Проект "Пальчики не для скуки"
проект (младшая группа)

Елена Игоревна Воробьева

Цель проекта:

 Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:  

1. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

2. Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

3. Развить умение производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

4. Расширить кругозор детей, создать атмосферу радости и удовольствия.

5. Обогатить кругозор детей разнообразными сенсорными впечатлениям.

6. Развить творчество и креативность участников проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchiki_ne_dlya_skuki.docx62.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 140»

Проект «Пальчики не для скуки»

по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста»

Воспитатель: Воробьева Е.И.

г. Дзержинск 2023 г.

Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально, у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка. Совместная деятельность по данной программе проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель проекта:

 Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:  

  1. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
  2. Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
  3. Развить умение производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  4. Расширить кругозор детей, создать атмосферу радости и удовольствия.
  5. Обогатить кругозор детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
  6. Развить творчество и креативность участников проекта.

Участники проекта

Дети группы раннего возраста

Воспитатели группы

Родители воспитанников

Основные направления реализации проекта

Работа с детьми

Работа с родителями и коллегами

— включения игр и упражнений в непосредственно образовательную деятельность

— дидактические игры

— пальчиковые игры со стихотворным сопровождением

— артикуляционная гимнастика

— утренняя и корригирующая гимнастика после сна

— игры и упражнения с различными предметами

— игры и упражнения, направленные на контакт со своим телом (подвижные, малоподвижные, неподвижные)

— упражнения и элементы дыхательной гимнастики

— разнообразная художественно – эстетическая практика

Анкетирование родителей, подготовка методических рекомендаций, консультация, родительское собрание.

Мастер-класс для педагогов ДОО

Этапы реализации:

  1. Подготовительный этап: 

  • Изучение методической литературы по данной теме;
  • Составление картотеки игр для развития мелкой моторики;
  • Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики
  • Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

  1. Диагностический этап:  

  • Диагностика воспитанников
  • Анкетирование родителей на выявление компетентности родителей по данной теме.
  1. Основной этап 

  • Практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей
  • Совместная деятельность с родителями.
  1. Заключительный этап 
  • Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
  • Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.
  • Презентация проекта. 

Этапы

Цель

Сроки

I.Подготовительный этап: 

Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания и умения.

Сентябрь

Составление картотеки игр для развития мелкой моторки

Распределить игры по блокам

Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год

Разработать практические мероприятия на период проекта.

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

Разработать практические мероприятия на период проекта.

II.Диагностический этап: 

Анкетирование родителей.

Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

Обследование детей.

Выявление уровня развития мелкой моторики.

III. Основной этап

Работа с детьми

Блоки:

1.Пальчиковые упражнения

«Зайка», «Машинка», «Игрушки», «Семья», «Кошки-мышки», «Капустка», «Сорока»

Октябрь

2. Упражнения с крупой

«Пересыпаем крупу», «Сортируем крупу», «Ищем клад», «Рисуем на манке», «Бусы для куклы», «Картинки из макарон»

3.Упражнения с водой и шариками, спринцовками

«Из ведра в ведро», «Вылавливаем шарик», «Переливание через воронку», «Ветерок», «Пузыри под водой»

4. Игры с прищепками, скрепками, пуговицами

«Ёжик», «Солнышко», «Бусы для матрёшки», «Вот так улов», «Покорми меня», «Дорожка из пуговиц», «Сортируем пуговицы»

5.Игры со шнурками, лентами

«Весёлый шнурок», «Разноцветные клубочки», «Коврик», «Развяжи бантик»

6.Игры с крышками от бутылок

«Пирамидка из крышек», «Разноцветная дорожка», «Цветок для бабочки», «Копилка для крышек»

7. Игры с пирамидками, вкладышами, пазлами, конструктором

«Собери пирамидку», «Машинки», «Поезд с фруктами», «Построим башенку»

Работа с родителями

Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики

в течение реализации проекта

Консультация «Значение развития мелкой моторики для малышей».

