Театрализованные игры для детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Патокина Анна Алексеевна

Театрализованные игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста:

* Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

* Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

* Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

* Игра-импровизация под музыку

* Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель

* Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель

3. Ролевой диалог героев сказок

4. Инсценирование фрагментов сказок о животных

5. Одно-темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Знаменитый советский психолог Л.С. Выготский отмечал, что театр — самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление, тренирует память, восприятие, совершенствует речь. Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность. Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе.

  • Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
  • Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
  • Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
  • Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
  • В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в них много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому что в основе его лежит игра. Поэтому, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.

Все театрализованные игры делятся на:

— режиссерские (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) — в этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей;

— игры-драматизации, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы-бибабо, и соответствуют определению: «Драматизировать — значит разыгрывать в лицах какое-либо материальное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму.

Приведем примеры театрализованных игр по возрастам:

Театрализованные игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста:

* Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

* Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

* Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

* Игра-импровизация под музыку

* Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель

* Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель

3. Ролевой диалог героев сказок

4. Инсценирование фрагментов сказок о животных

5. Одно-темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам

Начиная со среднего возраста (4-5 лет) необходимо последовательно знакомить с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В этом неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще недостаточно сформировалась. Воспитатели стимулируют желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов

Театрализованная игра способствует развитию таких качеств личности, как: наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки.

Старший дошкольный возраст — дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

Театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. При игре в кукольный театр невозможно играть молча, ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители.

Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре — слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления творческих способностей детей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа .

Проблема гражданско-патриотического воспитания дошкольников чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества, так как в последние годы традиционное патриотическое сознание России постепенно теряется. Вовлечение детей в патриотизм и гражданство целесообразно даже в дошкольном возрасте — это самое плодотворное время для передачи священного чувства любви к Родине. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитывать гражданина и патриота, формировать самооценку ребёнка и прививать ему положительные качества как ответственного, смелого и духовно развитого человека, сознание которого основано на патриотическом духе.

Одной из основных задач дошкольного образования является формирование патриотизма, что имеет большое значение для социально-гражданского и духовного развития личности ребёнка. Патриотизм предполагает формирование и долгосрочное развитие целого комплекса позитивных качеств. Это развитие основано на интеллектуальной, моральной и социокультурной составляющих. Патриотизм проявляется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности человека, который осознает свою неотделимость и неотделимость от Отечества. Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к родному городу, к дому и к родителям. Изучая историю своей родины, своего города, дети не только приобретают знания, но и узнают о событиях, которые сформировались на протяжении многих веков и непосредственно повлияли на ход современной жизни.

Современные дошкольные образовательные учреждения активно занимаются нравственно-патриотическим воспитанием, созданием детских представлений о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне. А поскольку мы являемся жителями города Санкт-Петербурга, жителями, чьи родные пережили блокаду Ленинграда в годы войны, то, безусловно, много работы с воспитанниками старших групп ведётся по данному направлению. Логопед, воспитатели, методист, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре активно участвуют в организации работы в этой области. Чтобы познакомить детей с незабываемым подвигом жителей осажденного Ленинграда, мы, воспитателя, и все работники дошкольного учреждения построили свою деятельность по следующим направлениям: Провели серию тематических занятий на тему «Блокада Ленинграда»; Использовали сохранившиеся фотографии, иллюстративный материал для ознакомления старших дошкольников с жизнью людей, которые были в осаждённом Ленинграде; Во время патриотических мероприятий использовали музыкальные произведения военных лет (фрагменты из Симфонии № 7 «Ленинградской», Д. Шостаковича; «У памятника детям блокадного Ленинграда» Е. Никитин; «Снова Осень пришла в Ленинград» (Блокадный вальс); Совместно с другими сотрудниками дошкольного учреждения (логопед, музыкальный руководитель и др.) рассматривали и обсуждали фотографии, на которых изображён осаждённый Ленинград; Знакомили воспитанников с военным временем, с жизнью взрослых и детей в тяжелейшие годы, привлекали родителей в патриотическое воспитание их детей. Заучивали стихотворения о войне, победе, героической обороне города, о прорыве блокады; организовывали выставки рисунков и поделок, посвящённых Дню снятия блокады Ленинграда; Проводили совместную подборку художественных работ для детей и родителей для использования в патриотически — воспитательных беседах; Привлекали детей к созданию сувениров и открыток для ветеранов войны; Организовывали торжественные мероприятия к Дню снятия блокады Ленинграда. За время проведения, как нам кажется, большой работы с воспитанниками, они много узнали о людях, которые героически сражались, чтобы отстоять наш город от захвата фашистами, о том, как они жили, трудились, насколько бережно относились к хлебу.

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без знаний исторического прошлого своего родного города, знаний о подвиге народа, пережившего тяжёлые годы блокады. Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство — благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребёнок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, лёгкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему. Во время такой серьёзной деятельности со стороны дошкольных образовательных учреждений, как нам кажется, у дошкольников формируются представления о людях, которые героически сражались, чтобы защитить наш город от захвата нацистами, как они жили, как тяжело они работали и с какой важностью относились к хлебу. Воспитание гражданина и патриота, который знает и любит свою Родину, свой город, не может быть успешно достигнуто без знания исторического прошлого его родного города и осознания подвига ленинградцев в трудные годы блокады. Патриотизм, как нравственная черта, является результатом целенаправленного воспитания, а дошкольное время — подходящее время для ознакомления ребёнка с национальной культурой. Поэтому очень важно воспитывать истинного патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребёнок начинает социально развиваться. Это время наиболее выгодно для формирования патриотизма благодаря его психологическим характеристикам, так как дошкольники характеризуются высокой чувствительностью, лёгкостью обучения, полным доверием к взрослым, стремлением подражать им, эмоциональной отзывчивостью и интересом ко всему в окружающей среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры для детей дошкольного возраста

“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,Морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов) [[{"type":"media","view_mode":"medi...

Театрализованные игры для детей дошкольного возраста

В методической разработке представлены театрализованные игры и этюды для дошкольников в помощь педагогам...

«Вернисаж сказок" - методическая разработка театрализованной игры для детей дошкольного возраста «Вернисаж сказок

                    Цель: развитие интереса к устному народному творчеству (сказкам). Создание условий для активного использования сказок ...

Театрализованные игры для детей дошкольного возраста

В детском саду театрализованные игры направлены на формирование личностных качеств дошкольников....

Театрализованные игры для детей дошкольного возраста

Театрализованные игры для детей дошкольного возраста. Способствуют развитию интонационной выразительности, передачи игрового образа, выразительности движений. Развивают память, воображение, внимание, ...

Картотека "Театрализованные игры для детей дошкольного возраста"

Театрализованные игры для детей дошкольного возраста...