Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников в развитии творческой личности.
материал (подготовительная группа)

Ерюшева Елизавета Александровна

Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет острую потребность детей в самовыражении и является одним из самых любимых занятий. В этом виде деятельности дошкольники проявляют высокую заинтересованность и, что важно, небольшую утомляемость. Эти виды деятельности выполняют функцию положительно-эмоционального обогащения, вызывают эмоции радости, восторга, вдохновения, вытесняют тревожность, напряжение, чувство беспомощности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmen_opytom.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников в развитии творческой  личности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическая деятельность –  это деятельность в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.

Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет острую потребность детей в самовыражении и является одним из самых любимых занятий. В этом виде деятельности дошкольники проявляют высокую заинтересованность и, что важно, небольшую утомляемость. Эти виды деятельности выполняют функцию положительно-эмоционального обогащения, вызывают эмоции радости, восторга, вдохновения, вытесняют тревожность, напряжение, чувство беспомощности.

Свою работу строю в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, использую методическое пособие Т. С. Комаровой «Детское художественное творчество».

Одна из главных задач воспитания детей в художественно-эстетической деятельности является развитие у них элементов творчества. Детское творчество — первое звено развития творческой деятельности, в которой ребенок проявляет свое понимание окружающего мира, свое отношение к нему. Это помогает детям раскрыть их внутренний мир, особенности восприятия и представления, интересы и способности. Творческие способности формирую у детей поэтапно. На начальном этапе осуществляю накопление знаний и художественных впечатлений, приобретение умений и навыков, которые необходимы для самостоятельной художественной деятельности. И только на следующем этапе становится возможным возникновение творческого замысла, поиска художественных средств. Положительные эмоции усиливаются, если организовать практическое применение детских работ. Лучшими работами украшаем группу, оформляем тематические выставки для родителей, делаем подарки к праздникам и на день рождения товарищей. Все это стимулирует детей проявлять инициативу, усердие, вызывает желание принести пользу людям.

В развитии творческой активности большую роль играет предметно- пространственная развивающая среда, окружающая детей. Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская ). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.

Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики.

Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением), инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. 

В обогащении детей художественными впечатлениями помогают картины, печатные пособия, произведения прикладного, декоративного искусства, фотоальбомы. Эта группа материалов требует обязательного участия взрослого на том этапе, когда детей знакомят с ними. Даже старшие дошкольники не могут самостоятельно принимать особенности колорита, композиции, правильно определять художественную ценность предметов, которые рассматриваются. Кроме того я знакомлю детей с произведениями искусства, рассказываю об их истории. Например, знакомя с дымковской игрушкой, обращаю внимание детей на богатое воображение мастеров, что вызывает у них желание самим создать что-то красивое для себя и других. В старшем дошкольном возрасте, когда уже есть определенный багаж навыков художественных действий, ввожу в предметно-пространственную развивающую среду материалы, которые дети смогут использовать самостоятельно (мозаика, музыкальные инструменты, различные виды театра, материалы для изобразительной деятельности, природный материал, элементы костюмов и декорации). Материалы соответствуют возрасту детей, которые я размещаю в доступном для детей месте, поскольку желание заниматься каким-то видом художественной деятельности может возникают у них в любое свободное от занятий время. Специфика этого вида деятельности заключается в том, что именно во время упражнения в художественных умениях дети реализуют индивидуальные творческие замыслы. Правильно спланировать виды художественной деятельности детей, подготовить необходимые материалы мне помогают индивидуальные беседы с детьми. Накануне ее проведения интересуюсь, чем бы хотел заняться завтра каждый ребенок. Использую методический прием напоминания (Какой замечательный праздник был недавно! Как красиво пели и танцевали дети!) Такой подход восстанавливает в памяти детей художественные впечатления, вызывает стремление творить прекрасное. Основной принцип — атмосфера должна способствовать художественной деятельности и обеспечивать свободный выбор, без этого творческий процесс невозможен. Настраиваю детей на качество конечного результата и сообщения о том, где и как он будет использован. После того, как дети выбрали вид художественной деятельности по своим интересам, побуждаю к творческому подходу ее осуществления. Например, можно обратиться к детям: «Старайтесь придумать и сделать из природного материала такую игрушку, какую мы еще не делали. Этими игрушками оформим выставку «Дары осени». Или «Придумайте узор и раскрасьте салфетки так, как мы еще этого не делали. Пофантазируйте!» Это активизирует творческое воображение дошкольников, вызывает положительное стремление принести радость людям. Применяю такой принцип индивидуального подхода к ребенку, как поощрение. Для формирования у детей самоуважения, уверенности в своих возможностях проявляю внимание и доброжелательность. Включением ребят в игровую ситуацию и сюрпризные моменты стимулирую интерес воспитанников к изучению объектов искусства, создаю творческий стимул к практической деятельности. Игра может выступать в роли структурного элемента образовательного занятия, а может быть инициирована в самостоятельной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры «В музее», «Экскурсия», «Оркестр», драматизация сказочных сюжетов при помощи наборов для кукольного и пальчикового театра).