Обогащение родительского опыта в воспитании детей

Октябрь

Участие родителей в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

в течение реализации проекта

Практикум для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях».

Памятки для родителей

Октябрь

IV. Заключительный этап

Диагностика развития мелкой моторики детей на конец проекта.

Презентация проекта

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта

Октябрь

 Предполагаемые результаты реализации проекта:  

  • Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
  • Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
  • Интеллектуальное развитие детей.
  • Пополнение предметно-развивающей среды.
  • Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Перечень используемой литературы:

1) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;

2) Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;

3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

5) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

6) Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Москва 2009.

7) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

8) Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва ВЛАДОС 2017.

Приложение №1

 Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Пальчиковые игры — это легкой и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Они не спроста пытаются сжевать провод, стянуть красивое блюдо со стола. Это все познание нового мира, новых вещей. Для малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики. Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.
Педиатры рекомендуют всем родителям играть с детьми в пальчиковые игры. Особенно это касается родителей 2 и 3-летних малышей, у которых в этом возрасте происходит активный рост и развитие мышечной системы. Пальчиковые игры простые и забавные, улучшают память и восприимчивость ребенка и развивают мелкую моторику рук. Как видно из названия этих игр, главную роль тут играют движения пальцами.

ЗАЙКА

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки) — Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки) — Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопки) — Вот, вот, вот! (показать руки) Зайка, зайка, ушки где? (хлопки) — Вот, вот, вот! (оказать ушки)

МАШИНКА

Заведу мою машину («мотор») —

Би-би-би, налью бензину. (3 хлопка, топать)

Крепко-крепко руль держу («держать руль»)

На педаль ногою жму. (топать правой ногой)

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз (руки в «замок») большие пальцы вращаются. Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз.  

Прицепил вагон, повез…

КОРАБЛИК

 Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)

Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладони сомкнуть углом) Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)

Я ведь главный капитан (4 хлопка)

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)

Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)

Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)

Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)

КОШКИ — МЫШКИ

Вот кулак, (показать кулак левой руки)

А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх.

На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)

Мышки очень испугались, (вращать кулаком)

В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)

                                  

ЗАЙЧИК И ОХОТНИК


Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальчики)
Вышел зайка погулять 
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет (изображаем пистолет большим и указательным пальцами)
Пиф! Паф! Ой-ой-ой
 (в такт стучим кулачками друг о друга)
Умирает зайчик мой (кладём ладошки на стол или колени)

Я кладу его в корзинку (складываем руки так, как будто хотим зачерпнуть воды)
И несу его домой,

Оказалось, он живой! (хлопаем в ладоши)

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ –

Утром встали пальчики- маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались,

Здороваться начали. 
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик…
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ

(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку) Один, два, три, четыре, пять, 
Вышли мышки погулять! 
Испугались кошки, спрятались опять.

ЕРШИ

 (Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).

На реке камыши, расплескались там ерши 
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке
круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке
круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)

                                      

ФРУКТЫ-ОВОЩИ
Как у нашей Зинки 
Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!

                                         ПОМОЩНИК
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)

                                                   ИГРУШКИ
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
                                              

ТРАНСПОРТ

Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.

ПОСЧИТАЕМ

((сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.

                                           ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

(с мизинца- к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

                                                ПО ГРИБЫ
Один, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать! 
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) 
Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 
Этот пальчик всё съел, 
Оттого и потолстел.

                                                ГОСТИ
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

                                                СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

ПАЛЬЧИКИ

У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

 

Приложение №2

 Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики

Цели:

  1. стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
  2. развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
  3. развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
  4. подготовка кисти руки к письму;
  5. развитие сенсомоторной координации рук;
  6. влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
  7. формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
  8. развитие        пространственного        ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
  9. развитие внимания, восприятия, мышления;
  10. развитие творческих способностей.

Игры с карандашом.

Оборудование: карандаш

  1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
  2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

Работа с резинкой

Оборудование: резинка, коробка

  1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).
  2. «Гусли».На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».

Волшебный мешочек.

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с шариками.

