АОП для ребёнка с ТНР 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)

Наталья Анатольевна Киреева

Данная адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Комплексной образовательной программы  для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет» (автор Н.В. Нищева). Рабочая программа рассчитана на один учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr._.2019-2020_s5-6a.doc296.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 5»

группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Согласовано на заседании

Управляющего совета

протокол от __________ № ______

УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5

от ____________ № ________

Адаптированная образовательная программа

для ребенка с тяжёлыми нарушениями речи

с 5 до 6 лет

                                                                 на 2019-2020 учебный год

Разработали:

Иванова Е.Г. - воспитатель

Канева Н.С. - воспитатель

Никитина Я.В. - педагог-психолог

                                                                                         

                            Киреева Н. А -учитель-логопед

 Югорск      

Содержание программы

    I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.............................................................................................................................. 3

        1.1. Пояснительная записка ................................................................................................................. 3

        1.2. Цели и задачи реализации Программы ....................................................................................... 3

        1.3. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником адаптированной          образовательной программы ....................................................................................................................... 5

        1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации программы.

        Характеристика воспитанника ........................................................................................................... 6

  II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................................... 6

        2.1. Коррекционно-образовательная деятельность, осуществляемая учителем-логопедом, педагогом-психологом ................................................................................................................................ 7

       2.2. Тематическое планирование организованной образовательной деятельности ...................... 12

 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ...................................................................................................... 12

       3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка ....................................12

       3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды ........................................... 12

       3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и

воспитания .................................................................................................................................................. 13

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

        Данная адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Комплексной образовательной программы  для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет» (автор Н.В. Нищева). Рабочая программа рассчитана на один учебный год.

        Адаптированная образовательная программа спроектирована для Ф. И ребёнка 21.02.2014 г.рребенка с ОВЗ (тяжелым нарушением речи (далее ТНР). Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования в старшей группе.

         Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон.

Основанием для разработки Программы явились следующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образования:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

- Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”.

Данная программа представляет собой систему коррекционно-развивающей работы, обеспечивающую полноценное овладение фонетической стороной речи, развитие фонематического восприятия, формирование и совершенствование лексико - грамматических средств языка, развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи, что, в целом, позволяет преодолеть тяжелое нарушение речи у дошкольников в условиях группы.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

        Целью Программы является развитие личности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности и общения с учетом её возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

  • создание условий сохранения и укрепления здоровья ребенка, разностороннего развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому;
  • своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, обеспечение квалифицированной коррекции недостатков в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание развивающей коррекционной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе его эмоционального благополучия.
  2.  Воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений.
  3. Развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка.
  4. Формирование коммуникативных умений и сенсорного развития.
  5. Повышение двигательной активности ребенка.
  6. Формирование эмоционально-волевых, личностных качеств, навыков социально-адаптивного поведения.
  7. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  8. Создание условий для устранения речевых недостатков у ребенка и выравнивания речевого и психофизического развития, всестороннего гармоничного развития.
  9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа построена на следующих принципах:   

Общедидактические принципы:

        Принцип доступности — задания подбираются с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

        Принцип активности и сознательности в обучении - активность ребенка в познании снижена, поэтому особое внимание уделяется обеспечению мотивации и формированию саморегуляции деятельности.

        Принцип последовательности и системности - ребенку дается система знаний, усваиваемая в определенной логике и последовательности.

        Принцип наглядности - обучение возможно только при опоре на все органы восприятия (полисенсорная основа обучения).

        Принцип индивидуального подхода - весь образовательный процесс строится с учетом особенностей и потребностей ребенка.

Специальные принципы:

        Этиопатогенетический принцип учитывает причины и механизмы нарушения для правильного построения коррекционной работы.

        Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции обеспечивается возможностью взаимодействия всех специалистов, работающих с ребенком (воспитатели, психолог, логопед, инструктор по ФИЗО, муз.работник и т.д.)

        Принцип коррекционной направленности обучения и воспитания обеспечивается адаптацией всех образовательных направлений, режимных моментов и созданием специальной предметно-пространственной среды.        

        Такой подход обеспечивает:  «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;  поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы;   многообразие форм подготовки и проведения мероприятий;  возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному);  выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).

1.3. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником адаптированной образовательной программы

        Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка.

К целевым ориентирам освоения "Программы" относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

- сформирована способность зрительного контакта во время общения;

- способна к подражанию движений и звуков; 

- выполняет простую артикуляционную гимнастику с помощью взрослого: улыбается, вытягивает губы трубочкой;

- подражает разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого;

- повторяет действия взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр;

- понимает простые речевые инструкции (дай, возьми, покажи) и выполняет их;

- понимает свое имя и соотносит с самим собой, называет свое имя;

- соотносит предметы с их изображением на картинках (предметы, часто используемые ребенком в быту);

- звукоподражает.

