«Песочный мир Чудес»
консультация (старшая группа)

Котунова Наталья Михайловна

«Песочная терапия как средство снижения тревожности детей  дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx31.53 КБ
Файл pesochnaya_terapiya.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                    «Детский сад комбинированного вида №4 «Солнышко»»

                                                         г. Моршанск

      «Песочный мир

              Чудес»                                    

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                           Выполнила:

                                                                                                   Педагог-психолог

                                                                                                   Котунова Н.М.

                                                                                                                                                                               

                                                     г. Моршанск                                                                                                                          

                                                             2021

                                               

          

 «Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».

К. Д. Ушинский

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития. Именно поэтому развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально, так как именно она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивых познавательных интересов через исследовательскую деятельность. Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме, передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и таинственный материал, и дети и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или же просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть разным. Сухой и легкий, тяжелый и влажный, он с легкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный, фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие такой простор для творчества и фантазии, как оказалось можно успешно использовать в терапевтических целях. Сегодня одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия.

Песочная терапия - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира.

Податливость песка дает каждому ребенку возможность почувствовать себя творцом. Ребенок создает сооружения из песка, любуется ими, играет, а затем разрушает, чтобы появилось что-то новое. Один сюжет сменяется другим, и так без конца. Кто-то может подумать: слишком все просто, но именно эта простота, естественные для человека действия таят в себе уникальную тайну: в сети нет ничего такого, что было бы окончательно разрушено - просто старое уступает новому. Много раз проживая это, ребенок достигает состояния душевного равновесия.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.

Не рекомендуется в случаях, когда:

Уровень тревожности ребёнка очень высок;

Есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы;

Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Не стоит также игнорировать коррекционно-развивающие ресурсы занятий с песком в работе с детьми, имеющими недостатки развития. В песочнице создаются дополнительные возможности для развития тактильной чувствительности, «мануального интеллекта» ребенка. Итак, имеем дополнительный эффект в решении традиционных учебных и развивающих задач: с одной стороны, значительно усиливается мотивация ребенка к учебной деятельности, с другой - интенсивнее и гармоничнее развиваются познавательные процессы.

Когда дети касаются песка, погружают в него руки, у них развиваются тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика. Кроме того, песок имеет удивительную способность «заземлять» негативную психическую энергию, поэтому является прекрасным психопрофилактические средством.

 Чем полезны игры с песком для ребенка с ОВЗ?

Развивают речь, восприятие, мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение.

  • Формируют у ребенка представления об окружающем мире.
  • Развивают мелкую моторику, глазомер.
  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.
  • Помогают узнавать внешний и свой внутренний мир.
  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)

Эффект песочной терапии:

-позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;

-положительная динамика в развитии:

- образного мышления;

- тактильной чувствительности;

- зрительно – моторной координации;

- ориентировки в пространстве;

- сенсомоторного восприятия.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

  • Обучающие игры.  Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие, различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению.
  • Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
  • Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.

Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки... Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет... Было бы только желание использовать песочную терапию.

Цели песочной терапии:

  • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
  • Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
  • Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.
  • Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.
  • Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
  • Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.
  • Снижение психофизического напряжения.
  • Актуализация эмоций.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
  • Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового    характера.
  • Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
  • Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
  • Закрепить представления об окружающем мире.

Развивающие:

  • Развивать психические процессы (внимание, память).
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
  • Развивать умение действовать по инструкции.
  • Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно      тактильно-кинестетической чувствительности.

Воспитательные:

  • Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
  • Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
  • Воспитывать слуховое внимание и память.
  • Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
  • Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
  • «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Методы и приёмы:

  • Беседы
  • Игры – коммуникации
  • Экологические и исторические игры
  • Проективные игры
  • Познавательные игры
  • Рисование песком
  • Элементы сказкотерапии
  • Музыкальное сопровождение

Основные принципы игр на песке

  • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.

  • «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

  • Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Общие условия организации песочной терапии.

Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница, песок, коллекция миниатюрных фигурок. 

  • Песочница:

Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х 70х 8 (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы.  Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером:100х140х8см. 

  • Материал:

Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих дошкольных учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

  • Цвет:

Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Песочница заполняется на одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить. 
Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек.

Организация игрового процесса начинается:

  • с демонстрации песочницы и фигурок;
  • со знакомства с правилами игр на песке;
  • с формулировки инструкций к играм;
  • завершение занятия, ритуал выхода.

В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных детей нет в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок – мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!

Серия игр по развитию фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, обучению чтению и письму.

Оборудование:

отобрать фигурки, в названиях которых есть необходимые звуки (5–10 штук).

  • Игра-сказка «Путешествие в страну «А»

Есть прекрасная страна – Где принцессу зовут А.

В реке плещутся А‐кулы

А‐исты в садах живут

А‐пельсины и А‐рбузы и А‐кации цветут

Чтобы здесь нам поиграть,

Надо много слов назвать.

Привести сюда друзей,

В чьих названьях – А. – Смелей!

