Статья "Использование игровой технологии в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
статья на тему

Статья "Использование игровой технологии в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ридецкая Виктория Сергеевна,

воспитатель,

МДОУ «Детский сад общеобразовательного вида №9 «Алёнушка»,

г. Коряжма, Архангельская область

Использование игровой технологии в формировании

пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

В свете этих данных актуальным представляется развитие у детей адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Изучив литературу по вопросам формирования  пространственных представлений у детей, нами была разработана программа кружка «По тропинкам сказок». В ее основу была положена игровая технология, которая строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Программа реализуется в течение трех лет, по 22 непрерывной непосредственно образовательной деятельности (далее по тексту ННОД) в год.

Формирование пространственных представлений по программе проводится на основе сюжета сказки. Отбор сказок производился в соответствии с рекомендациями примерной программы «Детство».

Все ННОД проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию изучаемых понятий. Сюжетность ННОД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса.  

Развитие пространственной ориентировки осуществляют в несколько этапов:

1 этап. Обучение детей ориентировке «на себе».

2 этап. Обучение детей определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя», ориетировка на листе.

3 этап. Обучение детей моделированию предметно – пространственных построений.

4 этап. Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

Учебный план реализации программы:

Ориентировка (количество занятий)

«на себе»

«от себя»,

на листе

пространство

схема

Средняя группа

1

9

8

4

Старшая группа

1

12

6

3

Подготовительная группа

1

12

4

5

Для успешной реализации программы нужно создать в группе предметно – развивающую среду – то пространство, в котором ребенок живет и развивается. В группе выделено место для уголка «Пространство». На видном месте расположены игры «Ориентирование», «Игра с предлогами» «Ориентировка в пространстве», «Направо – налево», «Вокруг до около», «Кто первый», «Моя квартира», демонстрационный материал по формированию пространственных представлений.

Для обучения ориентировкам в пространстве важно сформировать у детей начальные навыки логического мышления. Переходным этапом к такой форме являются умения выполнять обобщение, умственные действия, выступающие в виде схематизированных образов. Но чтобы у ребенка сформировалась такая форма мышления, нужно систематически, целенаправленно знакомить их с графиками, схемами, моделями. Для этого в программу включены игры Никитина, палочки Кюизенера, графические диктанты. При подборе заданий учитывались возрастные особенности детей.

Кубики «Сложи узор» позволяет составлять цветные узоры в громадном количестве вариантов, использовались в средней и старшей группе. В средней группе  из «Серии Б» - 3 задания, из «Серии В» - 3 задания. В старшей группе  из «Серии Д» - 5 заданий. Задания из кубиков «Уникуб», направленные на развитие пространственного мышления, выполнялись детьми подготовительной группы (11 заданий). Игра в "Кубики для всех" учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами). Игра «Кубики для всех» использовались в средней, старшей и подготовительной  группе. В средней группе использовались задания из вариантов игры «Уголки» (5 заданий), «Собирай-ка» (1 задание). В старшей и подготовительной группах использовался вариант игры «Загадка» 6 и 11 заданий соответственно.

Палочки Кюизенера учат детей устанавливать логические связи и закономерности, развивают умения ориентироваться на плоскости, развивают память, мышление, творческие способности, способности к конструированию и моделированию. Палочки Кюизенера использовались в средней, старшей и подготовительной  группе. В средней группе дети выкладывали палочки на цветной схеме (6 заданий) и по схеме (5 заданий). В старшей группе на цветной схеме (3 задания), на черно – белой схеме (3 задания), по схеме (5 заданий), задание «Расколдуй» (черно-белая схема-силуэт) – 2 задания. В подготовительной группе палочки Кюизенера использовались в качестве игры «Кростики» - 11 заданий.

Так же в работе использовались графические диктанты. В старшей группе проводила слуховые диктанты по клеточкам (9 заданий), в подготовительной группе дети самостоятельно выполняли задания по клеточкам (11 заданий).

Для отслеживания динамики развития у детей пространственных представлений были разработаны показатели компетентности и оформлен стимульный материал по мониторингу.

В ходе реализации программы выявили следующие положительные моменты. Результаты мониторинга отразили положительную динамику в знаниях детей. Все дети с удовольствием посещали ННОД, с нетерпением ждали продолжения, с восторгом делились впечатлениями с родителями и педагогами своей группы, что свидетельствует о появлении интереса к ННОД программы. Знания, которые дети получили на ННОД, они переносили в свою свободную игровую деятельность. Успешности программы способствовало то, что ННОД проводились в игровой форме, имели занимательный сюжет.

Таким образом, проведенные занятия стали полезны для  дошкольников, сформировали не только конкретные знания о пространственных ориентировках, но и расширили кругозор детей, т.е. при проведении программы были получены положительные результаты.

Использованные литературные источники

1. Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. — М.: Центр педагогического образования, 2008.

2. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.

3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. и др.; Под ред. Столяра А.А. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...

Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ  экологической  культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

Цель: максимально использовать свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении,  в ощущении владения с...

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей  дошкольного возраста...

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах...

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах.

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представленийу детей дошкольного возрастана различных возрастных этапах....