Игровое распевание как технология для формирования и развития певческого голоса детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Как же настроить такой хрупкий, тонкий музыкальный инструмент - детский голос?  

Как правило, детям очень нравится петь. А вот распеваться никто не любит. Всё дело в том, что раздел "распевание" - это "белое пятно" в программе музыкального воспитания, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар.

Но как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если не будут этому обучаться? 

 Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться.] Поэтому на своих занятиях мы применяем  методику игрового распевания.

Игровое распевание – это упражнения для голоса в форме коротких песен с игровым содержанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение.


«Жаба Квака»

Жаба Квака с солнцем встала,

 Сладко- сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (жевательные движения, глотание)

Да водички поглотала.

 На кувшинку села, песенку запела:

« Ква - а -  а - а! Квэ -  э - э - э! ква - а - а - а!»  (произносят звуки отрывисто и четко)

Жизнь у Кваки хороша!

D:\Новая папка\1675147835_3-106.jpg

Игра «Неваляшка»

Динь- дон, дили- дон,

Что за странный перезвон (покачивания с одной ноги на другую)

Слышен он со всех сторонC:\Users\Acer\Pictures\Без названия (9).jpg

Дили, дили, дили дон.

 Под музыку на счет «раз» - губы в улыбке

На счет «два» - губы вытянуть вперед и спеть «дон»

Песенка – игра «Посмотрите за собой»

 Педагог поет:

Ручки как у нас лежат? Ножки как у нас стоят?

 Ну, разок, ну другой, посмотрите за собой.

 Дети отвечают:

 Мы тихонько все сидим и нисколько не шалимD:\Новая папка\ocr (1).jpg

 Мы разок, мы другой посмотрели за собой.

«Дождик»

 Нынче дождик не простой (стряхиваем с пальчиков водичку)

 Нынче дождик золотой

Он совсем не водяной

Нету тучки ни одной.

Листопад, листопад, («фонарики»)

Листья по ветру летят

Шумный ветер налетел (снимаем «перчатки» с пальчиков)

Все деревья он раздел

День осенний так хорош

Сколько листьев соберешь

Листопад, листопад, листья по ветру летят. («фонарики»)

Осень листья дождь - 35 фото


«Деревенский разговор»

Наши уточки с утра кря, кря, кря, кря, кря, кря,

Наши гуси у пруда: га, га, га, га, га, га,

 А индюк среди двора

Бал, бал, бал, бал, бал, бал,

 Наши гуленьки вверху ргу, ргу, ргу, ргу, ргу, ргу,

 Наши курочки в окно: ко, ко, ко, ко, ко, ко,

 А наш Петя по утру нам споет: кукареку!

D:\Новая папка\slide-3.jpg

МБДОУ «Детский сад «Семицветик»

г. Новый Уренгой

Выступление на ГМО

Тема: Игровое распевание как технология для формирования и  развития певческого голоса  детей дошкольного возраста.

Подготовила:  муз. руководитель

Исаева М.А.

2023г.

Одним из центральных и самых любимых разделов музыкального занятия для детей является пение. Самое трудное в работе этого раздела – развить звуковысотный слух, научить детей чисто петь и верно интонировать, ведь без чисто спетой мелодии песня превращается в речёвку, скандирование слов под музыку. Для чёткого и ясного понимания высоты звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких, средних звуков и закрепления их на практике голосом, и существует раздел «РАСПЕВАНИЕ».

Как правило, детям очень нравится петь. А распеваться никто не любит.

Всё дело в том, что раздел "распевание"- это "белое пятно" в программе музыкального воспитания, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Для детей эти распевки скучны, неинтересны и не всегда понятны.

Но как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если не будут этому обучаться? Все чаще я стала задаваться вопросом: как сделать так, чтобы моим воспитанникам стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? И пришла к выводу: ведь мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться.

Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно.

Поэтому на своих занятиях я применяю методику игрового распевания.

Игровое распевание – это упражнения для голоса в форме коротких песен с игровым содержанием.

Задачи игрового распевания: 1. Настроить детей на рабочий лад. Собрать внимание.

2. Подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению.

3. Развить звуковысотный слух, поработать над чистотой интонации и расширить диапазон голоса.

4. Проучить сложные моменты изучаемых произведений.

Виды игрового распевания разнообразны по своей направленности и значимости. Это могут быть:

- игры-упражнения на расширение певческого диапазона;

- голосовые игры на основе фонопедического метода В.В.Емельянова; (Интонациями голоса дети моделируют различные образы: образ ветра, шум волн, дождь и т.п.)

- игровые песенки-массажи;

- игры-импровизации, основанные на музыкально-слуховом опыте.

Основная задача при выборе таких распевок – чтобы распевание не было просто игрой, а выполняло обучающую функцию.

Наиболее интересной мне показалась методика игрового распевания, современного музыканта-педагога, композитора - Аллы Анатольевны Евтодьевой. Она является автором пособия «Учимся петь и танцевать, играя». Распевки А. Евтодьевой включают в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса; лёгкий, запоминающийся текст, каждая распевка подкреплена картинкой. Многие распевки написаны по сюжету известных сказок.

В основе распевок сопоставление двух героев, поющих в среднем и высоком регистрах, например: «Карабас-барабас и куклы», «Медвежонок и пчела».

