Отчет по самообразованию
материал (средняя группа)

«Развитие мелкой моторики детей среднего возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_samoobrazovanie.docx43.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 12

Отчет по самообразованию

«Развитие мелкой моторики детей среднего возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Выполнил: Касикина.О.А                                                                                                    

2023г

Актуальность:

С давних пор именно продуктивной деятельности уделяется огромное внимание. Ее применение в детском саду помогает малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок; позволяет расширить палитру тактильных ощущений, а значит, как следствие, способствует развитию мелкой моторики.

Почему так важно вовремя начать развитие мелкой моторики? Причин тому несколько.

Любая тренировка пальцев рук – неотъемлемая часть воспитательно - образовательного процесса, направленного на развитие речи детей дошкольного возраста. Физиологами доказано, что примерно третью часть площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости к речевым зонам коры. Именно это позволяет рассматривать кисть руки как «орган речи».

Мелкая моторика – один важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе, определяющий овладение его письмом, и как следствие, оказывающий непосредственное влияние на успеваемость.

Существует множество средств совершенствования мелкой моторики дошкольников, но наш выбор пал на нетрадиционное рисование.

Чрезмерный интерес к этой теме нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.

Целью работы над темой стало создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Для достижения цели поставлен рядзадач:

- изучить методическую и психолого – педагогическую литературу по теме;

- проанализировать опыт коллег по ознакомлению детей раннего возраста с нетрадиционными техниками рисования (ладошками, пальчиками, методом тычка);

- осуществить подбор занятий по нетрадиционному рисованию;

- оценить целесообразность и успешность применения нетрадиционных техникрисования как средства совершенствования мелкой моторики детейраннего возраста;

- способствовать педагогическому просвещению родителейпо вопросам развития мелкой моторикидетей посредством применения нетрадиционных техник рисования;

- поделиться опытом с коллегами по вопросу положительного влияния нетрадиционных техник рисование на развитие мелкой моторики детей раннего возраста.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

Началу работы предшествовала довольно объемная подготовка: изучена литература по теме, проанализирован опыт коллег в данном направлении, расширена предметно – пространственная среда группы, осуществлен подбор нетрадиционных техник рисования в соответствии с возрастными возможностями детей, составлен перспективный план работы на учебный год.

Для отслеживания эффективности проводимой работы нами был поведен мониторинг развития мелкой моторики воспитанников. Обследование проходило по следующим направлениям:

  • упражнения на координацию движений;
  • упражнения на повторение фигур из пальцев.

Результат на начало года наглядно представлен в диаграмме:

В течение учебного года с детьми проводились занятия с применением нетрадиционных техник рисования:

- рисование ладошками;

- рисование пальчиками;

- пуантилизм (рисование ватными палочками);

- рисование штампами;

- рисование методом тычка.

Кроме организованной деятельности, детям были предоставлены в свободное пользование материалы для самостоятельного творчества: шаблоны для пластилинографии, штампы.

В течение всего срока работы над темой продуктивно велась работа с родителями:

  • проведено анкетирование «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»;
  • оформлена консультация «Пластилинография – это интересно!»;
  • организован семинар-практикум «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».

В конце года для родителей была оформлена выставка детских рисунков.

Опыт работы по теме был передан коллегам в форме мастер – класса «Чудеса пластилинографии».

Результат:

В конце года был проведен контрольный мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей. Результат наглядно представлен в диаграмме.

По итогам работы над темой были выявлены следующие результаты:

движения пальцев рук детей стали более точными;

  • у детей сформированы навыки рисования;
  • у детей сформированы представления о нетрадиционных техниках продуктивной деятельности;
  • дети стали использовать приобретенные умения и навыки в самостоятельной деятельности.

Вывод и перспективы на будущее:

Подводя итоги, следует отметить, что мелкая моторика не развивается сама по себе, ее развитие необходимо стимулировать. Это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. То, насколько совершенной будет ручная умелость у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, какие условия они создадут для этого. Нетрадиционные техники рисования продемонстрировали отличный результат по совершенствованиюмелкой моторики воспитанников. Данный опыт мы планируем применять и далее, расширяя условия в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Список литературы:

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
  3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
  4. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...