Интегрированное занятие "День рожденья Домового"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Плотникова Анастасия Юрьевна

Формируем представление детей о Домовом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие "День рожденья Домового"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе.

Тема: «День рождения Домового».

Цель: Формировать представления детей о Домовом, как о сказочном персонаже, и о его дне рождения.

Задачи:

- Знакомить детей с обычаями и традициями русского народа – народным календарным праздником Кудёсы (именины Домового),

- Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.

- Развивать эмоциональную отзывчивость к историческому наследию России, внимание, память, чувство ритма.

- Воспитывать любовь к русской культуре.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:

-Социально-коммуникативная

-Художественно-эстетическая

-Познавательная

-Физическое

-Речевое

МАТЕРИАЛЫ: 1 шапочка  «Пирожка», листы бумаги, фломастеры

Ход занятия:

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с необычным жителем наших домов. Послушайте стихотворение о нём.

Добродушный домовой

За печной живёт трубой.

Носит круглые очки,

Вяжет тёплые носки,

Любит слушать он сверчка

Выпить на ночь молочка.

Погрозится на мышат

Если слишком те шумят.

Он и бабушке поможет

Чтобы тесто подошло.

Сам в печурку дров подложит

Дома с ним всегда тепло.

Детям сказочку расскажет

Чешет за ухом кота,

А когда на землю ляжет

Покрывалом темнота

То считает в небе звёзды

Охраняя наш покой.

Вот такой у нас хозяин

За печной живёт трубой.

-Ребята, кто догадался о ком пойдёт речь? Правильно – это домовой. Издревле русский народ отмечал 10 февраля день рождения дедушки Домового, домовой значит водит дом, ведет хозяйство, следит за его порядком.

-По древним славянским поверьям домовой – это наш предок, которого зовут родственники для защиты от злых духов и наведения порядка в доме и в семейных отношениях.

-Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, чтобы не попадаться им на глаза и не напугать.

-Старенький, седенький, по самые глаза заросший белой шерстью. Обычно домовые живут за печкой, где очень тепло, но порой селится под порогом, в подполе, на чердаке, в чулане, а то и в печной трубе.

-Ребята! Как вы считаете, в нашей группе живет домовой?

(выходит переодетый ребёнок).

Домовой: Здравствуйте, ребята! Я – ваш детсадовский домовой, имён у

меня много, по-разному меня называют – величают, но чаще

всего Дедушкой кличут.

В детском садике живу с самого открытия,

Без меня здесь не прошло не одно событие.

Как живёте, как поёте, что на завтрак, на обед —

Всё я знаю, всё я слышу, ведь живу здесь много лет.

Знаю все ваши секреты, могу много рассказать,

Даже дать могу советы, как вам лучше поступать.

С домовым нужно общаться с уважением и большим почтением, а обращаться так: «Дедушка», «Дедушка-домовеюшка», «Хозяин-батюшка», «Домовой-батюшка», «Кормилец».

Домовым давали имена, нашего домового зовут дедушка Кузьма. Ребята, давайте поздороваемся с нашим домовым, скажем: «Здравствуй хозяин-батюшка, дедушка Кузьма».

Ребята, вы все знаете, что на день рождения принято дарить подарки, а те, кто дорожит присутствием домового у себя дома, справляют его именины и делают ему подарки, задабривают домового. Кто-то кладёт на чистом белом блюде свежеиспечённый хлеб или пирог, стакан с водой (вином), сладости – карамельки, леденцы, кусковой сахар и монетки обычно пятачки – именно они приносят достаток в дом.

 А ещё на день рождения играют в разные веселые игры, давайте и мы с дедушкой Кузенькой поиграем.

Игра «Пирог».

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него одета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он, какой высоконький,

Вот он, какой мякошенький,

Вот он, какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребёнок из проигравшей команды. Игра проводиться до тех пор, пока не сыграют все в одной из команд.

           *Если хозяева хотят узнать, кто у них живёт домовой или домовиха, то кладут колоду карты и куколку.

- Если на утро сдвинуты карты, то это домовой-батюшка,

-Если куколка, то в доме у вас хозяйка: домовая-матушка.

Приготовленное угощение оставляют на ночь у печки или плиты, а перед тем как пойти спать хозяйка произносит три раза обращение к домовому:

«Хозяин-батюшка, домовой,

от меня прими угощение в знак уважения,

ешь – пей, гуляй, мне и моей семье помогай,

от бед и болезней защищай,

 жить в благополучие и богатстве помогай!»

После каждого произнесённого обращения она кланялась домовому до земли.

Если ночью после выставленного угощения присниться домовой – это к добру, а через сутки угощение убирают, отдают животным или птичкам.