Оборудование: разнообразные шарики

  1. Попасть шариком в цель (в игрушку).
  2. Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
  3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
  4. «Футбол» Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками.

Оборудование: бусинки, ниточки

  1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
  2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
  3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
  4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры со шнурками.

  1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
  • перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
  • «прошагать» по лесенке из шнурка;
  1. «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.
  2. Различные шнуровки.
  3. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

  1. Выкладывание геометрических фигур.
  2. Составление узоров.
  3. Выкладывание предметов.

 Игры по развитию тактильной памяти.

Цель: способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью

Мех

Наждачная бумага

Байка (фланель)

Капли воска

Верёвка зигзагами

Целые палочки

Поломанные палочки

Бархат

Вельвет

Фольга

Целлофан

1.«Что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

  1. «Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

3.«Улетай, горе»

Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

Игры с прищепками.

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель: 

  1. Развитие мелкой моторики.
  2. Формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
  3. Развитие чувства ритма;
  4. Развитие конструктивного мышления;
  5. Формирование положительного настроя на работу.

Работа с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образцы
выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

 Макароны, горох, фасоль, разные семечки.

  1. «Золушка»:насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант: попросите ребенка брать горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

  1. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
  2. «Месим тесто».Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.
  3. "Кто больше соберет фасоли?" — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.
  4. «Бусы для любимой бабушки.»Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.
  5. «Покорми Куклу».Под пробкой-шапочкой нарисована смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку: "Давай покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

Найди приз!

Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.

Пуговицы

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

  1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
  2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

Цель: Игра развивает внимание, восприятие.

  1. Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
  2. Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью

Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

 Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

Игра "Пуговица "

Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Приложение № 3

Консультация для родителей

«Значение развития мелкой моторики у детей»

  Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение.

   Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

   Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

   Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

   К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках.  Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.    

  Уже классическим стало утверждение о том, что развитие руки помогает развитию речи ребенка дошкольного возраста и развивает мышление. И всем воспитателям, и логопедам известны слова М.М. Кольцовой «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Это положение вошло в педагогику в 70-ые годы 20 века и обосновано как результатами проведенного эксперимента с детьми, так и анатомией головного мозга.

  Но всегда встречались и встречаются семьи, в которых очень много занимаются с детьми развитием мелкой моторики, покупают специальные игрушки и пособия (шнуровки, пазлы, бусы) но результат не радует, и сдвига в развитии речи и мышления почему-то не происходит.

  И есть другие семьи, где специально вроде бы развитием мелкой моторики не занимались, и на занимаются, ребенок просто лепит, рисует, играет, помогает маме по дому, а с мелкой моторикой всё в порядке, да и малыш явно очень сообразительный и с хорошо развитым мышлением и речью.

  Значит, специальные игры не панацея? Или мы их не так проводим? И чего-то явно не знаем? Да, это действительно так!

Ведь пальчиковые игры и упражнения – это лишь инструмент. И надо еще уметь им пользоваться! Ведь и другими инструментами мы учимся пользоваться – учимся играть на скрипке, шить на швейной машине или вязать крючком. Если же мы без обучения и без специальных знаний попробуем играть на скрипке Паганини, из этого не получим нужного результата.

  Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно какие упражнения мы делаем с ребенком и как.

Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений.

Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).

  Детишкам нужно давать играть разными предметами, давать им закрывать и открывать крышки у банок и коробочек, всякие кубики, пирамидки, специальные вкладыши и шнуровки. Существуют также специальные упражнения для развития мелкой моторики рук у детей. Есть много книжек с описанием этих упражнений, если у ребенка общее недоразвитие речи, и он посещает специальную группу в детском саду, то этими играми с детьми будут заниматься преподаватели. Наряду с развитием мелкой моторики рук и речи у детей с ОНР, преподаватели подготовят таких детей к письму, разработают пальчики, и у них не будет потом проблем в школе.