Художественное слово (стихи, загадки, потешки), задачки-шутки. Имеют яркую, развлекательную тональность и одновременно развивают мыслительные способности детей (умение рассуждать, сравнивать, находить правильный ответ, анализировать), тренируют память, стимулируют продуктивное творчество

 Решению основной задачи — развитие художественно-творческих способностей - мне помогает правильная оценка результатов детской деятельности. В отличие от оценки, которая дается на НОД, основной акцент здесь делаю на наличии в работе элементов нового, творческого начала. Поэтому, при оценке детских работ я выделяю такие работы, которые отличаются оригинальностью, пусть даже незначительной. Как уже было отмечено, этим работам необходимо найти практическое применение. Однако не забываю о других детях — всех следует похвалить, в каждой работе найти положительное. Моими союзниками в этом направлении являются родители. Родителям в семье рекомендую осуществлять индивидуальный подход к своему ребенку, чтобы он стремился воплотить свои художественные наклонности и интересы. Консультации для родителей по организации предметно – пространственной развивающей среды дома стимулирует детей к творческой деятельности. Стремление дошкольников к художественной деятельности формируется двумя путями: во-первых, когда родители сознательно влияют на возникновение интереса к прекрасному, на формирование у ребенка соответствующих умений и навыков, и, во-вторых, когда взрослые своим примером вдохновляют малыша, побуждают участвовать в совместной деятельности. Большую радость и богатство впечатлений приносят дошкольникам творческие выставки работ, выполненных совместными усилиями родителей и детей. На просмотр приглашаем родителей и детей, которые не принимали участия в оформлении выставки. Это помогает привлечь их к художественной деятельности. Именно поэтому, дети приобрели устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности. Свободно действуют с различными материалами и инструментами. Дети стали наблюдательнее, развился художественный вкус. У воспитанников сформированы чувство цвета, координация глаза, владение кистью руки. Дети добиваются результатов в продуктивной деятельности, используют их в игре. С большим удовольствием экспериментируют. А главное — они готовы к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В РАМКАХ ФГОС

В статье говорится,  какую роль играет художественно-эстетическое воспитание на развитие гармоничной личности ребенка.  Благодаря искусству ребенок становится физически, нравственно и психич...

Эссе «Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников».

Дошкольный возраст -  особенный возраст для эстетического воспитания....

Эссе "Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников"

Материал для выступления на педсовете, методическом объединении педагогов...

Эссе воспитателя «Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников»

Известно, что чем раньше формируется интерес ребенка к искусству, тем он более устойчив. Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Чт...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль художественно-эстетического развития в нравственном воспитании дошкольников"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"Роль художественно- эстетического развития в нравственном воспитании дошкольников"...

Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников

В детском возрасте фактором гармоничного развития является творческая деятельность. Дошкольное детство это благоприятный период развития у детей способности воспринимать и чувствовать прекрасное в жиз...

Эссе на тему "Роль художественно- эстетического воспитания для дошкольников"

Эстетическое воспитание дошкольников - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка , формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и иску...