Методическая разработка: литературная гостиная "Курские писатели детям"
план-конспект занятия (старшая группа)

Савенкова Ольга Андреевна

Конспект: литературная гостиная "Курские писатели детям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_literaturnaya_gostinaya.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Детский сад комбинированного вида № 3»

Литературная гостиная

«Курские писатели – детям»

Подготовила: воспитатель Савенкова О.А.

Курск-2022г

«Путешествие по страницам книг курских авторов»

Цель: Знакомство детей с творчеством Курских писателей, поэтов.

Задачи:

1. Формировать интерес к жизни и творчеству писателей, поэтов Курского края.

2. Развивать единство эстетических и нравственных представлений при знакомстве с произведениями Курских писателей, поэтов.

3. Развивать навыки выразительного, эмоционального чтения стихотворений.

4. Способствовать развитию художественных способностей детей.

5. Поощрять желание детей и родителей включать произведения Курских писателей в круг домашнего чтения.

Подготовительная работа:

- Изучение литературы. Знакомство с творчеством и биографией писателей, поэтов.

- Постановка целей и задач.

- Консультация с родителями: «Знакомство детей с творчеством Курских авторов».

- Беседа: «Поведение в общественных местах – библиотеке».

- Подбор литературы, иллюстраций, портретов писателей и поэтов.

- Оформление выставки художественной литературы в группе.

- Чтение фольклора, сказок Курской области («Медведь на липовой ноге»)

- Чтение произведений: Е.И. Носова, А. Гайдара, Е. Полянского, В.М. Еськова, В.В. Королевой, О.А. Ефимовой. Заучивание стихотворений.

- Беседы с детьми по прочитанному материалу.

- Художественное творчество детей по прочитанным произведениям.

- Выставка детских работ по прочитанным произведениям «Мой любимый герой».

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам уже знакомой вам замечательной хрестоматии «Антошка», в которой собраны многочисленные произведения поэтов и писателей Курской области.

(звучит музыка Свиридова Г.В.)

Воспитатель:

- У каждого из нас есть Родина,

Где жили наши предки,

Где родились мы.

Наша малая Родина-это

Наш Курский край.

- Дети, отгадайте загадку:

«Птички серой небольшойслышен голос над рекой.

Лишь наступит месяц май,его слушай и мечтай»

Дети: - Соловей.

Воспитатель: - Да, это соловей. Наш курский соловей, маленькая, серенькая птичка, завораживающая переливами своих трелей.

(Запись трелей соловья)

Воспитатель: - Дети, именно потому, что в нашей области много соловьев, курян называют  Курскими соловьями. Я хочу обратить ваше внимание на экран, перед вами поэт Вячеслав Еськов, который очень любит слушать соловьев, воспевая их в своих стихотворениях. Писать он начал еще в юности, когда служил в армии, сейчас он офицер в отставке. Предлагаю присесть и послушать отрывок из его стихотворения «Город Курск».

(Ребенок читает отрывок из стихотворения «Город Курск»)

Ты стоишь на двух холмах

Величаво, гордо, мирно.

Весь в церковных куполах

И в садах цветущих дивно.

Сквозь чудесные сады

Две речушки протекают:

«Тускарь», «Сейм», ещё пруды,

Соловьи там распевают.

Так поют, что стар и мал

Им, тихонько подпевает,

Потому весь мир курян

«Соловьями» называет…

Воспитатель: - К землякам мы относим и тех людей, которые не родились в нашем крае, но работали и творили здесь, и мы с гордостью называем их земляками. Егор Иванович Полянский родился в 1932 году в селе Шилово Тульской области, но его детство прошло в городе Курске, поэтому он говорил: «Считаю себя коренным курянином». Начал писать для детей случайно. Однажды ребята попросили сочинить что-нибудь для них. Так Егор Иванович стал писать сказки для детей. Я предлагаю Лизе и Таисии рассказать по ролям одно из стихотворений Егора Полянского «Что белее молока».

(Дети по ролям читают стихотворение Егора Полянского

«Что белее молока»)

"Что белее молока"

Ребенок 1: Что белее молока?

Ребенок 2: Может в небе облака?

Луговая кашка?

Нежная ромашка?

Может мел, а может снег,

Может зайца зимний мех?

Ребенок 1: Нет не мел, не мех, не снег

Молоко белее всех!

А еще белее всех

Белозубый детский смех.

Ребенок 2: Отчего?

Вместе: Наверняка от парного молока.

Воспитатель: - Ребята, Мелания тоже выучила стихотворение Егора Полянского «Делёжка», которое мы с удовольствием послушаем.

(ребенок читает стихотворение «Дележка»)

Яблок в блюде ровно пять,

К ним братишка тянется.

Если три братишке дать,

Мне лишь два останется.

Стали мы вдвоем считать –

Одному не справиться:

Если два братишке дать,

То опять неравенство.

Я не знаю, почему

Мой братишка сердится.

