятки на носок, мелким и широким шагом, приставным шагом влево и вправо, ползать на четвереньках с опорой на колени и ладони;  выполняет прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед; умеет подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками; бросать мяч об землю и ловить его двумя руками, отбивать мяч об пол на месте, бросать вдаль мешочки с песком и мячи, метать предметы в горизонтальную и вертикальную цель (расстояние до мишени 3—5 м).

 1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации программы

Характеристика воспитанника

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы Программы, представляющие определенные направления развития и образования.

Основная задача коррекционно-развивающей работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.         

2.1. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы

Направление

Разделы, цели и задачи

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы.

Закрепить знание основных цветов и оттенков, обогатить представления о них.

Развитие психических функций

Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.

Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.

Развивать все виды внимания, памяти, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.

Ознакомление с окружающей действительностью

Расширить и обобщить представления об окружающем предметном мире, о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны предметы. Воспитывать уважение к людям труда и результатам их деятельности.

Обобщить знания о членах семьи, профессиях родителей, бабушек и дедушек. Сформировать умение называть свое имя и отчество, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек; свою дату рождения, домашний адрес и телефон.

Расширить и обобщить представления о школе, об учебе. Сформировать интерес к учебе, желания учиться в школе.

Расширить представления о бытовой технике; о технических приспособлениях, орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий.

Углубить представления о транспорте, видах транспорта, труде людей на транспорте.

Углубить знание основ безопасности жизнедеятельности. Закрепить знание правил техники безопасности, правил дорожного движения и навык соблюдения правил поведения на улице.

Познакомить с адресом детского сада, научить находить детский сад и свой дом на плане (схеме) микрорайона. Закрепить навыки ориентировки в помещении детского сада и на участке. Научить пользоваться планом детского сада и участка.

Расширить, углубить и систематизировать представления о родном городе и его достопримечательностях.

Систематизировать знания о смене времен года, сезонных изменениях в природе; о жизнедеятельности растений и животных. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Закладывать основы экологических знаний, экологической культуры, экологического поведения.

Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

Количество и счет. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке. Упражнять в
счете предметов в разных направлениях. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Ввести в речь термин
соседние числа. Закрепить навык называния последующего и предыдущего чисел. Упражнять в решении и придумывании задач, головоломок. При решении задач учить пользоваться математическими знаками: +, —, =.

Величина. Упражнять в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по трем-четырем признакам. Развивать глазомер.

Совершенствовать навык деления целого на 2, 4, 8 равных частей, правильно называть части целого; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Форма. Закрепить в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; названия объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр. Научить делить квадрат и круг на равные части.

Ориентировка в пространстве. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее.

Ориентировка во времени. Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Закрепить представления об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц, месяц — год). Учить определять время по часам. Развивать чувство времени. Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми.

Речевое развитие

Развитие словаря

Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.

Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами; существительными, образованными от глаголов.

Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.

Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.

Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

Совершенствование грамматического строя речи

Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами. Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.

Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.

Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.

Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

Развитие просодической стороны речи

Продолжить работу по развитию речевого дыхания. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.

Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.

Учить говорить в спокойном темпе.

Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Коррекция произносительной стороны речи

  1. Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.
  2. Уточнить произношение звуков [ц], [ч], [щ], [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.
  3. Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.

Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов {слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных {планка) и введением их в предложения.

Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой {динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.

Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

Совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.

Познакомить со звуками [ц], [ч], [щ], [л], [л'], [р], [р']. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

Обучение грамоте

Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.

Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина.

Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.

Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание ча—ща с буквой А, чу—щу с буквой У).

Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.

Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.

Развитие связной речи и речевого общения

Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.

Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.

Креативное развитие

Конструирование.

Формировать умение рассматривать и анализировать сооружения, здания; определять функции, назначение отдельных частей; предавать особенности сооружений в конструктивной деятельности, самостоятельно находить конструктивные решения.

Совершенствовать навыки работы с пластмассовыми, деревянными и металлическими конструкторами по схеме и инструкции.

Развивать творческое воображение, фантазию при изготовлении поделок из природных материалов. Учить создавать коллективные композиции из природного материала.

Рисование.

Совершенствовать умение рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать форму, величину, цвет в рисунке.

Формировать умение изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном рисовании. Совершенствовать умение передавать движения людей и животных.

Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.

Расширять представления о декоративном рисовании. Учить применять полученные знания при украшении предметов с помощью узоров и орнаментов.

Сформировать навык работы карандашом при выполнении линейного рисунка. Совершенствовать навыки сюжетного рисования. Сформировать навык создания коллективных сюжетных рисунков.

Лепка. Учить создавать объемные и рельефные изображения, используя освоенные ранее разнообразные материалы и разные приемы лепки. Развивать пластичность в лепке. Совершенствовать умение передавать в лепке движения изображаемых объектов. Формировать умение создавать композиции и скульптурные группы из нескольких фигурок.

Аппликация. Совершенствовать умение использовать разные приемы вырезывания и наклеивания, умение составлять узоры и композиции из растительных элементов и геометрических фигур. Обучить технике обрывания в сюжетной аппликации. Научить создавать аппликацию по мотивам народного искусства.

Развивать композиционные навыки, чувство цвета, чувство ритма.

Формировать умение создавать мозаичные изображения.

