Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками.
методическая разработка

Милохова Елена Петровна

Тема мастер-класса «Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками». В условиях современного общества, думаю, что успех во многом определен качеством и количеством имеющейся у каждого из нас информации.

 «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Это высказывание немецкого банкира Натана Ротшильда, актуально и сейчас. Этими словами автор хотел сказать, что если человек располагает ценными знаниями, то он может стать довольно успешным. Я согласна с мнением автора, даже в современном обществе эта тема актуальна как никогда, так как с каждым годом становится всё больше информации и если правильно ее подать, то можно    добиться    больших успехов.

Актуальность. В современном мире и нашим детям приходится сталкиваться с большим количеством информации, с необходимостью её понять, запомнить и применять в жизни. В связи с этим педагог должен вводить в практику новые формы работы, которые позволяют «разбудить» дремлющую в каждом воспитаннике жажду познания. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Мы, взрослые, имея жизненный опыт, как-то умеем информацию группировать, упорядочивать и детей полезно этим приёмам научить. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования в работе интеллектуальных карт, данная технология соответствует современным тенденциям развития образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx509.28 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: знакомство педагогов с практическими способами применения в образовательной деятельности метода интеллектуальных карт Тони Бьюзена.

Задачи:

  • вызвать у педагогов интерес к методу «Интеллект-карт»;
  • познакомить коллег с методом «Интеллект-карт» и рекомендациями по их составлению;
  • показать возможности применения интеллект-карт в образовательной деятельности с дошкольниками;
  • отработать методику создания интеллект-карты в деятельностном режиме.

Целевая аудитория: педагоги.

Оборудования: интерактивная доска, ватман 3шт., стикеры, фломастеры, цветные карандаши, клей, картинки. 

Добрый день, уважаемые коллеги.

СЛАЙД        1. Тема мастер-класса «Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками». В условиях современного общества, думаю, что успех во многом определен качеством и количеством имеющейся у каждого из нас информации. 

СЛАЙД        2. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Это высказывание немецкого банкира Натана Ротшильда, актуально и сейчас.

Этими словами автор хотел сказать, что если человек располагает ценными знаниями, то он может стать довольно успешным. Я согласна с мнением автора, даже в современном обществе эта тема актуальна как никогда, так как с каждым годом становится всё больше информации и если правильно ее подать,        то можно        добиться        больших успехов.

Актуальность. В современном мире и нашим детям приходится сталкиваться с большим количеством информации, с необходимостью её понять, запомнить и применять в жизни. В связи с этим педагог должен вводить в практику новые формы работы, которые позволяют «разбудить» дремлющую в каждом воспитаннике жажду познания. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Мы, взрослые, имея жизненный опыт, как-то умеем информацию группировать, упорядочивать и детей полезно этим приёмам научить. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования в работе интеллектуальных карт, данная технология соответствует современным тенденциям развития образования. 

СЛАЙД 3. Немного из истории метода «Интеллект-карт».

 Что такое интеллектуальная-карта?

 Интеллектуальная карта – это графический способ представления информации и простой метод запоминания, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируются познавательные процессы.

C:\Users\User\Desktop\hello_html_567ca249.gif

СЛАЙД 4. Интеллектуальные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта Тони Бьюзен, который во время своего обучения искал способ эффективного запоминания и систематизирования информации. Этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику, благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. 

Интеллект-карта - необычный вид деятельности, имеющий много общего с

игровой, это эффективный способ работы с информацией, доступный для детского восприятия, составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания стимулирует творчество детей, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга. Она помогает детям выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) логические цепочки событий, не требует длительной подготовки  к применению   и   большого количества   материала.

СЛАЙД 5. Полезные свойства интеллект-карт: 

- Наглядность - вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.       Привлекательность -  хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

- Запоминаемость - благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

- Творчество - интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения. 

- Возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).

СЛАЙД 6. Условия и правила создания интеллектуальных карт.

1.Используются цветные карандаши, маркеры, фломастеры.

2.Используется лист любого формата и располагается горизонтально.

3. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

4. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки,

картинки.

5. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

6. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго,

третьего уровня и т.д. соединяются с главными ветвями.

7. Над каждой линией – ветвью можно писать только ключевое слово.

8. Для дошкольников лучше использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове, в подготовительной группе можно использовать и слова, если дети читают.

9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не

смешивались с соседними ветвями.

  СЛАЙД 7. Основная идея. Основная идея моей работы заключается в том, что наряду с общепринятыми методами и приемами, я начала использовать технологию интеллектуальных карт, как один из активных методов обучения, который обеспечивает высокую познавательную активность детей, развивает речь, самостоятельность, творчество, способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

СЛАЙД 8. Поставила перед собой цель и задачи. 

Цель: систематизация знаний детей через использование метода интеллектуальных карт.

С задачами можете ознакомится на экране.

