"Основные направления организации работы по ФЭМП у детей старшего возраста в соответствии с ФГОС ДО" (публикация)
учебно-методический материал (старшая группа)

Трусова Маргарита Григорьевна

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФЭМП  У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

        Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей – неволей человеку приходится подстраиваться под его ускоряющийся ритм.

Даже детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Ребенок XXI века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает ее азы.

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) также происходит в дошкольной образовательной организации. Обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей детей. Воспитатель призван помочь сделать этот процесс успешным и эффективным для развития ребенка. Для  этого целесообразно использовать различные игры в обучении детей математике.  В процессе игры моделируются логические конструкции, способствующие формированию структур мышления, а также создаются благоприятные условия для применения математических знаний.

Основной формой обучения детей математике являются организационно – образовательная деятельность (ООД), т. к. на ООД определяются задачи, подбираются методы и приемы; обосновывается усвоение детьми определенного объема знаний, умений, навыков.

Остальные формы используются для обогащения опыта, закрепления удержания ООД или выступают, как средства индивидуальной коррекции процесса усвоения знаний и соответственной дифференциации обучения.

При проведении ООД необходимо следовать педагогическим заповедям:

*Поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое.

*Избегать отрицательных оценок результатов деятельности.

*Сравнивать результаты работы ребенка только с его же собственными достижениями.

*С отстающими детьми начинать усваивать материал раньше, чем со всей группой.

ООД по формированию ФЭМП разработаны с учетом сложной структуры речевой деятельности:

- воспитателю необходимо тщательно продумывать и четко формировать вопросы. В первом году обучения:

- выводы должен делать и озвучивать сам воспитатель, показывая образец грамотной речи;

- необходимо уделять внимание правильному употреблению лексических форм при согласовании числительных с существительными; следует требовать именования каждого числа при пересчете (один конь, два коня, пять коней…);

- статическая деятельность должна сочетаться с малыми формами активного отдыха: физминутками, физпаузами, пальчиковыми играми;

- для развития элементов словесно – логического мышления  целесообразно применять современные педагогические средства: палочки Х. Кюизенера, блоки Дьенеша.

Необходимо использовать комплекс методов и приемов на ООД по ФЭМП.

Практические методы

Упражнения –  многократное повторение детьми умственных практических действий, заданного содержания.

Применение упражнений совершенствует и укрепляет познавательные силы детей.

Упражнения выполняются каждым ребенком на карточке, что позволяет проводить индивидуальную работу.

Упражнения подражательно-исполнительного характера. Перед детьми ставится конкретная познавательная задача, показывается последовательность действий. Например: выполнить фигуру из трех палочек. Дается образец, затем ребенок выкладывает фигуру.

Упражнения конструктивного характера. Их своеобразие состоит в переносе усвоенного способа действия на новое содержание. При этом дети конструируют из известных им действий и операций соответствующий способ решения. Например: из каких геометрических фигур составлен рисунок? Сколько этих фигур? Нужно:

а) вспомнить и назвать предметы, похожие на образцы;

б) закончить рисунок по заданным фигурам.

Упражнения творческого характера. Предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, а также использование новых действий и операций, которыми дети не обучались. Например: в работе с детьми, имеющими высокий уровень знаний, можно применять упражнения на поиск отличий одной фигуры от другой, причем используя геометрические фигуры сложной конфигурации.

На ООД полезно использовать логические задачи, стихи, загадки математического содержания.

Словесные методы

Живое слово воспитателя – образец для подражания и усвоения детьми норм родного языка.

Словесные методы обеспечивают перевод знаний  детей на более высокий уровень обобщения.

На ООД по математике применяются: объяснения, пояснения, указания, вопросы, педагогическая оценка.

Объяснения и пояснения широко используются в ходе упражнений при счете предметов с участием различных анализаторов.

Указания эффективны, когда ребенок проговаривает действия при выполнении заданий: «Я заштрихую елочку зеленым фломастером».

Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приемов. Она помогает ребенку утвердиться в достижении положительных результатов, понять допущенные ошибки. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.