Музыкальное развитие

Формировать музыкальный вкус, знакомить с классической, народной и современной музыкой. Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость, музыкальный слух. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма. Формировать певческий голос и выразительность движений. Развивать умение музицировать на детских музыкальных инструментах. Продолжать формировать творческую активность, самостоятельность и стремление применять в жизни знакомый музыкальный репертуар.

Слушание. Формировать умение вслушиваться, осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ. Продолжать учить различать и правильно называть песню, танец, марш; определять части произведения. Знакомить детей с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой. Прививать любовь к слушанию произведений русских, советских и зарубежных композиторов-классиков (М.Глинка, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, С. Рахманинов, В. Моцарт, Р. Шуман, Л. Бетховен, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Д. Кабалевский).

Пение. Совершенствовать сформированные ранее певческие навыки (навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, сольного и ансамблевого пения). Добиваться выразительного исполнения песен различного характера в диапазоне от «до» первой октавы до «ре» второй октавы. Развивать умение самостоятельно начинать и заканчивать песню. Учить самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный и самостоятельно придуманный текст.

Музыкально-ритмические движения. Учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животных.

Игра на детских музыкальных инструментах. Воспитывать потребность в музицировании и чувство радости и удовлетворения от исполнения на слух знакомой мелодии.

Продолжать развивать умение играть в ансамбле небольшие попевки, русские народные песни, произведения композиторов-классиков.

Игровая и театрализованная деятельность

Подвижные игры. Совершенствовать умение самостоятельно организовывать подвижные игры и игры с элементами соревнования, устанавливать правила и следовать им, справедливо оценивать результаты.

Развивать навыки ориентировки в пространстве, координацию движений, подвижность, ловкость.

Настольно-печатные дидактические игры. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные игры, проявлять самостоятельность в организации игр, установлении правил, разрешении споров, оценке результатов.

Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, память, интеллектуальное мышление.

Сюжетно-ролевая игра. Совершенствовать умение организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и сознательно соблюдать установленные правила, творчески выполнять роли в ходе игры, организовывать взаимодействие с другими участниками игры, самостоятельно выбирать атрибуты, необходимые для проведения игры.

Театрализованные игры. Развивать духовный потенциал, мотивацию успешности, умение перевоплощаться, импровизировать в играх-драматизациях и театрализованных представлениях по русским народным сказкам «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Физическое развитие

Совершенствовать жизненно необходимые виды двигательных действий (ходьбу, бег, лазание, прыжки, ползание, бросание, ловлю и метание) с учетом этапности развития нервной системы, психики и моторики. Добиваться развития физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, координации движений, хорошей ориентировки в пространстве, чувства равновесия, умения проявлять силу и выносливость).

Формировать правильную осанку и свод стопы.

Продолжать закаливание организма, совершенствовать адаптационные способности организма детей, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

Воспитывать выдержку, смелость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, фантазию, творческие способности, интерес к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Способствовать формированию широкого круга игровых действий.

Основные движения

Ходьба и бег. Совершенствовать навыки ходьбы, сформированные в предыдущих группах (обычная ходьба; ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена; широким и мелким шагом; приставным шагом вправо и влево; гимнастическим шагом; в полуприседе; в колонне по одному, двое, трое, четверо, в шеренге; по кругу, с поворотом, «змейкой», врассыпную, с выполнением заданий). Обучать ходьбе приставным шагом вперед и назад, скрестным шагом, выпадами вперед, спиной вперед, притоптывающим шагом. Развивать навыки бега, сформированные в предыдущих группах (бег обычный, на носках; бег с выбрасыванием прямых ног вперед; бег мелким и широким шагом; в колонне по одному, по двое, с заданиями, с преодолением препятствий; с мячом, по доске, по бревну, в чередовании с прыжками, с подлезанием, ходьбой, с изменением темпа, с различной скоростью). Формировать навыки бега на скорость и на выносливость. Учить бегать, сильно сгибая ноги в коленях, широкими шагами (прыжками), спиной вперед; из разных исходных положений; бегать наперегонки парами и группами, со скакалкой; бегать на скорость в играх-эстафетах.

Упражнения в равновесии. Формировать навыки ходьбы по гимнастической скамейке приставным шагом, поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; с остановкой посередине и перешагиванием через предмет, с поворотом; с мешочком с песком на голове; по узкой стороне гимнастической скамейки прямо и боком; продвигаясь вперед прыжками на двух ногах по гимнастической скамейке, наклонной доске; спиной вперед. Совершенствовать навыки ходьбы по веревке (d=2—3 см) прямо и боком, по канату (d=5—6 см) прямо и боком; кружения с закрытыми глазами с остановкой, принятием заданной позы. Формировать умение стоять на одной ноге (руки на пояс, руки в стороны; с закрытыми глазами), стоять на носках; то же на повышенной опоре — кубе (h=30—40 см), гимнастической скамейке, большом набивном мяче (3 кг) со страховкой педагога.

Ползание, лазание. Совершенствовать и закреплять навыки разнообразных способов ползания и лазания. Совершенствовать навыки ползания на четвереньках по гимнастической скамейке и по бревну; ползания на животе и скольжению на спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами, держа ноги неподвижными. Закрепить навыки пролезания в обруч и подлезания под дугу разными способами, подлезания под гимнастическую скамейку, подлезания под несколькими дугами подряд. Продолжать развивать умение лазать по вертикальным и наклонным лестницам, используя одноименные и разноименные движения рук и ног. Закреплять умение переходить с пролета на пролет гимнастической стенки, поднимаясь и спускаясь по диагонали. Формировать умение лазания и спуска по канату индивидуально со страховкой педагога.