Лучше все отдам ему –

Пусть он сам поделится!

Воспитатель: - Спасибо за такое доброе и веселое стихотворение.  - Ребята, я предлагаю вам послушать загадку.

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

Воспитатель: - О ком эта загадка? Найдите на мольберте ответ на эту загадку. Напомните, из какого произведения этот главный герой?

Дети: - Рассказ «Хитрюга».

Воспитатель: - А почему его так назвали?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Кто автор этого рассказа?

Дети: - Автор Е. И. Носов.

Воспитатель: - Евгений Иванович Носов родился в деревне Толмачево под Курском в 1925 году. Со школьной скамьи он ушел на фронт, был ранен. В госпитале начал писать рассказы. Его книги стали известны на весь мир. Носов писал превосходные повести и рассказы, очерки и статьи, любил фотографировать. Настоящими друзьями Евгения Ивановича были реки, поля, холмы, овраги, которые помогали ему жить и дарили радость.

- Дети, посмотрите, на мольберте есть и другие сюжеты.  Из каких они  произведений?

(«Хитрюга», «Тридцать зерен», «Живое пламя», «Белый гусь»)

Воспитатель: - Ребята, хочу представить вам еще одного удивительного человека - Елену Александровну Благинину, которая писала великолепные стихи для детей. Стихи Елены Благининой с удовольствием читают как детям дошкольного возраста, так и в начальной школе. Благинина написала много стихов про буквы, про маму, также популярны стихи Елены Благининой о войне и о природе. Сейчас мы послушаем одно из них, которое называется «Котенок»

(Ребенок читает стихотворение «Котенок»)

Я нашла в садy котёнка.
Он мяyкал тонко-тонко,
Он мяyкал и дpожал.

Может быть, его побили,
Или в дом пyстить забыли,
Или сам он yбежал?

День с yтpа стоял ненастный,
Лyжи сеpые везде…
Так и быть, звеpёк несчастный,
Помогy твоей беде!

Я взяла его домой,
Hакоpмила досыта…
Скоpо стал котёнок мой
Загляденье пpосто!
Шеpсть — как баpхат,
Хвост — тpyбой…
До чего ж хоpош собой!

Воспитатель: - Дети, а сейчас предлагаю вам поиграть в знакомую уже игру Курской области«Пчелки».

«Пчелки, пчелки – жальца, иголки,

Серые, малые крылышки алые…

(Мальчики идут по кругу, девочки сидят в кругу)

По полю летают, к цветкам припадают

Медок собирают, в колоду таскают ж – ж – ж…»

(Дети разбегаются по залу. Девочки – пчелки "салят" мальчиков – цветочков. Мальчики замирают на месте)

Воспитатель: - А сейчас посмотрите на экран, перед вами детский писатель, художник-иллюстратор, композитор, автор и исполнитель собственных песен Ефимова Оксана Алексеевна. Она родилась в г. Курске, издала для детей дразнилки для проказников с иллюстрациями. Среди ее произведений есть «Сережкины истории» - сборник стихов для детей. Андрей прочтет нам одно из них.

(Ребенок читает стихотворение «Я солдат»)

Мне купили автомат.

Значит я теперь солдат!

Охраняю все на свете,

Охраняя всех подряд.

Охранял я нашу кошку,

Чтоб не прыгала в окно,

Только кошка из окошка

Убежала все равно!

Воспитатель: - Во все времена на Курской земле жили талантливые люди, чувствующие природу и людей родного края. Широко известны в нашей стране и за рубежом уроженцы земли Курской, писатели и поэты. И сегодня в нашем крае живут и творят писатели и поэты. Все они – это наследие земли Курской. Нам есть чем гордиться!  Сегодня мы затронули лишь малейшую долю от тех произведений, собранных в данной хрестоматии. Но мы будем знакомиться с ними в дальнейшей деятельности. А наше путешествие по страницам книги подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему "Прощание с осенью"

Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, родственных слов, синонимов....

Методическая разработка литературного сценария (праздника) для подготовительной группы «Кто правила движения знает, тот в беду не попадает».

Данная разработка направленана предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста...

Методическая разработка "Литературно-творческий вечер по произведениям С. Я. Маршака" для средней группе

Конспект "Литературно-творческого вечера по произведениям С. Я. Маршака" для средней группы Описание: вечер развлечения ориентирован для детей средней группы, включает стихи, загадки, участие родит...

Методические разработки на тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ».

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пе...

методическая разработка Литературно-музыкальный час «Детям войны посвящается»

Методическая разработка сценария приуроченного к 75 летию Победы....

Методическая разработка на тему" Обучение детей пересказыванию литературных произведений".

Как научить детей  пересказывать произведения небольшие. на что обращать внимания воспитателям  . над чем работать....

Методическая разработка мероприятия «Маленькие писатели за безопасность железнодорожного переезда!»

В мероприятии сочетается изучение теоретических основ безопасного поведения на улицах и дорогах  с технологией развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. В результате сочинени...