Методическая разработка "Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему "Прощание с осенью"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Трухина Любовь Ивановна

Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, родственных слов, синонимов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему «Прощание с осенью».

Цель: 1. Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, родственных слов, синонимов;

2.Повторение стихов об осени великих русских поэтов;

3.Стимулирование памяти и мышления детей.

Предварительная работа.

Наблюдение примет осени в природе.

Сопоставление ранней и поздней осени в наблюдениях, в стихах поэтов и картинах художников.

 Повторение стихов об осени А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, А.К.Толстого, С.А.Есенина.

Рассматривание осенних пейзажей И.И.Шишкина, И.С.Остроухова, И.И.Левитана.

Слушание фрагментов из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Лексико-грамматические игры и упражнения на образование и согласование относительных прилагательных, подбор признаков, действий, родственных слов, синонимов и антонимов (по теме «Осень»).

Оборудование.

Магнитофонная запись фрагментов из «Времён года» П.И.Чайковского, а также голосов природы (шум ветра, дождя, падающих листьев).

Репродукции картин «Золотая осень» И.И.Левитана и  И.С.Остроухова, «Рожь» И.И.Шишкина.

Сказочные персонажи: «Осень» (логопед), «Туча», «Ветер», «Дождь» (дети с эмблемами на груди).

 Корзина с дарами осени.

 Волшебный сундучок с фишками (200 цветных кружков), призами (по количеству детей в группе), вопросами и заданиями для викторины.

Листы бумаги (ватман) в форме круга диаметром 10 см и цветные карандаши (у каждого ребёнка на столе).

Столы, расставленные произвольно (по количеству детей в группе).

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ.

  1. Вводная часть.

Дети вместе с родителями сидят за семейными столами. Звучит фрагмент из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. Появляется «Осень» со своими спутниками «Ветром», «Тучей», «Дождём». «Осень» предлагает отгадать кто они такие (загадываются загадки из пособия  В.И.Мирясевой и С.В.Коноваленко «Родная природа в стихах и загадках». М. «Гном-пресс», 1999.)

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают,

 Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ёжик листья собирает,

Свою норку укрепляет.

(Осень).

Гнёт к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в руке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нём загадку,

Дети, отгадает?

(Ветер)

Что за птица?

Чёрная, большая.

Над землёй повисла,

Солнце закрывая.

Крупными слезами

Эта птица плачет,

От нее подальше

Мама дочку прячет.

Так она примчится,

Все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Я бегу скорее.

(Туча).

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал-

Всех под зонтики загнал.

(Дождь).

«Осень» сообщает, что пришла в последний день попрощаться с детьми и родителями, пришла не с пустыми руками, а принесла с собой:

1. Дары осени («Отгадайте, какие – получите фишки»);

2. и ещё разные игры и призы победителям.

(Показывает волшебный сундучок, оповещает о начале викторины и приглашает участвовать детей и родителей).

2.Вопросы к викторине:

1. Послушайте и отгадайте, что это звучит. Включает запись голосов природы: шум, завывание ветра, шелест падающих листьев, шум дождя (отгадавшим даёт по одной фишке).

2.Назовите картины и фамилии художников, написавших эти замечательные картины. (выставляет «Золотую осень» И.С.Остроухова, «Золотую осень» И.И.Левитана, «Рожь» И.И.Шишкина). (по две фишки).

3. Почему это мои любимые картины?       (1фишка)

4. Кто знает, музыка какого великого русского композитора звучала в начале занятия?   (1фишка)

5. Почему именно эта музыка прозвучала у нас сегодня?      (1фишка)

6. Каких вы знаете великих русских поэтов, написавших стихи об осени? Назовите фамилию, имя и отчество поэта и первую строчку стихотворения.        (по 2 фишки)

7.Узнайте (отгадайте), из какого стихотворения об осени отрывок. Кто написал это стихотворение?                                          (по 3 фишки)

«…И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимой угрозы».

(А.С.Пушкин Уж небо осенью дышало…)

«…И глядят уныло голые кусты…»

(А.Н.Плещеев Осень наступила…)

«…Листья пожелтелые по ветру летят…»

(А.К.Толстой Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…)

«…Колесом за сини горы солнце тихое скатилось…»

(А.С.Есенин Нивы сжаты, рощи голы…)

«…Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась…»

(А.С.Пушкин  Уж небо осенью дышало)

«…Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось».

