Конспект интегрированного мероприятия Тема: "День Рождения Домового"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Цель: Вызвать интерес к культуре и традициям русского народа, приобщать к истокам русской народной культуры. Формировать потребности в применении полученных знаний в творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный вид деятельности.

Тема: «День рождение Домового.»

Цель: Вызвать интерес к культуре и традициям русского народа, приобщать к истокам русской народной культуры. Формировать потребности в применении полученных знаний в творческой деятельности.

Задачи:

«Познание.»

- продолжить знакомить с народной культурой (бытом русских людей)

- познакомить с обычаями, традициями

- активизировать мыслительную деятельность через разгадывание загадок, решении проблемных ситуаций.

«Социализация «

- формирование норм и правил поведения в процессе непосредственной образовательной деятельности

- воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма

«Коммуникация»

- активизировать словарь: оберег, домовой, печь, подкова.

- учить диалогической речи, отвечать на поставленный вопрос.

«Чтение художественной литературы»

- продолжить знакомить с пословицами о добре, о труде

«Физическая культура»

- обогащать двигательную активность

- развивать мелкую моторику рук

«Художественное творчество»

- познакомить с новым видом лепки из соленого теста

 - закреплять навыки лепки

- развивать творчество, умение видеть прекрасное.

Материалы и оборудование:

Предметы русской утвари (самовар, плетеный короб, подкова), кукла- домовой, веточка березы, современные обереги, браслеты, бусы, кушак, куколки-берегини, обереги сделанные из соленого теста, поднос, чашечки с фасолью, семечками, орехами, яблоки, перец, одноразовые ложки, вилочки, влажные салфетки, платок, соленое тесто, доски для лепки, стеки, одноразовые тарелки, природный материал, клеенка, угощение.  

Ход:

Воспитатель:(встречает детей у музея) Здравствуйте гости дорогие! Проходите не стесняйтесь! Гость на дворе хозяину- радость. Для дорогого гостя и ворота настежь! Зовут меня Елена Григорьевна. Я хозяйка нашей избы. Проходите. Ой! Что-то двери нашей избы не открываются. Смотрите, на двери висит подкова. А для чего она? (ответы детей)

Да, в старину находили подкову на счастье и прибивали ее над дверью, чтобы в доме

Было счастье, добро, достаток, веселье, благополучие. Ребята, давайте дверь откроем. (не открывается) Вот взялась за подкову и вспомнила поговорку:

Доброе слово- железные ворота распахнет! А вы знаете поговорки о добре? (ответы детей)

Предложить выучить поговорку о добре, если дети не знают.

ПОГОВОРКИ: Нет худа без добра.

Доброе слово само себя хвалит.

Жизнь одна на добрые дела.

Дверь открывается.

Смотрите: А кто здесь нас встречает. Сидит, всем говорит:» Здравствуй, проходите не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? (дети рассаживаются)

Это Кузя домовой. А кто такой домовой? (ответы детей)

Это оберег дома. Главный хозяин, дух рода. Кузя очень рад, что вы пришли. У него сегодня праздник. Вот и собрались мы большой дружной семье. Вся семья вместе и душа на месте. Кузя сегодня отмечает день рождения. В этот день хозяйка дома наряжалась. Задабривала домового, ставила под печку блюдце с молоком, да кусочком сахара. Все время хвалила его.

 День рождение на Руси всегда отмечали весело. Именинники пекли пироги, калачи, готовили угощение. Люди пели песни и частушки, веселились, водили хороводы, играли в игры.

Наш домовенок тоже приготовил вам сюрприз. Плетеный короб. В нем много интересных предметов.      Но прежде, чем узнать,

что там лежит надо отгадать загадку.

Русская красавица стоит на поляне.

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Березу считали оберегом дома. А у меня есть еще интересные предметы. (достаю образцы современных оберегов) Что это? (ответы детей)

Обереги. Что значит оберег? (ответы детей)

Оберег _ это предмет, группа предметов, которые оберегают людей от сглаза, приносят удачу. Люди издавна боялись неизвестных природных явлений грома, молнию, пожаров, болезней, злых духов. Они символически изображали явления природы и окружающий мир на стенах жилищ, посуде, одежде. Моля у них хорошей погоды, богатого урожая, защиты от грозных стихий.

Кузя приготовил нам много разных оберегов. (показ) (браслеты, кушак, куколки-обереги) Вы видите что обереги украшены крупой, фруктами, шишками и  т.д.

На дне рождении не обходилось без игр. Я вам предлагаю поиграть.

Игра: «Дегустация»

Кузины задания мы выполнили. На Руси любили играть в хороводные игры. Давайте поиграем в игру: «Ворон»

(Дети стоят по кругу. Идем по кругу, произнося слова)

Ой, ребята, та-ра-ра.

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах показ на ноги, наклониться вперед)

В позолоченных серьгах показ на серьги)

Черный ворон на дубу (взмах рук- крыльев)

Он играет во трубу (показ игры на трубе)

Труба точеная, позолоченная.

Труба ладная, песня складна (хлопки в ладоши)

Или

Физминутка.          Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

                                   Печка очень горяча (4 прыжка)

                                    Чи, чи, чи (3хлопка над головой)

                                     Печет печка калачи (4 приседания)

                                     Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

                                      Будет всем по калачу (4 прыжка)

                                        Чо, чо, чо (3хлопка перед собой)

                                       Осторожно горячо.

Садитесь к столу. Предлагаю отгадать загадку.

Я пузырюсь и пыхчу.

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня.

Посадите в печь меня. (тесто)

Загадку отгадали молодцы. Кузя приготовил для вас тесто не спроста. Он предлагает сделать из теста обереги. Да и тесто не простое, а соленое. Оно появилось еще в старину. Много веков назад. Его использовали в Древнем Риме, Египте, Греции. Из него делали сувениры на пасху, рождество. На Руси было принято дарить поделки из соленого теста на Новый год, свадьбу в знак сытости, плодородия, и благополучия. А украшали обереги шишками, семенами подсолнечника, фасолью, овощами и фруктами.

Прежде, чем преступить к лепке разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика.

«Кулички.»

Лепим мы куличики, (работают пальчики, сжимаем, разжимаем кулачки)

Круглые, как личики. (катаем «колобок», круговые движения ладошек)

Получи из печи.

Вкусные калачи.

Засучиваем рукава, приступаем к работе.

Можно объяснить, как лепить. Если у детей возникают трудности показ. Во время работы воспитатель проговаривает пословицы о труде. Хвалит детей от имени Кузи. Посмотрите какие замечательные обереги вы налепили. Хорошо потрудились. А что водят на дне рождении.

«Каравай» Дети водят каравай для Кузи.

Вос-ль: Играми да плясками сыт не будешь. Славился русский народ гостеприимством, да угощением знатным.

(стол накрыт для чаепития)

Хлебом, солью всех встречаем.

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем.

Говорим о том о сем.

Во время чаепития подводим итоги. Выслушиваем мнения детей.

 



 

Комментарии

Занимательное занятие о русских народных традициях!