Домовой: - Я (домовой) большой озорник, порой так припрячу какую-нибудь вещь, что попробуй, найди, приходится тогда меня просить:

 «Домовой, домовой, не хочу играть с тобой. Поиграли и хватит. Отдай вещь обратно»

Мы Домовые, любим играть с маленькими детьми, мы их не пугаем, а совсем наоборот, веселим их так, что они хохочут.

А если вы заметили, что ваша кошка бегает по квартире, словно от кого-то убегает, это просто.

  -Это я шалю, катаюсь на спинке вашего любимца.  Животные очень хорошо чувствуют присутствие Домовых. Иногда, котик, вылизывая себя, встрепенётся и уставиться в пустоту, и смотрит, как бы провожая кого-то взглядом. Вот этот невидимый путешественник и есть Я домовой.

Давайте и мы с вами поиграем.

Игра: «Перелизы».

Играющие берутся за руки, образуя круг, один остаётся в середине круга. Все поют или приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей – и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят,

И все делают вот так.

Стоящий в круге выполняет какое-нибудь движение, все играющие должны повторить его. Тот, кто не успевает, отдаёт фант.

Игра: «Хвост и голова».

Выбирают «голову» и «хвост». Все играющие становятся в линию один за другим. Каждый кладёт руки на плечи стоящего перед ним. «Голова» становится в начале колонны, а «хвост» - сзади. «Голова» говорит:

Ах, как весело мне что-то,

Вот бы кости поразмять.

Поиграть бы мне охота,

Разве хвостик свой поймать?

«Хвост» громко отмечает:

Что ты вздумал, чудо-юдо,

Коль меня ты отгрызёшь,

Никуда уж ты отсюда

Никогда не уползёшь!

«Голова» начинает охотиться за «хвостом», а «хвост» должен всё время увёртывается от «головы». Игра продолжается до тех пор, пока «голова» не поймает «хвост».

        *   В день рождения Домового домочадцы обращались к нему с просьбами и пожеланиями.

- Хозяин-батюшка, побереги скотину.

- Дедушка-соседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!

- Хозяин-батюшка, прими нашу кашу, и ешь пирога, да наш дом береги!

Давайте и мы попросим нашего домового Кузеньку о чём-нибудь (дети придумывают просьбы).

А ещё домовому дарят в подарок красивую, яркую, коробочку без крышки, в которую кладут старые бусы и монетки, брошки и блестящие пуговицы ведь они очень любят играть.

Если семья переезжала на новое место жительства, то звала домового с собой:

 «Хозяин мой, пойдём со мной. «Полезай домовой в тапок, поедешь с нами.».

 А если домового не забирали, то он оставался одиноким и покинутым.

Домовой следит за чистотой жилья, в отличие от человека он видит весь энергетический мусор (плохая энергетика) и его это очень расстраивает, у него ухудшается настроение.

Когда в доме всё в порядке, чисто и порядок, домочадцы живут в мире и согласии. Домовой чувствует себя великолепно, таких хозяев он привечает всячески и помогает им. В таком доме всё будет работать, не будет биться посуда, ломаться техника. Домовой никогда не допустит пожара, несчастного случая, кражи и даже прихода неприятных гостей, он попытается выжить их всеми силами, как бы давить на них, таким гостям становится неуютно, их начинает всё раздражать, им становится душно, в конце концов, они быстро уходят.

Ещё домового раздражает табачный дым, этот дым никуда не выветривается, он оседает на мебель, по углам квартиры, а домовые очень любят отдыхать под потолком и потому за это иногда вредят хозяевам.

А сейчас я хочу вам предложить ещё одну игру:

«Засели дом домовятами».

Каждый из вас по моей команде должен свой шарик заселить домовятами, нарисовать фломастером, как можно больше человечков, за  определённое время. Кто больше нарисует человечков получает приз.

Ребята, а вы помните, что Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, чтобы не попадаться им на глаза и не напугать их, вот и дедушке Кузме пора спать, чтобы ночью наводить за вами порядок. Давайте поздравим Дедушку-домовеюшку с именинами и скажем ему до свидания.

 



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие "День рожденья Домового"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе.

Тема: «День рождения Домового».

Цель: Формировать представления детей о Домовом, как о сказочном персонаже, и о его дне рождения.

Задачи:

- Знакомить детей с обычаями и традициями русского народа – народным календарным праздником Кудёсы (именины Домового),

- Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.

- Развивать эмоциональную отзывчивость к историческому наследию России, внимание, память, чувство ритма.

- Воспитывать любовь к русской культуре.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:

-Социально-коммуникативная

-Художественно-эстетическая

-Познавательная

-Физическое

-Речевое

МАТЕРИАЛЫ: 1 шапочка  «Пирожка», листы бумаги, фломастеры

Ход занятия:

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с необычным жителем наших домов. Послушайте стихотворение о нём.