- имеет первичные представления о себе (узнает и показывает себя в зеркале), близких людей (узнает и показывает мать, отца), узнает и показывает 2-3 игрушки (мяч, кукла, пирамидка, машинка или др.), узнает и показывает кошку, собаку;

- реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями;

- выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.п.);

- выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;

- соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением;

- находит и приносит заданный хорошо знакомый предмет;

- умеет различать цвета по насыщенности; находит и показывает оттенки цветов;

- проявляет интерес к художественной литературе, слушает художественные произведения, рассматривает иллюстрации;

- собирает разрезные картинки (4—12 частей со всеми видами разрезов), паззлы, кубики с картинками; - сооружает постройки по образцу, схеме (из кубиков, брусков, цилиндров, конусов, пластин);  

- умеет работать с бумагой, складывает лист бумаги вчетверо, создает объемные фигуры (корзинка, кубик, лодочка);

- использует различные изобразительные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные мелки; смешивает краски для получения новых цветов и оттенков;

- проявляет интерес к лепке, умеет лепить мелкие детали, пользуется стекой;

- умеет работать с ножницами,  разрезает бумагу на полоски, вырезает круги из квадратов, овалы из прямоугольников;

- проявляет интерес к пению, выполняет движения под музыку, играет на детских музыкальных инструментах, слушает музыкальные произведения (песня, танец, марш), поет с музыкальным сопровождением, выполняет танцевальные движения под музыку (кружение, «ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг);  

        - умеет ходить на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, в полуприседе, перекатом с пятки на носок, мелким и широким шагом, приставным шагом влево и вправо, ползать на четвереньках с опорой на колени и ладони;  выполняет прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед; умеет подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками; бросать мяч об землю и ловить его двумя руками, отбивать мяч об пол на месте, бросать вдаль мешочки с песком и мячи, метать предметы в горизонтальную и вертикальную цель (расстояние до мишени 3—5 м).

 1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации программы

Характеристика воспитанника

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы Программы, представляющие определенные направления развития и образования.

Основная задача коррекционно-развивающей работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.         

2.1. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы

Направление

Разделы, цели и задачи

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами.

Развивать глазомер в специальных упражнениях и играх.

Учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку.

Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге.

Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и объемные фигуры.

Развитие психических функций

Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.

Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4—8 частей, все виды разрезов) и паз-лами по всем изучаемым лексическим темам.

Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).

Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.

Ознакомление с окружающей действительностью

Совершенствовать умение ориентироваться в детском саду и на участке детского сада. Закрепить и расширить представления о профессиях работников детского сада.

Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Учить самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму.

Учить сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.

Формировать первичные экологические знания. Учить наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Углублять представления о растениях и животных.

Систематизировать знания о временах года и частях суток.

Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы сколько всего? который по счету?

Познакомить с составом числа из единиц в пределах 5.

Формировать представление о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части. Учить называть части, сравнивать целое и часть.

Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной меры; определять величину предмета на глаз, пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче).

Совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.

Закрепить представления о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности. Сформировать представление о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.

Речевое развитие

Развитие словаря

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Работа над слоговой структурой слова

Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

Совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Развитие связной речи и речевого общения

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Креативное развитие

Конструирование.

Развивать конструктивный праксис и тонкую пальцевую моторику в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

Совершенствовать навыки сооружения построек по образцу, схеме, описанию — из разнообразных по форме и величине деталей (кубиков, брусков, цилиндров, конусов, пластин).

Совершенствовать навыки работы с бумагой, учить складывать лист бумаги вчетверо, создавать объемные фигуры (корзинка, кубик, лодочка), работать по готовой выкройке.

Рисование.

Способствовать дальнейшему овладению разными способами рисования различными изобразительными материалами: гуашью, акварелью, цветными карандашами, цветными мелками, пастелью, угольным карандашом.

Развивать чувство цвета, знакомить с новыми цветами и цветовыми оттенками, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. Учить передавать оттенки цвета при работе карандашом, изменяя нажим.

Лепка. Продолжать развивать интерес к лепке, закреплять навыки аккуратной лепки, совершенствовать навыки лепки предметов и объектов (пластическим, конструктивным и комбинированным способами) с натуры и по представлению из различных материалов (глина, пластилин, соленое тесто), передавая при этом характерные особенности и соблюдая пропорции. Формировать умение лепить мелкие детали. Совершенствовать умение украшать поделки рисунком с помощью стеки.

Аппликация. Совершенствовать навыки работы с ножницами, учить разрезать бумагу на полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; преобразовывать одни фигуры в другие (квадраты и прямоугольники — в полоски и т. п.). Учить создавать изображения предметов, декоративные и сюжетные композиции из геометрических фигур.

Музыкальное развитие

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней.

Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов.

Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.

Слушание. Учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии.

Пение. Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. Совершенствовать певческие навыки, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова.

Музыкально-ритмические движения. Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами. Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку (кружение, «ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг).

Прививать умение самостоятельно исполнять танцы и пляски, запоминая последовательность танцевальных движений.

Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах. Отрабатывать навыки игры в ансамбле. Совершенствовать приемы игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность. Учить точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру. Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музицирования.

Игровая и театрализованная деятельность

Учить ребенка самостоятельно организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность.

Развивать в игре коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость на чувства окружающих людей.

Подвижные игры. Учить ребенка овладевать основами двигательной и гигиенической культуры. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве. Учить организовывать игры-соревнования, игры-эстафеты, участвовать в них, соблюдать правила.