(А.С.Есенин Нивы сжаты, рощи голы…)

«…Лишь вдали красуются там, на дне долин…»

(А.К.Толстой Осень! Обсыпается весь наш бедный сад)

8. Какие вы знаете стихи о ранней осени?  Прочитайте наизусть и назовите фамилию, имя и отчество поэта.                             (по 2 фишки)

9. какие приметы ранней осени в этих стихотворениях?              (по 2 фишки)

10. Вспомните стихи поздней осени. Назовите поэта и прочитайте наизусть.  (по 2 фишки)

11. Назовите приметы поздней осени в стихах А.С.Пушкина и С.А.Есенина.   (по 2 фишки)

12. каких вы знаете перелётных птиц?                                            (по 1 фишке)

13. Почему они улетают на юг?                                                        (по 1 фишке)

14.Как летят перелетные птицы в жаркие страны?                         (по 1 фишке)

3.Назовите родственные слова

Журавль –

Аист –

Лебедь –

Соловей –

Кукушка –

(сколько слов, столько фишек)

4. Играем в игру «Эхо» - я называю признак, а вы предметы.

Образец: осенний, -яя, -ее, -ие – осенний лес, осенняя погода, осеннее небо;

Журавлиный, -ая, -ое, -ые –

Лебединый, -ая, -ое, -ые –

(сколько предметов, столько фишек).

5. Играем в игру «Скажи иначе»

ОСЕНЬ

ДЕТИ

Осенью небо серое

Тёмное, хмурое, пасмурное

Осенью деревья нагие

Голые, обнажённые

Осенью цветы высохли

завяли

Осенью птицы улетают стаями

Караваном, косяком, клином

Осенью птицам не хватает еды

Пищи, корма, пропитания

Осенью путь на юг долгий

Длинный, длительный, продолжительный

                                                                                                                       (по 1 фишке)

6. Игра «Узнай вкус»

«Осень» предлагает узнать свои дары (овощи, фрукты) на вкус с закрытыми глазами (завязанными).                                                                                                   (по 1 фишке)

7. Соревнование «Найди и съешь фрукт»

(У участников завязаны глаза, фрукты висят на ниточках).                     (по 1 фишке)

8. Придумайте и нарисуйте на круге цветными карандашами эмблем осени (совместно с родителями)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Заключительное слово «Осени».

Вот и пришла пора расставаться.

Заканчивается осенний последний месяц. Какой это месяц?

Заканчивается и последний день ноября . Какое сегодня число?

Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, старались правильно и красиво говорить, были активными.

Вы выразительно наизусть читали стихи об осени.

Вы знаете великих русских поэтов и художников.

Вы все победили в викторине. У вас у всех много фишек. Я дарю их вам и вручаю всем призы победителей викторины.

До свидания, ребята, до будущей осени!

Дети прощаются с «Осенью». Звучит музыка И.И.Чайковского.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Если ребёнок выговаривает все звуки, то эти упражнения можно не брать или использовать их для улучшения дикции. Если ребёнок не выговаривает звуки, то данный комплекс используем как игровую форму артикуляционной гимнастики. Он включает в себя упражнения для всех групп традиционно нарушенных звуков.

Сказка «У бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки),

С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка),

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами).

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем к верху «чашечкой»).

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд – назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Бабушка шила, а Барсик с катушкой бегал, как будто с живою зверюшкой (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд – назад).

Бабушке нашей всегда помогаем: нитки в иголки мы ей продеваем (узкий язык вытянут вперёд).

Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперёд – назад).

И на зигзаг её переключила (узкий язык двигается влево – вправо).

Петли иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за губами),

Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прядки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу),

Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык – под нижнюю губу).

Дедушка скачет на лошади ловко (щелкаем языком),

Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к небу и открываем рот).

Вот из сарая индюшка пришла, важно сказала: « БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперед – назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

Артикуляционная гимнастика

(упражнения для челюстей)

  1. «Бегемотики» - широко раскрыть рот и подержать его открытым 10 сек.
  2. «Жуём жвачку» - жевательные движения с сомкнутыми губами: сначала в медленном темпе, затем – в быстром.

(упражнения для губ)

  1. «Заборчик» - улыбнуться, зубы видны.
  2. «Хоботок» - вытягивание губ вперед, как при произношении звука «У».
  3. «Бублик» - губы округлены и вытянуты чуть вперёд, зубы видны.
  4. «Заборчик – Хоботок» - чередование.
  5. «Кролик» - зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
  6. Вращательные движения губами.
  7. «Обезьянки» - отставление нижней губы от дёсен и зубов и втягивание её внутрь рта.