  У детей постарше мелкую моторику рук хорошо развивает рисование, аппликация, вышивание, развязывание узелков на веревочке. Пусть у вашего ребенка будет целый набор для домашнего творчества: карандаши, краски, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин. С детьми постарше можно уже делать настоящие поделки, что-то клеить и шить. Можно выкладывать счетными палочками разные узоры, можно писать графические диктанты (в тетрадке в клеточку, вы диктуете ребенку, сколько отложить отрезков (считать по клеточкам) в ту или иную сторону, вверх, вниз). Такие диктанты позволяют не только хорошо развивать мелкую моторику рук, но и пространственное воображение, ребенок запоминает понятия вверх-вниз, влево-вправо.

  Пусть игры вашего ребенка будут короткими – достаточно и нескольких минут в день, но они должны быть доведены до конца. Весь материал для игр после занятий нужно убирать и не давать ребенку, иначе он быстро потеряет к ним интерес. Начинать ежедневные занятия следует с массажа пальчиков и рук: поглаживаний и потираний пальчиков, пощипывания.

  Главное – проявить терпение, ведь упражнения нужно выполнять ежедневно, начиная с самого раннего возраста малыша. Зато потом у ребенка не будет проблем ни в саду, ни в школе. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг. Наряду с развитием мелкой моторики рук, развиваются память, внимание, интеллект. Поэтому важно выполнять упражнения на мелкую моторику рук регулярно, так вы поможете вашему малышу быстрее развиваться и учиться.

  Ну и, конечно, нужно, чтобы упражнения на развитие мелкой моторики рук вы и ваш малыш делали с удовольствием, в хорошем настроении. Наряду с развитием мелкой моторики рук, не стоит забывать и об общем развитии вашего малыша. Автор разных методик развития детей Сесиль Лупан рекомендует с самого раннего возраста развивать музыкальный слух, художественный вкус малыша, учить его читать и считать. И пусть вам кажется, что малыш пока ещё ничего не понимает, что результатов не видно. Но очень быстро ваш малыш подрастет и удивит вас и своей развитой речью, и своими познаниями, и интеллектом. Для этого нужно совсем немного – верить в способности своего малыша, и развивать мелкую моторику рук ребенка, заниматься с ним чтением, арифметикой и всем тем, что интересно ему и вам.

                                                                      Приложение № 4

Памятка для родителей

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что ребенок пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.

С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу.

Для игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки. Кроме этого, вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок (если малыш будет в замешательстве от такого предложения, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или еще что-нибудь). Проявив немного фантазии, из прищепок можно сделать интересные игрушки, к примеру, самолет. Прицепив к концам прищепок по одной прищепке, а к концам этих прищепок еще по одной прищепке и т.д. вы получите самолет. Положив на стол три прищепки в ряд одну за другой и, толкая их, вы получите вполне «реальный» поезд. Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!

 Ну и, конечно, пусть малыш помогает вам развешивать носовые платочки после стирки и закреплять их прищепками. Это несложное задание даже для малыша, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Внимание!

Во время игры с прищепками следите за тем, чтобы ребенок не прищемил себе пальчики или другие части тела. Нужно помнить, что развитие мелкой моторики рук очень важный процесс, который не нужно оставлять без внимания. Выбирайте прищепки, которые легко открываются! И не нанесут травму!!!

Нарисуйте морских существ - морскую звезду, осьминога, крабика, но только у медузы не рисуйте щупальца, а у крабика - лапки. Пусть ребенок обозначит их прищепками. Еще здорово делать таких ёжиков без колючек и солнышко без лучиков))

Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Сегодня мы поиграем в некоторые из них.

Как играть:

Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать.

Для поддержания интереса можно использовать стишки, потешки.

«Солнышко»

Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко». В этой игре малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки, и травка и всё-всё, на что только способна Ваша фантазия. Эта игра учит малыша открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом.

«Щип-щип»

Эта игра подойдёт даже самым маленьким. Возьмите прищепку и пощипайте малыша за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик… Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также, поможет изучить с крохой части тела.