Добродушный домовой

За печной живёт трубой.

Носит круглые очки,

Вяжет тёплые носки,

Любит слушать он сверчка

Выпить на ночь молочка.

Погрозится на мышат

Если слишком те шумят.

Он и бабушке поможет

Чтобы тесто подошло.

Сам в печурку дров подложит

Дома с ним всегда тепло.

Детям сказочку расскажет

Чешет за ухом кота,

А когда на землю ляжет

Покрывалом темнота

То считает в небе звёзды

Охраняя наш покой.

Вот такой у нас хозяин

За печной живёт трубой.

-Ребята, кто догадался о ком пойдёт речь? Правильно – это домовой. Издревле русский народ отмечал 10 февраля день рождения дедушки Домового, домовой значит водит дом, ведет хозяйство, следит за его порядком.

-По древним славянским поверьям домовой – это наш предок, которого зовут родственники для защиты от злых духов и наведения порядка в доме и в семейных отношениях.

-Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, чтобы не попадаться им на глаза и не напугать.

-Старенький, седенький, по самые глаза заросший белой шерстью. Обычно домовые живут за печкой, где очень тепло, но порой селится под порогом, в подполе, на чердаке, в чулане, а то и в печной трубе.

-Ребята! Как вы считаете, в нашей группе живет домовой?

(выходит переодетый ребёнок).

Домовой: Здравствуйте, ребята! Я – ваш детсадовский домовой, имён у

меня много, по-разному меня называют – величают, но чаще

всего Дедушкой кличут.

В детском садике живу с самого открытия,

Без меня здесь не прошло не одно событие.

Как живёте, как поёте, что на завтрак, на обед —

Всё я знаю, всё я слышу, ведь живу здесь много лет.

Знаю все ваши секреты, могу много рассказать,

Даже дать могу советы, как вам лучше поступать.

С домовым нужно общаться с уважением и большим почтением, а обращаться так: «Дедушка», «Дедушка-домовеюшка», «Хозяин-батюшка», «Домовой-батюшка», «Кормилец».

Домовым давали имена, нашего домового зовут дедушка Кузьма. Ребята, давайте поздороваемся с нашим домовым, скажем: «Здравствуй хозяин-батюшка, дедушка Кузьма».

Ребята, вы все знаете, что на день рождения принято дарить подарки, а те, кто дорожит присутствием домового у себя дома, справляют его именины и делают ему подарки, задабривают домового. Кто-то кладёт на чистом белом блюде свежеиспечённый хлеб или пирог, стакан с водой (вином), сладости – карамельки, леденцы, кусковой сахар и монетки обычно пятачки – именно они приносят достаток в дом.

 А ещё на день рождения играют в разные веселые игры, давайте и мы с дедушкой Кузенькой поиграем.

Игра «Пирог».

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него одета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он, какой высоконький,

Вот он, какой мякошенький,

Вот он, какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребёнок из проигравшей команды. Игра проводиться до тех пор, пока не сыграют все в одной из команд.

           *Если хозяева хотят узнать, кто у них живёт домовой или домовиха, то кладут колоду карты и куколку.

- Если на утро сдвинуты карты, то это домовой-батюшка,

-Если куколка, то в доме у вас хозяйка: домовая-матушка.

Приготовленное угощение оставляют на ночь у печки или плиты, а перед тем как пойти спать хозяйка произносит три раза обращение к домовому:

«Хозяин-батюшка, домовой,

от меня прими угощение в знак уважения,

ешь – пей, гуляй, мне и моей семье помогай,

от бед и болезней защищай,

 жить в благополучие и богатстве помогай!»

После каждого произнесённого обращения она кланялась домовому до земли.

Если ночью после выставленного угощения присниться домовой – это к добру, а через сутки угощение убирают, отдают животным или птичкам.

Домовой: - Я (домовой) большой озорник, порой так припрячу какую-нибудь вещь, что попробуй, найди, приходится тогда меня просить:

 «Домовой, домовой, не хочу играть с тобой. Поиграли и хватит. Отдай вещь обратно»

Мы Домовые, любим играть с маленькими детьми, мы их не пугаем, а совсем наоборот, веселим их так, что они хохочут.

А если вы заметили, что ваша кошка бегает по квартире, словно от кого-то убегает, это просто.

  -Это я шалю, катаюсь на спинке вашего любимца.  Животные очень хорошо чувствуют присутствие Домовых. Иногда, котик, вылизывая себя, встрепенётся и уставиться в пустоту, и смотрит, как бы провожая кого-то взглядом. Вот этот невидимый путешественник и есть Я домовой.

Давайте и мы с вами поиграем.

Игра: «Перелизы».