  • Игра-сказка «Украденные буквы»

Ночь. Уснула детвора,

Вдруг, в кладовке, из угла

Вылез сам Король Мышей,

Выкрал буквы у детей.

Спрятал тут же их в песок,

Чтоб никто найти не смог.

Побыстрей детей спасайте,

Буквы мигом назовите.

Игра «Вылепи, пожалуйста, мою букву!»

Ход игры: Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности стола ребенок и взрослый формируют, лепят буквы. Как варианты этой игры, можно предложить ребенку задание: «Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую!»

Серия игр по развитию эмоциональной сферы детей. 

  • Упражнение «Песочный дождик»

Ход: Давайте научимся с вами делать песочный дождь: высыпаем песок из кулачка в песочницу: высыпаем песок из кулачка на свою ладонь.

  • Упражнение «Рисование страхов на песке»

Ход: Ребята, давайте нарисуем свои страхи на песке.

  • Упражнение «Цирк на песке»

Ход: Ребята, давайте сделаем на песке арену и устроим выступление. Дети по очереди, при помощи фигурок показывают цирковые номера.

  • Упражнение «Рисуем эмоции»

Ход: Попробуйте изобразить настроение жителей волшебной страны с помощью рисунка. Дети рисуют на подносах с песком эмоции и украшают свои работы природными материалами.

  • Упражнение на снятие агрессии и конфликтности «Рычи, лев, рычи; Стучи, поезд, стучи».
  • Ход: Ребята, давайте превратимся в царя зверей- во льва. По сигналу вам нужно

прорычать так громко, чтобы услышали все звери в лесу. По второму сигналу рычание прекращаем. А теперь покатаемся на поезде. Я буду паровозом, а вы –вагончики. При движении будем четко произносить характерные звуки, выполнять движения.

Игра с песком развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Дает возможность ребенку ощутить себя успешным, так как, на песке проще исправить свои ошибки, чем на листе бумаги, на котором остаются следы от ошибок; повышает интерес к занятиям; снимает напряжение и страх, чем обуславливает более легкое прохождение периода адаптации.

Список литературы:

1.Баряева Л.Б. Игры‐занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей [Текст] / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. – СПб., 2008 г.;

2.О.Ю.Епанчинцева «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» СПб Детство-Пресс 2010 г.;

3.Н.В.Кузуб, Э.И.Осипук «В гостях у песочной феи» СПб Сфера2011 г.



Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                    «Детский сад комбинированного вида №4 «Солнышко»»

                                                         г. Моршанск

      «Песочный мир

              Чудес»                                    

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                           Выполнила:

                                                                                                   Педагог-психолог

                                                                                                   Котунова Н.М.

                                                                                                                                                                               

                                                     г. Моршанск                                                                                                                          

                                                             2021

                                               

          

 «Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».

К. Д. Ушинский

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития. Именно поэтому развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально, так как именно она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивых познавательных интересов через исследовательскую деятельность. Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме, передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и таинственный материал, и дети и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или же просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть разным. Сухой и легкий, тяжелый и влажный, он с легкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный, фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие такой простор для творчества и фантазии, как оказалось можно успешно использовать в терапевтических целях. Сегодня одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия.

Песочная терапия - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира.

Податливость песка дает каждому ребенку возможность почувствовать себя творцом. Ребенок создает сооружения из песка, любуется ими, играет, а затем разрушает, чтобы появилось что-то новое. Один сюжет сменяется другим, и так без конца. Кто-то может подумать: слишком все просто, но именно эта простота, естественные для человека действия таят в себе уникальную тайну: в сети нет ничего такого, что было бы окончательно разрушено - просто старое уступает новому. Много раз проживая это, ребенок достигает состояния душевного равновесия.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.

Не рекомендуется в случаях, когда:

Уровень тревожности ребёнка очень высок;

Есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы;

Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Не стоит также игнорировать коррекционно-развивающие ресурсы занятий с песком в работе с детьми, имеющими недостатки развития. В песочнице создаются дополнительные возможности для развития тактильной чувствительности, «мануального интеллекта» ребенка. Итак, имеем дополнительный эффект в решении традиционных учебных и развивающих задач: с одной стороны, значительно усиливается мотивация ребенка к учебной деятельности, с другой - интенсивнее и гармоничнее развиваются познавательные процессы.

Когда дети касаются песка, погружают в него руки, у них развиваются тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика. Кроме того, песок имеет удивительную способность «заземлять» негативную психическую энергию, поэтому является прекрасным психопрофилактические средством.

 Чем полезны игры с песком для ребенка с ОВЗ?

Развивают речь, восприятие, мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение.

  • Формируют у ребенка представления об окружающем мире.
  • Развивают мелкую моторику, глазомер.
  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.
  • Помогают узнавать внешний и свой внутренний мир.
  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)

Эффект песочной терапии:

-позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;

-положительная динамика в развитии:

- образного мышления;

- тактильной чувствительности;

- зрительно – моторной координации;

- ориентировки в пространстве;

- сенсомоторного восприятия.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

  • Обучающие игры.  Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие, различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению.
  • Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
  • Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.

Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки... Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет... Было бы только желание использовать песочную терапию.

Цели песочной терапии:

  • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
  • Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
  • Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.
  • Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.
  • Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
  • Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.
  • Снижение психофизического напряжения.
  • Актуализация эмоций.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
  • Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового    характера.
  • Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
  • Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
  • Закрепить представления об окружающем мире.

Развивающие:

  • Развивать психические процессы (внимание, память).
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
  • Развивать умение действовать по инструкции.
  • Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно      тактильно-кинестетической чувствительности.

Воспитательные:

  • Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
  • Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
  • Воспитывать слуховое внимание и память.
  • Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
  • Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
  • «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Методы и приёмы:

  • Беседы
  • Игры – коммуникации
  • Экологические и исторические игры
  • Проективные игры
  • Познавательные игры
  • Рисование песком
  • Элементы сказкотерапии
  • Музыкальное сопровождение

Основные принципы игр на песке

  • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.

  • «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

  • Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Общие условия организации песочной терапии.

Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница, песок, коллекция миниатюрных фигурок. 

  • Песочница:

Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х 70х 8 (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы.  Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером:100х140х8см. 

  • Материал:

Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих дошкольных учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

  • Цвет:

Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Песочница заполняется на одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить. 
Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек.

Организация игрового процесса начинается:

  • с демонстрации песочницы и фигурок;
  • со знакомства с правилами игр на песке;
  • с формулировки инструкций к играм;
  • завершение занятия, ритуал выхода.

В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных детей нет в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок – мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!

Серия игр по развитию фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, обучению чтению и письму.

Оборудование:

отобрать фигурки, в названиях которых есть необходимые звуки (5–10 штук).

  • Игра-сказка «Путешествие в страну «А»

Есть прекрасная страна – Где принцессу зовут А.

В реке плещутся А‐кулы

А‐исты в садах живут

А‐пельсины и А‐рбузы и А‐кации цветут

Чтобы здесь нам поиграть,

Надо много слов назвать.

Привести сюда друзей,

В чьих названьях – А. – Смелей!

  • Игра-сказка «Украденные буквы»

Ночь. Уснула детвора,

Вдруг, в кладовке, из угла

Вылез сам Король Мышей,

Выкрал буквы у детей.

Спрятал тут же их в песок,

Чтоб никто найти не смог.

Побыстрей детей спасайте,

Буквы мигом назовите.

Игра «Вылепи, пожалуйста, мою букву!»

Ход игры: Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности стола ребенок и взрослый формируют, лепят буквы. Как варианты этой игры, можно предложить ребенку задание: «Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую!»

Серия игр по развитию эмоциональной сферы детей. 

  • Упражнение «Песочный дождик»

Ход: Давайте научимся с вами делать песочный дождь: высыпаем песок из кулачка в песочницу: высыпаем песок из кулачка на свою ладонь.

  • Упражнение «Рисование страхов на песке»

Ход: Ребята, давайте нарисуем свои страхи на песке.

  • Упражнение «Цирк на песке»

Ход: Ребята, давайте сделаем на песке арену и устроим выступление. Дети по очереди, при помощи фигурок показывают цирковые номера.

  • Упражнение «Рисуем эмоции»

Ход: Попробуйте изобразить настроение жителей волшебной страны с помощью рисунка. Дети рисуют на подносах с песком эмоции и украшают свои работы природными материалами.

  • Упражнение на снятие агрессии и конфликтности «Рычи, лев, рычи; Стучи, поезд, стучи».
  • Ход: Ребята, давайте превратимся в царя зверей- во льва. По сигналу вам нужно

прорычать так громко, чтобы услышали все звери в лесу. По второму сигналу рычание прекращаем. А теперь покатаемся на поезде. Я буду паровозом, а вы –вагончики. При движении будем четко произносить характерные звуки, выполнять движения.

Игра с песком развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Дает возможность ребенку ощутить себя успешным, так как, на песке проще исправить свои ошибки, чем на листе бумаги, на котором остаются следы от ошибок; повышает интерес к занятиям; снимает напряжение и страх, чем обуславливает более легкое прохождение периода адаптации.

Список литературы:

1.Баряева Л.Б. Игры‐занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей [Текст] / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. – СПб., 2008 г.;

2.О.Ю.Епанчинцева «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» СПб Детство-Пресс 2010 г.;

3.Н.В.Кузуб, Э.И.Осипук «В гостях у песочной феи» СПб Сфера2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия в младшей группе "Путешествие к Песочной фее" ( песочная игротерапия)

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием песочной игротерпии (социализация) в средней группе на тему: «В гостях у Песочной Феи»

Обучающие задачи:Обогащать сенсорный опыт детей, продолжая знакомить со свойствами песка;Совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства.Развивающи...

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы».

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ(старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы». ФОРМА ПРОВЕДЕНИ...