Настолько-печатные дидактические игры. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры (парные картинки, лото, домино, игры-«ходилки», головоломки), учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Обогащать в игре знания и представления об окружающем мире. Развивать интеллектуальное мышление, формировать навыки абстрактных представлений. Развивать дружелюбие и дисциплинированность.

Сюжетно-ролевая игра. Совершенствовать способы взаимодействия в игре со сверстниками. Развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов. Учить самостоятельно организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и соблюдать правила, распределять роли, прогнозировать ролевые действия и ролевое поведение, согласовывать свои действия с действиями других участников игры. Учить расширять игровой сюжет путем объединения нескольких сюжетных линий.

Физическое развитие

Продолжать формировать правильную осанку, проводить профилактику плоскостопия.

Осуществлять непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических).

Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, координированность и точность действий, способность поддерживать равновесие. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.

Основные движения

Ходьба и бег. Совершенствовать навыки ходьбы на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, в полуприседе, перекатом с пятки на носок, мелким и широким шагом, приставным шагом влево и вправо.

Совершенствовать навыки ходьбы в чередовании с бегом, бега с различной скоростью, с изменением скорости, челночного бега.

Ползание и лазание. Совершенствовать умение ползать на четвереньках с опорой на колени и ладони; «змейкой» между предметами, толкая перед собой головой мяч (расстояние 3—4 м), ползания по гимнастической скамейке на животе, на коленях; ползания по гимнастической скамейке с опорой на колени и предплечья. Обучать вползанию и сползанию по наклонной доске, ползанию на четвереньках по гимнастической скамейке назад; пролезанию в обруч, переползанию через скамейку, бревно; лазанию с одного пролета гимнастической стенки на другой, поднимаясь по диагонали, спускаясь вниз по одному пролету.

Прыжки. Совершенствовать умение выполнять прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед. Обучать прыжкам разными способами: ноги скрестно — ноги врозь, одна нога вперед — другая назад; перепрыгивать с ноги на ногу на месте, с продвижением вперед. Учить перепрыгивать предметы с места высотой до 30 см.

Катание, ловля, бросание. Закрепить и совершенствовать навыки катания предметов (обручей, мячей разного диаметра) различными способами. Обучать прокатыванию предметов в заданном направлении с помощью двух рук. Совершенствовать умение подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками и с хлопками; бросать мяч об землю и ловить его двумя руками. Формировать умение отбивать мяч об пол на месте (10—15 раз), перебрасывать мяч из одной руки в другую, подбрасывать и ловить мяч одной рукой (правой и левой) 3—5 раз подряд, перебрасывать мяч друг другу и ловить его из разных исходных положений, разными способами, в разных построениях. Учить бросать вдаль мешочки с песком и мячи, метать предметы в горизонтальную и вертикальную цель (расстояние до мишени 3—5 м).

Общеразвивающие упражнения

Осуществлять дальнейшее совершенствование движений рук и плечевого пояса, учить разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову; поднимать вверх руки со сцепленными в замок пальцами; поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.

Учить выполнять упражнения для развития и укрепления мышц спины, поднимать и опускать руки, стоя у стены; поднимать и опускать поочередно прямые ноги, взявшись руками за рейку гимнастической стенки на уровне пояса; наклоняться вперед и стараться коснуться ладонями пола; учить наклоняться в стороны, не сгибая ноги в коленях; поворачиваться, разводя руки в стороны; поочередно отводить ноги в стороны из упора присев; подтягивать голову и ноги к груди, лежа; подтягиваться на гимнастической скамейке.

Учить выполнять упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и ног; приседать, поднимая руки вверх, в стороны, за спину; выполнять выпад вперед, в сторону, совершая движение руками; катать и захватывать предметы пальцами ног. При выполнении упражнений использовать различные исходные положения (сидя, стоя, лежа, стоя на коленях и др.). Учить выполнять упражнения как без предметов, так и различными предметами (гимнастическими палками, мячами, кеглями, обручами, скакалками и др.).

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка в рамках педагогического мониторинга (диагностики). Также диагностическое обследование проводится педагогом-психологом и учителем-логопедом с помощью методики Е.А. Стребелевой.

        Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с родителями ребёнка, педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого может отмечаться мотивационный аспект деятельности.

        Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения ребенка.

2.2. Тематическое планирование организованной образовательной деятельности.

          Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности в МБОУ "СОШ №5" старшего дошкольного возраста строится на основе тематического планирования «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет» для старшего дошкольного возраста, Н.В. Нищева (стр.130-137). Приложение 1

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка

        Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности для ребенка являются индивидуальные занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом продолжительностью 20-25 минут, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов и развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда, психолога, воспитателей, инструктора по ФИЗО и музыкального работника.

        Цель коррекционной работы – это максимальная коррекция и компенсация психических процессов и познавательных способностей ребенка; речевого развития и развитие социально-коммуникативных навыков.

В соответствии с поставленными целями в ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
  • сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;
  • систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;
  • интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия;
  • использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи ребенку, испытывающих затруднения в различных видах деятельности.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит,   способствует   всестороннему  гармоничному  развитию личности.

1. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза.

2. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.

3. Игрушки и тренажеры для развития дыхания.