Прыжки. Совершенствовать навыки выполнения всех видов прыжков, сформированные в предыдущих группах (на двух ногах разными способами, на одной ноге, с чередованием с ходьбой, с поворотом кругом). Формировать умение выполнять прыжки с зажатым между ног мешочком с песком, прыжки через набивные мячи (5—6 последовательно). Совершенствовать навыки выполнения прыжков на одной ноге (на месте, с продвижением вперед, через веревку вперед и назад). Формировать навыки выполнения прыжков вверх из глубокого приседа, вверх с места; на мягкое покрытие с разбега, в длину с места и разбега, в высоту с разбега. Совершенствовать умение спрыгивать в упражнениях с другими видами движений (высота предметов не более 30—40 см). Совершенствовать навыки выполнения прыжков через короткую и длинную скакалки, через большой обруч.

Бросание, метание. Совершенствовать и закреплять навыки всех способов катания, бросания и ловли, метания вдаль и в цель. Совершенствовать навыки перебрасывания мяча друг другу из-за головы, снизу, от груди, сверху, из положения сидя, на месте и во время передвижения в парах, через сетку; бросания мяча об землю и ловли его двумя руками, одной рукой, с хлопком, с поворотами; отбивания мяча на месте и с продвижением вперед, змейкой между предметами. Формировать навыки ведения мяча в разных направлениях, перебрасывания набивных мячей; метания из разных положений в вертикальную, горизонтальную, движущуюся цель, вдаль.

Строевые упражнения. Совершенствовать сформированные ранее навыки выполнения построений и перестроений (в колонну по одному, по двое, по трое, по четыре, в полукруг, в круг, в шеренгу, врассыпную; из одного круга в несколько) на месте и в движении. Совершенствовать умение рассчитываться «по порядку», на «первый-второй», равняться в колонне, в шеренге; размыкаться и смыкаться в колонне, в шеренге приставным шагом, прыжком, бегом; выполнять повороты направо, налево, кругом на месте и в движении переступанием, прыжком, по разделениям.

     Ритмическая гимнастика. Совершенствовать умение выполнять упражнения под музыку.  Содействовать развитию пластичности, выразительности, плавности, ритмичности движений. Развивать творчество и воображение.

Общеразвивающие упражнения. Продолжать разучивать и совершенствовать упражнения, развивающие мелкие и крупные мышцы (кистей, пальцев рук, шеи, спины, стопы и др.), связки и суставы разных отдельных частей тела (шеи, рук и плечевого пояса, туловища, ног).

Упражнения для кистей рук и плечевого пояса. Совершенствовать умение поднимать руки вверх, вперед, в стороны, вставая на носки, отставляя ногу назад на носок; поднимать и опускать плечи; отводить локти назад; выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками. Формировать умение вращать обруч одной рукой вокруг вертикальной оси; на предплечье и кисти руки; разводить и сводить пальцы, поочередно соединять все пальцы с большими (упражнение «Пальчики здороваются»).

Упражнения для укрепления туловища и ног. Совершенствовать умение поворачивать туловище в стороны, наклоняться вперед с поднятыми вверх руками или держа руки в стороны. Формировать умение поднимать обе ноги из упора сидя; садиться из положения лежа на спине и снова ложиться, закрепив ноги; поднимать ноги из положения лежа на спине и стараться коснуться лежащего за головой предмета; прогибаться, лежа на спине; из упора присев переходить в упор на одной ноге. Совершенствовать умение приседать, держа руки за головой; из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую; выполнять выпад вперед, в сторону; свободно размахивать ногой вперед-назад, держась за опору.

Спортивные упражнения. Совершенствовать сформированные ранее и развивать навыки езды на двухколесном велосипеде, самокате, санках; игры в хоккей (элементы). Сформировать навык скольжения по ледяной дорожке на одной ноге; навык скольжения с невысокой горки на двух ногах.

Подвижные игры. Совершенствовать навыки игры в разнообразные подвижные игры, в игры с элементами соревнования.

        Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка в рамках педагогического мониторинга (диагностики). Также диагностическое обследование проводится педагогом-психологом и учителем-логопедом с помощью методики Е.А. Стребелевой.

        Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с родителями ребёнка, педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого может отмечаться мотивационный аспект деятельности.

        Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения ребенка.

2.2. Тематическое планирование организованной образовательной деятельности.

          Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности строится на основе тематического планирования «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет» для подготовительной к школе группе, Н.В. Нищева (стр.130-137). Приложение 1

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка

        Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности для ребенка являются индивидуальные занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом продолжительностью 25-30 минут, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов и развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда, психолога, воспитателей, инструктора по ФИЗО и музыкального работника.

        Цель коррекционной работы – это максимальная коррекция и компенсация психических процессов и познавательных способностей ребенка; речевого развития и развитие социально-коммуникативных навыков.

В соответствии с поставленными целями в ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
  • сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;
  • систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;
  • интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия;
  • использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи ребенку, испытывающих затруднения в различных видах деятельности.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит,   способствует   всестороннему  гармоничному  развитию личности.

1. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза.

2. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.

3. Игрушки и тренажеры для развития дыхания.

  1. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
  2. Настольно-печатные дидактические игры, лото, домино по изучаемым лексическим темам.
  3. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков.
  4. Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
  5. Картотека словесных игр.
  6. Парные картинки.

Центр сенсорного развития

  1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки).
  2. Звучащие игрушки-заместители (маленькие коробочки с различными наполнителями — горохом, фасолью, камушками и т. п.).
  3. Кинетический песок.
  4. Крупные предметные картинки с изображениями животных и птиц.
  5. Игра «Раскрась картинку».
  6. Палочки Кюизенера.
  7. Доски Сегена.
  8. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.
  9. Белая магнитная доска с комплектом фломастеров.
  10.  Деревянная доска и цветные мелки.
  11.  Мягкие цветные карандаши.
  12.  Восковые мелки.
  13.  Белая и цветная бумага для рисования.
  14.  Массажные мячики разных цветов и размеров (су-джок).

3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и

воспитания

Перечень программ

и технологий

Н.В. Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).

Перечень пособий

1. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие.

2. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки. 2015

3. Методика Новиковой - Иванцовой Т.Н. для неговорящих детей.

4. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития с грубыми множественными нарушениями. //Дефектология – №2, 1998.

5. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с

различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75

6. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / Стребелева Е.А. – 3-е издание М.: Просвещение, 2007.

7. С.В. Ихсанова, Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.

8. Елена Янушко, Игры с аутичным ребенком.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ООД

   

 Календарно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности с

Тымченко Елизаветой, ребенок с ТНР

на 2018-2019 учебный год

Дата

№п/п

ООД

Тема

ООД

Лексика

Грамматический строй речи

Мелкая моторика, физминутка

Формы, методы работы

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1

10-14

1

Сад. Фрукты. Ягоды.

Существительные: фрукты, яблоко, груша, слива, апельсин, сок, мандарин, дерево, косточка, кожура, варенье, повидло, клубника, смородина, крыжовник, ягоды, лимон.

Прилагательные: сочный, вкусный, яблочное, румяное (яблоко), лимонный, вишневый, сладкий клубничное, кислый, садовод.

Глагол: собирать, варить, расти, поспевать, сушить, срывать, наливаться, краснеть, поспевать.

1. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

3. Развитие общего внимания и понимания речи.

4. Развитие мелкой моторики.

П/и   «Ёжик и барабан»

1. Игра  «Поможем клоуну Роме».

2. Игра «Телефон».

3. Игра «Послушай-повтори».

Предметные картинки по теме «Фрукты», «Ягоды».

Игра «Поможем клоуну Роме».

2

17-21

2

Огород. Овощи.

Существительные: редис, баклажан, свекла, бобы, помидор, горох, тыква, кочан, редька, ботва, стручок, урожай, огород, грядка, лопата, овощи.

Прилагательные: сочный, круглый, овощной, горький, сладкий, мелкий, жёлтый, красный, полезный.

Глагол: копать, рвать, таскать, выкапывать, заготавливать.

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики.

3. Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.

П/и  «Урожай»

1. Игра  «Назови ласково».

2. Игра  «Разноцветные флажки».

3. Игра «Разрезные картинки».

Предметные картинки по теме «Овощи».

Разрезные картинки овощей.

3

24-28

3

Лес. Грибы. Ягоды.

Существительные: гриб, ножка, шляпка, лисичка, подосиновик, масленок, мухомор, белый гриб, малина, корзина, брусника, клюква, черника, голубика.

Прилагательные: съедобный, несъедобный, кислая, сладкая, красная, чёрная, вкусная.

Глагол: расти, краснеть, прятаться, искать, находить, срезать.

1. Образование формы родительного падежа имён существительных мужского и женского рода.

2. Употребление предлогов на.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.

П\г   «За ягодами»

1. Игра «Чего не стало?».

2. Игра  «Прятки».

3. Игра  «Разноцветные флажки».

Предметные картинки по теме «Грибы. Ягоды».

Игрушки ёжик, белочка.

ОКТЯБРЬ

4

1-5

4

Деревья

Существительные:  лист, дуб, листопад, дерево, берёза, рябина, тополь, сосна, осина, ствол.

Прилагательные: жёлтый, красный, зелёный.

Глагол: опадать, желтеть, краснеть, шелестеть, вянуть.

1. Развитие длительного направленного плавного выдоха.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3. Развитие мелкой моторики.

П/и   «Листья»

Обвести листья по точкам.

1. Упражнение «Осенние листочки».

2. Игра «Разноцветные листья».

3. Игра «Назови ласково».

Предметные картинки по теме «Деревья».

Мяч.

Изображения деревьев.

Цв. карандаши.

5

8-12

5

Осень. Признаки осени.

Существительные:  осень, погода, дождь, грязь, земля, сырость, ветер.

Прилагательные: хмурый, сильный, осенний, пасмурный, проливной.

Глагол: лить, дуть, моросить, срывать (листья), хмуриться.

Наречия: сыро, пасмурно.

1. Активизация глагольного словаря.

2. Образование формы множественного числа существительных.

3.  Развитие мелкой моторики.

4. Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.

П/и   «Дождик»

Обвести капельку по точкам.

1. Игра «Подбери слово».

2. «Один-много».

3. Игра « Капелька».