Наглядные методы

На ООД по математике успешно используются:

*демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?»;

*иллюстрации с изображением времен суток;

*ситуации для составления задач;

*циферблат часов;

*показ видеофильмов, слайдов;

*демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ.

Игровые методы

Они предусматривают использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями и т. д. Применяются разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами, имитация действий и движений, элементы соревнования, прятанье и поиск предметов. Все это создает у детей эмоциональный положительный настрой, повышает их активность и заинтересованность на ООД.

В соответствии с положение ФГОС в дошкольной дидактике появилась такая разновидность наглядно-поискового метода, как моделирование.

В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета другим предметом, изображенным знаком.

На ООД по ФЭМП используются:

*различные планы;

*фишки;

*модели времен года, месяцев;

*модель в виде часов, разделенных на сектора, и т. д.

Во второй половине года в старшей группе и подготовительной используются задания повышенной сложности:

*зрительные диктанты;

*слуховые диктанты;

*логические ситуации, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем;

*лабиринты-упражнения, выполняемые на наглядной основе, требующие сочетания зрительного анализа;

*задачи на поиск недостающей фигуры, логические задачи;

*задание на развитие мелкой мускулатуры пальцев;

*игры с блоками Дьенеша, палочками Х. Кюизенера.

Работа по ФЭМП должна проводиться в тесном сотрудничестве с другими специалистами ДОО. На музыкальных занятиях могут исполняться песни о цифрах и задачах. На физкультурных занятиях рекомендуется проводить работу по совершенствованию координации движений, ориентировки в пространстве.

Знания, полученные на ООД, хорошо закреплять в совместной деятельности воспитателя с детьми – загадках, пословицах, поговорках.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФЭМП                                  У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

        Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей – неволей человеку приходится подстраиваться под его ускоряющийся ритм.

Даже детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Ребенок XXI века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает ее азы.

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) также происходит в дошкольной образовательной организации. Обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей детей. Воспитатель призван помочь сделать этот процесс успешным и эффективным для развития ребенка. Для  этого целесообразно использовать различные игры в обучении детей математике.  В процессе игры моделируются логические конструкции, способствующие формированию структур мышления, а также создаются благоприятные условия для применения математических знаний.

Основной формой обучения детей математике являются организационно – образовательная деятельность (ООД), т. к. на ООД определяются задачи, подбираются методы и приемы; обосновывается усвоение детьми определенного объема знаний, умений, навыков.

Остальные формы используются для обогащения опыта, закрепления удержания ООД или выступают, как средства индивидуальной коррекции процесса усвоения знаний и соответственной дифференциации обучения.

При проведении ООД необходимо следовать педагогическим заповедям:

*Поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое.

*Избегать отрицательных оценок результатов деятельности.

*Сравнивать результаты работы ребенка только с его же собственными достижениями.

*С отстающими детьми начинать усваивать материал раньше, чем со всей группой.

ООД по формированию ФЭМП разработаны с учетом сложной структуры речевой деятельности:

- воспитателю необходимо тщательно продумывать и четко формировать вопросы. В первом году обучения:

- выводы должен делать и озвучивать сам воспитатель, показывая образец грамотной речи;

- необходимо уделять внимание правильному употреблению лексических форм при согласовании числительных с существительными; следует требовать именования каждого числа при пересчете (один конь, два коня, пять коней…);

- статическая деятельность должна сочетаться с малыми формами активного отдыха: физминутками, физпаузами, пальчиковыми играми;

- для развития элементов словесно – логического мышления  целесообразно применять современные педагогические средства: палочки Х. Кюизенера, блоки Дьенеша.

Необходимо использовать комплекс методов и приемов на ООД по ФЭМП.

Практические методы

Упражнения –  многократное повторение детьми умственных практических действий, заданного содержания.

Применение упражнений совершенствует и укрепляет познавательные силы детей.

Упражнения выполняются каждым ребенком на карточке, что позволяет проводить индивидуальную работу.