  1. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
  2. Настольно-печатные дидактические игры, лото, домино по изучаемым лексическим темам.
  3. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков.
  4. Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
  5. Картотека словесных игр.
  6. Парные картинки.

Центр сенсорного развития

  1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки).
  2. Звучащие игрушки-заместители (маленькие коробочки с различными наполнителями — горохом, фасолью, камушками и т. п.).
  3. Кинетический песок.
  4. Крупные предметные картинки с изображениями животных и птиц.
  5. Игра «Раскрась картинку».
  6. Палочки Кюизенера.
  7. Доски Сегена.
  8. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.
  9. Белая магнитная доска с комплектом фломастеров.
  10.  Деревянная доска и цветные мелки.
  11.  Мягкие цветные карандаши.
  12.  Восковые мелки.
  13.  Белая и цветная бумага для рисования.
  14.  Массажные мячики разных цветов и размеров (су-джок).

3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и

воспитания

Перечень программ

и технологий

Н.В. Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).

Перечень пособий

1. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие.

2. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки. 2015

3. Методика Новиковой - Иванцовой Т.Н. для неговорящих детей.

4. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития с грубыми множественными нарушениями. //Дефектология – №2, 1998.

5. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с

различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75

6. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / Стребелева Е.А. – 3-е издание М.: Просвещение, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ООД

   

 Календарно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности с

Тымченко Елизаветой, ребенок с ТНР

на 2018-2019 учебный год

Дата

№п/п

ООД

Тема

ООД

Лексика

Грамматический строй речи

Мелкая моторика, физминутка

Формы, методы работы

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1

10-14

1

Сад. Фрукты. Ягоды.

Существительные: фрукты, яблоко, груша, слива, апельсин, сок, мандарин, дерево, косточка, кожура, варенье, повидло, клубника, смородина, крыжовник, ягоды, лимон.

Прилагательные: сочный, вкусный, яблочное, румяное (яблоко), лимонный, вишневый, сладкий клубничное, кислый, садовод.

Глагол: собирать, варить, расти, поспевать, сушить, срывать, наливаться, краснеть, поспевать.

1. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

3. Развитие общего внимания и понимания речи.

4. Развитие мелкой моторики.

П/и   «Ёжик и барабан»

1. Игра  «Поможем клоуну Роме».

2. Игра «Телефон».

3. Игра «Послушай-повтори».

Предметные картинки по теме «Фрукты», «Ягоды».

Игра «Поможем клоуну Роме».

2

17-21

2

Огород. Овощи.

Существительные: редис, баклажан, свекла, бобы, помидор, горох, тыква, кочан, редька, ботва, стручок, урожай, огород, грядка, лопата, овощи.

Прилагательные: сочный, круглый, овощной, горький, сладкий, мелкий, жёлтый, красный, полезный.

Глагол: копать, рвать, таскать, выкапывать, заготавливать.

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики.

3. Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.

П/и  «Урожай»

1. Игра  «Назови ласково».

2. Игра  «Разноцветные флажки».

3. Игра «Разрезные картинки».

Предметные картинки по теме «Овощи».

Разрезные картинки овощей.

3

24-28

3

Лес. Грибы. Ягоды.

Существительные: гриб, ножка, шляпка, лисичка, подосиновик, масленок, мухомор, белый гриб, малина, корзина, брусника, клюква, черника, голубика.

Прилагательные: съедобный, несъедобный, кислая, сладкая, красная, чёрная, вкусная.

Глагол: расти, краснеть, прятаться, искать, находить, срезать.

1. Образование формы родительного падежа имён существительных мужского и женского рода.

2. Употребление предлогов на.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.

П\г   «За ягодами»

1. Игра «Чего не стало?».

2. Игра  «Прятки».

3. Игра  «Разноцветные флажки».

Предметные картинки по теме «Грибы. Ягоды».

Игрушки ёжик, белочка.

ОКТЯБРЬ

4

1-5

4

Деревья

Существительные:  лист, дуб, листопад, дерево, берёза, рябина, тополь, сосна, осина, ствол.

Прилагательные: жёлтый, красный, зелёный.

Глагол: опадать, желтеть, краснеть, шелестеть, вянуть.

1. Развитие длительного направленного плавного выдоха.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3. Развитие мелкой моторики.

П/и   «Листья»

Обвести листья по точкам.

1. Упражнение «Осенние листочки».

2. Игра «Разноцветные листья».

3. Игра «Назови ласково».

Предметные картинки по теме «Деревья».

Мяч.

Изображения деревьев.

Цв. карандаши.

5

8-12

5

Осень. Признаки осени.

Существительные:  осень, погода, дождь, грязь, земля, сырость, ветер.

Прилагательные: хмурый, сильный, осенний, пасмурный, проливной.

Глагол: лить, дуть, моросить, срывать (листья), хмуриться.

Наречия: сыро, пасмурно.

1. Активизация глагольного словаря.

2. Образование формы множественного числа существительных.

3.  Развитие мелкой моторики.

4. Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.

П/и   «Дождик»

Обвести капельку по точкам.

1. Игра «Подбери слово».

2. «Один-много».

3. Игра « Капелька».

Сюжетная картина  «Ранняя осень».

Тетрадь Н. В. Нищева  №1 (капелька).

Цветные карандаши.

6

15-19

6

Птицы.