 «Рыбки»

Предложите малышу накормить рыбок, показав, как рыбки-прищепки открывают ротик. Попробуйте захватывать таким образом мелкие предметы — макароны, пуговицы и т. п. Эта игра отлично развивает мелкую моторику и координацию движения ручек.

«Цвета»

Покажите малышу картинки с изображением различных предметов. Каждый предмет должен быть определённого цвета, повторяющего цвет прищепки. Предложите малышу прикрепить прищепки к предметам по цвету.

«Вешаем бельё»

Натяните верёвку на уровне глаз малыша. Предложите ему повесить платочки и носочки (любые мелкие вещи, можно кукольную одежду). Это действие окажется для малыша значительно сложнее, чем простая игра в «Солнышко», ведь верёвка узкая и подвижная, а маленькая вещица так и норовит упасть с верёвки. Такая игра отлично развивает чёткую координацию движений рук и мелкую моторику.

«Ладошка»

Сделайте из картона ладошку без пальчиков и скажите малышу, что пальчики ушли гулять. Предложите прикрепить пальчики-прищепки. Эта игра учит малыша соотносить предметы по количеству.

«Конструктор»

Конечно же, грех не использовать прищепки в качестве конструктора. Из них можно смастерить самолётик, забавных человечков, бабочку, паука и много ещё всего. Эта игра очень творческая, а потому, прекрасно развивает детское воображение. 

«Поймай жучка»

Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами «горячо – холодно». Эта игра развивает внимание.

 «Наряжаем елку»

Предложите крохе стать елкой. Да не простой, а новогодней. А новогодней елке нужны игрушки. «Вешаем» прищепки – украшаем елку. Или мама надевает – а кроха будет снимать прищепки.

«Веселые человечки»

Из прищепок можно смастерить интересных героев – человечка, домик, елочку, солнышко, змейку, цветочек, башенки. Ведь прищепки – не хуже конструктора. Сделав таких человечков, поиграйте с ними – кормите, гуляйте, лечите. Такая игра не только будет способствовать развитию моторики ребенка, но и разовьет творческое мышление и фантазию.

«Бусы»

Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.

«Наш отличный ряд»

Возьмите картонные полоски и научите малыша прикреплять прищепки к краям на равном удалении друг от друга. Таким способом вы развиваете у крохи чувство ритма, расстояния. Ребенок старательно крепит прищепки, а если ряд нарушается, скажите ему об этом. Усложняя задания, крепите прищепки, по-разному их группируя: две-промежуток-одна и т.д.

«Понятие величины»

Возьмите картонные полоски различной длины. Предложите малышу прикрепить к самой короткой полоске — одну прищепку, к средней — две, к самой длинной – три.

«Геометрические фигуры»

Прикрепляем прищепки к углам на геометрических фигурах – изучаем понятие угол. Считаем, сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где одинаковое количество.

Памятка для родителей

"Пальчиковые игры"

Пальчиковая гимнастика - это очень доступный и эффективных способ развития мелкой моторики рук. Многолетними исследованиями подтверждено, что развитие мелкой моторики рук тесно связано с умственным развитием, в частности с развитием речи. Развивается также и память, в простой, интересной и доступной форме ребенку предлагаются для запоминая маленькие стишки, которые сопровождают действия. А сколько радостных моментов переживает ребенок, играя вместе со своей мамой, что положительным образом сказывается на развитии эмоциональной сферы. Это и простота, и огромная польза, и радость одновременно. Играя с ребенком таким образом, мы стимулируем внимание, мышление, воображение.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Развивает речь.  

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

  1. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
  2. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

  1. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.
  2. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!
  3. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
  4. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.

Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес? Или достаточно играть в полюбившиеся?

Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.

Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение.  Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.

Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?

Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:

  1. Упражнения для кистей рук.

Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».

Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:

- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

- учит напрягать и расслаблять мышцы;

-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;

- учит переключаться с одного движения на другое.

  1. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.  