Сюжетная картина  «Ранняя осень».

Тетрадь Н. В. Нищева  №1 (капелька).

Цветные карандаши.

6

15-19

6

Птицы.

Существительные: клюв, голова, крылья, лапки, перья, хвост, туловище, ласточка, утки, гуси,

лебеди, утенок, гнездо.

Прилагательные: серый, белый, маленький, высокая, желторотый.

Глагол: кормить, выводить, улетать, поет, клевать, порхает, планирует, кружит, прыгать.

1.  Употребление предлогов на, под, над.

2.  Развитие диалогической речи.

3.  Образование существительных в форме единственного и множественного числа

4.  Развитие мелкой моторики.

П/и   «Ласточки летели»

1. Игра «Подбери слово».

2.  Игра «У кормушки».

3.Игра «Один-

два».

Предметные картинки по теме «Птицы».

Кормушка.

Схема-описание.

7

22-26

7

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Существительные: одежда, кеды, платье, брюки, юбка, кофта, колготки, косынка, шляпа, пояс, рукав, обувь, сандалии, валенки, чешки, шорты.

Прилагательные: осенняя, летняя, теплая, вязаная, меховая, зимняя, мятый, глаженый, резиновый, нарядный, шерстяной.

Глагол: одевать, надевать, снимать, вешать, завязывать, развязывать, застегивать, расстегивать, обуваться, разуваться.

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2.  Совершенствование навыков ориентировки в пространстве.

3.   Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики.

П/г «Гномики-прачки».

1. Игра «Большой-маленький».

2. Игра «В магазине».

3. Игра «У меня нет…».

4. Игра «Сложить картинку».

Предметные картинки по теме «Одежда, обувь, головные уборы».

Разрезные картинки.

Сюжетная игра «Магазин одежды».

8

29-2

8

Моя семья.

Существительные: бабушка, прабабушка, мама, папа, брат, дедушка, сестра, прадед, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, сын, дочь.

Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, добрая, строгая трудолюбивая, вежливая, старая, молодая.

Глагол: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, убирать, стирать, мыть, работать, растить.

1.  Согласование существительных с прилагательными.

2.  Образование существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа и глаголов в форме единственного и множественного числа изъявительного наклонения.

3.  Развитие мелкой моторики.

П/и  «Маму я свою люблю..»

1.  Игра «Мама».

2.  Игра «Один-два».

Предметные картинки по теме «Моя семья».

Фотографии семьи.

НОЯБРЬ

9

5-9

9

Домашние птицы.

Существительные: доярка, петух, курица, утка, гусь, индюк, крыло – крылья, перо – перья, пух, яйцо – яйца, гребешок, голова, шея, туловище, цыпленок..

Прилагательные: домашний, пушистый, красивый.

Глагол: кукарекает, крякать, гоготать, плавать, нырять, переплывать, взлетать (на забор),  садиться.

1. Активизация глагольного словаря.

2.  Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят.

3.  Образование формы множественного числа существительных.

4.  Развитие зрительного гнозиса, тонкой моторики.

П/и  «Домашние птицы»

Обвести по точкам.

1. Игра «Подбери слово».

2.  Игра «Найди маму».

3.  Игра «Один-много».

Предметные картинки по теме «Домашние птицы».

Тетрадь Н. В. Нищева №1.

Цветные карандаши.

10

12-16

10

Дикие животные.

Существительные:  нора, заяц, берлога, лиса, белка, бельчонок, зайчонок, медведица, голова, шея, туловище, хвост.

Прилагательные:  мохнатый, рыжий, серый, голодный, коричневый.

Глагол:  рычать, мычать,  грызть, выть, прыгать.

1.  Употребление существительных с суффиксами

–онок, -енок, -ат, -ят.

2.  Подготовка к составлению описательных рассказов о животных.

3.  Развитие речевого слуха, мышления, памяти.

4. Развитие мелкой моторики.

П/г  «Сидит белка на тележке»

1. «Назови семью».

2.  Игра «Расскажи о животном».

3.  Игра «Кто лишний?».

4.  Раскрасить кошку с котёнком.

Предметные картинки по теме «Дикие животные».

Схема-описание.

11

19-23

11

Наземный транспорт.

Существительные: машина, автобус, остановка, кузов, руль, колесо, фары, дверь, велосипед, мопед, мотоцикл, самосвал.

Прилагательные: грузовой, легковой, наземный.

Глагол: ехать, заводить, чинить, заправлять, ремонтировать.

Наречия: далеко, близко, высоко, низко.

1. Называть части целого предмета.

2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

3.  Развитие зрительного восприятия и внимания,  тонкой моторики.

П/и  «Мчится поезд»

1. Игра «Назови одним словом».

2. Игра «Один-много».

3.  Игра «Что перепутал художник?»

Игрушки по теме «Наземный транспорт», мост, гараж.

Разрезные картинки.

12

26-30

12

Детский сад.

Существительные: воспитатель, повар, психолог, прачка логопед, методист, медсестра, помощник воспитателя.

Прилагательные: вежливый, добрый, заботливый, внимательный.

Глагол: воспитывать, заниматься, учить, писать, считать, мыть, подметать, готовить, лечить, шить, кормить, рисовать.

1. Образование существительных единственного и множественного числа  в разных падежах.

 Р.п.: В детском саду есть машинки, куклы, много игрушек, карандашей.