Существительные: клюв, голова, крылья, лапки, перья, хвост, туловище, ласточка, утки, гуси,

лебеди, утенок, гнездо.

Прилагательные: серый, белый, маленький, высокая, желторотый.

Глагол: кормить, выводить, улетать, поет, клевать, порхает, планирует, кружит, прыгать.

1.  Употребление предлогов на, под, над.

2.  Развитие диалогической речи.

3.  Образование существительных в форме единственного и множественного числа

4.  Развитие мелкой моторики.

П/и   «Ласточки летели»

1. Игра «Подбери слово».

2.  Игра «У кормушки».

3.Игра «Один-

два».

Предметные картинки по теме «Птицы».

Кормушка.

Схема-описание.

7

22-26

7

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Существительные: одежда, кеды, платье, брюки, юбка, кофта, колготки, косынка, шляпа, пояс, рукав, обувь, сандалии, валенки, чешки, шорты.

Прилагательные: осенняя, летняя, теплая, вязаная, меховая, зимняя, мятый, глаженый, резиновый, нарядный, шерстяной.

Глагол: одевать, надевать, снимать, вешать, завязывать, развязывать, застегивать, расстегивать, обуваться, разуваться.

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2.  Совершенствование навыков ориентировки в пространстве.

3.   Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики.

П/г «Гномики-прачки».

1. Игра «Большой-маленький».

2. Игра «В магазине».

3. Игра «У меня нет…».

4. Игра «Сложить картинку».

Предметные картинки по теме «Одежда, обувь, головные уборы».

Разрезные картинки.

Сюжетная игра «Магазин одежды».

8

29-2

8

Моя семья.

Существительные: бабушка, прабабушка, мама, папа, брат, дедушка, сестра, прадед, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, сын, дочь.

Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, добрая, строгая трудолюбивая, вежливая, старая, молодая.

Глагол: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, убирать, стирать, мыть, работать, растить.

1.  Согласование существительных с прилагательными.

2.  Образование существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа и глаголов в форме единственного и множественного числа изъявительного наклонения.

3.  Развитие мелкой моторики.

П/и  «Маму я свою люблю..»

1.  Игра «Мама».

2.  Игра «Один-два».

Предметные картинки по теме «Моя семья».

Фотографии семьи.

НОЯБРЬ

9

5-9

9

Домашние птицы.

Существительные: доярка, петух, курица, утка, гусь, индюк, крыло – крылья, перо – перья, пух, яйцо – яйца, гребешок, голова, шея, туловище, цыпленок..

Прилагательные: домашний, пушистый, красивый.

Глагол: кукарекает, крякать, гоготать, плавать, нырять, переплывать, взлетать (на забор),  садиться.

1. Активизация глагольного словаря.

2.  Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят.

3.  Образование формы множественного числа существительных.

4.  Развитие зрительного гнозиса, тонкой моторики.

П/и  «Домашние птицы»

Обвести по точкам.

1. Игра «Подбери слово».

2.  Игра «Найди маму».

3.  Игра «Один-много».

Предметные картинки по теме «Домашние птицы».

Тетрадь Н. В. Нищева №1.

Цветные карандаши.

10

12-16

10

Дикие животные.

Существительные:  нора, заяц, берлога, лиса, белка, бельчонок, зайчонок, медведица, голова, шея, туловище, хвост.

Прилагательные:  мохнатый, рыжий, серый, голодный, коричневый.

Глагол:  рычать, мычать,  грызть, выть, прыгать.

1.  Употребление существительных с суффиксами

–онок, -енок, -ат, -ят.

2.  Подготовка к составлению описательных рассказов о животных.

3.  Развитие речевого слуха, мышления, памяти.

4. Развитие мелкой моторики.

П/г  «Сидит белка на тележке»

1. «Назови семью».

2.  Игра «Расскажи о животном».

3.  Игра «Кто лишний?».

4.  Раскрасить кошку с котёнком.

Предметные картинки по теме «Дикие животные».

Схема-описание.

11

19-23

11

Наземный транспорт.

Существительные: машина, автобус, остановка, кузов, руль, колесо, фары, дверь, велосипед, мопед, мотоцикл, самосвал.

Прилагательные: грузовой, легковой, наземный.

Глагол: ехать, заводить, чинить, заправлять, ремонтировать.

Наречия: далеко, близко, высоко, низко.

1. Называть части целого предмета.

2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

3.  Развитие зрительного восприятия и внимания,  тонкой моторики.

П/и  «Мчится поезд»

1. Игра «Назови одним словом».

2. Игра «Один-много».

3.  Игра «Что перепутал художник?»

Игрушки по теме «Наземный транспорт», мост, гараж.

Разрезные картинки.

12

26-30

12

Детский сад.

Существительные: воспитатель, повар, психолог, прачка логопед, методист, медсестра, помощник воспитателя.

Прилагательные: вежливый, добрый, заботливый, внимательный.

Глагол: воспитывать, заниматься, учить, писать, считать, мыть, подметать, готовить, лечить, шить, кормить, рисовать.

1. Образование существительных единственного и множественного числа  в разных падежах.

 Р.п.: В детском саду есть машинки, куклы, много игрушек, карандашей.

 Т.п.: Дети рисуют карандашом, мелками.