  1. Упражнения для пальцев динамические.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Игровые задания:

  1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой.
  2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди. 
  3. "Замок". Переплетите пальцы, сожмите ладони. 
    4. "Солнечные лучи". Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы. 
    5. "Ножницы". Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе. 
    6. "Пальчики здороваются". Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно). 
    7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно. 
    8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно. 
    9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе. 
    10. Имитируйте игру на пианино. 
    11. "Человечки бегают" с помощью указательного и среднего пальцев. 
    12. "Футбол". Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами. 
    13. Надавите четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони. 
    14. Разотрите ладони (вверх-вниз). 
    15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами. 
    16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними. 
    17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения. 

Помните! Любой небольшой стишок, потешку или песенку можно «переложить на пальцы», то есть придумать несложные движения для пальчиков.

Советы:

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок пра​вильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно пере​ключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено уча​стие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно.

                                                 Приложение № 5

Мастер – класс для родителей

«Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста».

Цель: повышение профессиональной компетентности родителей в вопросах мелкой моторики в домашних условиях.

Задачи:

 1.Активизировать самостоятельную работу родителей. Дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

 2.Вызвать интерес у родителей к различным изобразительным материалам и желание действовать с ним.

3.Доставить детям положительные эмоции от совместной деятельности с родителями.

4.Познакомить с приемами рисования пальчиками и ладошкой.

5.Раскрыть актуальность пальчиковых игр.

Предварительная работа:

1.Подготовка образцов изобразительного бросового природного материала тонировка листов.

2.Составление конспекта, нахождения необходимого методического материала.

3.Приготовление памяток, рекомендаций, для каждого родителя,

4.Организация родителей на практические занятия «Мастер класс»

План:

1.Представлена выставка литературы по теме: развитие мелкой моторики у детей

2.Практические занятия.

3.Раздача буклетов-памяток для родителей.

4.Обмен мнениями, впечатлениями.

Участники: - родители и дети.

Форма проведения: Мастер-класс.

Ход мероприятия:

Воспитатель.

Уважаемые родители!

Глядя на представленный материал на ваших столах, вы догадались, какова тема нашего мастер-класса.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения, пальчиками и ладонями. Давно уже не секрет, что очень важно развивать у ребенка «мелкую моторику рук», которая на прямую связанна с развитием речи.

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев руки соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

 Если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речь и начал обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полугодовалому. (Л.Г. Выготский)

Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т.д.

Родителей и педагогов всегда волновал и волнует вопрос; как обеспечить полноценное развитие в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Существует несколько разновидностей упражнений

для развития мелкой моторики.

Игры с палочками- (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:

1.выполнить узор после выкладывания его взрослым;

2.по конечному результату (образцу);

3.по уменьшенной схеме;

4.по словесным инструкциям;

5.выкладывание цифр из веточек.

Игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты задания.

  • Сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей - ежей цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной рукой.
  • Перекладывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками).
  • Перекладывание мелких предметов (бобов, гороха пуговиц, бусин мозаики).
  • Пальчиковый театр или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, теневой театр.
  • Бумажные колпачки и крышки от бутылок (можно стучать тихо-громко, шуршать катать скрипеть)                  
  • Выкладывание из круп, пуговиц, бусинок разнообразных рисунков
  • Пальчиковые игры с предметами: массажными мячами, карандашами, прищепками

 Пальчиковые игры очень эмоциональны увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках, попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг)

Я подготовила игры с пальчиками и упражнения, которым хочу вас научить. (Воспитатель проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а родители повторяют упражнения).

«Моя семья»

Цель: активизировать движения пальцев

Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик – я

Вместе дружная семья.   

«Мы платочки постираем»

Цель: развивать мелкую моторику рук, повторять движения.

Мы платочки постираем- пальцы сжаты в кулачок, тереть кулачком об кулак.

Крепко, крепко их потрем,

А потом повыжимаем,          - пальцы свободны выполнять легкие движения..

Так встряхнем, так встряхнем         - кистями верх -вниз.

А теперь, платки погладим               - гладим белье.

Мы погладим утюгом.

А теперь платочки сложим                 - хлопки одной ладошкой по другой.

И в шкаф положим.                     - положить руки на колени

       

«Игра с проговариванием потешек»

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

Никто больше не шумит

(Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.)

Хорошо рассказывать руками стихотворение:

Мы капусту рубим-рубим (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола)

Мы капусту солим-солим (солим небольшими щепотками левой и правой руки)

Мы морковку трем-трем (потираем ладошкой)

Мы капусту жмем- жмем (сжимаем- разжимаем левую и правую руки в кулачки.

«Фруктовая ладошка»

Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого

Это пальчик-апельсин,

Он, конечно, не один,

Это пальчик-слива,

Вкусная красивая,

Это пальчик-абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик- груша,

Просит: Ну-ка, скушай!

Этот пальчик ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(показывают ладошками вокруг и на себя).

Самомассаж пальчиков.

Соединение пальчиков, начиная с мизинцев в ладони зажат мячик, шарик надо не уронить. Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы (-мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)

Есть лимоны апельсины, (средние пальцы)

Дыни слива мандарины, (указательные пальцы)

Но купили мы арбуз -(большие пальцы)

Это самый вкусный груз. (пальцы сжимают в кулак, зажимая шарик, большой отводят вверх)

 Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами

Предлагаю вам поиграть в игру с предметами, пусть это будет карандаш.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали

Карандашик я возьму

Каждый пальчик быть послушным научу.

Детям еще можно предложить следующие задания (выполняют задания с помощью родителей)

  • Катать карандаш между ладонями обеих рук - от кончиков пальцев до ладони.
  • Катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочередно, правой и левой рукой.
  • Поочередно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочередно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.              

                  

Для развитие мелкой моторики рук, провожу занятия по рисованию, где помимо рисования кистью, дети изображают пальчиками, ладошками, отпечатывают различными предметами

Для начала детей нужно правильно и уверенно научить пользоваться краской и другими изобразительными материалами, и инструментами, завлечь ребенка при помощи игровых ситуаций и мотиваций.

Предлагаю провести с ребенком некоторые игры-упражнения, которые можно использовать дома во время приготовления пищи: насыпьте в миску любую крупу и предложите малышу переложить ее в другую, при этом, обращая внимание на то, чтобы ребенок брал крупу щепоткой. Чтобы заинтересовать ребенка в выполнение этого движения поставьте рядом с миской игрушку уточки, петушка, рыбки предложите покормить их. Проведя несколько таких игровых упражнений, можно попробовать вложить в руку ребенка кисть, фломастер, маркер. Сначала дети совершают непроизвольные движения, чиркают листок и оставляют однообразные движения. В этот момент взрослый может вступить в совместную работу с ребенком, направляет на составление композиций. Сотрудничая с ребенком, взрослый плавно направляет работу в обозначенный сюжет.

Предлагаю несколько вариантов рисования сюжетов, в которых используются нетрадиционные изображения.

Все сюжетные композиции мы будем изображать вместе.

1 сюжет. Хаотично двигая фломастером коричневого цвета по листу бумаги, ребенок вместе с взрослым, у которого фломастер зеленного цвета изображают «муравьиную горку». Обыгрывая этот с лапки, малыш, повторяя движения взрослого, рисует своего муравья. В такую работу можно привлечь, бабушку, что способствует развитию коммуникабельности и способности сотрудничества.

2 сюжет. Очень ярко и выразительно «кружится снежок».  На темно - синем фоне, контрастно сверкают снежинки, выполненные кистью, пальчиком, ватными палочками набрызгом.

3.сюжет. Роза для мамы. В этой работе понадобятся красная и белая краски. Окуная пальчик в краску красного цвета, круговыми движениями по спирали рисуем бутон, оставшуюся на пальце краску обтираем о салфетку, окунаем палец в белую, выполняя аналогичные движения по красной спирали. Дорисовываем веточку и листья, получилась розовая роза. Роза может быть желто-оранжевой, красно - желтой. (пофантазируйте с ребенком.)