Упражнения подражательно-исполнительного характера. Перед детьми ставится конкретная познавательная задача, показывается последовательность действий. Например: выполнить фигуру из трех палочек. Дается образец, затем ребенок выкладывает фигуру.

Упражнения конструктивного характера. Их своеобразие состоит в переносе усвоенного способа действия на новое содержание. При этом дети конструируют из известных им действий и операций соответствующий способ решения. Например: из каких геометрических фигур составлен рисунок? Сколько этих фигур? Нужно:

а) вспомнить и назвать предметы, похожие на образцы;

б) закончить рисунок по заданным фигурам.

Упражнения творческого характера. Предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, а также использование новых действий и операций, которыми дети не обучались. Например: в работе с детьми, имеющими высокий уровень знаний, можно применять упражнения на поиск отличий одной фигуры от другой, причем используя геометрические фигуры сложной конфигурации.

На ООД полезно использовать логические задачи, стихи, загадки математического содержания.

Словесные методы

Живое слово воспитателя – образец для подражания и усвоения детьми норм родного языка.

        Словесные методы обеспечивают перевод знаний  детей на более высокий уровень обобщения.

На ООД по математике применяются: объяснения, пояснения, указания, вопросы, педагогическая оценка.

Объяснения и пояснения широко используются в ходе упражнений при счете предметов с участием различных анализаторов.

Указания эффективны, когда ребенок проговаривает действия при выполнении заданий: «Я заштрихую елочку зеленым фломастером».

Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приемов. Она помогает ребенку утвердиться в достижении положительных результатов, понять допущенные ошибки. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.

Наглядные методы

На ООД по математике успешно используются:

*демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?»;

*иллюстрации с изображением времен суток;

*ситуации для составления задач;

*циферблат часов;

*показ видеофильмов, слайдов;

*демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ.

Игровые методы

Они предусматривают использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями и т. д. Применяются разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами, имитация действий и движений, элементы соревнования, прятанье и поиск предметов. Все это создает у детей эмоциональный положительный настрой, повышает их активность и заинтересованность на ООД.

В соответствии с положение ФГОС в дошкольной дидактике появилась такая разновидность наглядно-поискового метода, как моделирование.

В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета другим предметом, изображенным знаком.

На ООД по ФЭМП используются:

*различные планы;

*фишки;

*модели времен года, месяцев;

*модель в виде часов, разделенных на сектора, и т. д.

        Во второй половине года в старшей группе и подготовительной используются задания повышенной сложности:

*зрительные диктанты;

*слуховые диктанты;

*логические ситуации, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем;

*лабиринты-упражнения, выполняемые на наглядной основе, требующие сочетания зрительного анализа;

*задачи на поиск недостающей фигуры, логические задачи;

*задание на развитие мелкой мускулатуры пальцев;

*игры с блоками Дьенеша, палочками Х. Кюизенера.

Работа по ФЭМП должна проводиться в тесном сотрудничестве с другими специалистами ДОО. На музыкальных занятиях могут исполняться песни о цифрах и задачах. На физкультурных занятиях рекомендуется проводить работу по совершенствованию координации движений, ориентировки в пространстве.

Знания, полученные на ООД, хорошо закреплять в совместной деятельности воспитателя с детьми – загадках, пословицах, поговорках.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по обеспечению безопасности детей старшего возраста

Данный материал поможет воспитателю при планировании работы по безопасности....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Планирование и реализация образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами»

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовы...

Доклад на семинаре «Организация работы по здоровье-сбережению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», 06.10. 2016 г.

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.В.А. Сухомлинский...

Проект " Организация работы по патриотическому воспитанию детей старшего возраста"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место. В.А Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. в своих работах подчеркивали необ...

Основные направления педагогической работы в разностороннем развитии детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ

Консультации для педагогов и родителей, входящие в цикл семинаров по развитию театрализованной деятельсти в ДОУ, на которых можно познакомится с понятиями о театрализованной деятельности и ее значение...