 П.п.: Рассказывать о празднике, о занятиях.

2.  Совершенствование навыков ориентировки в пространстве.

3.  Развитие внимания,  зрительного гнозиса, тонкой моторики.

П/и    «Мы делаем зарядку»

1. Игра «Подбери слово».

2.  Игра «Послушай и повтори».

3.  Игра «Сложить картинку».

Предметные картинки с изображениями людей, работающих в детском саду.

Разрезные картинки.

ДЕКАБРЬ

13

3-7

13

Зима. Зимующие птицы.

Существительные: зима, снег, лед, сугробы, снегопад, воробей, клюв, ворона, сорока, дятел, снегирь, синица, голубь, лапы, хвост, сало, зерно, кормушка, крупа.

Прилагательные: чистый, липкий, пушистый, мягкий, холодный, ледяной, вьюжный, зимний, скользкий, зимующие (птицы).

Глагол: летать, прыгать, зимовать, клевать, чирикать, каркать, замерзать, кружиться, блестеть, дуть, покрывать, скользить.

1. Образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа.

2. Работа над слоговой структурой слова.

3. Развитие внимания,  зрительного гнозиса, тонкой моторики.

  П/и   «Снегири»

1. Игра «У кормушки».

2. Игра «Телефон».

3. Игра «Найди птицу».

Предметные картинки по теме «Зимующие птицы».

Цветные карандаши.

Картинка-наложение зимующих птиц.

14

10-14

14

Наш город.

Существительные: северный край, магазины, бассейны, банки, музеи, аэропорт, аптеки, школа, железнодорожный вокзал,  детский сад, улица, дом.

Прилагательные: чистый, большой, снежный, холодный, северный, красивый, широкий, старинный.

Глагол: строить, убирать, украшать, ремонтировать, любоваться, отдыхать.

1. Антонимы (широкий – узкий, далеко – близко, вверху – внизу, старый – новый).

2. Образование существительных единственного и множественного числа.

3. Развитие тонкой моторики.

П/и «Летний сад»

Обвести по точкам.

1. Игра «Скажи наоборот».

2. Игра «Один-много».

Фотографии города Советский.

Изображение отдельных зданий.

Цветные карандаши.

15

17-21

15

Воздушный транспорт.

Существительные: самолёт, вертолёт, лётчик, пассажир, корпус, крылья, пропеллер, кабина, пилот.

Прилагательные: воздушный, большой, маленький.

Глагол: управлять, взлетать, лететь, приземляться.

Наречия: далеко, близко, высоко, низко.

1. Называть части целого предмета.

2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

3. Работа над слоговой структурой слова.

4. Развитие зрительного восприятия и внимания,  тонкой моторики.

П/и «Самолёт»

1. Игра «Назови одним словом».

2. Игра «Один-много».

3. Игра «Телефон».

4. Игра «Что здесь нарисовано?».

Предметные картинки по теме «Воздушный транспорт».

Цветные карандаши

16

24-28

16

Новогодний праздник.

Существительные: ель, игрушки: бусы, маска, фонарик, мишура, карнавал, гирлянды, хоровод, утренник, подарок, танец, костюм, Дед Мороз, Снегурочка.

Прилагательные: стройная, зеленая, пушистая, душистая, колючие (иголки), веселые, бумажные, стеклянные, семейный (праздник).

Глагол: наряжать, развешивать, встречать, сиять, выступать, рассказывать, петь, танцевать.

1.  Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.

2. Употребление существительных единственного числа в косвенных падежах.

3. Согласование числительных с существительными в роде и числе.

4. Развитие зрительного восприятия и внимания,  тонкой моторики.

П/и «Снежная баба»

Обвести и украсить ёлку.

1. Рассматривание картины «У ёлки», беседа.

2. Игра «Украсим ёлочку».

3. Игра «Посчитаем».

4. Игра «Выполни поручение».

Сюжетная картина «У ёлки».

Новогодние игрушки.

Тетрадь Н. В. Нищева №1.

Цветные карандаши.

ЯНВАРЬ

17

8-11

17

Посуда.

Существительные: посуда, блюдце, вилка, сковорода, сахарница, ложка,  хлебница, ручка, донышко, дно, стенка (кастрюля), стакан, чашка, тарелка.

Прилагательные: глубокая, мелкая, железная, деревянная, фарфоровая, пластмассовая, новая, красивая.

Глагол: наливать, выливать,  пить, класть, жарить, вытирать, варить, сушить, ставить, складывать, разбивать.

1.  Совершенствование навыков ориентировки на плоскости.

2.  Развитие внимания,  зрительного гнозиса, тонкой моторики.

3.   Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

П/и   «Посуда»

1. Игра «Послушай и выполни».

2. Игра «У белочки в гостях».

3. Игра «Разбитая чашка».

4. Игра «Назови ласково».

Игрушки по теме «Посуда».

Разрезные картинки.

18

14-18

18

Продукты.

Существительные: щи, борщ, бутерброд, сироп, гуляш, завтрак, обед, полдник, ужин, меню, кухня, продукты, пирог, пирожки, кисель, творог, повар.

Прилагательные: вкусный, сладкий, ржаной, мясной, пшенная молочный, рыбный, жирный, грибной, манная.