4.сюжет «Волшебный рисунок». На чистом листе бумаги взрослый рисует свечой. Любое изображение, например, цветы, машина, рыбка, елочка, и т.д. ребенок рисунка не видит, взрослый акварельной краской закрашивает поверхность листа изображение проявилось.

5.сюжет «Пушистый котенок» Приготовим тонированный лист бумаги,

круглые щетинные кисти, краску нужного цвета. Взрослый на листе карандашом или фломастером рисует силуэт кота, узнает у ребенка, какого цвета будет кот. Затем щетинную кисть опускаем в краску, ставим кисточку вертикально и прыгающими движениями заполняем силуэт, сначала по контуру, затем в середине, можно использовать краску нескольких цветов, тогда котик получится пестрым. Пальчиком белой краской рисуем глаза, ватной палочкой с черной краской изображаем зрачок усики по бокам, в середине мордочки - розовый нос.

Заключение:

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье. Раздаю буклеты по пальчиковой   гимнастике, прошу родителей заполнить анкету.

  

                                                  Приложение № 6

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».

Ваш ребенок стал воспитанником детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помочь малышу в Ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего малыша. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?». Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу. Рассчитываем на Ваше сотрудничество и взаимопонимание в достижении общей цели.

  1. Ф.И.О. заполняющего анкету (заполняется по желанию)
  2. Фамилия, имя ребёнка (заполняется по желанию)
  3. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей? (нужное подчеркните)

-Знаю.

-Смутно представляю.

-Не знаю.

  1. Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему?(нужное подчеркните)

Да, потому что ...

Нет, потому что...

Затрудняюсь ответить.

  1. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)

 Знаю.

 Смутно представляю.

 Не знаю.

  1. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (перечислите)

  1. Имеются ли дома у Вас (нужное подчеркните)

специальные пособия

игры

литература по данной теме?

  1. Что из нижеперечисленного есть в арсенале Вашего малыша? (нужное подчеркните)

- Шнуровки.

- Вкладыши.

- Кубики (пластмассовые или деревянные).

- Мелкий конструктор.

- Дидактические кубы.

- Мозаики.

- Пазлы, разрезные картинки.

- Пирамидки.

-Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).

- Специальная детская литература с пальчиковыми играми.

  1. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с лоскутками, клубками, ватными шариками? (нужное подчеркните)

Да.

Иногда.

Нет.

  1. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки, прищепки, шнурки, природным материалом? (нужное подчеркните)

Да.

Иногда.

Нет.

  1. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)

Да.

Иногда.

Нет.

  1. Какие развивающие игры, игрушки предпочитаете покупать малышу Вы?  (перечислите).

  1. Укажите ведущую руку Вашего малыша (нужное подчеркните)

Правая.

Левая.

Обе.

Затрудняюсь ответить.

  1. Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по вопросу «Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете» (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук)

  1. Задавайте вопросы. Мы вместе найдем решение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный досуг с родителями "С матерью жить - ни скуки, ни горя не знать"

Совместный досуг с родителями посвящённый Дню Матери, который отмечается в последний выходной ноября....

От скуки на все руки

От скуки на все руки  Часто приходиться слышать жалобы родителе: «Ну что мне с ним ( с ...

проект для детей «Смехотерапия – лекарство от скуки»

Методических проектов «Фундамент здоровья – с детства» Цель проекта:обеспечение всестороннего гармоничного развития личности детей; создание эмоционального комфорта; психологическая профила...

"Наши руки не знают скуки" (из опыта работы по созданию пособий с использованием ковролина)

Презентацию практической деятельности  «Наши руки не знают скуки» я представляла на семинаре-практикуме" ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГ...

Перспективный план кружка "Наши руки не знают скуки"

Конструирование - одно из важных средств познания и отражения окружающего мира. Оно тесно связано с разными видами детской деятельности: игровой, театрализованной, речевой, изобразительной. По м...

Методическое пособие «Наши руки не знают скуки»

"Развитие речи с помощью развития рук"...