 Т.п.: Дети рисуют карандашом, мелками.

 П.п.: Рассказывать о празднике, о занятиях.

2.  Совершенствование навыков ориентировки в пространстве.

3.  Развитие внимания,  зрительного гнозиса, тонкой моторики.

П/и    «Мы делаем зарядку»

1. Игра «Подбери слово».

2.  Игра «Послушай и повтори».

3.  Игра «Сложить картинку».

Предметные картинки с изображениями людей, работающих в детском саду.

Разрезные картинки.

ДЕКАБРЬ

13

3-7

13

Зима. Зимующие птицы.

Существительные: зима, снег, лед, сугробы, снегопад, воробей, клюв, ворона, сорока, дятел, снегирь, синица, голубь, лапы, хвост, сало, зерно, кормушка, крупа.

Прилагательные: чистый, липкий, пушистый, мягкий, холодный, ледяной, вьюжный, зимний, скользкий, зимующие (птицы).

Глагол: летать, прыгать, зимовать, клевать, чирикать, каркать, замерзать, кружиться, блестеть, дуть, покрывать, скользить.

1. Образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа.

2. Работа над слоговой структурой слова.

3. Развитие внимания,  зрительного гнозиса, тонкой моторики.

  П/и   «Снегири»

1. Игра «У кормушки».

2. Игра «Телефон».

3. Игра «Найди птицу».

Предметные картинки по теме «Зимующие птицы».

Цветные карандаши.

Картинка-наложение зимующих птиц.

14

10-14

14

Наш город.

Существительные: северный край, магазины, бассейны, банки, музеи, аэропорт, аптеки, школа, железнодорожный вокзал,  детский сад, улица, дом.

Прилагательные: чистый, большой, снежный, холодный, северный, красивый, широкий, старинный.

Глагол: строить, убирать, украшать, ремонтировать, любоваться, отдыхать.

1. Антонимы (широкий – узкий, далеко – близко, вверху – внизу, старый – новый).

2. Образование существительных единственного и множественного числа.

3. Развитие тонкой моторики.

П/и «Летний сад»

Обвести по точкам.

1. Игра «Скажи наоборот».

2. Игра «Один-много».

Фотографии города Советский.

Изображение отдельных зданий.

Цветные карандаши.

15

17-21

15

Воздушный транспорт.

Существительные: самолёт, вертолёт, лётчик, пассажир, корпус, крылья, пропеллер, кабина, пилот.

Прилагательные: воздушный, большой, маленький.

Глагол: управлять, взлетать, лететь, приземляться.

Наречия: далеко, близко, высоко, низко.

1. Называть части целого предмета.

2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

3. Работа над слоговой структурой слова.

4. Развитие зрительного восприятия и внимания,  тонкой моторики.

П/и «Самолёт»

1. Игра «Назови одним словом».

2. Игра «Один-много».

3. Игра «Телефон».

4. Игра «Что здесь нарисовано?».

Предметные картинки по теме «Воздушный транспорт».

Цветные карандаши

16

24-28

16

Новогодний праздник.

Существительные: ель, игрушки: бусы, маска, фонарик, мишура, карнавал, гирлянды, хоровод, утренник, подарок, танец, костюм, Дед Мороз, Снегурочка.

Прилагательные: стройная, зеленая, пушистая, душистая, колючие (иголки), веселые, бумажные, стеклянные, семейный (праздник).

Глагол: наряжать, развешивать, встречать, сиять, выступать, рассказывать, петь, танцевать.

1.  Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.

2. Употребление существительных единственного числа в косвенных падежах.

3. Согласование числительных с существительными в роде и числе.

4. Развитие зрительного восприятия и внимания,  тонкой моторики.

П/и «Снежная баба»

Обвести и украсить ёлку.

1. Рассматривание картины «У ёлки», беседа.

2. Игра «Украсим ёлочку».

3. Игра «Посчитаем».

4. Игра «Выполни поручение».

Сюжетная картина «У ёлки».

Новогодние игрушки.

Тетрадь Н. В. Нищева №1.

Цветные карандаши.

ЯНВАРЬ

17

8-11

17

Посуда.

Существительные: посуда, блюдце, вилка, сковорода, сахарница, ложка,  хлебница, ручка, донышко, дно, стенка (кастрюля), стакан, чашка, тарелка.

Прилагательные: глубокая, мелкая, железная, деревянная, фарфоровая, пластмассовая, новая, красивая.

Глагол: наливать, выливать,  пить, класть, жарить, вытирать, варить, сушить, ставить, складывать, разбивать.

1.  Совершенствование навыков ориентировки на плоскости.

2.  Развитие внимания,  зрительного гнозиса, тонкой моторики.

3.   Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

П/и   «Посуда»

1. Игра «Послушай и выполни».

2. Игра «У белочки в гостях».

3. Игра «Разбитая чашка».

4. Игра «Назови ласково».

Игрушки по теме «Посуда».

Разрезные картинки.

18

14-18

18

Продукты.

Существительные: щи, борщ, бутерброд, сироп, гуляш, завтрак, обед, полдник, ужин, меню, кухня, продукты, пирог, пирожки, кисель, творог, повар.

Прилагательные: вкусный, сладкий, ржаной, мясной, пшенная молочный, рыбный, жирный, грибной, манная.

Глагол: готовить, варить, жарить, печь, солить, пробовать, резать, наливать.

1. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

2. Образование относительных прилагательных.

3. Развитие зрительного восприятия и внимания.

П/г   «Мы месим тесто»

1. Игра «Поварёнок».

2. Игра «Маленькая хозяйка».

3.  Игра «В гости к мышке».

Предметные картинки по теме «Продукты».

19

21-25

19

Мебель.

Существительные: мебель, шкаф, полка, спинка, сиденье (стула),  стол, стул, кровать, диван, кресло, ножка.

Прилагательные: детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный, деревянный, пластмассовая.

Глагол: сидеть, лежать, спать, задвигать, раздвигать (диван).

1.  Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.

2. Употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами.

3. Развитие внимания,  зрительного гнозиса, тонкой моторики.

П/г «Много мебели в квартире»

1. Игра «Послушай и назови».

2.  Игра «Помоги мне».

3.  Игра «Сложить картинку».

Предметные картинки по теме «Мебель».

Кукольная мебель.

Разрезные картинки.

Мяч.

20

28-01

20

Спорт.

Существительные: бег, лыжи, фигурное катание, боксер, лыжник, пловец, тяжелоатлет, конькобежец, велосипедист, велосипед, мяч, штанга, обруч, боксерские перчатки.

Прилагательные: сильный, смелый, отважный, быстрый.

Глагол: бегать, прыгать, бросать, метать, плавать.

1. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

3. Развитие внимания,  зрительного гнозиса, тонкой моторики.

П/и   « Мы делаем зарядку »

Обвести спортивный инвентарь.

1. Игра «Расскажи».

2. Игра «Посчитаем».

3.  Игра «Один-много».

Предметные картинки по теме «Спорт».

Цветные карандаши.

Картинки спортивного инвентаря.

ФЕВРАЛЬ

21

4-8

21

Животные Севера.

Существительные: северный олень, тюлень, морж, белый медведь.

Части тела: туловище, голова, копыта, рога, морда, хвост, уши.

Прилагательные: белый, мохнатый, пушистая, толстый, сильный, хищный, быстрый.

Глагол: ходить, грызть, прятать, выть, рычать, прятаться.

1. Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей.

2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

3. Работа над слоговой структурой слова.

    П/и   «Белый медведь»

1. Игра «Назови семью».

2. Игра «Один-много».

3.  Игра «Что здесь

нарисовано?».

Предметные картинки по теме «Животные Севера».

Цветные карандаши.

22

11-15

22

День Защитника Отечества

Существительные: солдат, моряк, матрос, капитан, мир, война, герой, фуражка, автомат, пулемет, танк, граница, подводная лодка, летчик.

Прилагательные: военный, смелый, храбрый, сильный, закаленный, отважный.

Глагол: охранять, защищать, прыгать с парашютом, стоять на посту.

1. Согласование существительных с прилагательными.

2. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

3. Развитие зрительного восприятия и внимания.

4. Работа над слоговой структурой слова.

П/и  «Пограничники»

1. Игра «Какой герой?».

2. Игра «Армия».

3. Игра «Назови военную технику».

4. Игра «Телефон».

Предметные картинки по теме «Армия».

Цветные карандаши.

Картинка-наложение животных.

23

18-22

23

Мужские профессии.

Существительные: строитель, водитель, дворник, садовник, сапожник, художник, маляр, доктор.

Прилагательные: вежливый, строгий, добросовестный, заботливый.

Глагол: строить, ремонтировать, водить, красить, чинить,  водить, подметать, охранять.

1. Образование названий профессий с помощью суффиксов –чик, -ист.

2. Согласование существительных с прилагательными.

3. Развитие зрительного восприятия и внимания.

4. Работа над слоговой структурой слова.

П/и  «Пограничники»

1. Игра «Кто кем работает?».

2. Игра «Кому что нужно?».

3. Игра «Телефон».

Предметные картинки по теме «Мужские профессии».

Цветные карандаши.

24

25-1

24

Женские профессии.

Существительные: воспитатель, учительница, доярка, тренер, врач, логопед, повар, медсестра, продавец, профессия, парикмахер.

Прилагательные: аккуратная, добрая, строгая, старательная.

Глагол: воспитывать, учить, шить, доить, кормить, лечить, продавать.

1. Развитие связного высказывания о профессиях мам.

2. Употребление имён существительных в косвенных падежах.

3. Развитие творческого воображения, подражательности, общей моторики.

П/и   «Наперсток  »

1. Игра «Расскажи».

2. Игра «Кому что нужно?».

3.  Игра «Профессии».

Предметные картинки по теме «Женские профессии».

 

МАРТ

25

4-8

25

Весна. Признаки весны.

Существительные: весна, природа, капель, сосулька, ручей, почка, лужа, льдина.

Прилагательные: весенний, прохладный, яркий, солнечный, ясное (небо), рыхлый, липкий.

Глагол: пришла, капать, оживает, припекает (солнце), сходит (снег), журчат, бегут, звенят (ручьи), пригревать.

Наречия: высоко, тепло, холодно.

1. Уточнение глагольного словаря.

2. Развитие зрительного восприятия и внимания.

3. Антонимы.

4. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

П/и «Веснянка»

1. Беседа по сюжетной картине «Приметы весны».

2. Игра «Солнышко».

3. Игра «Что делает?».

4. Игра «Скажи наоборот».