Глагол: готовить, варить, жарить, печь, солить, пробовать, резать, наливать.

1. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

2. Образование относительных прилагательных.

3. Развитие зрительного восприятия и внимания.

П/г   «Мы месим тесто»

1. Игра «Поварёнок».

2. Игра «Маленькая хозяйка».

3.  Игра «В гости к мышке».

Предметные картинки по теме «Продукты».

19

21-25

19

Мебель.

Существительные: мебель, шкаф, полка, спинка, сиденье (стула),  стол, стул, кровать, диван, кресло, ножка.

Прилагательные: детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный, деревянный, пластмассовая.

Глагол: сидеть, лежать, спать, задвигать, раздвигать (диван).

1.  Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.

2. Употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами.

3. Развитие внимания,  зрительного гнозиса, тонкой моторики.

П/г «Много мебели в квартире»

1. Игра «Послушай и назови».

2.  Игра «Помоги мне».

3.  Игра «Сложить картинку».

Предметные картинки по теме «Мебель».

Кукольная мебель.

Разрезные картинки.

Мяч.

20

28-01

20

Спорт.

Существительные: бег, лыжи, фигурное катание, боксер, лыжник, пловец, тяжелоатлет, конькобежец, велосипедист, велосипед, мяч, штанга, обруч, боксерские перчатки.

Прилагательные: сильный, смелый, отважный, быстрый.

Глагол: бегать, прыгать, бросать, метать, плавать.

1. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

3. Развитие внимания,  зрительного гнозиса, тонкой моторики.

П/и   « Мы делаем зарядку »

Обвести спортивный инвентарь.

1. Игра «Расскажи».

2. Игра «Посчитаем».

3.  Игра «Один-много».

Предметные картинки по теме «Спорт».

Цветные карандаши.

Картинки спортивного инвентаря.

ФЕВРАЛЬ

21

4-8

21

Животные Севера.

Существительные: северный олень, тюлень, морж, белый медведь.

Части тела: туловище, голова, копыта, рога, морда, хвост, уши.

Прилагательные: белый, мохнатый, пушистая, толстый, сильный, хищный, быстрый.

Глагол: ходить, грызть, прятать, выть, рычать, прятаться.

1. Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей.

2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

3. Работа над слоговой структурой слова.

    П/и   «Белый медведь»

1. Игра «Назови семью».

2. Игра «Один-много».

3.  Игра «Что здесь

нарисовано?».

Предметные картинки по теме «Животные Севера».

Цветные карандаши.

22

11-15

22

День Защитника Отечества

Существительные: солдат, моряк, матрос, капитан, мир, война, герой, фуражка, автомат, пулемет, танк, граница, подводная лодка, летчик.

Прилагательные: военный, смелый, храбрый, сильный, закаленный, отважный.

Глагол: охранять, защищать, прыгать с парашютом, стоять на посту.

1. Согласование существительных с прилагательными.

2. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

3. Развитие зрительного восприятия и внимания.

4. Работа над слоговой структурой слова.

П/и  «Пограничники»

1. Игра «Какой герой?».

2. Игра «Армия».

3. Игра «Назови военную технику».

4. Игра «Телефон».

Предметные картинки по теме «Армия».

Цветные карандаши.

Картинка-наложение животных.

23

18-22

23

Мужские профессии.

Существительные: строитель, водитель, дворник, садовник, сапожник, художник, маляр, доктор.

Прилагательные: вежливый, строгий, добросовестный, заботливый.

Глагол: строить, ремонтировать, водить, красить, чинить,  водить, подметать, охранять.

1. Образование названий профессий с помощью суффиксов –чик, -ист.

2. Согласование существительных с прилагательными.

3. Развитие зрительного восприятия и внимания.

4. Работа над слоговой структурой слова.

П/и  «Пограничники»

1. Игра «Кто кем работает?».

2. Игра «Кому что нужно?».

3. Игра «Телефон».

Предметные картинки по теме «Мужские профессии».

Цветные карандаши.

24

25-1

24

Женские профессии.

Существительные: воспитатель, учительница, доярка, тренер, врач, логопед, повар, медсестра, продавец, профессия, парикмахер.

Прилагательные: аккуратная, добрая, строгая, старательная.

Глагол: воспитывать, учить, шить, доить, кормить, лечить, продавать.

1. Развитие связного высказывания о профессиях мам.

2. Употребление имён существительных в косвенных падежах.

3. Развитие творческого воображения, подражательности, общей моторики.

П/и   «Наперсток  »

1. Игра «Расскажи».

2. Игра «Кому что нужно?».

3.  Игра «Профессии».

Предметные картинки по теме «Женские профессии».

 

МАРТ

25

4-8

25

Весна. Признаки весны.

Существительные: весна, природа, капель, сосулька, ручей, почка, лужа, льдина.

Прилагательные: весенний, прохладный, яркий, солнечный, ясное (небо), рыхлый, липкий.

Глагол: пришла, капать, оживает, припекает (солнце), сходит (снег), журчат, бегут, звенят (ручьи), пригревать.

Наречия: высоко, тепло, холодно.

1. Уточнение глагольного словаря.

2. Развитие зрительного восприятия и внимания.

3. Антонимы.

4. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

П/и «Веснянка»

1. Беседа по сюжетной картине «Приметы весны».