(упражнения для языка – выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти)

  1. «Блинчик» - улыбнуться, широкий расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 5 -10 сек.
  2. «Непослушный язычок» - улыбнуться, язык лежит на нижней губе, пошлёпать его губами, произнося: пя-пя-пя…
  3. «Часики» - движения языком вправо – влево, зубы видны.
  4. «Змейка» - узкий напряжённый язык высунуть далеко вперед и удержать 5-10 сек.
  5. «Блинчик – Змейка» - чередование.
  6. «Почистим зубки» - показать зубы, кончиком языка почистить нижние зубы:
  1. Делая движения снизу – вверх;
  2. Из стороны в сторону.
  1. «Качели» - движения широким языком вверх – вниз.
  1. К верхней – нижней губе;
  2. К верхним – нижним зубам;
  3. За верхние – нижние зубы.
  1. «Киска сердится» - кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднята вверх.
  2. «Пирожок» - рот открыт, боковые края языка загнуты и соединены.
  3. «Катушка» - кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта.
  4. «Оближем губки» - рот приоткрыт, облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу.
  5. «Горка» - высунуть язык наружу до отказа.
  6. «Футбол» - напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  7. «Вкусное варенье» - приоткрыть рот, широким краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, нижние зубы видны.
  8. «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуты вверх.
  9. «Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху.
  10. «Чашечка снаружи – внутри» - выдвинуть язык в форме чашечки наружу и задвинуть его вглубь рта (повторить 4-5-раз).
  11. «Лошадка» - пощелкать кончиком языка.
  12. «Плуг» - рот широко открыт, язык с силой загнут к мягкому небу, удержать 2-3 сек.
  13. «Маляр» - кончиком языка, как кисточкой, ведём от резцов до мягкого нёба и обратно
  14. «Грибок» - рот открыт, язык присосать к нёбу, удерживать на счёт 1-10.
  15. «Гармошка» - сделать «Грибок», закрывать и открывать рот, зубы видны.
  16. «Парус» - острый язык поднят за верхние зубы.
  17. «Приклей конфетку» - положение «Парус», открываем и закрываем рот, зубы видны.
  18. «Индюк» - движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, не отрывая от губы, добавить голос пока не послышится: бл-бл-бл…
  19. «Молоточек» - кончик языка стучит за верхними зубами: д-д-д…(сначала медленно, затем темп ускорить).
  20. «Моторчик» - рот широко открыт, язык за верхними зубами ударяется по бугоркам, произнося : дын-дын-дын…(сначала медленно, затем быстрее).
  21. «Заведём моторчик» - движения как при «молоточке», плюс вибрация подъязычной уздечки.

Дыхательная гимнастика.

  1. «Задуй свечку» - вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на свечу, полоску бумаги, щёки не надувать.
  2. «Сдуй снежинку» - улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу, дуть на ватный шарик, лежащий на ладони, произнося звук «ф» (щёки не надувать).
  3. «Фокус» - рот приоткрыт, язык «чашечкой» выдвинут вперед и приподнят, плавно дуть на чёлку.

Самомассаж языка.

  1.  С усилием, сквозь сомкнутые зубы, проталкивать язык вперёд, высовывая его изо рта, затем медленно втягивать вглубь рта (4-5 раз).
  2. Рот приоткрыт. Уперев кончик языка в нижние резцы, с усилием выталкивать язык «горкой», а верхними зубами как бы расчёсывать спинку языка (3-4 раза).
  3. Покусывание языка зубами от кончика до середины и обратно.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

  1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 мин.
  2. Выполняется перед зеркалом с обязательным соблюдением осанки.
  3. Вначале выполняется медленно, неторопливо, но постепенно темп увеличивается.
  4. Необходимо добиваться чёткого, точного выполнения движений.
  5. Упражнения для языка выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.
  6. Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится правильно выполнять движения.
  7. Каждое упражнение выполняется до 10 раз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Сюжетно-дидактическая игра с элементами драматизации «По страницам любимых книг».

Аннотация к учебно-методическому пособию. Сюжетно-дидактической игре с элементами драматизации  «По страницам любимых книг».Образовательная область: художественно-речевое развитие детей.Продолжит...

Учебно-методическое пособие. Вид: сюжетно-дидактическая игра викторина с элементами драматизации.

Аннотация к учебно-методическому материалу Сюжетно-дидактической игре викторине с элементами драматизации  «Путешествие по страницам наших любимых книг».Образовательная область: художественно-реч...

Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему «Прощание с осенью».

Литературно-художественная викторина проводилась в итоге  изучения лексических тем 1 периода с воспитанниками подготовительной группы. Была проведена предварительная работа с детьми по изучению л...

Учебно-методическое пособие. Вид: дидактическая игра-викторина с элементами драматизации «Школа капитана Врунгеля»

Учебно-методическое пособие. Вид: дидактическая  игра-викторина с элементами драматизации «Школа капитана Врунгеля»Однажды нам с ребятами пришла в голову мысль побыть настоящими моряк...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ . Тема: "Рассказы для дошкольников с ОВЗ с элементами драматизации"

Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний - процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими нав...

Методическая разработка литературная викторина с элементами квест-игры "Мои любимые сказки"

Данная методическая разработка предназначена для детей дошкольного возраста 5-6 лет с целью развития связной речи через сказки....