Сюжетная картина «Приметы весны».

Тетрадь Н. В. Нищева №1.

Цветные карандаши.

26

11-15

26

Животные жарких стран.

Существительные: Африка, жираф, бегемот, лев, леопард, слон, кенгуру, черепаха, антилопа, носорог.

Прилагательные: огромный, пятнистый, лохматый, быстрый,

неуклюжий, медлительный, выносливый.

Глагол: прыгает, гоняется, рычит, охотиться, скрываться, убегать, подкрадываться, защищаться, нападать.

1. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

2. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

3. Развитие зрительного восприятия и внимания, слухового внимания.

П/и « Жираф »

1. Игра «Один-много».

2. Игра «Назови ласково».

3.  Игра «Назови животных».

Предметные картинки по теме «Животные жарких стран».

Картинка-наложение животных.

Цв.карандаши.

27

18-22

27

Комнатные растения.

Существительные: фиалка, лист, кактусы, лейка, земля, стебель, бутон, герань, запах, букет, горшок, лепесток.

Прилагательные: красивый, приятный, нежный, колючий.

Глагол: расти, расцветать, ухаживать, сажать, протирать, поливать.

1. Развитие связной речи.

2. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

3. Согласование имени существительных с прилагательными.

4. Развитие тонкой моторики.

П/и  «На окошке в горшочках»

1. Беседа по сюжетной картине «В уголке природы».

2. Игра «Сложить картинки».

3. Игра «Какой? Какие?».

Предметные картинки по теме «Комнатные растения».

Тетрадь Н. В. Нищева №1.

Цв. карандаши.

28

25-29

28

Дикие животные и птицы.

Существительные:  нора, заяц, берлога, лиса, белка, бельчонок, зайчонок, медведица, голова, шея, туловище, хвост, ласточка, грач, чиж, хвост, перо, клюв.

Прилагательные:  мохнатый, рыжий, серый, голодный, коричневый.

Глагол:  рычать, мычать,  грызть, выть, прыгать, летать, сидеть, кормить.

1. Употребление предложно-падежных конструкций.

2. Употребление существительных с суффиксами

–онок, -енок, -ат, -ят.

3. Образование существительных единственного и множественного числа.

П/и   «Ласточки летели»

1. Игра «Что изменилось?».

2. Игра «Найдём детёнышей».

3. Игра «Один-много».

Предметные картинки по теме «Дикие птицы и животные».

Кормушка для птиц.

АПРЕЛЬ

29

1-5

29

Космос.

Существительные: Земля, Луна, Солнце, космос, звезда, ракета, космонавт, телескоп.

Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический.

Глагол: лететь, взлетать, приземляться, отражать.

Наречия: далеко - близко, высоко – низко, темно – светло, ярко – тускло.

1. Антонимы.

2. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

3. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

П/и   « Ракета »

1. Игра «Скажи наоборот».

2. Игра «Один-много».

3.  Игра «Сложить картинку».

Предметные картинки по теме «Космос».

Разрезные картинки.

30

8-12

30

Домашние животные и птицы.

Существительные: пёс, кошка, бык, птенец, детёныш, селезень, утка, петух, перо, шерсть, пух, когти, нога, лапа, свинья, овца.

Прилагательные: забавный, маленький, большой, жёлтый.

Глагол: поить, чистить, ухаживать, кормить.

1. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия.

2. Составление простых предложений.

3. Употребление существительных с суффиксами

–онок, -ок.

4. Развитие речевого слуха, внимания.

П\и «Тузик»

1. Беседа по сюжетной картинке «Собака со щенятами».

2. Игра «Кто какую пользу приносит?».

3. Игра «У кого кто?».

Предметные картинки по теме «Домашние птицы и животные».

31

15-19

31

Водный транспорт.

Существительные: катер, парус, корабль, теплоход, яхта.

Прилагательные: водный, длинный, красивый, короткий.

Глагол: идти, плывёт, гудеть.

1. Называть части целого предмета.

2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

3. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

П\г «Кораблики»

1. Игра «Части и целое».

2. Игра «Путешествие».

3. Игра  Один-много».

Предметные картинки по теме «Водный транспорт».

Игрушки: катер, корабль.

32

22-26

32

Игрушки.

Существительные: игрушка, мяч, машина, кубики, конструктор, пирамидка, кукла.

Прилагательные: пластмассовая, деревянная, резиновая, плюшевый, железная, красивая, соломенная.

Глагол: играть, собирать, бросать, катать, ломать.

1. Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия.

3. Составление описательного рассказа.

4. Развитие зрительного восприятия и внимания.

П\и  «Мячик»

1. Игра «Большой-маленький».

2. Игра «Расскажи».

Предметные картинки по теме «Игрушки».

Тетрадь Н. В. Нищева №1.

Цветные карандаши.

29-3

Резервная неделя

МАЙ

6-10

Резервная неделя

13-17

Резервная неделя

20-24

Резервная неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

Тематический стенд -консульиация на тему здоровьесберегающие технологии...

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

тематический стенд- консультация по здоровьесберегающим технологиям...

Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.

Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...

родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"

конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и  приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....

Памятки для родителей "Ребёнок плохо ест", "Ребёнок плохо засыпает", "Ребёнок не хочет слушать книжки".

Данные памятки были предложены родителям для прочтения после родительского собрания "Проблемы воспитания детей раннего возраста"....