2. Игра «Солнышко».

3. Игра «Что делает?».

4. Игра «Скажи наоборот».

Сюжетная картина «Приметы весны».

Тетрадь Н. В. Нищева №1.

Цветные карандаши.

26

11-15

26

Животные жарких стран.

Существительные: Африка, жираф, бегемот, лев, леопард, слон, кенгуру, черепаха, антилопа, носорог.

Прилагательные: огромный, пятнистый, лохматый, быстрый,

неуклюжий, медлительный, выносливый.

Глагол: прыгает, гоняется, рычит, охотиться, скрываться, убегать, подкрадываться, защищаться, нападать.

1. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

2. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

3. Развитие зрительного восприятия и внимания, слухового внимания.

П/и « Жираф »

1. Игра «Один-много».

2. Игра «Назови ласково».

3.  Игра «Назови животных».

Предметные картинки по теме «Животные жарких стран».

Картинка-наложение животных.

Цв.карандаши.

27

18-22

27

Комнатные растения.

Существительные: фиалка, лист, кактусы, лейка, земля, стебель, бутон, герань, запах, букет, горшок, лепесток.

Прилагательные: красивый, приятный, нежный, колючий.

Глагол: расти, расцветать, ухаживать, сажать, протирать, поливать.

1. Развитие связной речи.

2. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

3. Согласование имени существительных с прилагательными.

4. Развитие тонкой моторики.

П/и  «На окошке в горшочках»

1. Беседа по сюжетной картине «В уголке природы».

2. Игра «Сложить картинки».

3. Игра «Какой? Какие?».

Предметные картинки по теме «Комнатные растения».

Тетрадь Н. В. Нищева №1.

Цв. карандаши.

28

25-29

28

Дикие животные и птицы.

Существительные:  нора, заяц, берлога, лиса, белка, бельчонок, зайчонок, медведица, голова, шея, туловище, хвост, ласточка, грач, чиж, хвост, перо, клюв.

Прилагательные:  мохнатый, рыжий, серый, голодный, коричневый.

Глагол:  рычать, мычать,  грызть, выть, прыгать, летать, сидеть, кормить.

1. Употребление предложно-падежных конструкций.

2. Употребление существительных с суффиксами

–онок, -енок, -ат, -ят.

3. Образование существительных единственного и множественного числа.

П/и   «Ласточки летели»

1. Игра «Что изменилось?».

2. Игра «Найдём детёнышей».

3. Игра «Один-много».

Предметные картинки по теме «Дикие птицы и животные».

Кормушка для птиц.

АПРЕЛЬ

29

1-5

29

Космос.

Существительные: Земля, Луна, Солнце, космос, звезда, ракета, космонавт, телескоп.

Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический.

Глагол: лететь, взлетать, приземляться, отражать.

Наречия: далеко - близко, высоко – низко, темно – светло, ярко – тускло.

1. Антонимы.

2. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

3. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

П/и   « Ракета »

1. Игра «Скажи наоборот».

2. Игра «Один-много».

3.  Игра «Сложить картинку».

Предметные картинки по теме «Космос».

Разрезные картинки.

30

8-12

30

Домашние животные и птицы.

Существительные: пёс, кошка, бык, птенец, детёныш, селезень, утка, петух, перо, шерсть, пух, когти, нога, лапа, свинья, овца.

Прилагательные: забавный, маленький, большой, жёлтый.

Глагол: поить, чистить, ухаживать, кормить.

1. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия.

2. Составление простых предложений.

3. Употребление существительных с суффиксами

–онок, -ок.

4. Развитие речевого слуха, внимания.

П\и «Тузик»

1. Беседа по сюжетной картинке «Собака со щенятами».

2. Игра «Кто какую пользу приносит?».

3. Игра «У кого кто?».

Предметные картинки по теме «Домашние птицы и животные».

31

15-19

31

Водный транспорт.

Существительные: катер, парус, корабль, теплоход, яхта.

Прилагательные: водный, длинный, красивый, короткий.

Глагол: идти, плывёт, гудеть.

1. Называть части целого предмета.

2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

3. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

П\г «Кораблики»

1. Игра «Части и целое».

2. Игра «Путешествие».

3. Игра  Один-много».

Предметные картинки по теме «Водный транспорт».

Игрушки: катер, корабль.

32

22-26

32

Игрушки.

Существительные: игрушка, мяч, машина, кубики, конструктор, пирамидка, кукла.

Прилагательные: пластмассовая, деревянная, резиновая, плюшевый, железная, красивая, соломенная.

Глагол: играть, собирать, бросать, катать, ломать.

1. Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия.

3. Составление описательного рассказа.

4. Развитие зрительного восприятия и внимания.

П\и  «Мячик»

1. Игра «Большой-маленький».

2. Игра «Расскажи».

Предметные картинки по теме «Игрушки».

Тетрадь Н. В. Нищева №1.

Цветные карандаши.

29-3

Резервная неделя

МАЙ

6-10

Резервная неделя

13-17

Резервная неделя

20-24

Резервная неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

Тематический стенд -консульиация на тему здоровьесберегающие технологии...

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

тематический стенд- консультация по здоровьесберегающим технологиям...

Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.

Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...

родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"

конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и  приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....