Задачи:

- расширять кругозор детей и целостное представление о   предметах и явлениях окружающего мира;

- формировать познавательные действия;

- развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;

- создать условия для овладения детьми технологией -самостоятельного заполнения интеллект – карты;

- развивать память, воображение и творческую активность;

- развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между собой и окружающим миром;

- воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности.

СЛАЙД 9. Интеллектуальные карты начала использовать в своей работе  с этого учебного года, (средний дошкольный возраст), метод для меня и для детей новый. Сначала это были несложные по содержанию карты, и они были готовые, составленные мною, отражающие одну тему «Овощи», «Фрукты». «Животные», далее мы продолжили составлять интеллект-карты вместе с детьми в основном по лексическим темам. Ознакомила родителей своих воспитанников данным методом, и они вместе с детьми составляли дома интеллект-карты, как домашнее задание.

Например: Интеллект - карта по теме «Домашние животные». Центральная картина (идея) – это домашние животные, первые стрелки (линии) обозначают каждое животное по отдельности – это под-идея, следующие - уровни (где живет, что ест и т.д.). Каждый блок имеет своё продолжение и разбивает блок на более мелкие под темы.

СЛАЙДЫ 10-15. Предлагаю вам просмотреть интеллект – карты, которые мы составили совместно с детьми и родителями.

СЛАЙД 16. Интеллект-карты могут составляться:

- воспитателем в совместном взаимодействии с воспитанниками как иллюстрирование рассматриваемой в занятии темы или в ходе проектной деятельности, а также при решение проблемных ситуаций;

- детьми самостоятельно в ходе итогового мероприятия как закрепление материала по определенной теме или объединить детей в команды по интересам, давая возможность детям право выбора темы и товарищей по работе;

- детьми вместе с родителями. Это послужит поводом увлечь родителей тем, какую тему обсуждает педагог с детьми в стенах детского сада.  

Можно составлять интеллект  карту во время беседы, в этом случае готовая карта потом используется много раз. Во время совместного с детьми создания        интеллект-карты        идет        обсуждение        и проговаривание. С опорой на карту ребенок легко может составить рассказ по теме. Карту можно дополнять и расширять.

СЛАЙД 17. Вывод. Хочется отметить, что использование интеллект - карт открывает новые возможности: развивается память, мышление, ребенок не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным, а речь ребенка более связным. Таким образом, в современном мире где идет большой поток информации, применение интеллект - карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. А также в условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию областей.

СЛАЙД 18. Практическая работа по составлению интеллект - карт участниками мастер-класса.

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю разделится на 2 группы, по 4 человека. И ваши команды попробуют создать несложные интеллект-карты на темы «Семья», «Детский сад». А с остальными сейчас мы вместе составим интеллект-карту. Предлагаю Вам ключевую идею «Морковь». Нарисуем в центре нашего листа морковь (это ключевая идея).

Нарисуем главные ветви и напишем слова.

Морковь – это овощ.

1.Где растет? – на грядке.

2.Форма – треугольник

3.Цвет – оранжевый

4.Вкус – сладкая

5.Что можно приготовить? – добавить, в суп, сделать морковный сок, испечь морковный пирог.

Когда вся интеллект-карта заполнена, можно составить рассказ по теме «Морковь».

После, каждая группа представляют работы, по теме «Семья» и «Детский сад».

Уважаемые коллеги, мы сейчас с вами попробовали, как можно использовать интеллект-карту в работе с детьми. И мы видим, что она помогает наглядно запомнить всю информацию.

  Безусловно, я планирую продолжать работу с детьми в данном направлении и думаю, что подача информации для детей в виде интеллект - карт точно принесет успехи.

СЛАЙД 19. Рефлексия: Сейчас я вам предлагаю написать синквейн. Для этого вам предлагаю взять стикеры и написать синквейн.

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из пяти строк.

Правила построения синквейна:

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным. Например: Солнце.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Яркое, далекое.

В третьей строчке, посредством использования глаголов описываются действия, относящиеся к слову. В третьей строке три слова. Согревает, светит, радует.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а предложение, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. Я люблю солнце.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме. Звезда.

Солнце:

Яркое, далекое

Согревает, светит, радует нас.

Я люблю солнце.

Звезда.

СЛАЙД 20. Спасибо за внимание, и за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

В статье говорится о том, что такое интеллект - карта и как можно её использовать в дошкольном образовательном учреждении....

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

Знакомство педагогов с методом "Интеллект-карт", рекомендации по их использованию в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

Цель данного Мастер-класса повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Ин...

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

С ведением ФГОС ДО обязывают педагогов находиться в постоянном поиске идей и новинок для более качественной организации развития дошкольников. Наша задача воспитателей - создать оптимальные услов...

Выступление на методическом объединении на тему "Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками"

Выступление на методическом объединении на тему "Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками"...