Играющие берутся за руки, образуя круг, один остаётся в середине круга. Все поют или приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей – и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят,

И все делают вот так.

Стоящий в круге выполняет какое-нибудь движение, все играющие должны повторить его. Тот, кто не успевает, отдаёт фант.

Игра: «Хвост и голова».

Выбирают «голову» и «хвост». Все играющие становятся в линию один за другим. Каждый кладёт руки на плечи стоящего перед ним. «Голова» становится в начале колонны, а «хвост» - сзади. «Голова» говорит:

Ах, как весело мне что-то,

Вот бы кости поразмять.

Поиграть бы мне охота,

Разве хвостик свой поймать?

«Хвост» громко отмечает:

Что ты вздумал, чудо-юдо,

Коль меня ты отгрызёшь,

Никуда уж ты отсюда

Никогда не уползёшь!

«Голова» начинает охотиться за «хвостом», а «хвост» должен всё время увёртывается от «головы». Игра продолжается до тех пор, пока «голова» не поймает «хвост».

        *   В день рождения Домового домочадцы обращались к нему с просьбами и пожеланиями.

- Хозяин-батюшка, побереги скотину.

- Дедушка-соседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!

- Хозяин-батюшка, прими нашу кашу, и ешь пирога, да наш дом береги!

Давайте и мы попросим нашего домового Кузеньку о чём-нибудь (дети придумывают просьбы).

А ещё домовому дарят в подарок красивую, яркую, коробочку без крышки, в которую кладут старые бусы и монетки, брошки и блестящие пуговицы ведь они очень любят играть.

Если семья переезжала на новое место жительства, то звала домового с собой:

 «Хозяин мой, пойдём со мной. «Полезай домовой в тапок, поедешь с нами.».

 А если домового не забирали, то он оставался одиноким и покинутым.

Домовой следит за чистотой жилья, в отличие от человека он видит весь энергетический мусор (плохая энергетика) и его это очень расстраивает, у него ухудшается настроение.

Когда в доме всё в порядке, чисто и порядок, домочадцы живут в мире и согласии. Домовой чувствует себя великолепно, таких хозяев он привечает всячески и помогает им. В таком доме всё будет работать, не будет биться посуда, ломаться техника. Домовой никогда не допустит пожара, несчастного случая, кражи и даже прихода неприятных гостей, он попытается выжить их всеми силами, как бы давить на них, таким гостям становится неуютно, их начинает всё раздражать, им становится душно, в конце концов, они быстро уходят.

Ещё домового раздражает табачный дым, этот дым никуда не выветривается, он оседает на мебель, по углам квартиры, а домовые очень любят отдыхать под потолком и потому за это иногда вредят хозяевам.

А сейчас я хочу вам предложить ещё одну игру:

«Засели дом домовятами».

Каждый из вас по моей команде должен свой шарик заселить домовятами, нарисовать фломастером, как можно больше человечков, за  определённое время. Кто больше нарисует человечков получает приз.

Ребята, а вы помните, что Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, чтобы не попадаться им на глаза и не напугать их, вот и дедушке Кузме пора спать, чтобы ночью наводить за вами порядок. Давайте поздравим Дедушку-домовеюшку с именинами и скажем ему до свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "День рожденья Домового"

ЦЕЛЬ: дать детям  представление о праздновании русским народом дня  рождения  Домового. Познакомить с домовым, как со сказочным персонажем. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: коммуника...

Конспект интегрированного мероприятия Тема: "День Рождения Домового"

Цель: Вызвать интерес к культуре и традициям русского народа, приобщать к истокам русской народной культуры. Формировать потребности в применении полученных знаний в творческой деятельности....

Развлечение для детей 4го года жизни "День рождение Домового"

Это развлечение было подготовлено специально для малышей 4го года жизни.Развлечение составлено из игровых упражнений и рассказа педагога. Дети с удовольствием играли с куклой - домовёнком и рассказали...

Конспект совместной партнёрской деятельности по духовно-нравственному воспитанию на тему: «День рождения Домового» (с детьми младшей группы от 3 до 4 лет)

Если вы хотите вызвать у детей интерес к культуре и традициям русского народа уже с младшего дошкольного возраста, начать формировать знания у детей о народных традициях и  поверьях в игровой фор...

«Русская изба» Конспект «День рождения Домового»

laquo;Русская изба» Конспект «День рождения Домового» Цель: познакомить детей с русской культурой, определить положительное отношение детей к сущности домового; подарить м...

Развлечение «День рождения Домового».

Задачи: Дать первоначальные знания о сказочном персонаже Домовенок, способствуя развитию у детей интереса к фольклору.Формировать представления о праздновании русским народом дня рождения Домового, ра...

День рождения - Домового!

Сценарий: "День рождения-Домового!"...