Методическая разработка «ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка

Мишина Людмила Петровна

С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Методическая разработка    

«ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»  

  Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

 Это могут быть произведения искусства (книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмы, видеоигры), историко-культурные и технические ценности и предметы (монеты, значки, почтовые марки, модели, автомобили) или объекты природы (насекомые, минералы, раковины моллюсков, цветы).

  Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства.

  Что же такое коллекционирование для дошкольника и какие цели оно преследует?

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников.

Цель детского коллекционирования: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.

Задачи:

• формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

• способствовать проявлению избирательных интересов;

• развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

• расширять кругозор воспитанников;

• прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;

• формировать бережное отношение к хранению коллекций;

• обогащать и активизировать словарь детей;

• активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью. Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности. Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки), книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) – детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.

Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.

Во-первых, познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.                                                                                                                                                          Во-вторых, в процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.                                                           В-третьих, многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.                                                                                               В-четвертых, коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.                                                                                                                                       Выделяют следующие группы коллекций:

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные, социальные.                                                                                               Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).                                                                     Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).                            Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.          Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно- прикладного искусства.                          Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей. Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова», «Фразеологические обороты». Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых листьях; слова зимы – на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях – весенние слова; на цветочках и бабочках – летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками.

  Благодаря коллекционированию дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей), ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним.

  Коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Технологии речевого развития дошкольников».

Семинар – практикум для педагогов«Технологии речевого развития дошкольников»....

Методическая разработка -Технология "Квиллинг" -эффектный метод развития творческих способностей детей.

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его тво...

Методическая разработка: Технологии сказкотерапии в работе учителя — логопеда по развитию связной речи дошкольников в системе экологического воспитания ДОУ

Аннотация: в статье раскрывается суть экологического воспитания дошкольников в рамках реализации международной программы "Эко-школа/Зеленый флаг". Для лучшего понимания детьми природы, береж...

Методическая разработка «Технология развивающего обучения через театрализованную игру дошкольников»

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, ...

Методическая разработка «Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников»

В данном материале я проработала проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников, формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи и т.д....

Методическая разработка Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников

Аннотация: Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопроса применения технологии "Утренний круг" в деятельности воспитател...

Методическая разработка «Технология Синквейн, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Условия современности таковы, что традиционное обучение в дошкольной образовательной организации не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьм...