Консультация для воспитателей «Гигиена голоса у воспитателей ДОУ»
консультация

Баландина Ирина Алесандровна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Гигиена голоса у воспитателей ДОУ»

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения является связующим звеном в коммуникативном процессе (воспитатель-ребёнок, воспитатель-родители-ребёнок), поэтому сфера его деятельности является сферой «повышенной голосо-речевой ответственности», так как речь и голос  становятся важнейшим инструментом деятельности воспитателя, средством реализации всех его профессиональных задач. Голос, используемый в профессиональных целях, должен отличаться устойчивостью и способностью выдерживать длительные нагрузки, большей гибкостью и разнообразием тембра. А ещё полётностью, выразительностью, интонационным богатством.

Проблема развития голоса педагогов и в частности воспитателей детских садов в последнее время приобретает всё большее социальное значение, ведь профессиональные заболевания голосового аппарата у воспитателей встречаются достаточно часто, что влияет на эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

    При анализе особенностей работы педагога – дошкольника, был выделен ряд условий, необходимых для хорошего становления и работы голоса. Самым важным таким условием является необходимость поддерживать постоянную голосовую форму. Следует обращать внимание на беспричинные изменения тембра голоса, охриплость, а также чрезмерную утомляемость.

Также важно не допускать его перенапряжения и переутомления. После окончания рабочего дня необходимо в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров, а при неизбежности таких разговоров следует говорить тихо, пользоваться короткими, лаконичными фразами.

Говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки, да и окружающим трудно слушать маловыразительную немодулированную речь. Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный рото-носовой резонанс.

Для здоровой, нормальной работы голосового аппарата необходимо «разогревать» и «остужать» свой голос. Так перед работой можно выполнять разминку или вибрационный массаж гортани. А после большой голосовой нагрузки хорошо сделать дыхательную гимнастику.

Дыхание  - энергетическая база речи, поэтому первой «ступенькой» работы над голосом должна стать дыхательная гимнастика:

  • Вдох через нос и плавный бесшумный выдох тоже через нос.
  • Вдох носом, а на выдохе ртом считаем сначала до 5, а затем на удлинённом выдохе до 10, 15.
  • Делаем вдох, а выдыхаем через суженное ротовое отверстие сильной струёй, как будто дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы  «пламя колыхалось».

  Следующим этапом работы являются фонационные упражнения на активизацию голосовых связок:

  • Долго произносим звук [М], направляя его как бы в голову, с целью, нахождения для себя оптимального звучания.
  • Произносим слоги «Ра-ра», «Ра-ро», «Ра-ру», «Ра-рэ», «Ра-ры» с поворотами головы то вправо, то влево.
  • «Лягушки». Сделать вдох, ставим язык как можно дальше в правую щеку и с усилием проводим им по щеке вперёд. Данное упражнение помогает доставить дополнительный приток крови к связкам и снять напряжение.

Упражнения основного комплекса органично дополняет комплекс упражнений парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Особенность её заключается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Гимнастика снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения «тяжести в голове», активизирует носовое дыхание, способствует восстановлению голоса при его потере.

Для тренировки мышц артикуляции могут быть полезны всем знакомые вам упражнения «Весёлого Язычка».

 Изменение силы голоса – одно из значимых орудий выразительности речи. Высота голоса создает мелодику тона, окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают всё богатство интонации речи, делают её выразительной и эмоционально окрашенной. Очень полезными в этом плане могут послужить Фонопедические упражнения Емельянова.

   Другим вариантом выработки благозвучности и выразительности речи может служить проговаривание скороговорок в различных интонациях.

Произнесите с интонацией радости скороговорку:

«Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки».

Произнесите с интонацией удивления:

Тары-бары, растабары,

У Варвары куры стары.»

Произнесите с интонацией порицания:

«Зимой бы съел грибок, да снег глубок.»

Произнесите с вопросительной интонацией:

«Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?»

Произнесите с интонацией печали:

«Проворонила ворона воронёнка»

Работа по развитию голоса трудоёмкая и чрезвычайно индивидуальная. Требуется соблюдение особой осторожности. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо обращаться к специалисту фониатру. Но я надеюсь, что предложенные сегодня упражнения помогут вам совершенствовать свои голосо-речевые возможности, что безусловно повысит эффективность ваше работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"

Одним из рабочих инструментов воспитателя является правильная речь. Дети должны слышать только правильные слова в речи воспитателя. В нашем коллективе ведётся постоянная работа над культурой речи педа...

Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»

В материале представлены распространенные речевые ошибки воспитателей при общении с детьми и даны рекомендации по их исправлению....

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей "Певческий голос дошкольника"

Полезные консультации и методические разработки для воспитателей по музыкальному воспитанию...