Контрастность этих образов поможет детям четко сопоставить и воспроизвести их голоса, и даже поиграть в них, cовершенно чётко понимая: что Кот, Карабас-Барабас, Великан и сеньор Помидор и Лиса будут петь именно средним голосом, а куклы, Золушка, бабочка, мышка, птичка– только высоким, и стараются отобразить это голосом, одновременно изображая их пластически или даже с использованием атрибутов. Диапазон этих распевок расширен, так как современные детские песни предлагают интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.

Такое игровое распевание многофункционально:

1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей.

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение товарищей.

3. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов, с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

4. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, музицирование или может стать завязкой сюжета следующего занятия.

Так, упражнение «Дюймовочка и жук» может быть исполнено как приглашение к парному танцу: мальчики-жуки пригласят девочек-дюймовочек на польку или другой танец по теме занятия, спев свои партии в разных регистрах. (видео)

А распевки «Лиса и воробей», «Кот и мышка» могут быть продолжены подвижной игрой в догонялки. (Фото)

Так с чего же начать работу над игровым распеванием?

Сначала нужно детей заинтересовать. В диалоге с детьми выясняем: сможет ли летчик без подготовки поднять в небо самолет? Может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться? Конечно, нет! Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос? Конечно нет. Поэтому мы с вами как настоящие артисты тоже будем тренироваться петь, наше занятие начнём с распевания, чтобы наш голосок научить красиво и чисто петь.

Первый этап распевания – непосредственно знакомство с распевкой, подкреплённое картинкой на экране. Выясняем какие здесь два персонажа. Пропеваю первую часть распевки и спрашиваю: как вы думаете кто это поёт? (Лисичка). А кто ей вот так отвечает? (пропеваю вторую часть). Рассказываю, что лисичка поёт средним голосом, а у птички высокий голосок. Поэтому когда мы будем петь за птичку надо петь высоким, звонким голоском как птичка.

Второй этап – добавляем к распевке мимику, выразительные жесты определённого персонажа. Например, когда поём за Лисичку все превратимся в Лисичек и покажем как она хитренько на мягких лапках подкрадывается к птичке. А когда будем петь за птичку – покажем крылышки как у птички.

Третий этап - делим детей на группы: например мальчики будут петь за лисичку, а девочки за птичку. Или делимся при помощи условных значков и исполняем распевку.

Четвертый этап - систематическое повторение, т.е. закрепление. При закреплении игры детям предоставляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они играют и поют самостоятельно. Когда распевка уже хорошо выучена можно обыгрывать малыми группами, чередуя разные распевки или исполнять их дуэтом, использую костюмы и реквизит. Такие приёмы не позволят распевке стать надоевшей, и смогут надолго продлить к ней интерес детей.

После разогрева голоса в распевании мы обговариваем с детьми, что и высокий, и средний голос из распевок мы «переносим» в любую песенку, а низкий голос мы с собой в пение не берем, потому что его даже и не было в наших веселых распевках. И обязательно после распевания делать акцент на то, что мы теперь высокий и средний голосок из этой распевки не оставляем жить в картинке, а забираем с собой в песенки. А если дети «загудели» - напомните детям, что только что их голоса были высокими - куда же они делись- поищите (заглядываем под стульчики, смотрим в карманчиках) «Нашли? Верните его в горлышко, положите в ротик, как конфетку - вот проказник - голосок, вздумал бегать от ребяток!)» Этот приём действует какое-то время, и голоса резко меняются к лучшему.

Ещё как приём – просим например, птичку из нашей распевки одолжить высокий голосок ребяткам, а то они его потеряли.И дети тут же исправляются. Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме, и как показывает опыт, является весьма результативным.

В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у детей среднего и старшего дошкольного возраста возрос интерес к исполнительской певческой деятельности. Дети осознанно, с интересом озвучивают голоса персонажей, одновременно изображая и играя в них, используют мимику, жесты и атрибуты (шапочки).

Тут же совершенствуются и театральные навыки, и голос, и дыхание, и дикция. Результаты превосходят все ожидания, т.к. детям интересно распеваться, они воспринимают игровую распевку, как первую из песен, и часто говорят: "А мы ещё про Золушку не пели."

Дети поют с таким удовольствием! Они точно интонируют, передают характер, повадки! И все хотят продемонстрировать свой талант! Мои дети заметно лучше стали петь.

Давайте посмотрим отрывок из моего занятия. (видео и фото)

Использование игрового распевания для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста окажется эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематически 5-7 минут музыкальной НОД, закрепления в режимных моментах, дома, в самостоятельной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Сейчас мы с вами наглядно увидим, как проводятся такие игровые распевания. В начале своего мастер-класса я раздала значки с разными изображениями, выйдете, пожалуйста, те у кого изображены лисички и воробушки. Мы с вами проведем распевку для младшего дошкольного возраста, которая называется «Лиса и воробей».

Далее проводится распевание.

А теперь прошу выйти тех, у кого на значках изображены стрекозы и рыбки. Мы с вами проведем распевку для старшего дошкольного возраста, которая называется «Стрекоза и рыбка». Далее проводится распевание.

Обучение должно быть увлекательным, легким, понятным, интересным, радостным.

Учимся петь, играя! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы "Развитие речевого и певческого голоса детей дошкольного возраста"

Развитие речевого и певческого голоса детей дошкольногот врозраста...

Несколько советов взрослым по охране певческого голоса детей дошкольного возраста

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он...

Статья "Использование игровой технологии в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Статья "Использование игровой технологии в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Место и роль игровых технологий в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста

Определение места и роли игры в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста....