Коррекционная работа с детьми с ОВЗ посредством робототехники в ДОУ
статья (подготовительная группа)

Гончарова Марина Васильевна

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Поэтому, стало важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум.

Ребенок с ОВЗ, который уже в дошкольном возрасте получит базовые знания и навыки в научно-технической сфере, сможет комфортно себя чувствовать, в новом мире и легко будет разбираться с новыми технологиями, а это весьма перспективная сфера для будущей профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гончарова Марина Васильевна,

Дубовая Анастасия Алексеевна

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ посредством робототехники в ДОУ

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Поэтому, стало важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум.

Ребенок с ОВЗ, который уже в дошкольном возрасте получит базовые знания и навыки в научно-технической сфере, сможет комфортно себя чувствовать, в новом мире и легко будет разбираться с новыми технологиями, а это весьма перспективная сфера для будущей профессии [1].

 Занятия техническим творчеством способствует полноценному участию детей с ОВЗ в жизни общества, развитию их творческого и интеллектуального потенциала, формированию социально-активной личности [3].

Конструирование и программирование проводится в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работают оба полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о своем проекте, что способствует развитию речи и умению публичных выступлений [2].

Для расширения содержания образовательной области «Познавательное развитие» в вариативную часть основной образовательной программы нашего дошкольного учреждения была включена парциальная программа «НАУСТИМ – цифровая интерактивная среда». Данная программа направлена на познавательное развитие дошкольников, приобщение их к инженерно-техническому творчеству, создание педагогических условий, способствующих полноценному разностороннему развитию детей дошкольного возраста средствами цифрового интерактивного и игрового оборудования Академии Наураши и технологий STEAM-образования. Программа ориентирована на развитие подвижного интеллекта обучающихся.

В нашем центре детского развития «Антошка» оборудован класс робототехники, в котором имеются наборы по робототехнике от простых до более сложных (фото от Лего до наборов конструкторов и роботов). А также «Цифровая STEM – лаборатория НАУСТИМ», которая представлена инновационным и образовательным продуктом, позволяющим сочетать как творческое развитие ребенка, так и формирование основ его инженерного мышления. В состав лаборатории входит: «Мультимедийная лаборатория»; «Курс логики базовый»; «Азбука робототехники» (конструирование и программирование); К каждому из образовательных модулей разработано методическое обеспечение.

При использовании конструктора «Азбука робототехники» осуществляется развитие воображения, фантазии, креативного мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ. В процессе обучения происходит ознакомление детей с работой мотора, рычага, зубчатой передачи. Через программирование движения механизмов дети учатся синхронизации работы двух моторов и созданию свето-звуковых сигнальных устройств.

Занятия проводятся как в индивидуальной, так подгрупповой форме. Один комплект, т.е. лоток, рассчитан на одновременную работу 1-2 детей и сборку одного робота. Когда лотков больше, то следует подключать к работе больше детей. За одно занятие можно собрать, запрограммировать, поиграть и разобрать робота.

Существует три тетради по конструированию роботов и три тетради по пиктограммному программированию (рис. 1-3):

Рис. 1. Конструирование роботов и пиктограммное программирование  

   

Рис. 2. Тетради по конструированию роботов и пиктограммному программированию

Рис. 2. Сборка робота, робот

Таким образом, внедрение робототехники и конструкторов для детей с ОВЗ имеет преимущества:

- активизация творческих способностей у детей, имеющих какие-либо ограничения;

- предоставление одинаковых возможностей для освоения инновационных технологий, например, программирования или моделирования;

- формирование коммуникативных навыков и поэтапное пополнение словарного запаса;

- развитие собственных профессиональных навыков у детей с ОВЗ, возможность определения будущей специальности

Дети с ОВЗ учатся конструировать постепенно, шаг за шагом. такое обучение позволяет им продвигаться вперед в собственном индивидуальном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые более сложные задачи. любой признанный и оцененный успех приводит к тому, что ребенок становится более уверенным в себе.

Робототехническое конструирование является продуктивным методом формирования творческой, разносторонне развитой личности, позволяет включать детей с ограниченными возможностями здоровья в социально значимую деятельность, способствует их самореализации.

Библиографический список

  1. Бабушкина Е.О. Реализации задач образовательной робототехники в работе с детьми с ОВЗ//Современный урок.  2022.
  2. Омарова З.К. Инновационные технологии в практике работы ДОУ для детей с ОВЗ// Достижения науки и образования. 2019. С. 40-42.
  3. Сахатаева А.А., Иванова Е.В. Коррекционная работа с детьми ОВЗ посредством робототехники в ДОУ//Дошколёнок.ру. 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Необходимость изменить в ДОУ организацию образовательного процесса диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов к структуре основной общеоб...

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ посредством стимулирования сенсомоторной сферы

Программа раскрывает систему работы с детьми с  ОВЗ с 3-7 лет по всем образовательным областям на основе метода сенсорной интеграции М.И.Лынской...

«Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи»

Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является  всестороннее и гармоничное развитие ребёнка. В настоящее время достичь этой цели  стало возможно через...

Тема: «Дидактические игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством песочного стола-планшета»

Тема «Дидактические  игры в  коррекционной  работе с детьми  старшего дошкольного возраста посредством  песочного  стола-планшета»...

Взаимодействие всех участников коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР, посредством социального проекта «Мастерская сказок».

Современная модель взаимодействия всех участников коррекционно-образовательной работы с детьми комбинированной группы,посредством социального проекта "Мастерская сказок".    ...